Конференция "Православная книга"

Разделы: Литература


Слайд 1

Среди многих источников литературы - Библия и ее главная книга Евангелие. Без знания Библии невозможно понять, почему герой древнерусского жития Сергий Радонежский отправился в лесную глушь, в уединение, в пустынь; отчего пушкинский пророк оказался в пустыне; зачем в романах Достоевского звучат евангельский текст. Без знания тех далеких традиций не разобраться в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Русская отечественная литература, насильственно оторванная после Октябрьской революции от духовно-религиозных истоков прошлого, снова возвращается к волнующим человечество вечным вопросам о вере и безверии, о Боге и путях нравственного усовершенствования.

Сегодня интерес вызывает поиски авторами нравственных идеалов и ценностей.

Слайды 2–3. Кирилл и Мефодий

С именами двух братьев-просветителей связано важнейшее событие в истории славянской культуры – изобретение азбуки, которая дала начало славянской письменности.

В монастыре Полихрон братья провели несколько лет, после чего совершили первое путешествие к славянам, во время которого проняли, что для распространения христианства необходимо создать славянскую азбуку. Кирилл и Мефодий вернулись в монастырь, где и начали эту работу. Известно, что только подготовка к переводу священных книг на славянский язык заняла у них более трёх лет.

До наших дней не утихают споры учёных о том, какую же азбуку создал Кирилл – кириллицу или глаголицу. Разница между ними заключается в том, что глаголица более архаична по написанию букв, а кириллица оказалась удобнее для передачи звуковых особенностей славянского языка.

После смерти Кирилла придуманная им азбука и получила нынешнее своё название. С течением времени кириллица стала основой всех славянских алфавитов, в том числе и русского.

Слайды 4 – 8. Иван Фёдоров

Мы не знаем, где и когда родился мальчик, которому было суждено войти в историю под именем Ивана Фёдорова. Однако предание утверждает, что это произошло где-то в Калужской губернии. Единственное, что известно точно, так это то, что до начала занятий книгопечатанием Иван Фёдоров был дьяконом церкви Николы Гостунского. Это значит, что он должен был получить хорошее образование. Поэтому, как и многие священнослужители, занимался преподаванием грамоты.

В 50-е годы XVI века он работал сначала справщиком, готовившим тексты к набору, а затем и мастером в открывшейся анонимной типографии.

В 1560 – 1561 годах по указанию Ивана Грозного было начато устройство первой государственной типографии в Москве. Поддержанные царём первопечатники успешно завершили свою нелёгкую работу и 1 марта 1564 года выпустили первую русскую книгу – “Апостол”.

Затем Фёдоров напечатал в Москве ещё несколько изданий. Первопечатник шёл от традиций русской рукописной книги, всегда богато украшенной, нарядной и внутри, и снаружи.

Память о русском первопечатнике сохранилась до наших дней.

Слайды 9–12. Библия в русской литературе.

Во многовековой истории развития письменности Библия занимает особое место. Пожалуй, это единственная книга, вокруг которой с течением времени споры не утихают, а усиливаются, переходя порой в настоящие словесные баталии. Поражает непримиримость и противоречивость взглядов на Библию, диапазон оценок её содержания: от трепетного преклонения, присущего многим верующим, до сатирической интерпретации библейских мифов, начатой много веков назад атеистами и свободомыслящими.

Последователи более трёхсот разнообразных христианских церквей и сект считают её святой и боговдохновенной.

К сожалению, в нашей стране Библию знают мало. Нигилистическое отношение к этому культурно-историческому памятнику сделало его “запретным” и практически недоступным для подавляющего большинства советских граждан.

В настоящее время Библия является единственным источником информации о Христе для всех христиан. На её основе реально существуют и функционируют более трёхсот христианских направлений.

Не только художественными достоинствами Библии можно объяснить обращение к её сюжетам и символике литераторов разных стран и времён. Каждый этап развития литературы имеет свои господствующие идеи, специфические средства их воплощения. В древнерусской литературе одним из таких средств являлось заимствование библейских образов, сравнений, поучений. Авторы различных произведений старались установить параллели между библейскими и отечественными “чудесами”. Ссылка на священное писание как бы отвергала сомнения в истинности изображаемых необычных явлений.

Данная литературная традиция оказалась весьма устойчивой.

Необходимо отметить, что в современном мире Библия имеет особый статус и судьбу, первых, как уже говорилось, это литературно- исторический памятник, во-вторых, это книга, почитаемая священной иудеями и христианами.

Слайд 13. Жития святых

Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Дает образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить ее может каждый человек. Герои жития — самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья... Кто, избрав однажды путь спасения, а не смерти, шел по нему, поверяя все; свои дела евангельскими заповедями, стараясь в пути этом следовать, уподобиться Иисусу Христу.

Слайд 14. Сергий Радонежский

Один из самых почитаемых на Руси святых — Сергий Радонежский. Его житие написано Епифанием Премудрым в начале XV века, через двадцать лет после смерти преподобного Сергия Преподобного потому, что путь его к святости прошел через монашеское служение, во многом был подобен пути Иисуса Христа.

После кончины родителей, следуя завету Христа: “Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах”. Сергий оставил свое имущество, дом и ушел в уединение, в лесную глушь. Лесная пустынь Сергия подобна той евангельской пустыне, куда был возведен Христос перед началом своего служения. В испытаниях физических и духовных укрепляется Сергий.

Стали приходить к отшельнику люди, оставались в обители преподобного Сергия. Первое время иноков было двенадцать, по числу учеников Христа. Когда после долгих уговоров братии преподобный Сергий стал игуменом — главным в монастыре, управлял обителью по заветам Иисуса, следовал Его примеру — был самым нищим из неимущих и всем слугою. Ходил в самой ветхой одежде и трудился не покладая рук — работал в огороде, носил воду, строил кельи для братии.

Случилось, в монастыре несколько дней не было хлеба и начали роптать иноки, игумен Сергий поучал не размышлять о хлебе насущном и не просить милостыни у крестьян, а усердней молиться. Оттого что помнил евангельский урок, как накормил Бог чудесным образом тысячи людей. Вот и иноки Троицкой обители получили хлеб чудесным и невиданным образом!

И другие испытания проходит Сергий, следуя заветам Христа.

Как и Христу, ему подчиняются силы природы, бесы, даже смерть. Он молитвой изводит из земли источник, изгоняет бесов из вельможи, воскрешает умершего мальчика.

Слайд 15. Феодосий Кавказский

Иеромонах Феодосий (в миру Фёдор Фёдорович Кашин) родился 3 мая 1841 года в Пермской губернии, в бедной многодетной крестьянской семье.

Благодатный край, украшенный лесами и реками, благодатно действовал на душу мальчика. Уже в младенческом возрасте он, как взрослый, уходил в лес на молитву.

В совсем юном возрасте Фёдор покинул свой дом и, пристав к группе паломников, отправился с ними на Афон. Там мальчик рос, обучался грамоте, нёс монастырское послушание.

Когда Фёдору исполнилось 14 лет, в обитель приехал русский генерал. Он привёз с собой больную жену. И юный молитвенник сотворил первое чудо – исцелил больную женщину.

Позднее Фёдор принял постриг с именем Феодосий. Некоторое время он нёс послушание на подворье русского странноприимного дома, принимая нищих, больных и всех, кто нуждался в его помощи.

Вскоре Феодосий отправился в Иерусалим и много лет служил у гроба Господня, после чего вновь возвратился на Афон и принял священнический сан.

В марте 1927 года отец Феодосий был арестован и отправлен в Новороссийск, а затем на три года в ссылку. После освобождения приехал в Минеральные Воды, остался здесь жить и принял подвиг юродства: ходил по улицам, одетый в цветную рубашку, играл с детьми. Во время Великой Отечественной войны отец Феодосий был одним из самых ревностных молитвенников о победе России.

Слайд 16. Александр Невский

Великий князь Александр был сыном князя Ярослава Всеволодовича 30 мая 1219 года.

Святой Александр вырос в благочестивой семье, где главными впечатлениями были впечатления святой веры. Набожность его выражалась в том, что он с детства любил часто ходить в храм и по ночам долго молиться перед иконами Спасителя и Божьей Матери.

С юных лет Александр был поставлен княжить в Новгороде. И первую половину своей жизни он посвятил победоносной борьбе с северными врагами Руси.

В 1240 году на реке Неве были разбиты шведы. Великой радостью пронеслась эта весть по Руси. За победу Александр получил прозвище Невский. Русские гордились Александром, называя его независимым князем, и стращали им татар.

Когда в 1263 году князь Александр Невский умер, митрополит Кирилл сказал: “Солнце земли русской закатилось!”

Слайды 17 – 18. Пётр и Феврония Муромские

Полна необыкновенных обстоятельств была жизнь святых супругов Муромских.

Младший брат удельного князя Муромского, Давид, в молодости тяжело болел: всё его тело покрылось струпьями. В той стране славилась красотой и умом дочь пчельника, Ефросинья. Она вылечила его мазью. Князь в радости дал слово жениться на ней. Но потом, когда прошла первая радость, он раздумал, находя, что неприлично ему жениться на девушке простой. После такого решения болезнь снова напала на него, и Ефросинья опять излечила больного. Тогда Давид женился на ней. Пришло время – он стал наследником престола Муромского. Но бояре Муромские объявили ему: “Твоя жена оскорбляет своим происхождением наших боярынь. Или отпусти её, или уходи из мурома”. Князь решил остаться верным супруге, с которой был венчан перед алтарём и которая столько сделала для него, и ушёл из Мурома. Жертва эта была нелегка, супруги должны были вест скудную жизнь. Но скоро в Муроме пошли неурядицы, и князя Давида просили обратно на княжение.

Правление его было мудрым. Во всём княгиня помогала ему советами. В старости они вместе приняли монашество6 князь с именем Петра, княгиня – с именем Февронии. Умерли они в один день и были положены, по завещанию, в один гроб.

Слайд 19. Мария Египетская

Это было около 1500 лет назад. В Египте, в христианской семье росла девочка.. звали её Мария. Какими только дарами не наделил её Бог! И красотой, и стройной фигурой, и чудесным голосом, и искусными руками. Все ею восхищались. Это и стало бедой для девочки.

Ничто теперь не интересовало Марию – она полюбила развлечения, танцы, вино.

В 12 лет, когда Мария уже считалась девушкой, она ушла из дома, никому не сказав ни слова.

Она дошла до Александрии и стала женой сначала одного молодого человека, потом – другого, потом – третьего, а потом и счёт потеряла своим мужьям.

Когда Марии исполнилось 29 лет, она на корабле приплыла в Иерусалим. И хотя тут было много народа, никто не обращал внимания на неё. Все шли молиться. Мария тоже хотела войти в храм, но какая-то неведомая сила не пускала её. Тогда она помолилась перед иконой Богородицы и дала обет оставить прежнюю жизнь и посвятить её Богу.

Мария отправилась в пустыню за реку Иордан. Там она провела около 47 лет, когда её нашел старец Зосима. Одежда её истлела, кожа была обожжена солнцем, от любования собой не осталось и следа. Она только просила старца молиться о ней, грешной. Однажды Зосима увидел Марию мёртвой, а у её ног – огромного льва. И тогда старец попросил зверя выкопать могилу для Марии и похоронил её.

Слайд 20. Евангельский сюжет в русской литературе XIX-XX вв.

На протяжении уже двух тысячелетии Новый Завет оказывается источником вдохновения для всех великих книг христианского мира, для всех его великих писателей. И очень печально, что мы, народ той самой страны, которую “в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя”,- мы плохо знаем книги Нового Завета, и еще хуже, почти совсем не знаем те вычеркнутые из нашей духовной истории прекрасные книги, ту духовную литературу, что порождена неиссякающим Первоисточником. Правду сказать, когда-то и кто-то знал, притом знал хорошо, но даже наши деды уже знали мало и плохо, не зря Лесков даже в XIX веке утверждал, что “христианство на Руси еще не проповедано...”

Слайды 21 – 22. Духовный смысл сказок

Сказки имеют большое воспитательное значение, так как во многих из них можно проследить религиозные мотивы. В них показывается резкий конфликт между светлым и тёмным миром, между добром и злом. Сказки способствуют нравственному становлению личности молодого читателя. С детства они учат добру, отзывчивости.

В сказке П. П. Ершова “Конёк-горбунок” Иван-дурак жил по мудрой народной морали: жить честно, не жадничать, не красть. Он хоть и дурак, а вот что говорит братьям:

Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее,
Он коней у вас не крал.

Воровать – большой грех. В десятой заповеди говорится: “Не пожелай себе ничего, принадлежащего другому”. Герой сказки Ершова придерживался этой заповеди и всего добился.

В Библии говорится: “Воздастся вам по делам вашим”. Если человек делает добро и живёт по заповедям Божьим, то в награду получит Царство Небесное. В “Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях” А. С. Пушкина мачеха завидовала красоте и молодости падчерицы и решила погубить её. Она приказала “вести царевну в глушь лесную и, связав её, живую, под сосной оставить там на съедение волкам”. Зло живёт рядом и гнездится в человеческой душе: в корысти, в желании властвовать, зависти и гневе. Мачеха хотела смерти своей падчерице, хотя не имела на это права. Увидев царевну живой, она умерла от тоски и зависти.

Сказка – это душа народа, в ней выражена вера в добро и справедливость.

Слайд 23. Религиозные символы в романе “Преступление и наказание”

Для всех читателей очевиден нравственный вывод Достоевского о том, что человек не "вошь", что никто, кроме Бога, не вправе судить, достоин человек жизни или нет. Однако достоинства "бессмысленной" старушонки как личности и Божьего творения также утверждается в романе особыми художественными средствами.

Убив старуху и устремившись в её спальню для грабежа, Раскольников прежде всего видит “огромный киот образов”.

“Раскольников встал и пошёл в другую комнату, где прежде стояли укладка, постель и комод <...> Обои были всё те же; в углу на обоях резко обозначено было место, где стоял киот с образами”.

Для убийцы самое важное в этой комнате - его комод, который он пытался открыть, и кровать, под которой стояла укладка с ценными вещами. Но все эти атрибуты неправедно нажитого богатства исчезают как бы бесследно, и самым долговечным напоминанием о старухе оказывается именно свидетельство ее веры.

Одним из ключевых эпизодов “Преступление и наказания” является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову библейскую легенду о возвращении к жизни Лазаря: “Иисус сказал ей: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему?” (Иоанн.Х1, 25-26). Соня, читая эти строки, думала о Раскольникове: “И он, он - тоже ослепленный и неверующий, - он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же”. Раскольников, совершивший злодеяние, должен “уверовать” и покаяться.

Эта символическая сцена имеет логическое и художественное продолжение: в конце романа Раскольников каторжник, покаявшись, возрождается к новой жизни, и в этом немалая роль Сониной любви: “ Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”.

Слайд 24. Библейский контекст в рассказе А. Платонова “Юшка”.

Библия - один из источников платоновских сюжетов, мотивов, образов и цитат. Связь с нею рассказа “Юшка” очевидна.

Читая рассказ, вспоминаешь известную формулу Ф. М. Достоевского: “Человек есть тайна”. Откровенно понятным в своей “наглой простоте” кажется Юшка людям, рядом с которыми он живет. С другой стороны, его непохожесть на всех раздражает, влечет к нему и детей, и случайного прохожего, наделенных “ слепым сердцем”. Каким видят люди Юшку? Что думают? Перед нами старый на вид человек, слабый, больной.

Автор намеренно подчеркивает его внешнюю неприметность: “он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его вместо усов и бороды росли по отдельности редкие седые волосы; глаза были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы”. Он долгие годы без смены одну и туже одежду, напоминающую рубище. И стол его не пил и сахару не покупал. Подручный помощник у главного кузнеца, и работу он выполняет незначительную, незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую.

Образ Юшки связан с явлением христианской юродивости. Юшка -тип настоящего юродивого: все оскорбляют, бьют, поносят его, слабого, чахоточного, а он, убогий и безответный, видит в непрерывных издевательствах извращенную форму любви к себе.

Рассказом “Юшка” Андрей Платонов заставил нас задуматься о вечном: о доброте и зле, о зоркости, об умении любить человека.

Слайд 25. О творчестве иеромонаха РОМАНА

Иеромонах Роман (Александр Иванович Матюшин) родился в 1954 году в селе Рябчевск (Брянская область), в семье учительницы, получил образование в университете в Элисте, преподавал в школе. В 1983 году принял монашеский постриг, в 1985 году был рукоположен во иеромонахи. С 1994 года отец Роман живёт и служит в скиту Ветрово (Псковский клир). Автор книг стихов и песнопений

Особенность его творчества не просто в том, что в центре произведений - чувства и раздумья человека Церкви.

Иеромонах Роман Молитва

Прозрев необратимо поздно,
Что лето зеленело зря,
Кленовые роняя слезы,
Молилась полночь октября.

Мотив божественный мерцая,
Светила развевали тьму.
Ряды деревьев чернецами
Внимали звездному псалму.

Луны блестящее кадило
Курилось дымкой облаков.
И все пустое отходило
Затихнуть где-то далеко.

И я, перебирая листья,
Шептал раскаянья слова:
Очисти, Господи, очисти !
Душе моя, почто мертва ?

И моему настрою слитно
Со всех сторон, со всех концов
Пел "Да исправится молитва..."
Хор придорожных чернецов.

Заключение

Христианство внесло в словесность высшее начало, дало особый строй мысли и речи.

Сегодня необходимо нравственное возрождение человека через сострадательную любовь и деятельность, улучшение общества через проповедь нравственности.

Презентация