Цели урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева;
- выделить основные темы и особенности тютчевской лирики;
- обратить внимание на широкое использование автором средств художественной выразительности.
Оборудование: Сборники стихотворений Тютчева; презентация к уроку; стенд с определениями: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, инверсия, антитеза, звукопись, стихотворный размер, рифма, аллитерация.
Ход урока
1. Биография поэта (презентация).
2. Основные мотивы лирики Тютчева (презентация).
3. Работа со стихотворением "Умом Россию не понять:".
Общественно-политические взгляды Тютчева:
-идеал Тютчева - союз славянских земель во главе с Россией;
-противопоставлял христианство и католичество; православие - символ России;
-славянофил;
- утопичность мировоззрения Ф.И.Тютчева, основанного на трех "китах": православная империя, всеславянское братство и вражда с католическим Западом (утопия - фантастическая, не имеющая возможности сбыться мечта). (Можно дать под запись в тетрадь.)
Особенности общественно-политической мысли в стихотворении Ф.И.Тютчева "Умом Россию не понять:"
- Россия загадочна, не может быть понята умом;
- поэт верит в ее нравственные силы, считает великой державой.
Особенности поэтической лексики стихотворения:
-афористичность стихотворения;
-два глагола с отрицанием: "не понять", "не измерить" (усиление категоричности высказывания);
-архаизмы: "аршин", "стать" (опора на традиции языка);
-метафоризм четверостишия: "умом Россию не понять", "аршином не измерить" (фразеологизм);
-эпитет: "особенная стать";
-стать - "характер" (перен., устар.).
Структура стихотворного произведения. Звуковая организация.
-четырехстопный ямб, перекрестная рифма:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.а
б
а
б
-аллитерация <р>,<м>,<с> .
Перед следующим видом работы уместно, воспользовавшись стендом с основными определениями, повторить такие понятия, как "эпитет", "метафора" и. т. д.
4. Практическая работа со стихотворениями Тютчева.
- Найдите примеры звукописи в стихах "Весенняя гроза", "О чем ты воешь, ветр ночной...", "Певучесть есть в морских волнах..." С какой целью он использован поэтом?
- Определите стихотворный размер в стихах "Есть в осени первоначальной...", "Осенний вечер", "Последняя любовь". Какие метрические приемы создают эффект "замедленного" ритма?
- Определите стихотворный размер и охарактеризуйте строфу и способ рифмовки в стихах "Чародейкою Зимою", "Осенний вечер", "Слезы людские, о слезы людские...", "День и ночь".
- За счет чего создается антитеза в стихотворении "День и ночь"? Какую роль она играет?
- Найдите прием повтора в стихах "О, как убийственно мы любим...", "Последняя любовь", "Я встретил вас...", "Накануне годовщины 4 августа 1864 г.". С какой целью он использован?
- Найдите примеры инверсии в стихах "Осенний вечер", "О, как убийственно мы любим...", "Я встретил вас...", "Накануне годовщины 4 августа 1864 г.". Какова ее роль?
- С какой целью использована гипербола в стихотворении "Последняя любовь"? Какие еще тропы использует поэт и с какой целью?
- Найдите эпитеты и метафоры в стихах "Есть в осени первоначальной...", "Чародейкою Зимою", "Осенний вечер", "День и ночь". Какова их роль в каждом стихотворении?
- Найдите олицетворения и сравнения в вышеперечисленных стихах. Какова их роль в каждом стихотворении?
- Определите стихотворный размер стихотворения "Что ты клонишь над водами...", За счет чего в нем создается песенный ритм? Какие еще образные средства сближают стихотворение с народной песней?
5. Итог урока.
О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь,
Ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не завершил.
Ф.И. Тютчев