Литература
-
По пушкинским маршрутам 2011
Классный час посвящен путешествиям А.С. Пушкина по Российской империи. Беседа сопровождается мультимедийной презентацией и проходит в виде путешествия по карте. Переход от одного пункта к другому осуществляется с помощью гиперссылок. В презентации рассказано о местах, где побывал Пушкин: Москва, Санкт-Петербург, Царское село, Кишинёв, Болдино, Михайловское, Новгород.
-
Что такое счастье? (по рассказу К.Д. Воробьева "Зимняя сказка"). 7-й класс 2011
Урок построен как учебный диалог на тему "Что такое счастье?" Константин Дмитриевич Воробьёв в маленьком по объёму произведении смог показать обычную для 70-х годов прошлого века жизнь.
-
Н.В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. 7-й класс 2011
Разработка урока, предваряющего изучение повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Урок построен в форме лекции-беседы и содержит материалы по истории казачества.
-
Внеклассное интегрированное занятие по физике и литературе "Здравствуйте, звезды…" 2011
Физика и литература в реальной жизни тесно соседствуют друг с другом. Литература в своих произведениях показывает титанический труд и героический подвиг, которые совершал человек, штурмуя космическое пространство, а каждая новая область физики и ее достижения незамедлительно находят широкое применение в изучении космоса.
-
"Друзья мои, прекрасен наш союз…" 2011
19 октября 1811 года в Царском селе тридцать мальчиков сели за парты и стали лицеистами. Эти юнцы выросли поэтами, министрами, офицерами, сельскими домоседами и неугомонными путешественниками. За шесть лицейских лет они стали друзьями и пронесли эту дружбу через всю жизнь. Тот, первый выпуск целиком вошел в историю: нет ни одного имени, не оставившего в ней свой след. Именно первому выпуску посвящено мероприятие.
-
Рассказ Г.Цыпленковой "Конопатый". 8-й класс 2011
Урок в 8-м классе по рассказу Г.Цыплёнковой "Конопатый" содержит интересный материал об отношении к пленным в годы Великой Отечественной войны со стороны гражданского населения: женщин, стариков и детей. Подготовленная презентация даёт возможность сопроводить работу по обсуждению содержания прочитанного произведения, наглядно представить себе условия, в которых находились пленные, вспомнить основные положения III (Женевской) конвенции о защите прав военнопленных в ситуации вооружённого конфликта.
-
"Таким он был…" 2011
Творчество Виктора Астафьева не нуждается в особых комментариях. Мы посчитали своим долгом хотя бы скромно, но обязательно отметить 85 лет со дня рождения писателя, дорогого для всех жителей края, высказать этим свою любовь и признательность. Хотелось, чтобы, посмотрев эти фотографии, кто-то взял и перечитал любимые страницы книг писателя, увидел Сибирь, описанную просторно, подробно, крупно и нежно, вспомнил его добрым словом.
-
А.Н. Островский. Анализ 1-го действия пьесы "Гроза". 10-й класс 2011
Цель урока – познакомить с историей создания пьесы "Гроза", её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы; развить навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию, воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре России.
-
Метаморфозы "Невского проспекта" Гоголя в творчестве художников-иллюстраторов: от графического рисунка к комиксам 2011
Статья посвящена исследованию оригинальных трактовок гоголевского текста художниками-иллюстраторами. «Невский проспект» из числа остальных «Петербургских повестей» более всего вызывал интерес у художников-иллюстраторов.
-
Письма с фронта 2011
Урок проводится в форме литературно-музыкальной композиции. Цели урока – познакомить учащихся с героическими страницами истории России; способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины; сформировать потребность знать и помнить исторические события.
-
Кавказ в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 8–9-й классы 2011
Урок построен на сравнительном анализе стихотворений о Кавказе А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале». Ученики анализируют образы, художественные средства и чувства лирического героя. Выстраивают гипотезу. Урок целесообразнее проводить в 9-м классе после прохождения тем о творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
-
Ее величество женщина 2011
Целью проекта является просвещение воспитанниц в вопросах значимости и влиянии внешности женщины на её профессиональные, карьерные и семейные статусные ожидания.
-
"О, муза плача, прекраснейших из муз!" Жизнь и творчество Анны Ахматовой. 11-й класс 2011
Автор знакомит учащихся с жизненной и творческой биографией А.Ахматовой, с фрагментами критических статей, посвященных разным периодам ее творчества. Цель урока – определить место ее творчества в истории русской поэзии, создать атмосферу погружения в лирический мир поэтессы.
-
Любовь, смерть и бессмертие юных Ромео и Джульетты в трагедии В.Шекспира "Ромео и Джульетта" 2011
Цели урока – раскрыть глубину и непреходящую ценность образов героев, причины их гибели и бессмертия. Специфика урока заключается в применении ИКТ в форме презентации.
-
Сказочный мир Ш.Перро. 5-й класс 2011
Цель урока: влюбить детей в волшебный мир Ш.Перро и выявить лучшего знатока сказок.
-
Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2011
Цель: показать, какова роль философских глав романа; пропагандировать главы, раскрывающие страницы Отечественной войны 1812 года исходя из взглядов Л.Н. Толстого на историю, показать их сиу и слабость. Презентация к уроку должна помочь учащимся лучше понять содержание романа "Война и мир".
-
Главные персонажи "Слова о полку Игореве" 2011
Урок построен по технологии «Мастерская». В ходе поисково-творческой деятельности на уроке учащиеся, работая в группах и индивидуально, по-новому проходят путь осмысления содержания поэмы, так как видят перед собой картины малоизвестного в школе иллюстратора «Слова о полку Игореве» Г.Н. Маковской. Картины несут дополнительную информацию о временах междоусобиц, позволяют воспитывать у учащихся интеллект чувств. Даётся понятие о «триптихе», «психологизме» в живописи.
-
Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро" 2011
Урок направлен на знакомство учащихся с биографией В.П. Астафьева. С помощью произведения «Васюткино озеро» учащиеся изучают правила выживания в условиях автономного существования в тайге, знакомятся с животным и растительным миром заполярной тайги. Урок предполагает развитие навыков самостоятельной работы с текстом и дополнительной литературой, совершенствование речевых умений.
-
"Мы за родину пали, но она – спасена". По произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие" 2011
Урок по произведению Б.Васильева ещё одно звено в списке произведений на военную тематику. Он поможет расширить знания учащихся о войне, воспитывает уважение к защитникам Родины. Развивает патриотические чувства.
-
Две Катерины. 10-й класс 2011
Русский национальный характер. О двух его сторонах идет разговор в 10-м классе на уроке литературы, во время которого анализируются драма "Гроза" А.Н. Островского и повесть "Леди Макбет Мценского уезда" Н.С. Лескова. Спор о тайне русского характера, начатый писателями в XIX в., находит продолжение на уроке.
-
Урок-конференция по пьесе А.Вампилова "Старший сын" 2011
Открытый урок, посвященный жизни и творчеству Александра Валентиновича Вампилова, раскрывает духовный мир писателя, выявляет разносторонний круг его интересов, увлечений. Подробный анализ текста произведения «Старший сын» позволяет воспитывать у учеников важнейшие нравственные понятия: доброту, искренность, порядочность, благородство, чувство собственного достоинства.
-
Сочинение-описание с элементами повествования памятника русской архитекруры (Собор Василия Блаженного) 2011
Любой урок подготовки к сочинению – это не только формирование речеведческих навыков, но и подготовка к раскрытию души. При выполнении данного вида работы предполагается, что ученик должен опираться на свои фоновые знания, которые характерны для жителей нашей страны, которые вызывают сходные ассоциации и представления.
-
Конспект интегрированного урока по литературе и МХК "Образы «Божественной комедии»" Данте в мировой культуре" 2011
Конспект интегрированного урока по литературе и МХК в 7-м классе знакомит учащихся с образной системой «Божественной комедии» Данте. Цель урока – выявить влияние творения Данте на искусство разных эпох, способствовать развитию читательского интереса и эстетического чувства учащихся.
-
Рекомендации (шпаргалки) для подготовки к ЕГЭ по литературе 2011
Работа представляет собой рекомендации для подготовки выпускников к экзамену по литературе в форме ЕГЭ. Структура пособия позволяет сэкономить время на поиски необходимой информации.
-
Литературная игра "Умницы и умники" по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". 10-й класс 2011
Цели урока – обобщить и систематизировать знание ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе.
-
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. 7-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством М.Ю. Лермонтова, совершенствуют навыки выразительного чтения. На уроке развиваются навыки анализа поэтического текста, выявляются характерные особенности героев.
-
Литературно-музыкальная композиция "Строка, оборванная пулей" 2011
Целесообразно провести данный классный час в актовом зале. На сцене «мемориальная доска» с фамилиями погибших поэтов, о которых пойдет речь; над нею – крупными буквами тема классного часа; стулья, которые будут заполняться постепенно появляющимися в военной форме «поэтами»; в центре – маленький столик со свечками, которые будут зажигаться; перед сценой – столик для ведущих.
-
"Незнакомка" Александра Блока. 11-й класс 2011
Урок расширяет рамки школьного базового курса по литературе, создаёт возможности для развития самостоятельной исследовательской деятельности учащихся и их творческих способностей. В основе исследования лежит жизненный и творческий путь величайшего художника слова А.Блока.
-
И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак". 2-й класс 2011
Урок чтения знакомит учащихся с басней И.А. Крылова, расширяет читательский кругозор детей. Через различные виды работы на уроке – выборочное чтение, выразительное чтение, словарную работу с использованием презентации к уроку – учащиеся легко учатся определять басню как жанр литературного произведения по характерным признакам.
-
Русский национальный характер и традиции православной культуры в рассказе И.С. Тургенева «Живые мощи» 2011
Маленький шедевр Тургенева – рассказ «Живые мощи» – произведение с незамысловатым сюжетом и весьма сложным религиозно-философским содержанием, раскрыть которое представляется возможным лишь при тщательном анализе текста, контекста и подтекста, а также изучении творческой истории рассказа.