Мероприятие посвящено 65 годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции вошли материалы, подготовленные к IV научно-практической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны».
Исследовали эту тему на примерах судьбы детей города Новокузнецка и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город.
1. Работа школ и учеба детей в годы войны.
2. Тимуровское движение.
3. Забота и посильная помощь детей раненым бойцам
в госпиталях.
4. Оказание помощи фронту.
5. Дети блокадного Ленинграда.
Судьба детей-узников концлагерей и угнанных на принудительные работы в Германию.
Несмотря на огромные лишения, голод и холод дети войны в основном продолжали учиться в школах.
В свободное время дети помогали своему городу и всей стране в борьбе с фашизмом, и эта помощь была многогранной. Это и сбор средств на нужды фронта, и уход за раненными в госпиталях, и мужественное поведение в концлагерях и в блокадном Ленинграде.
Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения.
Цель: расширить и углубить знания учащихся о жизни детей военного поколения города Новокузнецка и бывших детей блокадного Ленинграда.
Задачи:
- воспитать чувства патриотизма и нравственности у подрастающего поколения;
- развить у обучающихся чувства гордости и сопереживания за детей военной поры;
- развить навыки самостоятельных исследований, творческому труду;
- развить интерес и уважения к истории и культуре своей страны.
Тип: внеклассное мероприятие.
Оборудование: стенгазеты, презентации, магнитофон, компьютер, проектор, экран.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит музыка «Прощание славянки».
Ведущий (учитель): Сегодня, в
преддверии празднования 65-й годовщины со дня
Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. мы
собрались в нашем музее, чтобы вспомнить тех, кто
воевал на фронте и работал в тылу приближая нашу
победу.
Мы поговорим о судьбах ваших ровесников, детей
войны, о том как они жили и боролись с врагом, за
что умирали. 22 июня 1941 г. с началом войны детство
для них закончилось и они несли все тяготы войны
наравне со взрослыми. В первую очередь мы осветим
судьбы детей г. Сталинска.
Дети Новокузнецка военной поры уже пенсионеры,
но вместе с взрослыми делали всё, чтобы
приблизить Победу, не жалея ни своих сил, ни
здоровья. Сегодня их остается все меньше и меньше
и поэтому их рассказы и воспоминания очень ценны
и дороги для нас.
Сегодня у нас в гостях «Дети войны», которые
пережили все бедствия и лишения войны. Назовём их
имена: Стеликова Анна Ивановна, Борисова Нина Тарасовна и Стукачёва
Надежда Гавриловна .Поприветствуем их и
обязательно предоставим им слово.
Звучит песня «Священная война».
Ведущий № 1: Война! Что это такое? Какое
страшное, непонятное слово! С ним оборвалось
мирное детство. Началось военное… Дети нашего
города находились в тылу, но все равно это были
военные дети.
Когда отец на фронте, а мать сутками работает у
станка, учитель должен заменить и того, и другого.
Низкий поклон вам за это, дорогие учителя военной
поры, а тем, кого уже нет – светлая память.
Ведущий № 2: В работе школ во время
войны было много особенного и необычного. Она
подчинялась девизу: «Все для фронта, всё для
Победы!» Изменилось размещение школ в городе,
сократилось их число. В освобождённых школьных
зданиях № 1, 6, 9, 11, 17, 25 были развернуты госпиталя.
В здании школы № 26 работал филиал военного
завода. В здании школы № 8 формировались воинские
части Сибирской 237 дивизии. (Приложение
1)
1941-42-м учебном году работало 38 школ, в них учились
26 699 детей. Учиться приходилось в очень трудных
условиях. На хрупкие детские плечи ложился
тяжёлый груз семейных забот. Матери сутками
работали, но дети учились не хуже, а лучше.
Ведущий № 3: Из воспоминаний Зинаиды Ивановны Ильиных, бывшего завуча школы № 12: «… Стояла задача: как и куда разместить «новичков». Школа уплотнялась до отказа… Учителя же 12-й срочно собирали учеников 6-8 классов, которые были уже на каникулах, а теперь вместе с учителями должны выехать в колхозы на сельхозработы. «Всё для фронта»! Дети заменяли взрослых… Все жили в атмосфере огромного психологического напряжения. Мы замечали, как бледнели лица детей. Скудный паёк по карточкам, работа целое лето в колхозных бригадах или по ремонту школы, острая нужда в одежде и обуви, тревожные вести с фронтов, сообщения о гибели отцов, братьев, родных – всё это ранило наши души. Страшнее всего были вести об убитых. 29 мальчиков-добровольцев 9-10 классов не вернулись к своим родителям…. Но общее горе сплачивало, вооружало терпением и верой в победу».
Ведущий № 4: Из воспоминаний
заслуженного учителя Валентины Леонидовны
Сергеевой-Пошевневой, бывшего директора школы №
8: «Дети голодали, особенно в первый год войны. В
школе давали по 50 граммов хлеба и одной чайной
ложке сахара. Ребята звали его «живым», потому
что когда его рассыпали по блюдцу или хлебу он
«шевелился». Были дети, особенно мальчики,
которые насыпали его в тряпочку или мешочек и
уносили домой, младшим. Хлеб был тяжёлым, со
жмыхом, его звали «кирпич». Этот хлеб стоил 80-100
рублей, а ведро картошки – 400 рублей. Во второе
военное лето занялись огородами. На Водной
станции каждой школе отводили по полтора гектара
земли под посадку картофеля. В голодную зиму 1941
года съели всю картошку. Где взять семена для её
посадки…
…Учащиеся 5-6-х классов с рассветом собирались у
школы и ходили каждый день в подсобные хозяйства
КМК, Сосновки, Ильинки. Сначала уставали, а потом
втянулись. Ребята старших классов формировали
отряды под руководством классных руководителей
и с мая по октябрь направлялись в
сельскохозяйственные районы. Там пололи, косили,
жали, метали. Жили в телятниках, избушках. А с
весны 1942 г. учащиеся 8-9-х классов стали учиться
сельскому хозяйству – водить трактор, управлять
сенокосилкой. Обязательно параллельно урокам
что-то делали. Осенью я с группой девочек квасила
капусту в огромных чанах для овощной базы КМК,
которая обеспечивала питанием всех рабочих. … А
зимой расчищали товарные пути от снега возле
угольных складов в районе рабочего посёлка.
Показ кинофильма «Голодные дети Ленинграда».
Ведущий № 1: Из воспоминаний Лидии Александровны Бызовой (школа № 21): «Когда началась война, мне было десять лет. Школа была большая, деревянная. Мы её сами отапливали. Хоть и было холодно и голодно, школу не бросали, учились усердно. Учебники давали бесплатно, один на шестерых. Помню, что чернила для письма делали из свёклы. Дружно помогали своим одноклассникам- детдомовцам, подкармливая их то картошкой, то парёнкой (вареной брюквой). Я была бойкая, энергичная. Умела все делать – и белить и шить… И в школе тоже дети сами делали ремонт. А также вязали носки, рукавицы для фронта. Старые фуфайки перешивали мы на обувь – шили из них обутки – стёганки…. Хлеб выдавали по карточкам, и булку хлеба мы делили суровой ниткой на шесть частей – четверым детям и маме с бабушкой. Чтобы получить хлеб, мы занимали очередь за хлебом с вечера, и спали сидя, чтобы не проспать».
Ведущий (учитель): Что Вам известно о тимуровском движении? … Начало было положено с книги «Тимур и его команда», автор – Аркадий Гайдар. Год её издания 1940 г. Тимур со своими друзьями помогал тем семьям, где отцы и братья ушли в армию. Тимур стал образцом, на которого захотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят нашей страны. В годы войны это движение помогло подготовить детей для участия в помощи фронту и тылу нашей Родины. В Кузбассе инициатором тимуровского движения стали пионеры из г. Сталинска.
Ведущий № 1: Из воспоминаний Анны Александровны Лапиной (Бойковой): «У многих школьников отцы, братья были на фронте. Оставались семьи, порой большие без кормильца. И тогда на помощь приходили пионеры-тимуровцы… Двоих сыновей проводила на войну на войну Галина Тихоновна Петренко. Один из них, Костя, геройски погиб, бросившись под немецкий танк со связкой гранат. Такой же подвиг совершил и Коля Карабашев. У деда Карабашева, так его все звали, два сына воевали, а дома двое младших детей оставались. Трудно приходилось семья, да спасибо пионерам – воды из колонки принесут, дров наколют, печь истопят и в квартире подметут, за детьми поглядят».
Ведущий № 2: О тимуровцах нашего города рассказывает Валентина Леонидовна Сергеева: «Для бойцов дети старались отдать последнее – вкладывали в свои посылки на фронт не только варежки и носки, но и сбережённый кусочек сахара, листок чистой бумаги для писем, которой им самим так не хватало. А сколько было послано кисетов с табаком! Чтобы кисет получился красивым, не щадили лучших маминых крепдешиновых кофточек!» Школьники Кузбасса собрали в Фонд обороны 5 миллионов рублей, 20 тысяч тонн металлолома для производства боевых машин; десятки тонн бутылок для горючей смеси, сотни килограммов лекарственных трав сдали ребята в аптеки. (Приложение 2)
Ведущий № 3: С первых дней войны стали приходить в Сталинск санитарные поезда. Они привозили с фронта тяжелораненых солдат. Их размещали в больницах, гостиницах и в школьных классах. … «Каждый день в госпиталь приходили школьники города, читали стихи, пели, танцевали. Когда солдаты возвращались на фронт, делали им небольшие подарки. Кто шарф, кто рукавицы, кто кисет».
Ведущий № 4: Из воспоминаний Анны Александровой Лапиной (Бойковой): «Каждый день после занятий спешили наши дети в госпиталь по улице Кирова, в здание школы № 17. Приносили с собой хлеб, сахар, а главное - хорошее настроение. «Наши спасители пришли, » наполовину в шутку, наполовину всерьёз говорили раненые. Слушали с интересом стихи, песни в исполнении Славы Мыльникова, сестёр Кутаковых, юморески Гали Смердовой… Настоящей артисткой оказалась Оля Субботина: она и пела и декламировала… Девочки с необыкновенным терпением ухаживали за ранеными, помогали перевязывать их, стирать бинты, писать письма под диктовку.»
Исполнение песни «В Землянке».
Ведущий № 1: Детская забота о раненых проявлялась по разному: в средней школе №12 школьники, которые вместе с биологом Елизаветой Филипповной Смирновой в летние каникулы ездили в тайгу за ягодой, весь сбор передавали в госпиталь. Собирали и лекарственные травы для госпиталя.
Ведущий (учитель): С началом войны
остро встал вопрос о пополнение кадров
предприятий. Так как опытные рабочие уходили на
фронт по призыву или добровольно. И в городе
развернулось патриотическое движение среди
молодёжи (в основном подростков), женщин,
пенсионеров. Суть этого движения состояла в том,
что сыновья заменяли отцов, жёны – мужей, младший
брат заменял старшего. За годы войны на КМК из
школ ФЗО (фабрично-заводского обучения) и
ремесленных училищ пришло свыше 9 тысяч ребят.
Многие пришли на завод, минуя ФЗО. Мальчишки и
девчонки, рано повзрослевшие, оказались
достойными своих отцов и братьев, бившихся на
фронте с врагом.
1981 г. газета «Кузнецкий рабочий» опубликовала
рассказ Р.В. Белана, который был директором КМК с
1939 по 1953 г. В нем говорилось: «Жёны и дети ушедших
на фронт становились к станкам. На обточке
снарядов трудились мальчики и девочки 14-15 лет. У
меня до сих пор стоят перед глазами эти дети,
быстро повзрослевшие, серьёзные, озабоченные,
хорошо понимавшие, какое тяжёлое время
переживает страна».
Ведущий № 2: «… Серёжка Волков был счастлив: его записали в школу рабочей молодёжи, в восьмой класс. Он любил и хотел учиться, но пока шла война, такой возможности не имел: работал по 12 часов каждый день. На следующий день Сергей пошёл на базар искать учебники. Но в этот день ему попался только задачник по алгебре. Купив заодно цементный мешок, он подался домой. Дома разрезал мешок, сшил из него тетрадку и принялся «щелкать» задачки… В школу ходил регулярно без пропусков, хотя давалась ему это очень трудно. После смены, бывало пойдёт в душ, а там кровь из носа хлынет… Каждое воскресенье он ходил на базар, покупал учебники и мешки из под цемента. За новенькую «Историю СССР» отдал сторублёвку. Благо деньги получал хорошие – полторы тысячи. И хотя на них можно купить лишь семь с половиной буханок хлеба, был доволен…».
Ведущий № 3: Из воспоминаний Зинаиды Николаевны Васильевой: «В 1944 году мне было 15 лет. Я работала на 526-м военном заводе, в цехе ОТК (отдел технического контроля) Проверяла магазины к пулемётам Дегтярёва. Работала также в седьмом цехе на выпуске мелкокалиберных винтовок. Работали с восьми часов утра до восьми вечера, а если нужно было, то и дольше… Однажды я опоздала на работу на пять минут. За это меня осудили на полгода. Один месяц в наказание отнимали по сто граммов хлеба и 25 % вычитали с зарплаты. После войны судимость сняли».
Ведущий (учитель): Во время войны дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходячие скелеты в Освенциме и жгли в крематориях Майданека. Фашизм нам объявил тотальную войну и в ответ получил Священную войну, где участие подростков стало неизбежным.
Ведущий № 4: Вспоминает А.А. Лапина (Бойкова): «Подрастали ученики и уходили на фронт добровольцами. Прибавляли себе лишних два-три года, чтобы только попасть на передовую. Гриша Радин – танкистом, Зина Журавлева и Валя Дубровина – разведчицами, Коля Сафоновский – лётчиком. Не все из них вернулись домой… »
Показ кинофильма «Блокада Ленинграда».
Ведущий № 1: Во время войны в наш город вывезли из блокадного Ленинграда сотни детей. Город выдержал 900 дневную блокаду, но не сдался врагу. Дети осажденного города пережили неслыханные испытания: бомбёжки, холод, гибель родных и главное голод. В 1942 г. в Сталинск прибыло около трёхсот детей детдомовцев от восьми до двенадцати лет из блокадного Ленинграда. Они походили на маленьких мертвецов. Глаза от голода были какими-то дикими, многие болели дистрофией.
Ведущий № 2: Из воспоминаний Лидии Александровны Бызовой: «В годы войны в городе было много эвакуированных. В нашем доме, большом, светлом и просторном жила ленинградская семья. Они приехали к нам зимой с обморожёнными ногами, опухшие от голода. Я помню, как мы лечили им ноги, прикладывая к ним варёную картофельную шелуху…»
Ведущий № 3: Приведём строки из письма Л. Цурашкина: «Знаю, что к месту размещения нас привезли около ста человек. Это были опухшие, завшивевшие подростки, едва державшиеся на ногах. Потом стали прибывать ребята из госпиталей… Мы всегда помним о том радушии, заботе, тепле, которыми окружили нас сибиряки».
Ведущий № 4: В нашем городе дети из Ленинграда нашли тепло и заботу, поправили здоровье, выросли, обзавелись семьями. Сейчас в нашем городе проживает около двухсот блокадников. В память о тех, кто прибыл к нам из блокадного Ленинграда, установлена на бульваре Героев мемориальная доска.
Звучит песня «Дети России».
Ведущий № 1:
Вы последние очевидцы
Той жестокой великой войны…
До конца, до последнего вздоха
Вы прожили, как совесть велит.
Вместе с вами уходит эпоха,
Но память вечная о вас будет жить!»
Да мы победили, но какой страшной ценой. В годы
ВОВ 1941-1945 гг. погибло более 27 млн. человек. Вечная
им память да низкий поклон за то, что они сделали
для нас.
Почтим их память минутой молчания… Прошу всех
встать.
Ведущий № 2:
Ветерану
Приди, мой друг, поговори со мной
И расскажи мне о былых тревогах,
Поведай мне о жизни боевой,
Приди, мой друг, поговори со мной.Война прошла ужасным ураганом
И юность отняла навек у вас.
Не описать тех горестей, страданий,
но им благодаря, мы счастливы сейчас…
Ведущий № 3: Предоставим слово нашим дорогим ветеран.
Ведущий (учитель): Жизнь и труд детей военной поры нашего города – это часть истории ВОВ 1941-1945 гг. Это тяжёлое и горькое время не должно пройти бесследно. И мы не должны забывать о подвиге нашего народа и детей военного времени. И пусть никогда больше дети не испытают тех лишений, какие выпали им в грозные военные годы.
Звучит песня «Журавли».