Цели урока:
- Знакомство с рассказом писателя, с его художественным своеобразием.
- Научить первым умениям и навыкам анализа, интерпретации эпического произведения
- Помочь школьникам познать собственный внутренний мир, определить путь к нравственному взрослению, осмыслению самого себя как личности, как нравственно воспитанного человека
- Воспитание уважения к родителям, любви к природе, развитие наблюдательности у детей
Оборудование: портреты В.И. Белова, стенд с фотографиями детей на природе, выставка книг писателя, выставки репродукции картин на тему “Моя весна”, “Мир природы и я”/
Эпиграф к уроку:
“Главное не то, где живет человек, кем работает, какое у него образование, а то, какая у него душа, умеет ли он любить, нежен ли он, как ведёт себя в трудную минуту, способен ли на поступок”
В. И. Белов
Ход урока
I. Актуализация знаний. Закрепление знаний об авторе, о понятии “рассказ”.
Учитель:
– Дорогие ребята, посмотрите в окно. Какая прекрасная картина! Во дворе
весна. Сегодня мы с вами познакомимся с интересным рассказом известного русского
писателя Василия Ивановича Белова “Скворцы”, в котором события происходят именно
весной. Давайте сначала вспомним, что такое рассказ?
– Это небольшое произведение с небольшим количеством героев.
Учитель. Да, ребята. Рассказ – это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
Учитель: Поговорим сначала об авторе рассказа.
– Васи́лий Ива́нович Бело́в – русский писатель. Родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Вологодской области. Выходец из крестьянской среды русского Севера. Его отец Иван Федорович Белов погиб на войне, мать Анфиса Ивановна в одиночку растила детей. С 1964 постоянно живёт в Вологде, не порывая связь с “малой родиной” – Тимо́нихой, в которой черпает материал для своего творчества. В его рассказах сквозит неподдельная любовь ко всему живому, интерес к повседневному бытию человека и окружающему его миру. Василий Иванович Белов – один из родоначальников и лидеров “деревенской прозы”
II. Изучение новой темы.
Учитель. Рассказ “Скворцы” об одном случае из деревенской жизни шестидесятых годов. Но это совсем необычный рассказ. Мы с вами убедимся в этом.
Активизация субъектного опыта.
а) Учитель. Послушайте основной вопрос нашего урока.
“Кто нуждается во мне? Кому я нужен?”
б) Беседа по стенду с фотографиями учеников.
– Что общего во всех этих фотографиях?
– Люди фотографировались среди природы.
– Почему мы любим фотографироваться на природе?
– Природа она как бы живая. Зеленый, желтые цвета поднимают настроение. Душа
радуется, увидев себя среди природы.
в) Вызов к действию.
Учитель. Давайте возьмём альбомные листы и нарисуем там кружочек, а в середину кружочка напишем слово “Я”, чтобы он был похож на маленький носик; и это будет сердцевиной цветка. Ведь недаром наши мамы нам говорят “Цветочек мой!”
Значит, я нужен природе, я – дитя природы. Нарисуем лепесток и впишем в него “Природа”.
г) Анализ сюжета.
- Какое событие, по-вашему, самое главное в рассказе?
- Кто является главным героем рассказа?
- Что случилось с Павлуней?
- Когда это случилось? В какое время года? Сейчас какое время года?
Составление ассоциаграммы “Весна”.
Учитель. Ребята, напишите в тетрадях в середину листа слово “Весна” и укажите, что вы представляете, услышав это слово.
Весна – яркое солнце сосульки, капли, вода, голубое небо, проталины, тепло, оттаявший снег, пробуждение, хорошее настроение
Весна. Она отличается от других времен года тем, что весной природа просыпается, оживает, благоухает, как бы земля рождается заново.
Учитель. Ребята, давайте составим таблицу по личным наблюдениям. Как наш герой связан с весной? Что вы чувствуете?
Что видим ранней весной? | Как герой чувствует? Реакция Павлуни |
Что я чувствую? Хочется…. |
Синее небо | Увидел сразу | Полететь.. |
Яркое солнце | Ближе к окну | На улицу |
Высокое небо | Как обложка тетради, хочет в школу | |
Сосульки | Прозрачные, сразу стало весело | Играть с сосульками |
Скворцы | Раскрыв рот, наблюдает | Слушать их пение |
е) Сравнение. Описание весны писателем.
Учитель:
– А сейчас откроем учебники и сравним, как В.Белов описывает раннюю весну?
– Как меняются краски?
Ответ. Картина та же, но меняется цвет. Синее небо как обложка тетрадочки, не подписанное.
– Как вы думаете, почему Павлуня с тетрадочкой сравнивает небо?
Ответ. Павлуня хочет в школу, потому что друзья его учатся в школе. Они часто навещают его.
– Подумайте, еще кому Павлуня нужен?
Он нужен своей школе, друзьям. Павлуня – наш сверстник. Поэтому считаем его нашим другом и то, что происходит с Павлуней впишем в лепестки слова “школа”, “друзья”
ж) Беседа. Давайте остановимся на отношение родителей к Павлуне.
Учитель. Как они разговаривают между собой?
Ответ. Мать – “голубчик”, “гляди – ко”, “прилетел – то”.
Отец – “брат”, “брат Павлуня”, “Ты, Павлуня, как думаешь”
Павлуня – “папка”, “молодец”.
Ответ. Они разговаривают между собой так откровенно, дружелюбно. Чувствуется благоприятная обстановка, тепло на душе в этом доме, умеют выходить из трудного положения, не создавая паники.
Учитель. А как вы разговариваете в семье, не допускаете ли грубости?
Заметили ли вы какой – либо грубости в отношениях между членами семьи в рассказе?
Ответ. Нет никакой грубости в их отношениях, они так откровенны, любят друг друга.
Учитель. На кого они похожи из мира природы?
Ответ. На скворцов. Они точно такие же, как семья скворцов.
Учитель. Как вы думаете, в чем причина такой обстановки в этом доме?
Ответ. Родители Павлуни так воспитывались, сами тоже так хотят воспитывать и Павлуню, они его очень любят, они приобщили его к миру природы, потому что это их сын, он им очень нужен.
Значит, я нужен своим родителям. Л.Н. Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома” Нарисуем лепесток и впишем в нем слово “Родители”
Учитель. Какова сюжетная линия рассказа?
Ответ.
- Павлуня лежит дома, болеет.
- Они с отцом сделали скворечник.
- Скворечник упал на землю.
- Павлуня хочет спасти скворечник и оказывается на огороде.
- Отец вновь поставил скворечник.
З) Учитель. Павлуня – главный герой рассказа. Ответим на вопрос “Какой же он, главный герой?”
– Наблюдательный. Наблюдает за самоваром, из окна увидел синее небо,
сосульку, снег в огороде, проталины. Любую вещь, любое событие он изучает
детально, делает свои выводы. Ничто не ускользает от его зоркого глаза.
– Умный, догадливый. Увидел, как дрожит от ветра торчащий из снега
стебель прошлогоднего репейника, и догадался, что на улице ещё холодно.
– Любит вспомнить интересные случаи. Случай с глыбой на крыше.
– Он – мечтатель. Мечтает, что скворцы снова прилетят.
– Он способен на все, чтобы спасти скворчиные яйца, скворцов, пытается
восстановить гармонию, спасти жизнь, способен на активное добро.
Учитель. Это обычный мальчик?
– Нет.
Учитель. Почему же? Кто же его таким сделал?
– Родители, их любовь к сыну, приобщение к миру природы.
Учитель. Только родители сделали его таким?
– Не только родители. Он и сам старается, изучает. Использует возможности.
Вывод. Значит, я нужен самому себе. Нарисуем лепесток и впишем в него слово “Сам Я”
Учитель. У нас получился прекрасный цветок, в середине которой слово Я с большой буквы. И мы можем сказать: “Если я живу, значит, Я кому-то нужен”. А кому, мы сегодня старались ответить.
III. Закрепление изученного материала. “Мир природы и Я”. Смысл названия рассказа.
Учитель.
– Почему же рассказ называется “Скворцы”?
Ответ. Это символ, в котором раскрывается личность героя. Весь рассказ пронизан любовью ко всему живому , а именно к главному герою – Павлуне, а вместе с ним и скворцам. Автор любит всех своих героев, ведёт параллельное повествование.
– А вы наблюдали за скворцами? Когда прилетел первый скворец? Кто первым увидел?
Я назову факт из жизни скворцов, а вы из жизни Павлуни.
- Скворцы прилетели с юга, устали. (Мальчик тоже устал, пролежал всю зиму.)
- Прилетели и начали полную жизнь. (Хотя и в постели, Павлуня тоже начал активное наблюдение.)
- Скворец за полной работой, скворчиха тоже. (Родители.)
- Скворцы поют. (У мальчика поднялось настроение. Павлуня тоже любит жизнь.)
Учитель. Исходя из этого, сделаем итоги нашего урока. Только в гармонии с природой счастлив человек. Мы верим, что Павлуня выздоровеет, и в этом ему поможет любовь к жизни, к природе.
Хочу закончить урок со словами Е. Дорош: “Книги В. И. Белова наполнены любовью к природе, к людям обыкновенным, но способным украсить этот мир”. Предлагаю прочитать его рассказы “Даня”, “Вовка – сатюк”, “Тёзки”, “Весенняя ночь”, которые пронизаны большой теплотой, после чтения которых душе становится легко и радостно, и хочется жить и жить.
IV. Домашнее задание.
- Пополните лепестки цветка, которые остались пустыми.
- Напишите ответ на вопрос: “Каким я представляю Павлуню через год?”