Интегрированный урок по теме "Живопись и музыка в поэзии Николая Рубцова"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель работы:

  1. Проследить, как в поэзии Николая Рубцова происходит интеграция музыки и живописи.
  2. Раскрыть глубокий лиризм стихотворений Рубцова, их музыкальность и живописность.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор для показа презентации.
  2. Экран для проецирования материала.
  3. Музыкальный центр для воспроизведения музыки и песен.
  4. Компьютер.

Оформление:

  1. На классной доске кабинета – цитаты:
    «Главным в музыке всегда остается человек…» (Д. Кабалевский);
    «Поверьте мне, я чист душою...» (Н. Рубцов);
    «Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души». (А. Саврасов).
  2. Около доски – журнальный столик, покрытый кружевной скатертью; на нем портрет Н. Рубцова, 2 зажженные свечи, цветы в вазе; около стола стоят 2 стула: на одном лежат гармошка и гитара, другой поставлен для чтецов.
  3. Выставка книг поэта и подборка материалов о жизни и творчестве Н. Рубцова.

Ход урока

Слайд 1

I. Слово учителя.

Николай Михайлович Рубцов… 3 января 2011 года исполнилось бы 75 лет со дня рождения этого истинно русского поэта. Его творчество только начинают по-настоящему изучать, его стихи все чаще и чаще становятся песнями. Когда начинаешь внимательнее вчитываться в произведения Рубцова, замечаешь одну удивительную особенность его творчества: стихи поэта необычайно мелодичны и живописны. На уроке мы будем говорить о том, как в поэтических произведениях Николая Рубцова происходит интеграция музыкальных и живописных мотивов.

Сегодня у нас урок-обобщение. Вы услышите голос самого Н.Рубцова, песню и его стихи, увидите замечательные произведения живописи. Для более продуктивной работы класс разделен на 3 группы: литературоведов, искусствоведов и музыковедов.

Предоставляю слово литературоведам.

II. Группа литературоведов.

1. Слово о поэте и поэзии.

1 учащийся:

Однажды Николай Рубцов написал такие слова: «Были бы у меня средства, я никогда бы не печатал свои стихи…»

Сейчас никто не возьмется подсчитать, сколько месяцев за свою жизнь он был профессиональным литератором. Рубцов до конца своей короткой жизни оставался скитальцем. Он любил ходить пешком, любил облака над головой, кусты и деревья, деревенские проселки и дороги. В природе поэт находил успокоение, в дороге создавались самые лучшие его строки. Природа стала основным источником его вдохновения. Особенно удавались ему стихи на осеннюю тему.

Слайд 2.

(Учащиеся читают наизусть стихотворения «Сентябрь» и «В осеннем лесу»).

2 учащийся:

Главная любовь поэта Николая Рубцова была адресована природе, истории, людям, причем – не только русским людям, а ко всем «тревожным жителям Земли». В стихах Рубцова природа – деревня, поля, речка и березы, травы и цветы – сливается в образ России.

Слайд 3.

В лирике Рубцова Родина предстает в разное время года и разное время суток. Он не кричит о своей любви, а рассказывает о ней тихо-тихо, поэтому услышать негромкий голос поэта сможет только тот, кто способен слушать. Родина и природа в стихах Рубцова такая же простая и неброская, как на картинах художников В. Сидорова и В. Сергеева.

Давайте сейчас послушаем, как сам Николай Рубцов читает любимое многими читателями стихотворение «Тихая моя Родина».

(Включается звуковой файл, на котором поэт Н. Рубцов читает стихотворение «Тихая моя Родина»).

III. Группа искусствоведов.

1. Слово о живописных мотивах в поэзии Н. Рубцова.

1 учащийся:

Николай Михайлович Рубцов был всесторонне развитым человеком: он не только хорошо знал поэзию 19 века – особенно любил Пушкина и Лермонтова, Фета и Тютчева; но еще любил классику – больше всего Гоголя; своими предшественниками в поэзии считал Николая Заболоцкого и Сергея Есенина, потому многие мотивы у поэтов перекликаются. Рубцов создает удивительно «живописные» стихи: при чтении некоторых произведений не случайно возникают зрительные образы известных полотен. Так происходит со стихотворением «Березы», которое как будто «списано» с картины И.Левитана «Березовая роща».

Слайд 4.

(Учащийся читает наизусть стихотворение «Березы»).

2 учащийся:

Николай Рубцов сам любил живопись и часто в стихах обращался к известным художникам и их картинам. Так стихотворение «Левитан» было создано по мотивам картины «Вечерний звон».

Слайд 5.

(Учащийся читает наизусть стихотворение «Левитан»).

Мы видим на картине И. Левитана собор, на переднем плане – луг, но на нем не видны цветы колокольчики, о которых пишет в стихотворении Рубцов. Двух творческих людей – Левитана и Рубцова – объединило чувство любви к Родине и христианское, религиозное чувство: церковный колокол и цветок колокольчик не только похожи по форме, но они являются символами духовности и любви.

1 учащийся:

Полная ассоциация с картиной И. Левитана «Над вечным покоем» возникает при чтении одноименного стихотворения Рубцова. При сравнении этих двух произведений убеждаешься в том, что поэт только «оттолкнулся» от увиденного на картине и…пошел дальше. Словесное изображение шире, объемнее и глубже. В стихотворении не только «дорисовано» то, что, может быть, мы не увидели у великого Левитана, но еще более точно переданы запахи и звуки, краски и полутона.

(Чтение наизусть стихотворения «Над вечным покоем»).

2 учащийся:

Слайд 6.

Надо сказать, что многие стихи Н. Рубцова легко могут стать сопроводительными текстами к произведениями известных художников: В. Васнецова, И. Шишкина, К. Васильева. В то же время некоторые современные художники будто иллюстрируют стихи поэта: С. Андрияка, А. Шалаев, Л. Остапенко, В. Сидоров и другие. Надо полагать, что появятся еще живописные произведения, которые будут навеяны прекрасными строками поэта Николая Рубцова!

IV. Группа музыковедов.

Слайд 7.

1 учащийся:

Поговорим еще об одной особенности лирики Николая Рубцова – удивительной музыкальности. Не имея специального образования, Николай Рубцов был очень музыкален. Он очень любил слушать классическую музыку. Любимыми произведениями были «Пламенная симфония» Моцарта и «Полонез Огинского». Есть мнение, что произведение П.И. Чайковского «Осенняя песня» повлияло на осенние мотивы в лирике Рубцова. А одно из своих самых любимых произведений «Вальс цветов» П.И. Чайковского даже исполнял на гармошке. Этот вальс связан с его первой любовью, о которой он не напишет ни одного стихотворения. Но вальс упоминается в нескольких произведениях поэта:

Ты говорил, что покинешь дом,
Что жизнь у тебя в тумане,
Словно о прошлом играл потом
«Вальс цветов» на баяне.
(«Воспоминание»).

В саду, где пела радиола,
Где танцевали «Вальс цветов»,
Где глуше дом у частокола,
Все нелюдимей шум ветров.
(«Наследник Розы»).

2 учащийся:

Любимыми инструментами Рубцова были гитара и гармошка. Играть на гармони его никто не учил. Однажды в Никольском детском доме, куда его забросила судьба после смерти матери, десятилетнего мальчика вытолкали на середину сцены, принесли гармонь и сказали: «Играй!» После этого случая вечер за вечером сам и научился играть. Часто после просмотра какого-нибудь кинофильма умоляли его вспомнить мелодии известных песен. Вспоминая, играл, а детдомовские девчонки тут же пели: «Расцветали яблони и груши…» Многим в детдоме тогда казалось, что Коля обязательно будет композитором.

Когда Рубцов попал служить на флот, то его гармонь стала незаменимой среди моряков. Часто в минуты короткого отдыха брал Коля-Рубец гармонь и становился душой компании друзей-сослуживцев.

Слайд 8.

1 учащийся:

Общение с гармонью у Рубцова было особенное, свое. Когда он брал ее в руки, то словно совершал какое-то таинство. Он и ставил-то ее на колено не резко, а мягко, как какое-то живое существо. Меха не рвал, а разводил нежно, умиротворенно, отдаляясь от окружающего мира, сливаясь полностью с музыкой. Николай прижимался щекой к гармони, и в эти мгновения он не просто играл, а исповедовался, думал, пел, плакал…Но были и минуты радости, вот тогда Коля озорно пел частушки, да так пел, что никто не оставался равнодушным!

2 учащийся:

Слайд 9.

В самые разные моменты поэт Николай Рубцов обращался к музыке. В скитаниях по городам России после окончания Литературного института верной спутницей была гитара. Нет, Рубцов не играл на гитаре в общепринятом понимании, не аккомпанировал даже – он пел свои стихи с гитарой дуэтом. Струны то звенели, ревели, то затихали в унисон с голосом певца. А поэт пел о том, что требовала душа: «В минуты музыки печальной», «Звезда полей», «Морошка»… В компаниях со слезами на глазах исполнял свое замечательное произведение «Прощальная песня». Послушаем песню «Звезда полей» в исполнении Дмитрия Казимирова.

1 учащийся:

Слайд 10.

Для Н. Рубцова музыка являлась своего рода способом освоения классической поэзии. Он постоянно пел на свои бесхитростные мелодии стихи любимых поэтов Тютчева и Лермонтова, Блока и Есенина. Особое отношение было у Рубцова к песням Владимира Высоцкого.

Поэт пишет музыку души, причем, эта музыка получается разная, в зависимости от того, какое настроение у души в данный момент. В зрелом творчестве Рубцов тяготеет к лирическим мелодиям, а его стихи плавно переходят в песни, многие из которых уже давно стали народными: «Журавли», «Букет», «Горница», «В этой деревне огни не погашены» и многие другие.

2 учащийся:

Разные композиторы обращались и продолжают обращаться к творчеству Рубцова, и уже известно более 130 песен на его стихотворения. Их поют самые разноплановые исполнители: известные певцы А. Барыкин и А. Градский, Э. Хиль и Г. Заволокин, Юлиан и М. Капуро. В последнее время появилось много современных исполнителей: М. Козлов и Д. Казимиров, Г. Скосырев и Б. Емельянов, М. Мельников и А. Евстигнеев. Многие самодеятельные артисты необъятной нашей России, которую так любил поэт Николай Рубцов, поют и поют его песни…

Давайте послушаем песню на слова Н. Рубцова «До конца» в исполнении Б. Емельянова.

(Включается звуковой файл с песней «До конца» в исполнении Б. Емельянова).

Слово учителя:

Слайд 11.

Вот и подошел к концу наш урок, на котором мы говорили о замечательном русском поэте – Николае Михайловиче Рубцове. Хочу привести слова другого поэта – Александра Романова, которые он сказал о своем земляке Рубцове: «Стихи его настигают душу внезапно. Они не томятся в книгах, не ждут, когда на них задержится читающий взгляд, а, кажется, существуют в самом воздухе. Они, как ветер, как зелень и синева, возникли из неба и зелени и стали вечной синевой и зеленью…»

А я бы еще добавила от себя – стали вечной музыкой и картинами, написанными словами Поэта – Поэта с большой буквы!

Слайд 12.

Спасибо всем за работу и за внимание! До скорых встреч!

Использованная литература:

  1. Николай Рубцов. Той девушке, которую люблю. М., «ЭКСМО», 2004.
  2. Саржан Л.И. Знакомство с Н.М.Рубцовым. Журнал «Литература в школе», 2006, №2.
  3. Глушаков П. «С душою светлою, как луч…» Журнал «Литература в школе», 2006, №2.
  4. Основина Г.А. «Так написать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи». О стихотворении Николая Рубцова «Видения на холме». Журнал «Литература в школе» 2006, №2.
  5. Кожинов В.В. Николай Рубцов: заметки о жизни и творчестве поэта. М., 1976.