Телекоммуникационный проект "За коньком-горбунком по любимой сказке"

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа


Эй, девчонки, эй, мальчишки,
Паиньки и шалунишки!
Говорят, что книжка есть,
И мы можем в ней прочесть
Про конька, и про Ивана,
И про рыбу с океяна,
Про прекрасную жар-птицу,
Про царя и царь-девицу.
Много в ней чудесных слов,
Написал ее Ершов.
Этой книжечке в обед
ровно 175 лет!
Ну, что, книжку-то узнали?
Да еще и прочитали?
Так скорее в Интернет!
Сайт там есть, а в нем – проект.
Не проект, а просто чудо,
 
Мы, друзья, вам лгать не будем!
Выходи скорее в путь
Да про край свой не забудь!
Про него кой-что узнаешь,
Коль Ершову доверяешь.
А до финиша дойдете,
Испытанья все пройдете,
Все постигнете секреты,
Превратим мы вас в поэтов.
Ваши все произведенья
Для другого поколенья
Поместим в библиотеку,
Что доступна человеку.
Мы желаем вам удачи,
Всем, всем, всем,
А как иначе!

 

Мы приглашаем отправиться с нами в путешествие по страницам сказки Петра Ершова “Конек-горбунок”.

Это замечательное произведение было написано 175 лет назад. Трудно представить себе современную детскую литературу без этой сказки, равно как и историю Сибири без знаменитого юноши из Тобольска. А ему, поэту-сказочнику Петру Павловичу Ершову, в марте 2010 года исполняется 195 лет.

Вас ждут задания по литературному краеведению, лексикологии, изобразительному искусству, информационным технологиям, словом, все те знакомые тропинки, что делают сказку сказкой, чудом из чудес.

Цель проекта: создать Интернет-библиотеку по лучшим творческим работам 5 этапа.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • расширить лексический запас и кругозор учащихся;
  • формировать навыки работы с художественным текстом;
  • формировать навыки грамотного письма;
  • развивать навыки работы на компьютере.

Развивающие: развивать творчество учеников, оригинальность мышления и способность к созданию самостоятельных творческих работ.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к литературе, географии, истории родного края;
  • осуществлять эстетическое и нравственное воспитание школьников;
  • воспитывать языковую культуру личности ребенка;
  • воспитывать читательскую культуру.

Авторы проекта:

  • Сокина Светлана Ивановна – учитель русского языка и литературы,
  • Бурова Анна Федоровна – учитель русского языка и литературы,
  • Бурлакова Наталья Викторовна – учитель информатики.

Участники проекта – ученики 1–4 классов. Участие в проекте командное.

Предметы: литературное чтение, краеведение, русский язык, изобразительное искусство, информатика, окружающий мир.

Этапы и сроки проведения:

  1. 1-й этап – регистрация участников – 7 дней.
  2. 2-й этап – литературный тест “Перечитаем знакомые строки” – 10 дней.
  3. 3-й этап – “Разберемся с незнакомыми словами” – 10 дней.
  4. 4-й этап – “Поработаем с иллюстрациями” – 14 дней.
  5. 5-й этап – творческий конкурс “Перепишем старое на новый лад” – 14 дней.
  6. 6-й этап – подведение итогов – 14 дней.

Второй этап. Перечитаем знакомые странички.

“Эту сказку мы с детства знаем”, – скажете вы. А давайте проверим, внимательно ли вы читали сказку “Конёк-горбунок.

Ответьте на вопросы

1. О ком эти строки:
“Неча молвить, страх красивы!
Ножки красные у всех;
А хвосты-то – сущий смех!
Чай, таких у куриц нету.
А уж сколько, парень, свету,
Словно батюшкина печь!”

  1. о Жар-птицах
  2. о Павах
  3. о лисицах
  4. о придворных девицах
  5. о Царь – девицах

2. За сколько братья хотели продать краденых коней:

  1. за пятак
  2. за два пять шапок серебра
  3. за 1000 рублев
  4. за 4 полушки
  5. за мешок золота

3. Назовите драгоценный камень, с которым сравниваются очи лошадей:

  1. бирюза
  2. яхонт
  3. оникс.
  4. алмаз
  5. агат

4. Кому Иван выпросил прощение в Солнцевом селении:

  1. царю
  2. братьям
  3. рыбе-киту.
  4. царскому спальнику
  5. ершу

5. Сколько лет мучился несчастный великан рыба-кит:

  1. десять лет
  2. два века
  3. годик с хвостиком
  4. 30 лет и 3 года
  5. 21 год и месяц

6. Сколь лет было юной царевне, когда к ней посватался старый царь:

  1. 18
  2. 15
  3. 21
  4. 17
  5. 14

7. Кто оказался матерью Царь-девицы:

  1. Василиса Премудрая
  2. Весна красна
  3. Месяц Месяцович
  4. Красно Солнышко
  5. Марья Моревна

8. Что из одежды придётся взять Ивану, чтобы не обжечь руки о Жар-птицу:

  1. галички
  2. рукавички
  3. зипун
  4. кафтан
  5. мешок

9. Братья стали сторожить пшеницу потому, что ее начали:

  1. топтать
  2. воровать
  3. жечь
  4. шевелить
  5. косить

10. Выразите 1 вершок в сантиметрах:

  1. 4,4 см
  2. 5,4 см
  3. 4,5 см
  4. 14,756 мм
  5. 1,5 м

11. Какого роста Конек-горбунок:

  1. вершок
  2. 2 вершка
  3. 3 вершка.
  4. 1,5 метра
  5. 13,2 сантиметра

12. Сколько заданий дал царь Ивану:

  1. 2
  2. 3
  3. 4.
  4. 5
  5. ни одного

13. Из какого рода был спальник:

  1. крестьянского
  2. боярского.
  3. духовного
  4. царского
  5. купеческого

14. Что нужно было достать для Царь-девицы со дна морского:

  1. камень-самоцвет
  2. ожерелье
  3. перстень
  4. заморский туалет
  5. аленький цветочек

15. Чей это терем:
“… У ворот
Из столбов хрустальный свод;
Все столбы те золотые
Хитро в змейки завитые,
На верхушках три звезды…”?

  1. царя
  2. Ерша
  3. Месяца
  4. Кощея Бессмертного
  5. Царь-девицы

Допишите словечки.

В указанных ниже отрывках пропущены слова, восстановите их.

1. Братья целу ночь не спали,
Над Иваном хохотали;
А Иван под воз присел,
Вплоть до утра ( ).

  1. a. песни пел
  2. b. прохрапел
  3. c. всё свистел
  4. d. хлебец ел
  5. e. сон глядел

2. В тот же вечер этот спальник,
Прежний конюших начальник,
В стойлы спрятался тайком
И ( ).

  1. a. заснул спокойным сном
  2. b. взгрустнул о стременном
  3. c. обсыпался овсом
  4. d. прикрылся армяком
  5. e. следил за Ванюшком

3. Спальник тут за печку стал;
А посыльные дворяна
Побежали по Ивана
В крепком сне его нашли
И ( ).

  1. a. к царю на двор свели
  2. b. к допросу принесли
  3. c. как есть к царю снесли
  4. d. в рубашке привели
  5. e. растрясши, повели

4. Осетры к царю плывут,
Ёрш – гуляка прямо в пруд
(Из которого дельфины
утащили за щетины),
Чай, ( )
Я поведаю о том.

  1. a. пить кофей с молоком
  2. b. есть сушки с киселём
  3. c. мириться с Карасём
  4. d. пить кофей с Карасём
  5. e. додраться с карасём

5. На другой день, утром рано,
Разбудил Конёк Ивана:
“Эй, хозяин, полно спать!
Время ( )”.
Тут Ванюша почесался,
Потянулся и поднялся
Помолился на забор
И пошёл к царю во двор.

  1. a. службу исполнять
  2. b. дело исправлять
  3. c. в путь далёк скакать
  4. d. уж в котёл нырять
  5. e. пред царя предстать

Третий этап. Разберемся с незнакомыми словами

Сказка Петра Павловича Ершова написана в 19 веке. Многие слова в этой сказке устарели, их либо нет в современном русском языке, либо они заменены другими.

Попробуйте дать толкование следующим 24 устаревшим словам и выражениям из этого произведения:

  1. Басурманин.
  2. Вдругорядь.
  3. Вещий.
  4. Ворожея.
  5. Дать приказ в дань.
  6. Дело мешкотно творится.
  7. Дозор.
  8. Душный дворянин.
  9. Каурка.
  10. Кишмя кишит.
  11. Конюший.
  12. Кушак.
  13. Лукошко.
  14. Мамай.
  15. Мыкать век.
  16. Некорыстный наш живот.
  17. Почивальня.
  18. Седмица.
  19. Сенник.
  20. Сусек.
  21. Трепак.
  22. Уши в загреби берет.
  23. Челядь.
  24. Ширинка.

Составьте словарик, красиво оформив обложку. Слова распределяйте по алфавиту.

Выдумка, фантазия, грамотное толкование принесут вам удачу.

Четвёртый этап. Поработаем с иллюстрациями.

Мозаика.

В презентации (Приложение 1) на слайдах 2 и 3 представлены в виде мозаики две иллюстрации к сказке “Конек-горбунок”.

Вам нужно:

  1. Открыв присланный файл-презентацию в приложении PowerPoint, собрать мозаику в режиме редактирования, используя только метод Drag-and-Drop (“Перетащи и брось”). Никаких других преобразований делать не надо.
    Примечание. Для одновременного перемещения на слайде нескольких объектов необходимо их предварительно выделить, для чего надо щелкнуть по каждому объекту, удерживая нажатой клавишу CTRL.
     
  2. Указать строки из сказки, иллюстрациями к которым служат эти рисунки. Записать найденные строки в новом текстовом документе (все нижеследующие задания выполнять в нем).

Черный квадрат

Выясните, какие детали спрятаны под каждым черным квадратом. Убедите нас в своей правоте, приведя отрывок из сказки.

Черный квадрат № 1


Рис. 1

Черный квадрат № 2


Рис. 2

Краеведческий калейдоскоп.

Каких только героев не встретишь в этой изумительной сказке!

В одном из изданий “Конька-горбунка” в послесловии Владислава Николаева мы читаем:

“Надо было вырасти на берегах Иртыша, самому выбирать из сетей рыбу, самому посидеть с удочкой над омутом, чтобы написать самую искрометную, самую неожиданную и волшебную часть сказки. Помимо всего прочего там рассказывается о розысках в подводном царстве перстенька Царь-девицы. В этих розысках принимает участие множество разнообразных обитателей вод, какие вместе сосуществуют лишь в единственном бассейне мира, а именно – в Обь-Иртышском. Осетры, караси, лещ, сом, ерш, черный рак, салака, сельди, дельфины и сама царь – рыба-кит.

Откуда там киты и дельфины?

В Карском море обитает северный дельфин, по-местному белуха, отдельные экземпляры, бывает, заходят в пресные воды – в Обскую губу и саму Обь, пугая речную рыбу так, что та в страхе выкидывается на песчаные убережья. В детскую пору Петра Ершова российские газеты обошло известие о том, что туша морского гиганта найдена на берегу все того же Карского моря близ устья Оби, вот этот кит и стал прототипом ершовской царь-рыбы, на спине которой обосновалась целая деревенька с избами, пашнями, дубравами”.

И это все в нашей Сибири! В Обь-Иртышском бассейне!

Чудеса да и только!

А теперь наши задания.

Перечитайте сказку, найдите строчки, в которых упоминаются вышеперечисленные рыбы, укажите эти строки.

Посмотрите на картинки с изображением жителей подводного царства, постарайтесь узнать их и подпишите, кто из них кто.

<Приложение 2>

3. Укажите название рыбы, которая есть в подводном царстве Ершова, но в послесловии Владислава Николаева не упоминается. Приведите строчки из сказки.

Пятый этап. Перепишем старое на новый лад.

Дорогие ребята! Представьте, что Петр Павлович Ершов писал “Конька-горбунка” в наши дни. Ну, какие сейчас кони? Наверное, речь шла бы об автомобилях.

Мы пофантазировали и переписали отрывок из сказки на современный лад:

Все по-прежнему стояло,
Но машин как не бывало;
Лишь игрушка-жигулек
У его вертелся ног,
Хлопал радостно дверями,
Пускал зайцев зеркалами.
Вдруг Иван как заорет,
Опершися на капот:
“Мерседесы, вы красивы,
Вал карданный, руль, резина!
Вас в Сибнефти заправлял…
Да какой вас гад угнал?
Чтоб ему быть без зарплаты,
Чтобы ключ забыть от хаты,
Чтобы в пробке на версту
Оказаться на мосту!
Мерседесы, вы красивы,
Вал карданный, руль, резина…”

Мы надеемся, что вы узнали эту строфу. Проверьте себя:

Все по-прежнему стояло,
Но коней как не бывало;
Лишь игрушка-горбунок
У его вертелся ног,
Хлопал с радости ушами
Да приплясывал ногами.
Как завоет тут Иван,
Опершись о балаган:
“Ой вы, кони буры-сивы,
Добры кони златогривы!
Я ль вас, други, не ласкал,
Да какой вас черт украл?
Чтоб пропасть ему, собаке!
Чтоб издохнуть в буераке!
Чтоб ему на том свету
Провалиться на мосту!
Ой вы, кони буры-сивы,
Добры кони златогривы!”

А вот наши задания.

1. Прочитайте наше сочинение и укажите, какой строфе в сказке Петра Ершова оно соответствует:

Губернатор выезжает
В джинсах, в куртке меховой,
И за ним ОМОН толпой.
Рядом едут депутаты,
И в руках у всех мандаты.
Все в мобильники кричат,
Подчиненненьким велят:
“Эй, бутики открывайте,
Покупайте, продавайте;
А охранникам сидеть
Подле выхода, смотреть,
Чтобы не было террору,
Пробочек у светофоров;
Да чтоб избегнуть суеты,
Выставить ГАИ посты!”
Магазины открывают,
Покупателей сзывают:
“С кошельками, господа,
Приходите-ка сюда!
Как у нас расчет кредиткой,
Да товары все со скидкой!..”
Покупатели идут,
У продавцов товар берут.
Продавцы у.е. считают
Да охранникам мигают.
 

2. А теперь попробуйте свои силы. Как, по-вашему, написал бы Петр Павлович историю поиска Ерша в подводном царстве, будучи нашим современником? Какие рекомендации по омоложению были бы даны Царь-девицей в наше время? Выберите только один из представленных отрывков, “перепишите” его на новый лад.

1. Вдруг дельфины услыхали,
Где-то в маленьком пруде
Крик неслыханный в воде.
В пруд дельфины завернули
И на дно его нырнули,–
Глядь: в пруде, под камышом,
Ерш дерется с карасем.
<…>
А проказника дельфины
Все тащили за щетины,
Ничего не говоря,
И явились пред царя.

2. “Я хоть стар, да я удал! –
Царь царице отвечал. –
Как немножко приберутся,
Хоть кому так покажутся
Разудалым молодцом.
Ну да что нам нужды в том?
Лишь бы только нам жениться”.
Говорит ему девица:
“А такая в том нужда,
Что не выйду никогда
За дурного, за седого,
За беззубого такого!”
<…>
Вот, коль хочешь ты жениться
И красавцем учиниться, –
Ты без платья, налегке,
Искупайся в молоке;
Тут побудь в воде варёной,
А потом ещё в студёной.
И скажу тебе, отец,
Будешь знатный молодец!”

Экспериментируйте, но помните, что в русском литературном языке есть много красивых слов для всего, не используйте ненормативную лексику.

Желаем удачи!