Литература
-
"Погружение" в текст художественного произведения 2010
Приобщение к чтению – основная задача учителя литературы. Учитель должен быть немного актёром. Чтобы урок не стал «театром одного актёра» - учителя, - надо вовлечь в игру учеников. «Погружение» в текст – это своеобразное «присвоение» материала, возможное при условии, что материал понят, «переведён» на «свой» язык. Ученик проникается мыслями, чувствами, поступками героев и сам начинает думать, как они, просчитывать их поведение в различных ситуациях, даже говорить на «языке» персонажей.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы "Духовные ценности и духовная память" 2010
Часто провожу интегрированные уроки русского языка и литературы. Подобные уроки решают на практике несколько задач: помогают учащимся понять язык, синтаксический строй текста, готовят их к лингвистическому анализу произведения, повышают интерес не только к литературе, но и к занятиям родным языком. В конце занятия представлено тестовое задание в форме малого ЕГЭ по литературе, предложенные вопросы учитывают требования, предъявляемые к содержанию образования в 7-м классе.
-
"Чехов улыбается, Чехов смеется, Чехов издевается… Почему чиновник умер?" (По рассказу 1883 г. "Смерть чиновника") 2010
Урок по рассказу А.П. Чехова рекомендую проводить в 10-м классе, изучая раннее творчество писателя. Работа над произведением позволяет продолжить обучение сравнительному анализу произведений и сравнительной характеристике героев.
-
Театральный урок "Элли находит друзей". 5-й класс 2010
Цель и задачи урока: раскрыть с помощью театрального искусства характер любимых героев; сравнить характеры героев книги, спектакля и мультфильма; воспитывать у учащихся на примере понравившихся героев любимой книги детства чувство взаимовыручки, умение «болеть» друг за друга, взаимопомощи и дружбы.
-
Игра "Умники и умницы" по теме "К чему изобретать национальный гений? Ведь Пушкин есть у нас!" 2010
Данная игра преследует цель расширения кругозора учеников и повышение интереса к учебе. Это своеобразный общественный смотр знаний. В игре принимают участие старшеклассники индивидуально. За месяц до ее проведения учитель знакомит участников с правилами игры, критериями оценки ее результатов, дает список рекомендуемой литературы.
-
Идейно-художественное своеобразие рассказа В.Закруткина "Подсолнух" 2010
На уроке литературы в 11-м классе учащиеся через идейно-художественное своеобразие рассказа В.Закруткина «Подсолнух» учатся находить художественные средства выражения и определять их роль в произведении, определяют идею произведения, авторскую позицию, знакомятся с понятиями: "образ праведника", "реминисценция".
-
Информационные технологии на уроках литературы 2010
В статье рассказывается, как учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством А.П. Чехова во время поездки в дом-музей писателя.
-
Интегрированный урок английского языка и русской литературы в 10-м классе по теме "Добро и зло в произведениях русской и английской литературы" 2010
Учитель на уроке применяет знания учеников, полученные на уроках английского языка и русской литературы с тем, чтобы провести сравнительный анализ двух произведений и выйти на литературно-художественные и философские обобщения. Повышает речевые и фактические компетенции по двум предметам. Расширяет кругозор и стимулирует к научно-проектной деятельности.
-
Гоголь и живопись 2010
Урок литературы в 6-м классе поможет по-новому взглянуть на творчество этого замечательного писателя, увидеть и почувствовать, как мастерски владеет Гоголь словом. Знакомство с данной особенностью гоголевского мастерства поможет в дальнейшем обратить внимание на яркость, красочность картин народной жизни и природы в повести "Ночь перед Рождеством", на различное описание фантастического и реального пространств, т.е. углубить и сделать более полным восприятие произведений Гоголя.
-
Урок-кроссворд по лирике А.С. Пушкина в 6-м классе "Отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта" 2010
Урок - это еще одна попытка учителя, чтобы показать ученикам красоту и богатство поэтического наследия великого поэта. На уроке использованы разнообразные приемы работы, позволяющие активизировать внимание учащихся, развить у них познавательный интерес и творческие способности.
-
Герой ранней лирики Маяковского 2010
Статья может быть полезной как учителю, так и учащимся 11-го класса на уроке литературы, так как содержит размышления о раннем творчестве поэта В.В. Маяковского. Кроме того, ее можно рекомендовать в качестве справочного и дополнительного материала при подготовке к контрольному сочинению по творчеству В.В. Маяковского.
-
Урок-исследование по рассказу А.П. Платонова "Юшка" 2010
Урок разработан с применением ИКТ-технологий: учащиеся составляют литературную карту на интерактивной доске, представляют групповые д/з в игровой форме. Задания на уроке нацелены на формирование умения анализировать и сопоставлять содержание рассказа и его нравственную направленность с окружающей жизнью, со своими поступками.
-
Урок-игра по литературе "Славна богатырями земля русская". 7-й класс 2010
Талантливый русский народ создал богатый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразились достоинство и ум народа, его нравственный облик и душа, его историческая память. Если мы будем знать фольклор, будет жива память народная, вечно будет славиться Русь богатырская!
-
Интегрированный урок литературы и немецкого языка на тему "Баварский период в творчестве Ф.И. Тютчева" 2010
Урок является совместным творчеством и опытом работы учителей русского и немецкого языков, посвящен периоду жизни и творчеству великого русского поэта Ф.И. Тютчева в Баварии.
-
Семейные ценности в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
На уроке постараемся определить семейные ценности и понять, какие направления в "семейном вопросе" раскрыл Пушкин в повести "Капитанская дочка", и прав ли Достоевский в своем высказывании: "Создается общество началами нравственными, и эти нравственные начала закладываются в семье".
-
Стихи… Проза… Стихотворения в прозе И.С. Тургенева 2010
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева, помочь раскрыть и понять смысл стихотворений, тему, идею; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать доброту, чуткое отношение к людям.
-
Развитие речевой компетенции на уроках русского языка и литературы 2010
При проведении ЕГЭ широко используются технология методики и централизованного тестирования. Для успешного выполнения задания по написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту необходим многоаспектный анализ, отдельные элементы которого включены в тестовые задания.
-
Дерзающим судьба помогает (по роману Ж.Верна "Пятнадцатилетний капитан") 2010
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством Ж.Верна, совершенствуют умения анализировать прозаическое произведение, работают над определением жанра произведения. Урок служит воспитанию читательского интереса к изучению зарубежной литературы, развитию навыков работы с художественным текстом, развитию монологической речи, абстрактно-образного мышления.
-
Внеклассное мероприятие "Поймай звезду" 2010
Всем известно, что учащиеся не любят тот этап урока, на котором происходит опрос по ранее изученному материалу. Им это не интересно, они боятся неудач, неудовлетворительной оценки. Вашему вниманию предлагается интегрированный урок-игра «Поймай звезду», который поможет закрепить материал по девяти общеобразовательным предметам, да еще и в интересной для учащихся форме.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе по повести В.Короленко "Слепой музыкант" 2010
Цели урока: формирование понятия «счастье», развитие умений анализировать и систематизировать информацию, формирование эмоционального отношения к проблеме художественного произведения.
-
И.А. Бунин "Косцы". Изображение природы и народного труда. Образ Родины. 5-й класс 2010
Представленный урок – один из уроков по творчеству писателей-орловцев. В статье предложены разные виды анализа текста рассказа «Косцы» с использованием произведений разных видов искусства; в уроке даётся опыт составления опорной схемы. Изучение биографии И.А. Бунина представлено с опорой на знания учащихся об истории родного города.
-
Педагогическое эссе "Люблю родной язык" 2010
В статье представлено эссе на тему любви к родному языку. Эссе поможет учителям определить родной язык при работе с учащимися.
-
Образ матери в произведениях Н.А. Некрасова 2010
Данный урок позволяет выйти за рамки изучаемого материала в 10-м классе, так как одновременно анализируется и сравнивается несколько произведений: глава "Крестьянка" из поэмы "Кому на Руси жить хорошо", поэма "Мать", стихотворение "Родина". Урок позволяет рассмотреть, как образ матери представлен в творчестве поэта Н.А. Некрасова.
-
А.П. Чехов "Вишневый сад". "Весь смысл и драма человека внутри…" 2010
Сочетание в пьесе "внешнего" и "внутреннего" действия помогает почувствовать душевное состояние героев, увидеть их как бы изнутри, со всеми их мыслями, чувствами, тревогами, ожиданиями, ощутить высокое мастерство Чехова-драматурга.
-
Чичиков у Ноздрева (изучение 4-й главы поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души") 2010
Данный урок входит в цикл уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Известно, что центральная сюжетная линия произведения Гоголя – изображение помещиков, их быта и образа жизни. Урок, посвящённый изучению темы «Чичиков у Ноздрёва», включает элементы проблемно-диалогического обучения и требует от учеников навыков текстологического анализа и навыков образного мышления.
-
Соцветие мудростей в сказке В.М. Гаршина "Attalea Princeps". 5-й класс 2010
На уроке учащиеся знакомятся с биографией В.М. Гаршина, идейно-смысловым и художественным содержанием сказки "Attalea Princeps"; создаются условия для развития умения интерпретировать художественное произведение, развития устной речи, образного и логического мышления, развития творческих способностей учащихся.
-
Особенности поэтики Николая Гумилева 2010
Урок дает возможность познакомить учащихся со своеобразием поэтической манеры автора, показать связь его произведений с традициями романтизма. На уроке используются элементы интеграции: сопоставление стихотворений Н.С. Гумилева с полотнами французского художника П.Гогена, проведение литературных параллелей. На заключительном этапе урока дети знакомятся с понятием "акростих".
-
Родная природа в стихотворениях поэтов XIX–XX вв. 2010
Опыт учителя, совмещающего в своей работе инновации и традиционные приёмы преподавания литературы, поможет провести занятие в необычной форме. Цель таких уроков – научить детей мыслить раскованно и творчески, самостоятельно выстраивать свои знания.
-
Конспект итогового урока по литературе. 5-й класс 2010
В статье предложен синтетический урок, посвященный русскому фольклору. Цель урока – закрепить знания о художественных особенностях фольклора и отличиях его жанров, показать его роль в жизни и культуре человека, расширить понимание детьми воспитательной и образовательной функций фольклора, углубить представления о национальном своеобразии и общечеловеческом значении фольклора народов мира.
-
О необходимости работы над углубленным изучением поэтического текста 2010
Занятия по углубленному изучению поэтического текста дают возможность организовать систематическое и целенаправленное наблюдение за использованием в поэтическом тексте выразительно-изобразительных средств разных единиц русского языка, расширить кругозор учащихся по стиховедческой науке, глубже усвоить поэтический раздел литературы, создать живую творческую атмосферу.