Ход урока
Запись на доске:
Счастлив дом, где пребывает мир…
где брат любит брата, родители
пекутся о детях, дети почитают
родителей. Там благодать Господня…
“Слово Иоанна Златоуста”
Благодать – радость, довольство, счастье.
Иоанн Златоуст. Архиепископ Константинопольский (398–403 гг. н.э.), выступал против роскоши, излишеств за взгляды пострадал, был сослан.
Златоуст – златые уста. Прозвище получил за красноречье, за умение убеждать.
1. Слово учителя.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычен он тем, что сегодня мы с вами прикоснемся к творчеству Ивана Сергеевича Шмелева, к его удивительному, поэтическому, наполненному духовным светом произведению “Мартовская капель”.
“Мартовская капель” – это не самостоятельное произведение, это маленькая капелька большой и интересной книги Шмелева “Лето Господне”.
Хотели бы вы больше узнать об этой книге и о человеке, ее написавшем? Вот это и будет целью сегодняшнего урока. Кроме того, мы будем учиться чувствовать слово, заглянем в творческую лабораторию писателя.
– Давайте прочитаем эпиграф к уроку. Подумайте над ним и в конце урока вы скажете, почему взяты именно эти слова. (Чтение эпиграфа, пояснение слов “благодать”, “Иоанн Златоуст”.)
-А сейчас послушаем удивительно красивое стихотворение И.С.Тургенева “Утро туманное”. (Читает подготовленный ученик.) (Приложение 1)
– Как вы думаете, почему разговор о творчестве Шмелева мы начали с этого произведения Шмелева? (Речь пойдет о чем-то давно прошедшем, о том, что живет только в воспоминаниях, но эти воспоминания сладостны и приятны.)
И.С.Тургенев был еще жив и писал вдали от Родины, тоскуя по ней, когда в России, в Замоскворечье (так назывался район Москвы), родился другой певец земли русской, тоже Иван Сергеевич…Шмелев.
Кто мог тогда предположить, что умереть ему суждено будет, как и Тургеневу, не на Родине, а недалеко от Парижа.
А сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие в Москву двухсотлетней давности. А поможет нам в этом художник Василий Дмитриевич Поленов и репродукция его картины “Московский дворик”. (Приложение 2) (Рассказ подготовленного ученика.)
Шмелев великолепно знал свой родной город и любил его. Самые ранние впечатления детства – это мартовская капель, Вербная неделя, посещение церкви. Эти детские впечатления и составили лучшую книгу писателя “Лето Господне”.Вы спросите, откуда это непонятное название? Оказывается, оно восходит к Евангелию, к книге пророка Исайи: “И послал Он меня проповедовать лета Господне благоприятно…” Вот и Шмелев пишет свою книгу о благоприятном лете. Может быть, поэтому она особенно нужна в дни трудные, в лета неблагоприятные. Как-то очень солнечно и одухотворенно рассказывает писатель о своем детстве. Посреди огромного города, “супротив Кремля”, в окружении мастеровых работников, купцов и духовенства протекает жизнь, полная доброты и душевной щедрости, жизнь маленького Вани, будущего русского писателя Ивана Шмелева.
– А теперь давайте заглянем в творческую лабораторию писателя. Из чего же плетется волшебное кружево шмелевской речи? Дома вы прочитали рассказ и выписали незнакомые для вас слова. Какие слова вы нашли? (Дети зачитывают слова и объясняют вместе с учителем.) (Приложение 3)
– Почему в тексте так много незнакомых слов? (Автор пишет о прошлом, о давно ушедшем русском быте.)2. Работа с текстом.
– О чем это произведение? От чьего лица ведется повествование? (Описание ожидания праздника, подготовки к нему. Дом, свет, предчувствие праздника дается через детское восприятие, так как повествование ведется от лица мальчика.)
– А для кого написан этот рассказ: для детей или для взрослых? (Не только для детей, но и для взрослых, ищущих в детстве все самое лучшее и светлое.)
– Легко ли пересказать этот текст? (Трудно, потому что главное здесь – не действие, а настроение, чувства, вызванные приходом весны. Чувства радости, приподнятости, ожидания.)
– Чем вызваны такие чувства? (Во-первых, приходом весны. Во-вторых, ожиданием праздника Великой Пасхи. Окрашены они ожиданием, предчувствием обновления, счастья, которые несет Христово Воскресение.)
– Описание чувств, мыслей, переживаний – это признаки какого произведения? (Лирического.) Значит, произведение Шмелева – это лирическая проза. (Ученики записывают в тетрадь.)
– Итак, приход весны. Автор описывает его так, что мы можем не только увидеть, но и услышать его звуки, и даже почувствовать запах весны.
Какие слова помогают услышать весну? (“Кап-кап-кап”, “шуршит по железке за окном”, “постукивает сонно”, “тараторит по железке”, “капель играет тра-та-та”).
Какие запахи мы чувствуем? (Запах свежести – идет уборка.)
– Какие строки помогают почувствовать, что “весна взялась”? (Сначала просто “везде капель. Под сосенкой – кап-кап. Под елочкой кап-кап. Но вот и “грачи прилетели” и в “комнату льется солнце” И вот уже “Весна! Весна!”)
– Какие чувства в душе ребенка вызывает приход весны? (Ощущение радости, счастья, ожидания чего-то доброго. Весну он воспринимает и глазами, и сердцем. Свет, радость – так воспринимается приход весны у Шмелева.)
– Найдите в тексте слова и словосочетания, передающие настроение героя. (“И такой день чудесный, такой веселый”; “меня ослепляет светом”; вижу, “как в комнату льется солнце”; “суетятся золотинки”; “Если бы и к нам спустился Ангел!”; “милые обои”; “журавли и лисы на обоях веселые, что весны дождались”.)
– Радость, счастье – вот основное настроение героя. А какой он, цвет радости и счастья? (Чаще всего повторяется у Шмелева – золотой – потому что много солнца. “Золотая полоса, золотые окна, золотая искра отдушника, пушечка как золотая, золотые капли, золотые нитки…”)
– Но только ли приходом весны вызвано приподнятое настроение мальчика? (Ожидание праздника. Подготовка к нему: уборка, большая стирка.)
– Найдите наиболее яркие, на ваш взгляд, сравнения, которые соединяют в сознании мальчика весну и праздник. (Луч солнца – дорога, по которой спускаются ангелы с неба, капли сыплются часто – часто, вьются как золотые нитки. Особенно ярки сравнения при описании шаров. В первую минуту они для мальчика – “зайчики, голубой и красный”. Затем – “пасхальные яички, прозрачные, как дымок”. Наконец, мальчик вспоминает, что это его шары, которые он “выпустил погулять на воле” и “солнце их делает живыми”.)
– Какое сравнение вам больше понравилось?
– Почему же сравнения такие необычные, такие интересные? (Потому что их “находит”, “подбирает” ребенок. Он воспринимает весну не только глазами, но и сердцем. Весна и солнце да еще накануне Великой Пасхи могут все.)
– Какие эпитеты, метафоры и олицетворения встречаются в рассказе? С какой целью они использованы? (Чтобы рассказ был ярким, образным, выразительным, красивым.)
– Что вы можете сказать о мальчике, глазами и сердцем которого мы видим весну? (Очень точно чувствует природу, внимательный, чуткий, фантазер. Счастливый ребенок.)
– А теперь давайте вернемся к эпиграфу. Как перекликается он с нашим разговором о произведении Шмелева? (Только в счастливом доме, где мир и согласие, где действительно благодать Господня, ребенок мог быть таким эмоциональным, радостным, счастливым.)
Дай Бог каждому из нас иметь такой дом, чтобы о детстве вспоминать с такой же теплотой и любовью, как это делает Иван Сергеевич Шмелев.
Итог: Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую лабораторию писателя И.Шмелева. Но когда-нибудь двери в его рабочий кабинет широко распахнутся перед нами. Это непременно случится, если вы научитесь внимательно, вдумчиво читать, научитесь сопереживать писателю и его герою.
Домашнее задание: выразительное чтение рассказа.
Литература:
- Образ красоты в повести Ивана Шмелева “Лето Господне”. С.В. Лаврова // Литература в школе. – 1997. – № 3.
- Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 8 класс. – М., “Просвещение”, 1999. – С. 93.
- В. Поленов (Альбом)/ Авт.-сост. И.В.Раздобреева. М.: Изобразительное искусство, 1973.