Урок литературы "Аксиологическая проблематика поэзии Первой мировой войны (на примере лирики В.П.Катаева)"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Через анализ поэтического текста В.П. Катаева подвести учащихся к пониманию аксиологической проблематики поэзии Первой мировой войны.
  • Формировать умение учащихся анализировать поэтический текст, определять тему, идею, мотив стихотворения, находить тропы, определять их роль в тексте.
  • На примере лирики В.П. Катаева воспитывать у учащихся любовь к Родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

Задачи урока: 

  • Восстановить в памяти учащихся изученное ранее о личности В.П. Катаева и его жизни.
  • Самостоятельно проанализировать стихотворения В.П. Катаева (по группам), проследить, как раскрывается в них аксиологическая проблематика, тема Родины .
  • Развивать у учащихся навыки самостоятельного постижения и восприятия лирики Первой мировой войны, соотнесения её со своими внутренними представлениями.
  • Развивать навыки выразительного чтения стихотворений.
  • Выявить основные мотивы, особенности поэтического строя катаевской лирики.

Тип урока: урок-исследование.

Форма работы: фронтальная и групповая.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный.

Приемы: беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, чтение наизусть, устные выступления учащихся.

Виды читательской деятельности на уроке: монолог, диалог, анализ текста, определение тропов, выразительное чтение.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Оборудование: портрет В.П. Катаева, карта "Первая мировая война, 1916 год".

Ход урока

Слово учителя: Целью нашего исследования станет изучение лирических произведений В.П. Катаева, с тем чтобы выявить и объяснить аксиологическую проблематику поэзии времён Первой мировой войны. В начале исследовательской работы проведём констатирующий эксперимент, чтобы выяснить состояние дел по изучаемой проблеме, и ответим на несколько вопросов:

  1. Назовите даты Первой мировой войны.
  2. Наука, изучающая ценности, называется аксиология. Как Вы понимаете, что такое духовно-нравственные ценности? Назовите эти ценности в порядке их важности для Вас?
  3. Война - это время, когда попираются все ценности. Вы согласны с этой точкой зрения? Действительно ли, по-вашему мнению, на войне нет места духовно-нравственным ценностям?
  4. Когда грохочут пушки, музы молчат. Это известное выражение, но так ли это на самом деле? Назовите известные Вам произведения о Первой мировой войне и их авторов. Вы можете приводить примеры, опираясь на русскую и зарубежную литературу.
  5. Почему, по Вашему мнению, писатели и поэты так часто обращаются к теме войны? Почему размышляют о человеке на войне?
  6. Среди авторов, на долю которых выпало быть на Первой мировой войне, есть имя, хорошо Вам знакомое - Валентин Катаев. Вспомните произведения этого писателя . Какие события отечественной истории в каких произведениях этого писателя нашли отражение?

Сформулируем гипотезу, то есть выдвинем предположение, догадку о том, что трагические события начала ХХ века, сильные потрясения не могли не отразиться в произведениях мировой литературы. В частности, в европейской литературе появилось много книг, в которых нашёл отражение духовно-нравственный кризис всего общества. Русская литература, как часть мировой литературы, тоже впитала в себя проблемы, поднимающие вопросы войны и мира. Формированию нашего представления об аксиологической проблематике русской литературы будет способствовать использование лирических произведения В.П. Катаева.

Объектом исследования станет процесс формирования духовно-нравственной проблематики творчества В.П. Катаева, а предметом исследования (для развития представлений об аксиологической проблематике мировой литературы) - поэтические произведения В.П. Катаева, датированные 1915-1916 годами.

Слово ученикам (сообщение домашнего задания): Валентин Петрович Катаев - один из основоположников современной литературы для подростков и юношества. Его произведения во многом историчны и автобиографичны, чтобы глубоко понять их, надо хорошо представить и понять эпоху, в которую жил писатель. В начале Первой мировой войны В. Катаев из седьмого класса Пятой гимназии города Одессы зимой 1915 года добровольцем (правильнее, охотником) уходит на фронт. Правда, через много лет прозвучит ехидная реплика его старого одесского приятеля: "А куда ж еще этому балбесу и двоечнику было деваться? Не ушел бы в армию - из гимназии бы вышибли"*. Служил он в 64 артиллерийской бригаде под началом отца Ирины Алексинской ("Сиреневой", в которую В. Катаев был по-юношески влюблен). В Действующей армии Валентин Катаев пишет стихи, посвящает их любимой девушке и публикует в столичных журналах, которые, в свою очередь, охотно печатают произведения юного героя-прапорщика, контуженного в бою. В декабре 1916 Валентин Катаев возвращается в Одессу, учится в пехотном училище до апреля 1917 года.

Слово учителя: Этот период жизни (с 1915 по 1917 г.г.) ляжет в основу нашего исследования. В основе исследуемой проблемы будет звучать вопрос: "Каковы основные мотивы ранней лирики В.П. Катаева?"


* Твоё сиреневое имя:Одесский Литературный музей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://museum-literature.odessa.ua/pbasic/lru/tb3/tp3/id57 /, свободный. - Загл. с экрана.

Лирика В.П. Катаева известна не всем. Предложим учащимся в качестве знакомства вместе прочитать и истолковать по предложенным вопросам одно из его стихотворений, которое было опубликовано в одесской газете "Южная мысль" 10 апреля 1916 года. Это поможет увидеть характерные черты поэзии В.П. Катаева.

В апреле.

В апреле сумерки тревожны и чутки
Над бледными, цветущими садами,
Летят с ветвей на плечи лепестки,
Шуршит трава чуть слышно под ногами.
С вокзала ль долетит рассеянный свисток,
Пройдет ли человек, собака ли залает,
Малейший шум, малейший ветерок
Меня томит, волнует и пугает.
И к морю я иду. Но моря нет. Залив,
Безветрием зеркальным обесцвечен,
Застыл, под берегом купальни отразив,
И звезды ночь зажгла на синеве, как свечи.
А дома - чай и добровольный плен.
Сонет, написанный в тетрадке накануне.
Певучий Блок. Непонятый Верлен.
Влюбленный Фет. И одинокий Бунин.
1916

  1. Прочитайте стихотворение вслух.
  2. Какое настроение вызывает у Вас это стихотворение и почему ?
  3. Разбейте стихотворение на строфы. Объясните, почему Вы выделили именно столько строф? На сколько логических частей можно разделить стихотворение?
  4. Найдите кульминацию в стихотворении и объясните свою точку зрения.
  5. Найдите в стихотворении слова, которые передают время. По каким группам Вы могли бы распределить их? Свой выбор обоснуйте.
  6. Автор в первой строке говорит, что " апреле сумерки тревожны и чутки"? Как он раскрывает это тезис в стихотворении?
  7. Назовите эпитеты, которые использует автор, для передачи состояния лирического героя. Составьте портрет лирического героя. Сравните состояние лирического героя в начале стихотворения и в конце?
  8. Как с помощью звукописи автор передаёт состояние природы и лирического героя? (Как помогают изобразительные средства языка ощутить состояние природы и лирического героя?)
  9. В лирическом стихотворении всегда помимо времени присутствует и пространство. Найдите образы пространства в стихотворении В.Катаева. Какую роль эти образы играют в раскрытии лирической темы стихотворения?
  10. Стихотворение называется "В апреле", но почему последние четыре строки посвящены литературе? Как Вы объясните выбор имен и упоминание сонета в последней строфе?
  11. В стихотворении звучит мотив "добровольного плена". Какую тему поднимает в конце стихотворения автор?
  12. Как соотносятся название стихотворения с датой написания?
  13. Сформулируйте лирическую тему стихотворения. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем (по выбору) " Мир лирического героя в стихотворении В.Катаева "В апреле" или "Мысли, рожденные при прочтении стихотворения В.Катаева "В апреле"

Практическая исследовательская работа в группах начинается с завязки исследования, выраженной в проблемном вопросе: "Какие сквозные мотивы характерны для лирики Катаева времён Первой мировой войны?" Две группы работают над сопоставительным анализом стихотворений, относящихся к разным периодам творчества В.П. Катаева. Сопоставление разных стихотворений одного поэта может обнаружить общие, именно ему присущие черты видения жизни и художественной манеры, помогут отработать у учащихся навык сопоставительного анализа стихотворений, научит старшеклассников систематизировать и обобщать полученные в ходе исследования знания. Для выполнения сопоставительного анализа стихотворений предложим учащимся краткий план сравнения произведений:

  • проанализируйте время создания стихотворений, события в жизни поэта в этот период (если это важно для данных стихотворений);
  • попробуйте определить жанр, темы стихотворений, их основные идеи;
  • сравните в стихотворениях образы лирических героев;
  • как создаётся эмоциональный настрой стихотворений (роль изобразительно-выразительных средств);
  • какова композиция стихотворений?

Первая группа занимается сопоставительным анализом стихотворений "Туман весенний стелется" и "Ночной бой", относящихся к периоду службы В.П. Катаева в Действующей армии (1916 год).

  1. Как вы думаете, почему стихотворение "Туман весенний стелется" не имеет названия?
  2. На сколько логических частей можно разделить стихотворение
  3. "Туман весенний стелется"? Почему?
  4. Какие чувства переживает лирический герой в каждой из частей стихотворения?
  5. Какую роль играет в стихотворении пейзаж ?
  6. Сравните гамму красок в каждой логической части стихотворения. Какой вывод Вы сделали?
  7. Каким мы представляем себе лирического героя В.П. Катаева? Почему?
  8. Определите главные темы стихотворения.
  9. Как вы думаете, о чём стихотворение "Ночной бой"?
  10. На сколько логических частей можно разделить стихотворения?
  11. Какие главные темы стихотворения "Туман весенний стелется" отсутствуют в стихотворении "Ночной бой" ?
  12. Как изменилась цветовая гамма стихотворения "Ночной бой" по сравнению со стихотворением "Туман весенний стелется"?
  13. Докажите, что эти стихотворения принадлежат одному автору;
  14. Сравните функцию пейзажа, гамму красок, состояние лирического героя в стихотворениях;
  15. Какие языковые средства усиливают образность стихотворений?
  16. Что общего в стихотворениях?
  17. Чем отличаются стихотворения?

Стихотворение "Туман весенний стелется..." появилось в издании "Весь мир" в 11мартовском номере за 1916 год вместе со стихотворением "В пути" ("Снега. Леса. Разрушенные села..."), под была подпись: "Действующая армия, 1916 г." Стихотворение "Ночной бой" опубликовано в том же издании в номере 13 с указанием: "Действующая армия. 1916 г."

Группа делает выводы по выполненному исследованию. В стихотворениях В. Катаева, написанных в 1916 году в Действующей армии, двоемирие выражено отчётливо: в мир счастья, гармонии, необыкновенных волшебных красок природы вторгается разрушение. Лирике В.П.Катаева этого периода присуще слияние реализма с романтизмом, это проявляется в функциях пейзажа. Действительность нарисована сквозь туман, преобладают белые, серые, синие цвета. В стихотворении "Туман весенний стелется" пейзаж - главное действующее лицо. В.П. Катаев использует приём контраста и через впечатления лирического героя от весеннего мира рисует картину разрушения, которая меняет образ пробуждающейся природы. От созерцания природы В. Катаев переходит к созерцанию мира настоящего, где человеческая тревога, как постоянное чувство, выражает трагическое настроение лирического героя В.Катаева. В стихотворении "Ночной бой " преобладает тема смерти, что подчёркивается цветописью, особой безысходной лексикой стихотворения. И если в стихотворении "Туман весенний стелется" наряду с темами войны, смерти и разрушения звучат жизнеутверждающие темы надежды и оптимизма, то в стихотворении "Ночной бой" главными становятся темы смерти, обречённости, безысходности, трагического осмысления человеком своего бытия, своего места в мире войны.

Вторая группа занимается сопоставительным анализом стихотворений "Письмо", "У орудия", опубликованных в 9 и 12 номерах издания "Весь мир" в 1916, и "Зелёным сумраком повеяло в лицо:", относящихся к военному и послевоенному периодам творчества В.П. Катаева. Учащиеся должны проследить, как изменилось состояние лирического героя.

Подумайте и определите тему этих стихотворений.

  1. Какие чувства испытывает лирический герой в первом и втором стихотворениях?
  2. На сколько логических частей можно разделить стихотворения? Почему?
  3. Какие строки стихотворений подчёркивают различие в настроении лирического героя?
  4. Сопоставьте начало и конец каждого стихотворения;
  5. Чем различаются стихотворения? Что в них общее?

Группа учащихся делает вывод, что основой мировосприятия лирического героя В.П. Катаева становится конфликт мечты и реальности в мире. Идеальный образ прошлого у лирического героя возникает при ностальгических воспоминаниях об утраченном мире, как об утерянном человеком рае. В этой группе стихотворений уходит ощущение мира как главной человеческой ценности. В душе лирического героя, чей жизненный опыт не так велик, наступает серьёзный период внутреннего переосмысления действительности, ведь война несёт разрушение, а не созидание. Герой ранней лирики В.П. Катаева находится на стадии глубокого духовного развития и больше похож на рыцаря, главной составляющей жизни которого является служение Родине, любимой женщине. Душа противостоит разрушению, поэтому память становится своего рода оберегом. Мотив памяти в стихотворениях военного периода играет главную роль: он спасает от разрушительного злодейства, придуманного людьми, восстанавливая в душе лирического героя дорогие сердцу страницы собственной жизни (воспоминания о юношеской любви). Лирический герой свободно перемещается из прошлого в настоящее и обратно, спасаясь от войны, отвергая и осуждая её. Основные мотивы этих стихотворений - неудовлетворённость настоящим, тоска по прошлому, мечта о будущем.

Заключительной частью  исследования станет контрольный эксперимент, который мы проведём в форме тестирования. Участником какого исторического события стал В.П. Катаев?

  1. Произведения какого жанра были созданы В.П.Катаевым в период с 1915 по 1916 годы?
  2. Какие антивоенные произведения были созданы В.П.Катаевым?
  3. Над какими темами размышляет В.П. Катаев в ранних стихотворениях? Какие проблемы ставит перед читателем?
  4. Как называется приведённое ниже стихотворение В.П. Катаева?
  5. Как в стихотворениях В.П. Катаева отразился образ эпохи?
  6. В чем заключается аксиологическая проблематика произведений В.П. Катаева?