Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы

Разделы: Литература


В преподавателе знание предмета далеко не
составляет главного достоинства, главное
достоинство преподавателя в том, чтобы он
умел воспитывать своим предметом.

К. Д. Ушинский

В последнее десятилетие всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания в современной школе. На первый план вышла проблема гуманизации учебно-воспитательного процесса, в связи с чем изменились и цели образования: стали предлагаться новое содержание, другие подходы к обучению; обозначился переход от трансляции и механического заучивания информации к осмыслению увиденного, прочитанного и услышанного; важной составляющей оказалось личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками; особая роль начала отводиться духовно-нравственному формированию личности. В связи с этим особое место заняли предметы гуманитарного цикла и, в частности, литература, которая, как видится,  является одним из наиболее важных предметов учебного плана с точки зрения её воспитательных возможностей: она наиболее полно развивает духовную, культурную и социальную сферы личности. Именно учитель русского языка и литературы, по определению П. М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».

Реализовать данную концепцию помогает технология педагогических мастерских, разработанная французскими педагогами и активно внедряемая   сотрудниками Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства. Мастерская  – это «такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия». [3]

 Принципы построения Мастерских заключаются в следующем:

  1. Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
  2. В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к проблеме, теме.
  3. Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания.
  4. Мастер не торопится отвечать на поставленные вопросы.
  5. Важную информацию он подаёт малыми дозами, обнаружив потребность в ней у школьников.
  6. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, хвалит), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки учащегося и её изменения, самокоррекции.

Мастерские развивают познавательную самостоятельность учащихся, их способность к аналитической деятельности, поощряют творчество, развивают доверительные отношения в коллективе, обладают большим воспитательным потенциалом. Существуют различные виды мастерских:  мастерские творческого письма; мастерские построения знаний; мастерские по самопознанию; мастерские ценностных ориентаций и др. Именно в мастерских ценностных ориентаций  «выстраивается новый духовный опыт», поскольку главной целью является «переживание», а не готовое усвоение культурных, нравственных, эстетических и социальных ценностей.

Данная форма урочной (урок-мастерская) и внеурочной (классный час, родительское собрание) деятельности принята учащимися и их родителями. В качестве примера хочется привести мастерскую построения знаний и ценностных ориентаций, проводимую в 5 классе по сказке О. Уайльда «Мальчик – звезда».

МАСТЕРСКАЯ ПО СКАЗКЕ О. УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА»

(мастерская построения новых знаний и ценностных ориентаций)

Какого человека мы называем красивым?

Цели:

  • Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира.
  • Показать необходимость для человека отвечать за свои слова и поступки.
  • Побудить ребят задуматься над тем, что красота может нести миру и как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым.
  • Обогащать представление ребят о композиции, о художественной детали.

ХОД МАСТЕРСКОЙ

I. Деление на группы – Выберите звезду того цвета, который наиболее соответствует вашему настроению, ощущению на данный момент.
– Объединитесь в группы по цветам.
– Объясните свой выбор того или иного цвета.
– Сегодня все результаты труда будут групповыми. Чтобы процесс был успешным, придумайте главное правило вашей совместной работы, запишите его, вывесите на доску.
(Из записей учащихся: «Уметь слушать друг друга», «Взаимопонимание», «Дать слово каждому», «Дружно работать»)
II. Индуктор – Чудо. Что это такое? Где мы встречаемся с чудесами?
(«Чудо – это что-то необычное;  то, чего в жизни не бывае; это сказка; волшебство…»)
III. Работа с текстом сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда» (прочитана заранее дома – предварительное домашнее задание) – Сегодня мы будем изучать сказку английского писателя О. Уайльда «Мальчик – звезда». В ней тоже есть чудо. Какое чудо произошло в этой сказке?
– Подготовьте презентацию  от группы вашей версии того, какое чудо произошло в сказке.
(Из вариантов, предложенных ребятами: «Из тирана мальчик – звезда стал милосердным», «Ледяное сердце мальчика-звезды растаяло», «Проделав долгий путь, мальчик-звезда стал добрым и милосердным», «Зло мальчика-звезду обезобразило, а добро сделало красивым»).
– Письменно докажите, работая с предложенной таблицей, что чудо, о котором вы говорили, в сказке состоялось. (Вариант выполнения работы см. ниже.)
IV. Работа с афоризмами и пословицами. – Прочитайте афоризмы и пословицы.Что их объединяет? Выберите каждый в группе тот, который кажется вам самым интересным и отражает идею, смысл сказки «Мальчик – звезда». Вырежьте его каждый для себя.
V. Составление своего текста (приём «пишем вместе») 1. Наклейте понравившееся высказывание на листок. Это будет ваше первое предложение будущего текста – отклика на сказку.
2. Допишите предложения.
3. Придумайте к полученному тексту заголовок.
4. Прочитайте друг другу в группе. Выберите, на ваш взгляд, наиболее удачный вариант, озвучьте его.

Из записей пятиклассников:

Всё возможно изменить!

1. «Старайтесь присоединить к красоте прочные качества». (Эзоп)
2. О. Уайльд в своей сказке «Мальчик – звезда» показал, что красота должна быть духовная.
3. Для меня главным чудом в сказке стало то, что из тирана мальчик – звезда превратился в сострадательного правителя.
4. Я согласен с писателем в том, что мама всегда сможет простить любые поступки.
5. «В человеке должно быть всё прекрасно»: как в душе, так и снаружи.

Андрей С.

Красота не главное

1. «Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовном начинании». (Фалес)
2. О. Уайльд в своей сказке «Мальчик – звезда» показал, что красота не самое главное в жизни, главное – доброта и милосердие.
3. Для меня главным чудом в сказке стало то, что всё-таки мальчик-звезда нашёл маму и стал помогать другим людям, что в его царстве жило добро.
4. Я согласна с писателем в том, что мама – самый важный человек в жизни, которого нужно любить и уважать.
5. «В человеке должно быть всё прекрасно: душа, внешность.

Даша Ш.

Чудо

1. «Не всё то золото, что блестит».
2. О. Уайльд в своей сказке «Мальчик – звезда» показал, что красота –  это не главное.
3. Для меня главным чудом в сказке стало то, что злой мальчик стал добрым правителем.
4. Я согласна с писателем в том, что мама – это самый дорогой человек.
5. «В человеке должно быть всё прекрасно: душа, воля, ум.

Маша В.

VI. Рефлексия – О чём сегодня на мастерской вы задумались?
– Что было интересно?
– Что было сложно?
– За что вы могли бы сказать спасибо своим одноклассникам?
– Ваше пожелание себе? Учителю? Одноклассникам?
(выполняется на звёздах, вручается соседу по парте, учителю, другу- по желанию.)
VII. Домашнее задание Прочитайте предложенные стихотворения Э. Асадова «Можно ль красивым не быть, но стать?» и Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка».  Подготовьте их выразительное чтение (можно наизусть). Подчеркните самые важные, на ваш взгляд, строки в этих стихотворениях.

Какими бы ни были типы  педагогической мастерской, главное в ней то, что для каждого участника процесс обучения становится оригинальным, нужным и востребованным. Здесь все находятся в поиске, точные формулировки следуют за приближёнными, и никто не боится ошибиться, так как не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, а в мастерской обязательно значимым становится погружение участников занятия в материал, «проживание» его. Таким образом, организация работы в педагогической мастерской позволяет уйти от простой передачи информации, повысить познавательную самостоятельность  и активность учеников и тем самым дать учащимся понимание возможности самообразования. Кроме того, мастерские решают задачи воспитательного характера: учат ребят взаимодействию друг с другом, умению слушать и принимать или корректно опровергать иную точку зрения, создают условия для освоения духовных ценностей. Работа в мастерской также развивает подвижность мышления как учеников, так и учителя, так как стимулирует мастера к поиску, к серьёзной теоретической подготовке по своему предмету, к новому взгляду на учебные программы, к сотворчеству.

Литература:

  1. Булгакова Е. Урок-размышление. «А что есть красота?» (по сказке О. Уайльда «Мальчик – звезда»), 5 класс // https://urok.1sept.ru.
  2. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников. Метод пособие. – СПб.: «Паритете», 2003.
  3. Ерёмина Т.Я. Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских: Мастерские как часть системы изучения литературы в 10-11 классах. – СПб.: Корифей, 2000.
  4. Ковальчук О. Высший суд – суд совести. Урок по сказке О. Уайльда «Мальчик- звезда».// http:// lit.1sept.ru.
  5. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы международной научно-практической конференции 30 ноября – 1 декабря 2001 года. – СПб.: СПбГУПМ, 2002.
  6. Уайльд О. Сказки и рассказы: Пер с англ. – М.: Худож. лит., 1993.

Приложение 1