Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Основные мотивы и особенности тютчевской лирики. 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цели урока:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева;
  • выделить основные темы и особенности тютчевской лирики;
  • обратить внимание на широкое использование автором средств художественной выразительности.

Оборудование: Сборники стихотворений Тютчева; презентация к уроку; стенд с определениями: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, инверсия, антитеза, звукопись, стихотворный размер, рифма, аллитерация.

Ход урока

1. Биография поэта (презентация).

2. Основные мотивы лирики Тютчева (презентация).

3. Работа со стихотворением "Умом Россию не понять:".

Общественно-политические взгляды Тютчева:

-идеал Тютчева - союз славянских земель во главе с Россией;

-противопоставлял христианство и католичество; православие - символ России;

-славянофил;

- утопичность мировоззрения Ф.И.Тютчева, основанного на трех "китах": православная империя, всеславянское братство и вражда с католическим Западом (утопия - фантастическая, не имеющая возможности сбыться мечта). (Можно дать под запись в тетрадь.)

Особенности общественно-политической мысли в стихотворении Ф.И.Тютчева "Умом Россию не понять:"

- Россия загадочна, не может быть понята умом;

- поэт верит в ее нравственные силы, считает великой державой.

Особенности поэтической лексики стихотворения:

-афористичность стихотворения;

-два глагола с отрицанием: "не понять", "не измерить" (усиление категоричности высказывания);

-архаизмы: "аршин", "стать" (опора на традиции языка);

-метафоризм четверостишия: "умом Россию не понять", "аршином не измерить" (фразеологизм);

-эпитет: "особенная стать";

-стать - "характер" (перен., устар.).

Структура стихотворного произведения. Звуковая организация.

-четырехстопный ямб, перекрестная рифма:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
а
б
а
б

-аллитерация <р>,<м>,<с> .

Перед следующим видом работы уместно, воспользовавшись стендом с основными определениями, повторить такие понятия, как "эпитет", "метафора" и. т. д.

4. Практическая работа со стихотворениями Тютчева.

  1.  Найдите примеры звукописи в стихах "Весенняя гроза", "О чем ты воешь, ветр ночной...", "Певучесть есть в морских волнах..." С какой целью он использован поэтом?
  2.  Определите стихотворный размер в стихах "Есть в осени первоначальной...", "Осенний вечер", "Последняя любовь". Какие метрические приемы создают эффект "замедленного" ритма?
  3.  Определите стихотворный размер и охарактеризуйте строфу и способ рифмовки в стихах "Чародейкою Зимою", "Осенний вечер", "Слезы людские, о слезы людские...", "День и ночь".
  4.  За счет чего создается антитеза в стихотворении "День и ночь"? Какую роль она играет?
  5.  Найдите прием повтора в стихах "О, как убийственно мы любим...", "Последняя любовь", "Я встретил вас...", "Накануне годовщины 4 августа 1864 г.". С какой целью он использован?
  6.  Найдите примеры инверсии в стихах "Осенний вечер", "О, как убийственно мы любим...", "Я встретил вас...", "Накануне годовщины 4 августа 1864 г.". Какова ее роль?
  7.  С какой целью использована гипербола в стихотворении "Последняя любовь"? Какие еще тропы использует поэт и с какой целью?
  8.  Найдите эпитеты и метафоры в стихах "Есть в осени первоначальной...", "Чародейкою Зимою", "Осенний вечер", "День и ночь". Какова их роль в каждом стихотворении?
  9.  Найдите олицетворения и сравнения в вышеперечисленных стихах. Какова их роль в каждом стихотворении?
  10.  Определите стихотворный размер стихотворения "Что ты клонишь над водами...", За счет чего в нем создается песенный ритм? Какие еще образные средства сближают стихотворение с народной песней?

5. Итог урока.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь,
Ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не завершил.
Ф.И. Тютчев