В преподавателе знание предмета далеко
не
составляет главного достоинства, главное
достоинство преподавателя в том, чтобы он
умел воспитывать своим предметом.
К. Д. Ушинский
В последнее десятилетие всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания в современной школе. На первый план вышла проблема гуманизации учебно-воспитательного процесса, в связи с чем изменились и цели образования: стали предлагаться новое содержание, другие подходы к обучению; обозначился переход от трансляции и механического заучивания информации к осмыслению увиденного, прочитанного и услышанного; важной составляющей оказалось личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками; особая роль начала отводиться духовно-нравственному формированию личности. В связи с этим особое место заняли предметы гуманитарного цикла и, в частности, литература, которая, как видится, является одним из наиболее важных предметов учебного плана с точки зрения её воспитательных возможностей: она наиболее полно развивает духовную, культурную и социальную сферы личности. Именно учитель русского языка и литературы, по определению П. М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».
Реализовать данную концепцию помогает технология педагогических мастерских, разработанная французскими педагогами и активно внедряемая сотрудниками Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства. Мастерская – это «такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия». [3]
Принципы построения Мастерских заключаются в следующем:
- Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
- В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к проблеме, теме.
- Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания.
- Мастер не торопится отвечать на поставленные вопросы.
- Важную информацию он подаёт малыми дозами, обнаружив потребность в ней у школьников.
- Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося и её изменения, самокоррекции.
Мастерские развивают познавательную самостоятельность учащихся, их способность к аналитической деятельности, поощряют творчество, развивают доверительные отношения в коллективе, обладают большим воспитательным потенциалом. Существуют различные виды мастерских: мастерские творческого письма; мастерские построения знаний; мастерские по самопознанию; мастерские ценностных ориентаций и др. Именно в мастерских ценностных ориентаций «выстраивается новый духовный опыт», поскольку главной целью является «переживание», а не готовое усвоение культурных, нравственных, эстетических и социальных ценностей.
Данная форма урочной (урок-мастерская) и внеурочной (классный час, родительское собрание) деятельности принята учащимися и их родителями. В качестве примера хочется привести мастерскую построения знаний и ценностных ориентаций, проводимую в 5 классе по сказке О. Уайльда «Мальчик – звезда».
МАСТЕРСКАЯ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА»
(мастерская построения новых знаний и ценностных ориентаций)
Какого человека мы называем красивым?
Цели:
- Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира.
- Показать необходимость для человека отвечать за свои слова и поступки.
- Побудить ребят задуматься над тем, что красота может нести миру и как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым.
- Обогащать представление ребят о композиции, о художественной детали.
ХОД МАСТЕРСКОЙ
I. Деление на группы | – Выберите звезду того цвета, который
наиболее соответствует вашему настроению,
ощущению на данный момент. – Объединитесь в группы по цветам. – Объясните свой выбор того или иного цвета. – Сегодня все результаты труда будут групповыми. Чтобы процесс был успешным, придумайте главное правило вашей совместной работы, запишите его, вывесите на доску. (Из записей учащихся: «Уметь слушать друг друга», «Взаимопонимание», «Дать слово каждому», «Дружно работать») |
II. Индуктор | – Чудо. Что это такое? Где мы
встречаемся с чудесами? («Чудо – это что-то необычное; то, чего в жизни не бывае; это сказка; волшебство…») |
III. Работа с текстом сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда» (прочитана заранее дома – предварительное домашнее задание) | – Сегодня мы будем изучать сказку
английского писателя О. Уайльда «Мальчик –
звезда». В ней тоже есть чудо. Какое чудо
произошло в этой сказке? – Подготовьте презентацию от группы вашей версии того, какое чудо произошло в сказке. (Из вариантов, предложенных ребятами: «Из тирана мальчик – звезда стал милосердным», «Ледяное сердце мальчика-звезды растаяло», «Проделав долгий путь, мальчик-звезда стал добрым и милосердным», «Зло мальчика-звезду обезобразило, а добро сделало красивым»). – Письменно докажите, работая с предложенной таблицей, что чудо, о котором вы говорили, в сказке состоялось. (Вариант выполнения работы см. ниже.) |
IV. Работа с афоризмами и пословицами. | – Прочитайте афоризмы и пословицы.Что их объединяет? Выберите каждый в группе тот, который кажется вам самым интересным и отражает идею, смысл сказки «Мальчик – звезда». Вырежьте его каждый для себя. |
V. Составление своего текста (приём «пишем вместе») | 1. Наклейте понравившееся высказывание
на листок. Это будет ваше первое предложение
будущего текста – отклика на сказку. 2. Допишите предложения. 3. Придумайте к полученному тексту заголовок. 4. Прочитайте друг другу в группе. Выберите, на ваш взгляд, наиболее удачный вариант, озвучьте его. Из записей пятиклассников: Всё возможно изменить! 1. «Старайтесь присоединить к красоте прочные
качества». (Эзоп) Андрей С. Красота не главное 1. «Не наружность надо украшать, но быть
красивым в духовном начинании». (Фалес) Даша Ш. Чудо 1. «Не всё то золото, что блестит». Маша В. |
VI. Рефлексия | – О чём сегодня на мастерской вы
задумались? – Что было интересно? – Что было сложно? – За что вы могли бы сказать спасибо своим одноклассникам? – Ваше пожелание себе? Учителю? Одноклассникам? (выполняется на звёздах, вручается соседу по парте, учителю, другу- по желанию.) |
VII. Домашнее задание | – Прочитайте предложенные стихотворения Э. Асадова «Можно ль красивым не быть, но стать?» и Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка». Подготовьте их выразительное чтение (можно наизусть). Подчеркните самые важные, на ваш взгляд, строки в этих стихотворениях. |
Какими бы ни были типы педагогической мастерской, главное в ней то, что для каждого участника процесс обучения становится оригинальным, нужным и востребованным. Здесь все находятся в поиске, точные формулировки следуют за приближёнными, и никто не боится ошибиться, так как не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, а в мастерской обязательно значимым становится погружение участников занятия в материал, «проживание» его. Таким образом, организация работы в педагогической мастерской позволяет уйти от простой передачи информации, повысить познавательную самостоятельность и активность учеников и тем самым дать учащимся понимание возможности самообразования. Кроме того, мастерские решают задачи воспитательного характера: учат ребят взаимодействию друг с другом, умению слушать и принимать или корректно опровергать иную точку зрения, создают условия для освоения духовных ценностей. Работа в мастерской также развивает подвижность мышления как учеников, так и учителя, так как стимулирует мастера к поиску, к серьёзной теоретической подготовке по своему предмету, к новому взгляду на учебные программы, к сотворчеству.
Литература:
- Булгакова Е. Урок-размышление. «А что есть красота?» (по сказке О. Уайльда «Мальчик – звезда»), 5 класс // https://urok.1sept.ru.
- Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Метод пособие. – СПб.: «Паритете», 2003.
- Ерёмина Т.Я. Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских: Мастерские как часть системы изучения литературы в 10-11 классах. – СПб.: Корифей, 2000.
- Ковальчук О. Высший суд – суд совести. Урок по сказке О. Уайльда «Мальчик- звезда».// http:// lit.1sept.ru.
- Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы международной научно-практической конференции 30 ноября – 1 декабря 2001 года. – СПб.: СПбГУПМ, 2002.
- Уайльд О. Сказки и рассказы: Пер с англ. – М.: Худож. лит., 1993.