"Я школьный учитель…" (образ учителя в творчестве А.П. Чехова)

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


 (образ учителя в творчестве А.П.Чехова)

План урока

  1. Тема, предмет, класс, время, дата: «Я школьный учитель…» («Я школьный учитель, Софья Егоровна, только всего» (Платонов, «Безотцовщина», действие 1).) (образ учителя в творчестве А.П.Чехова); литература, 11 б, 80 минут, 20.04.2010.
  2. Тип: урок с использованием ИКТ,
  3. Идея: «Учитель – такой же человек, как и ты».
  4. Цель: активизация познавательной деятельности.
  5. Задачи:
    • повторить и углубить знания обучающихся о творчестве А.П.Чехова;
    • развивать читательскую самостоятельность школьников, их интерес к чтению;
    • формировать эмоциональную отзывчивость на художественное слово, высшие моральные качества;
    • стимулировать интерес к прошлому, настоящему и будущему страны, активное отношение к жизни общества;
    • готовить старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии, помочь уточнить общую картину мира.
  6. Образовательная продукция: мультимедийная презентация (вариант: проект презентации на ватмане).
  7. Оборудование: тексты А.П.Чехова: «Безотцовщина», «Остров Сахалин», «Человек в футляре», «Учитель словесности», «Учитель»; портреты и иллюстрации (возможна вводная обзорная презентация учителя), листовки с отдельными словами и понятиями (см. Приложение № 1), памятка – алгоритм создания слайда; ПК для каждого ученика или для группы + мультимедийная доска (вариант: ватман, фломастеры, маркеры, карандаши, линейки).
  8. Этапы урока:
    • разминка в форме викторины (сведения о биографии и творчестве А.П.Чехова, словарная работа), проводит ученик;
    • целеполагание, конкретизация темы урока;
    • обзор произведений А.П.Чехова, воплотивших темы «учитель – образование – школа», проводит учитель;
    • представление группой рассказа «Человек в футляре»;
    • представление группой рассказа «Учитель словесности»;
    • представление группой рассказа «Учитель»;
    • знакомство с 1-м слайдом презентации по публицистической книге А.П.Чехова «Остров Сахалин», проводит учитель;
    • уточнение алгоритма работы над слайдом, совместная работа;
    • работа в группах;
    • защита 2-го, 3-го, 4-го слайдов (по рассказам А.П.Чехова);
    • анализ результатов анкетирования учителей школы, проводит ученик;
    • сопоставление анкетных данных с выводами по рассказам А.П.Чехова, совместное составление 5-го слайда;
    • выводы, рефлексия;
    • подведение итогов урока, самооценивание, домашнее задание.
  9. Формы целеполагания, рефлексии и оценки полученных учениками результатов: письменные или устные.

Ход урока

Дежурный ученик проводит разминку (см. Приложение № 2): в ней участвуют «по кругу» или «по цепочке» все учащиеся класса.

Целеполагание: проводится письменно (индивидуально) или устно (коллективно); в помощь обучающимся может быть дан примерный список целей.

Список целей:

  1. Изучить предложенную тему более глубоко и написать исследование;
  2. Составить проект слайда презентации по рассказу «Человек в футляре»;
  3. Составить проект слайда презентации по рассказу «Учитель словесности»;
  4. Составить проект слайда презентации по рассказу «Учитель»;
  5. Усвоить основные литературоведческие понятия и художественные приёмы А.П.Чехова;
  6. Подготовить отчет об исследовательской работе (указать тему);
  7. Овладеть методами изучения и объяснения художественных приемов;
  8. Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить номера);
  9. Проявить и развить свои способности (назвать их);
  10. Провести анкетирование учителей школы;
  11. Нарисовать портреты действующих лиц;
  12. Обобщить результаты анкетирования учителей школы;
  13. Участвовать в защите проекта группы;
  14. Свой вариант цели.

Слово учителя (сопровождается презентацией):

Сейчас в городе Таганроге на Азовском море самая престижное общеобразовательное учебное учреждение – гимназия № 2 имени А.П.Чехова. Неудивительно: ведь в ней учился сам великий писатель. Гимназия была основана в 1806 году. У неё богатая и непростая история. Вот портреты её учителей XIX века. А вот рельефное панно у гимназии со знаменитым чеховским изречением. Каким? Правильно: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это современная фотография. На ней вы видите местное граффити – что приписано? «И правда». Это знаменательно, как вы считаете?

А вот фотография таганрогского драматического театра, который тоже носит имя Чехова. 27 ноября 2006 года в зале городского Таганрогского драматического театра имени А.П.Чехова состоялся торжественный вечер, посвящённый 200-летнему юбилею гимназии. К юбилею был создан документальный фильм об истории гимназии и издан подарочный альбом «Два века Таганрогской гимназии». Материалы «вывешены» в Интернете – сможете позже с ними познакомиться. Обратите внимание: над фотографиями Таганрогского городского драматического театра помещена фотография памятника Чехову на мысе Таганий рог. Вот откуда пошло название города! Но что это за «таганий» или «таган»? Кто-то рогатый… Нарисуйте, пожалуйста дома его портрет.

Во время учебы в гимназии он вёл активный образ жизни: издавал рукописный журнал, ставил спектакли, участвовал в представлениях. Школа, процесс образования, учительство, учитель – к этим темам Чехов оставался неравнодушным всю свою жизнь.

Вот так он выглядел в 1874 году. Сколько ему было? Правильно, 14 лет. А вот так он выглядел в год окончания гимназии – примерно в вашем возрасте. Сравните: ваши сверстники так же выглядят?

Вы знаете, что в 17 лет, ещё гимназистом, Антон Чехов написал драму «Безотцовщина», которая явилась свидетельством его писательского таланта. В драме «Безотцовщина» есть персонаж по имени Михаил Васильевич Платонов. Это умный, талантливый человек. В ранней молодости он, как говорится, подавал большие надежды.

(Может быть разыграна сценка из драмы «Безотцовщина»:

Глагольев 1. Нет... Круг дадите, если поедете чрез Юсновку. Езжайте прямо на Платоновку. Я обитаю почти что в самой Платоновке, в двух верстах от нее.

Софья Егоровна. Я знаю эту Платоновку. Она все еще существует?

Глагольев 1. Как же...

Софья Егоровна. Я когда-то с ее помещиком была знакома, с Платоновым. Сергей, ты не знаешь, где теперь этот Платонов?

Платонов (в сторону). Спросила бы она у меня, где он.

Войницев. Кажется, знаю. Не помнишь ли, как его зовут? (Смеется.)

Платонов. Я тоже когда-то был с ним знаком, Его зовут, кажется, Михаилом Васильичем.

Смех.

Софья Егоровна. Да, да... Его зовут Михаилом Васильичем. Когда я была с ним знакома, он был еще студентом, почти мальчиком... Вы смеетесь господа... А я, право, ничего не нахожу остроумного моих словах...

Анна Петровна (хохочет и указывает и Платонова). Да узнайте же его, наконец, а то он лопнет от нетерпения!

Платонов поднимается.

Софья Егоровна (поднимается и смотрит на Платонова.). Да... он. Что же вы молчите, Михаил Васильич?.. Неужели... это вы?

Платонов. Не узнаете, Софья Егоровна? И немудрено! Прошло четыре с половиной года, почти пять лет, а никакие крысы не в состоянии изгрызть так хорошо человеческую физиономию, как мои последние пять лет.

Софья Егоровна (подает ему руку). Я теперь только начинаю узнавать вас. Как вы изменились!

Войницев (подводит к Софье Егоровне Сашу). А это, рекомендую тебе, его жена!.. Александра Ивановна, сестра остроумнейшего из людей - Николая Иваныча!

Софья Егоровна (подает Саше руку). Очень приятно. (Садится.) Вы уж и женаты!.. Давно ли? Впрочем, пять лет...

Анна Петровна. Молодец, Платонов! Он нигде не бывает, но всех знает. Это, Софи, рекомендую вас, наш друг!

Платонов. Этой роскошной рекомендации достаточно для того, чтобы иметь право спросить вас, Софья Егоровна, как вы вообще поживаете? Как ваше здоровье?

Софья Егоровна. Поживаю вообще очень сносно, но здоровье плоховато. Вы как поживаете? Что поделываете теперь?

Платонов. Со мной судьба моя сыграла то, чего я ни в каком случае не мог предполагать в то время, когда вы видели во мне второго Байрона, а я в себе будущего министра каких-то особенных дел и Христофора Колумба. Я школьный учитель, Софья Егоровна, только всего).

Когда после долгой разлучи его спросили, кем же он стал, Михаил Васильевич ответил: «Я школьный учитель…». Эти слова и стали темой нашего сегодняшнего урока.

А позже были написаны рассказы «Человек в футляре», «Учитель словесности», «Учитель». Они раскрывают чеховское представление о том, какие типы учителей могут встретиться в жизни.

Давайте вспомним их основное содержание.

(Проверка домашнего задания: три группы учащихся ставят три мини-спектакля.)

Представление рассказа «Человек в футляре».

Человек в футляре

Спикер. Рассказ «Человек в футляре» по форме представляет собой ночной диалог двоих. Это ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин.

Иван Иванович. Жена старосты, Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу.

Учитель Буркин. Что же тут удивительного! Людей, одиноких по натуре, которые, как улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало.

Спикер. Итак, едва намеченный образ деревенской женщины Мавры стал у Чехова первоначальной схемой особого «футлярного характера». Полностью такой тип характера показан в образе учителя Беликова.

Учитель Буркин. Беликов, учитель греческого языка, был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, уши закладывал ватой…

Иван Иванович. И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и — ах, как бы чего не вышло!

И древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни. А любимое слово было: «Антропос».

Учитель Буркин. И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь.

Иван Иванович. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой …

Учитель Буркин. Он говорил: «Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло».

А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, — ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло.

Иван Иванович. Вы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!

Спикер. Писатель, как будто проверяя силу этого всеобщего страха, вводит в рассказ новые образы. И испытывает своего героя любовью.

Учитель Буркин. Назначили к нам нового учителя истории и географии, некоего Коваленко, Михаила Саввича, из хохлов. Приехал он не один, а с сестрой Варенькой. Не девица, а мармелад, и такая разбитная, шумная, всё поет малороссийские романсы и хохочет. Чуть что, так и зальется голосистым смехом: ха-ха-ха!

Да мы ведь их чуть не поженили!

Иван Иванович. С Беликовым? Чего только не делается у нас в провинции от скуки, сколько ненужного, вздорного! И это потому, что совсем не делается то, что нужно.

Спикер. Женитьбы чуть было не состоялась, но победили бдительность Беликова и осторожность. Он увидел Вареньку, едущую на велосипеде. Возмущению его не было границ.

Учитель Буркин. «Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?»

Иван Иванович. А брату её заявил: «Вы катаетесь на велосипеде, а эта забава совершенно неприлична для воспитателя юношества».

Спикер. И честно предупредил, что не может оставить этого факта без внимания и вынужден будет «доложить господину директору» об увиденном… Реакция брата Вареньки оказалась самой резкой: он, как сейчас выражаются, спустил Беликова с лестницы! И… свидетельницей «полёта» Беликова стала Варенька.

Учитель Буркин. «Полагая, что это он упал сам нечаянно, не удержалась и захохотала на весь дом: «Ха-ха-ха!» И этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова. Вернувшись к себе домой, он уже больше не вставал».

Иван Иванович. То-то вот оно и есть. А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги — разве это не футляр?

Представление рассказа «Учитель словесности».

Учитель словесности

Спикер. Никитин Сергей Васильич, учитель русского языка и литературы в школе провинциального городка, больше всего стеснялся своей моложавости.

Ипполит Ипполитыч. Вы изволили на каникулы приехать?

Никитин. Нет, я здесь постоянно живу, — ответил Никитин. — Я служу преподавателем в гимназии.

Ипполит Ипполитыч. Неужели? Так молоды и уже учительствуете?

Никитин. Где же молод? Мне 26 лет... Слава тебе господи.

Ипполит Ипполитыч. У вас и борода и усы, но всё же на вид вам нельзя дать больше 22—23 лет. Как вы моложавы!

Спикер. Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь об его молодости, особенно в присутствии женщин или гимназистов. С тех пор как он приехал в этот город я поступил на службу, он стал ненавидеть свою моложавость. Гимназисты его не боялись, старики величали молодым человеком, женщины охотнее танцевали с ним, чем слушали его длинные рассуждения. И он дорого дал бы за то, чтобы постареть теперь лет на десять.

Ипполит Ипполитыч. Позвольте, Сергей Васильич. Вот вы говорите, что ученикам трудно. А кто виноват, позвольте вас спросить? Например, вы задали ученикам VIII класса сочинение на тему: «Пушкин как психолог». Во-первых, нельзя задавать таких трудных тем, а во-вторых, какой же Пушкин психолог? Ну, Щедрин или, положим, Достоевский — другое дело, а Пушкин великий поэт и больше ничего.

Никитин. Щедрин сам по себе, а Пушкин сам по себе, — угрюмо ответил Никитин.

Ипполит Ипполитыч. Вы скажите мне, какой же Пушкин психолог?

Никитин. А то разве не психолог? Извольте, вам примеры.

Ипполит Ипполитыч. Никакой не вижу тут психологии. Психологом называется тот, кто описывает изгибы человеческой души, а это прекрасные стихи и больше ничего.

Никитин. Я знаю, какой вам нужно психологии! Вам нужно, чтобы кто-нибудь пилил мне тупой пилою палец и чтобы я орал во всё горло, — это, по-вашему, психология.

Варя. Плоско! Однако, вы все-таки не доказали мне: почему же Пушкин психолог?

Никитин. Я больше не спорю! Это его же царствию не будет конца! Баста!

Варя. Сознайтесь, что вы не правы! Сознайтесь!

Спикер. Никитин жил в квартире из восьми комнат, которую он нанимал за триста рублей в год вместе со своим товарищем, учителем географии и истории Ипполитом Ипполитычем. Этот Ипполит Ипполитыч говорил только о том, что всем давно уже известно.  

Никитин. Какая сегодня великолепная погода!

Ипполит Ипполитыч. Теперь май, скоро будет настоящее лето. А лето не то, что зима.

Никитин. Я женюсь! Представьте, женюсь! На Маше Шелестовой! Сегодня предложение сделал.

Ипполит Ипполитыч. Что ж? Она девушка, кажется, хорошая. Только молода очень. Она у меня в гимназии училась. Я ее знаю. По географии училась ничего себе, а по истории — плохо. И в классе была невнимательна.

Никитин. Голубчик, отчего вы не женитесь?

Ипполит Ипполитыч. Женитьба — шаг серьезный.

Спикер. В октябре гимназия понесла тяжелую потерю: Ипполит Ипполитыч заболел и скончался. Но и в бреду говорил только то, что всем известно.

Ипполит Ипполитыч. Волга впадает в Каспийское море… Лошади кушают овес и сено…

Спикер. Никитину казалось, что голова у него громадная и пустая, как амбар, и что в ней бродят новые, какие-то особенные мысли в виде длинных теней. Он думал о том, что есть ведь еще другой мир… И ему страстно, до тоски вдруг захотелось в этот другой мир, чтобы самому работать где-нибудь на заводе или в большой мастерской, говорить с кафедры, сочинять, печатать, шуметь, утомляться, страдать… Ему захотелось чего-нибудь такого, что захватило бы его до забвения самого себя, до равнодушия к личному счастью, ощущения которого так однообразны.

Никитин. Где я, боже мой?! Меня окружает пошлость и пошлость. Скучные, ничтожные люди, горшочки со сметаной, кувшины с молоком, тараканы, глупые женщины… Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости. Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!»

Представление рассказа «Учитель».

Учитель

Спикер. Федор Лукич Сысоев, учитель фабричной школы, содержимой на высшем уровне, готовился к торжественному обеду в честь окончания экзаменов. Таких он уже пережил тринадцать. Но теперь Федор Лукич смертельно болен; все знают, что дни его сочтены.

Не пойти на торжественный обед он не мог, потому что был очень расстроен и хотел это всем показать. Сошли экзамены прекрасно; все мальчики старшего отделения были удостоены свидетельства и награды, но учителю этого было мало. Ему было досадно, что ученик Бабкин допустил в экзаменационном диктанте ошибку, а ученик Сергеев от волнения не сумел помножить 17 на 13. Он считал несправедливым, что виноваты в этом были члены экзаменационной комиссии: довели гимназистов до сильного волнения и диктант читали не по правилам.

Инспектор. Федор Лукич, это вы? Вы... пришли?

Сысоев. А что?

Инспектор. Вам, голубчик, посидеть бы дома. Сегодня вы совсем нездоровы...

Сысоев. Сегодня я такой, каким и вчера был. А если вам неприятно мое присутствие, то я могу уйти.

Инспектор. Ну, к чему эти слова, Федор Лукич? Зачем говорить это? Как нам приятно! Несмотря на свою болезнь, вы пришли!.. Господа, позвольте вас порадовать: Федор Лукич пришел!

Сысоев. Это не по-товарищески! Да-с! Так порядочные люди не диктуют!

Инспектор. Господи, вы всё о том же! Неужели вам не надоело?

Сысоев. Да, всё о том же! У меня Бабкин никогда ошибок не делал! Я знаю, почему вы так диктовали. Вам просто хотелось, чтобы мои ученики провалились..!

Инспектор. Да что вы придираетесь? Ну, стоит ли из-за пустяков горячиться. Три ошибки... ни одной ошибки... ну не всё ли это равно?

Сысоев. Нет, не всё равно. У меня Бабкин никогда ошибок не делал!

Инспектор. Считаю приятным долгом поднять тост за вашу необыкновенную школу!

Сысоев. Везде учителя получают 200 да 300, а я получаю 500 рублей, и к тому же моя квартира отделана заново и даже меблирована на счет фабрики. А в этом году все стены оклеены новыми обоями...

Инспектор. Я должен искренно сознаться, что ваша школа действительно необыкновенна. Чудо, что за дети! Много знают и бойко отвечают, и притом они у вас какие-то особенные, незапуганные, искренние... Заметно, что вас любят, Федор Лукич. Вы педагог до мозга костей, вы, должно быть, родились учителем. Все данные в вас: и врожденное призвание, и многолетний опыт, и любовь к делу...

Спикер. И все обедавшие единодушно, как один человек, заговорили о необыкновенном таланте Сысоева. Ясно, что в своем кругу Сысоев был личностью замечательной.

Придя домой, Сысоев подошел к столу, где лежала стопка ученических тетрадей, и, выбрав тетрадь Бабкина, сел и погрузился в созерцание красивого детского почерка...

Там и забрал его Ангел на небеса.

Учитель:

Каждое из этих произведений достойно отдельной презентации. Но ваша сегодняшняя задача выделить из них самое-самое главное и ограничиться. Будем работать по формуле: «Один рассказ – один слайд».

В 1890 году А.П.Чехов совершил поездку на Сахалин. Этот поступок справедливо назван «гражданским подвигом». Зная о своей болезни (туберкулёз), Чехов всё равно отправился в трудное путешествие длиной почти в 10 тысяч километров. Причина: он не мог спокойно жить в комфортных условиях в то время, когда часть его соотечественников томилась в каторжной тюрьме вдали от родных мест.

Где находится остров Сахалин?

(На восточном краю Российской империи. Карта).

Видите, не на каждой карте России Сахалин обозначен. Хотя является самым большим российским островом: с севера на юг он протянулся почти на 1 000 км. Чехов ездил не в гости. На острове он проделал огромную работу. Провёл полную перепись населения. Обследовал состояние здоровья заключенных и поселенцев. Знакомился людьми, порядками, укладом и особенностями образа жизни населения. Изучал документы.

Результаты его титанического труда были собраны в книгу «Остров Сахалин».

Не обошел А.П.Чехов на Сахалине своим вниманием и тему школы. Вот что он обнаружил (см. Приложение № 13):

«Колония называется исправительной, но таких учреждений или лиц, которые специально занимались бы исправлением преступников, на Сахалине нет… Принято думать, что первенство в деле исправления принадлежит церкви и школе.

Сахалинские священники всегда держались в стороне от наказания и относились к ссыльным не как к преступникам, а как к людям, и в этом отношении проявляли больше такта и понимания своего долга, чем врачи или агрономы, которые часто вмешивались не в свое дело.

На Сахалине 5 школ, обучается в них 222 человека: 144 мальчика и 78 девочек. Я был на острове в каникулярное время, при мне занятий не было, и потому внутренняя жизнь здешних школ, вероятно, оригинальная и очень интересная, осталась для меня неизвестной. Общий голос таков, что сахалинские школы бедны, обставлены нищенски, существование их случайно, необязательно и положение крайне неопределенно, так как никому не известно, будут они существовать или нет».

«Преподают в школах ссыльные, которые на родине не были учителями, люди мало знакомые с делом и без всякой подготовки. Получают они за свой труд по 10 руб. в месяц; платить дороже администрация находит невозможным и не приглашает лиц свободного состояния, потому что этим пришлось бы платить не меньше 25 руб. Очевидно, преподавание в школах считается занятием неважным, так как надзиратели из ссыльных, которые часто несут неопределенные обязанности и состоят только на побегушках у чиновников, получают по 40 и даже по 50 руб. в месяц.

Среди мужского населения грамотные, считая взрослых и детей, составляют 29%, среди женского - 9%. Да и эти 9% относятся исключительно к школьному возрасту, так что о взрослой сахалинской женщине можно сказать, что она грамоте не знает; просвещение не коснулось ее, она поражает своим грубым невежеством, и, мне кажется, нигде в другом месте я не видел таких бестолковых и мало понятливых женщин, как именно здесь, среди преступного и порабощенного населения. Среди детей, прибывших из России, грамотные составляют 25%, среди же родившихся на Сахалине только 9%».

По этому произведению у меня получился такой слайд. (См. Приложение № 3). На фоне карты Российской империи помещены выводы по теме «Учитель на каторжном Сахалине». Выше – примеры изданий и переизданий книги «Остров Сахалин». Ниже – фотография памятника А.П.Чехова во дворике музея в городе Александровске на современном Сахалине.

Образовательно-воспитательный процесс на каторжном Сахалине назван «Исправительной педагогикой». В книге «Остров Сахалин» мы находим обобщённый образ учителя - ссыльного каторжника. Её основной характеристикой являются непрофессионализм. Преподавание он считает делом неважным. Авторская идея: «Школьным делом должны заниматься подготовленные специалисты».

Сейчас каждая группа учащихся подготовит свои слайды по выбранным произведениям: «Человек в футляре», «Учитель словесности», «Учитель». Предлагаю работать по этому алгоритму:

  • Название слайда – вид педагогики.
  • Главный герой.
  • Источник.
  • Основная характеристика героя.
  • Авторская идея, воплощенная в образе.
  • Иллюстрация.

(10 минут - выполнение задания – под музыку гимна ООШ.)

Пришла пора представить и защитить ваши работы.

Защита слайда по рассказу «Человек в футляре» (см. Приложение № 4).

Учитель. Спасибо. Хочется добавить описание того, как Беликов воспринял появление карикатуры на себя. Читает в рассказе:

«Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись: «влюбленный антропос».

— Какие есть нехорошие, злые люди! — проговорил он, и губы у него задрожали».

Прокомментируйте, пожалуйста, его реакцию.

(Беликову стало обидно до слёз. Он посчитал карикатуру личным оскорблением. Ему казалось это происшествие позорным. Ему трудно было такой «позор» пережить, он даже в школу не пошел. Это усилило его депрессию и привело, в конце концов к трагическому концу. У него слабое чувство юмора. У него нет чувства юмора. Он не может оценить себя адекватно.)

Защита слайда по рассказу «Учитель словесности» (см. Приложение № 5).

Учитель. Спасибо. Хочется напомнить, что про влюблённого Никитина ученики знали больше, чем ему хотелось бы. И показали это. Читаю:

«Первый урок у Никитина был по русскому языку … Когда он ровно в девять часов вошел в этот класс, то здесь, на черной доске, были написаны мелом две большие буквы: М. Ш. Это, вероятно, значило: Маша Шелестова.

«Уж пронюхали, подлецы... — подумал Никитин. — И откуда они всё знают?»

Второй урок по словесности был в [другом] классе. И тут на доске было написано М. Ш., а когда он, кончив урок, выходил из этого класса, сзади него раздался крик, точно в театральном райке:

— Ура-а-а! Шелестова!!»

Прокомментируйте, пожалуйста, его реакцию.

(Никитину было безразлично, что думают о нём ученики, которыми он не очень-то интересовался. Слово «подлецы» здесь употреблено без злобы, с нейтральным значением «безобразники».)

Защита слайда по рассказу «Учитель» (см. Приложение № 6).

Учитель. Спасибо. Следует обратить внимание на то, какие идеальные условия придумал Чехов для идеального учителя. Администрация фабрики, которая гордилась своей гимназией, сделала всё, чтобы учитель не был озабочен бытом своей семьи. Вспомните, что было сделано в квартире?

(Ремонт, новые обои, удобная мебель).

И все за счет фабрики. Плюс топливо (ведь не было центрального отопления. Плюс освещение, ведь не у всех было электричество. И сама квартира была предоставлена бесплатно. Для чего фабрично руководство так старалось?

(Чтобы учитель мог всего себя посвятить работе.)

Что он и делал с удовольствием. А сколько он получал?

(500 рублей; в других школах получали от 200 до 300 рублей).

Запишем на эти цифры, чтобы сравнить с тем, что получал учитель-каторжанин на Сахалине: 500, 300 – 200, 40, 10 рублей.

Видите, Чехов - реалист, он не сбрасывает со счетов финансовую сторону вопроса. А она остра до сих пор. Правда?

Предлагаю ещё раз посмотреть и осмыслить то, что вы, ребята, выяснили. Антон Павлович Чехов в своем творчестве показал три типа учителя – три типа педагогического подхода к делу образования. Вы назвали это:

  • «Исправительная педагогика»;
  • «Запретительная педагогика»;
  • «Педагогика равнодушия»;
  • «Педагогика любви».

Ребята, какой тип учителя вам наиболее симпатичен?

(Федор Лукич из рассказа «Учитель».)

А ведь он ворчливый, занудный, у него тяжелый характер. Почему вы его выбрали?

(Потому что он любит учеников и для него их успехи – самое главное в жизни.)

И для Чехова он был очень дорог. Знаете, в чем это отражается? В имени. Федор – значит «дар божий», отчество Лукич – от имени Лука. Так звали автора одного из четырех евангелий. Евангелие – это часть Библии. Евангелист Лука знал самого Иисуса Христа и написал об этом. Какая схема получается у Чехова? Давайте обратимся к нашему давнему уроку-исследованию, на котором мы прослеживали смысл имён чеховских героев (см. Приложение № 14).

(Отец – друг Господа, он сам – дар Господа. То есть именем своим он призван жить и действовать по-божески.)

Как вы думаете, встречаются ли в наше время такие разные типы учителей, каких изобразил Антон Павлович Чехов?

(Где-то наверняка встречаются, только не в нашей школе.)

Это мы сейчас проверим. Посмотрим, что скажет нам статистика.

Ученик 1. Анализ анкетирования учителей школы (см. Приложение № 7).

Анкеты были составлены в соответствии с представлениями Беликова и достойном и недостойном поведении учителей. Помните, как возмутился «человек в футляре» фактом езды на велосипеде учителя, а особенно – барышни?!?

Учителям нашей школы было задано по 10 вопросов: об использовании различных видов транспорта, об отношении к ученикам, к школе, о чувстве юмора и т.д.

И что получилось?

Получилось, что НАШИ учителя – люди бывалые. То есть, они бывают в разных местах, они все не только выезжали за пределы нашего города, но делают это регулярно, постоянно, пользуясь разными видами транспорта.

В анкете было перечислено 47 видов транспорта, от привычных (автобус, поезд, такси) до экзотических (оленья упряжка, собачья упряжка, экскаватор). И что вы думаете? Только планер, дирижабль и верблюжий караван ещё ждут наших учителей! Мало того, что наши учителя на всём перечисленном катались, они еще добавили в список 11 видов транспорта, которые вспомнили (наверняка, кое-что осталось в глубинах памяти)! А вспомнили они следующие использовавшиеся ими способы передвижения: подвесная канатная дорога, трактор, комбайн, косилка, ассенизаторская машина, все виды парковых аттракционов, снегоход «Буран», паровоз, тепловоз, электровоз, узкоколейная железная дорога (см. Приложения 9 – 13).

Ребята, а вы на всём этом катались?

(Катались, но не на всём.)

Как вы думаете, почему учителя именно нашей школы испробовали такие необычные виды транспорта?

(Потому что они имеют большой жизненный опыт.

Некоторые работали в нашей школе ещё в 70-е годы ХХ века, когда город только начинал строиться, в нём не было рейсового транспорта.

А нашим учителям приходилось объезжать учебно-консультационные пункты нашей школы, разбросанные по территории всего Надымского района: Ныда, Нории, Кутопьюган, Приозерка, Лонгюган, Пангоды, Ягельное, Хетта, Чирчи, все ГП (газокопрессорные станции).

Многих поселков уже нет ни на карте, ни в действительности. Они были организованы временно – на время строительства газопровода. Но в них жили и трудились люди. Им нужно было как-то получить среднее образование.)

Ученик 2. Анализ анкетирования учителей школы (см. Приложение № 7).

Анкеты были составлены в соответствии с представлениями Беликова На вопросы «Прилично ли учительнице гонять на спортивном автомобиле? А заниматься парашютным спортом или скалолазанием? А кататься на роликах?» отвечали преимущественно «Да»; «Да!»; «Да, да, да»; «Да, если это нравится»; «Почему бы нет»; «Любые»; «Все»; «Очень достойные и завидные занятия».

На вопрос «Как такие экстремальные увлечения могут повлиять на воспитание юношества?» ответили так:

    • «Заинтересовать»;
    • «Не вижу связи»;
    • «Положительно» (много раз);
    • «+ парашютный спорт»;
    • «Позитивно»;
    • «Могут развить то лучшее, что есть в юношах и заставить юношей задуматься о том, что в них неладно»;
    • «Сблизить поколения».

Формулировка следующего вопроса не всем пришлась по душе: «Как вы относитесь к ученикам, что с ними проделываете?» Некоторые преподаватели вычеркнули из вопроса вторую часть. А ответили так. «Наши учителя нас уважают, любят, жалеют, терпят, утешают, иногда дразнят, вразумляют, наказывают, морально возрождают, воспитывают, перевоспитывают, учат, тренируют, даже натаскивают, поддерживают, вразумляют». Заметьте, никто не выбрал: «ненавидите», «морально убиваете», «унижаете». Большинство подчеркнуло: «любите» и все -«уважаете».

На вопрос: «Какое чувство вызывает в вас школа?» - никто не сказал: «скуку», «ненависть» или «умиление». Были ответы: «школа вызывает любовь, сердечную теплоту», иногда «зубную боль», «усталость»… И всегда: «вдохновение!» Кроме того, было добавлено: «Удовлетворение»; «Приятные воспоминания»; «Уверенность в правильности выбранного жизненного пути!!!»; «На работу как на праздник!»

Ученик 1. Отвечая на вопрос: «Какие ученики вам НЕ нравятся» - учителя были удивительно единодушны. Им определённо НЕ НРАВЯТСЯ: грубые, лживые, равнодушные, наглые, агрессивные, подхалимы, хамы, зануды и неряхи.

Это притом, что они готовы стерпеть не только «умных» и «всезнаек», но и «тупых, медлительных, запуганных, рассеянных, мрачных, чересчур весёлых, дерзких, хитрых» и даже «сексуально озабоченных». А ещё учителями было добавлено: «Все отрицательные качества – это знак протеста или защита, а под этой маской все дети хорошие». И коротко: «Нравятся все». Как вывод: «Каждый ученик – индивидуальность, он неповторим».

Ученик 2. Вопрос о карикатуре на учителя показал, что с чувством юмора у наших учителей всё в порядке. Если бы такое случилось, ВСЕ наши учителя бы сначала рассмеялись, а потом или похвалили бы автора за талант и усердие, или покритиковали бы художественные недостатки, или публично поблагодарили за внимание. Никто не стал раздувать из этого историю, а тем более переживать и умирать..!

Ученик 1. Вопрос «От чего бы Вы предостерегли начинающего учителя?» озадачил многих. Мы думаем, потому, что наши молодые специалисты не имеют пагубных пристрастий. Но добросовестность в процессе выполнения нашего задания не позволяла нашим учителям отступить. И тогда они включили воображение, представили себе проблемы общества в целом и бедного юнца – молодого специалиста, который имеет зависимость и... вписали в цитаты из Беликова вот что:

  • «Вы невежественны (агрессивны, лживы, курите, влюбились в ученика, алкоголик, им как приятель, увлекаетесь пирсингом и тату, пропадаете на порносайтах, стриптизёр), а эта забава совершенно неприлична для воспитателя юношества».
  • «Если учитель равнодушен (неуравновешен, скучен, не любит детей и свою работу, не готовится к урокам, бездушен, случайный человек в области образования, не читает художественную литературу, мучитель, не обладает профессиональными навыками, не уважает окружающих), то что же остается ученикам? Им остается только ходить на головах!»

Ученик 2. Из этих материалов понятно, что наша школа уникальна, другой такой нигде нет. И выдержать нелёгкую работу в ней могут только уникальные учителя.

Учитель. Спасибо. Поистине удивительные результаты показало, ребята, ваше анкетирование. Так давайте составим сейчас слайд о педагогике нашей школы. Официально она называется МОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма», ЯНАО. Сокращённо – «ООШ».

Главным героем здесь будет «Учитель ООШ».

Источником – наше анкетирование.

Какой же наш учитель? Подходит ли к нему характеристика понравившегося вам учителя Федора Лукича: «Предан своему делу. Любит школу и учеников»?

(Ребята предлагают добавить слово «уважает».)

Хорошо, что записываем?

(Предан своему делу. Любит школу, уважает учеников.)

Дальше, по нашему алгоритму, нам предстоит сформулировать авторскую идею. А кто автор? Вы, ребята. Так какие идеи воплотились в этом обобщенном образе?

  • Высококвалифицированный специалист;
  • Гуманист;
  • Человек передовых взглядов;
  • Личность с высокими человеческими качествами.

Хорошо, так и запишем.

Нам осталось найти название такой педагогике, которая поселилась и царит в нашей школе.

(«Педагогика уважения к человеку».)

Такой новый термин получился! Не нравится? Думаем… Редактируем… Считаете, надо добавить «терпение»?

(«Педагогика уважения и терпения».)

У нас получился эскиз нового слайда, посвящённого педагогам нашей школы (см. Приложение № 8). Давайте нашим гостям – уважаемым учителям «ООШ» – хором скажем слова благодарности.

(«Спасибо! Мы вас любим! Спасибо, что вы с нами!»)

И вам, ребята, спасибо за напряженную и такую результативную работу на уроке. Самое время провести рефлексию и оценить по достоинству свой труд.

(Подведение итогов занятия.)

Проект нашей презентации логично завершен. Он выглядит так:

  • «Я школьный учитель…» (образ учителя в творчестве А.П.Чехова и в нашей школе сегодня)
  • «Исправительная педагогика» («Остров Сахалин»);
  • «Запретительная педагогика» («Человек в футляре»);
  • «Педагогика равнодушия» («Учитель словесности»);
  • «Педагогика любви» («Учитель);
  • «Педагогика уважения и терпения» (учителя МОУ «ООШ г. Надыма»).

Дома вы:

  • оформите презентацию в электронном виде;
  • подумаете над вопросом: «В чем выразилась сатира А.П.Чехова?»

(Идеальный футляр – гроб; «хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие»);

  • докажите, что образ «человека в футляре» - художественное обобщение

(У героя нет имени; его «футлярность» гротескна);

  • нарисуете портрет таинственного Тагана.

Если будут новые идеи, смело их внедряйте в жизнь.
Всего доброго!

* Презентации имеют перекрестные ссылки между собой, которые не будут работать при просмотре поотдельности.