Цели:
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;
- прививать нравственно-эстетические качества, чувство любви к родному краю.
Задачи:
- расширение знаний учащихся о героической истории нашего народа;
- воспитание уважительного отношения к старшему поколению;
- формирование активной жизненной позиции посредством музыкальных образов.
- развивать память, речь, художественный вкус и эстетическое восприятие учащихся.
Ход мероприятия
На сцену выходят мать и дочь.
– Мамочка, посмотри, утро нам улыбается. Какая
красота кругом!
– Летняя пора прекрасна. Все вокруг
перешептывается, переглядывается. Буквально все
завораживает своим великолепием.
Звучит голос Левитана, предупреждающий о
начале ВОВ.
Звучит аудиозапись первых двух куплетов песни
“Священная война” (муз. А.Александрова, сл.
В.Лебедева-Кумача)
(Мать и дочь оцепенели от ужаса. Их тесные объятия разрывает колонна солдат. Женщина и ребенок не могут друг друга найти в этой толпе и начинают кричать в панике.)
Чтец 1
Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем не спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет
Вдруг сразу словно ветер свежий
Пройдет по детскому лицу,
И, оживленная надеждой,
Она бросается к бойцу.
Защиты ищет у него:
– Убей их всех до одного!
(А.Барто.1942)
Ведущий 1: В тот далекий летний день 22 июня 1941 г. люди занимались обычными делами. И никто не подозревал, что приятные хлопоты, и задорные детские игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.
Ведущий 2: Война обрушилась не только на взрослых, но и на детей – теми же бомбежками, голодом, холодом, разлуками. Война бесцеремонно вторглась в их детство.
Ведущий 1: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Ведущий 2: У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945г, украли детство. Дети Великой Отечественной войны. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
(Чтецы стоят спина к спине и произносят свои слова по очереди.)
Чтец 2: Мама поцеловала нас и ушла; мы остались в шалаше вчетвером: младшие – братик, двоюродные брат и сестра, и я – самая большая, семь лет. Мы не в первый раз оставались одни и научились не плакать, вести себя тихо. Знали, что мама наша разведчица, ее послали на задание, а нам надо ее ждать. Из деревни нас мама недавно забрала, жили мы теперь в семейном партизанском лагере.
Вдруг крики: “Немцы!” Все стали убегать в лес. Я
же говорю: “Молчок всем. Здесь темно, и немцы нас
не найдут”.
Кто-то заглянул в шалаш и сказал по-русски:
– Кто есть, выходите!
Голос был спокойный, и мы вылезли из шалаша. Я увидела перед собой человека в зеленой форме… Подошел другой немец и навел на нас пулемет. Я не успела даже закричать и обнять маленьких.
Очнулась я от маминого плача. Приподнялась, вижу: мама копает ямку и плачет. Мама разогнулась передохнуть, повернула голову ко мне и как закричит: “Ин-ночка!” Она кинулась ко мне и схватила меня на руки. В одной руке меня держит, а другой остальных ощупывает: вдруг кто еще живой?
Нет, они были холодные. (Из воспоминаний Нины Старовойтовой.)
Чтец 3: Сказали взрослые, что – война, но мы не испугались. Мы часто играли “в войну”, и это слово было нам хорошо знакомо. И мы удивились, почему громко, навзрыд плачет мать. Только позже поняли, какая беда пришла к нам. Помню, как вскакивали среди ночи, бежали по лестнице, прятались от бомб. От голода брат съел угол печки. Мать брала последние вещи, ездила и меняла на картошку, кукурузу. Сварит мамалыги, разделит, а мы на кастрюлю поглядываем, просим: можно облизать? (Из воспоминаний Веры Ташкиной).
Чтец 4: Нас взяли под автоматы и повели. Повели в лес на поляну….
Выбрали самое низкое место, там всегда вода стояла. Дали брату и отцу лопаты копать яму. А нас с мамой под деревом поставили смотреть. Мы с мамой смотрели, как их расстреливали… И больше всего страшно было не то, что их постреляли, а то, что в липучую грязь положили. Плакать нам не дали, погнали в деревню. А их даже песочком сверху не присыпали.
Два дня плакали мы с мамой тихо дома. На третий день приходят тот же немец и два полицейских: “Собирайтесь хоронить своих бандитов”. Мы пришли на то место, они в яме плавают, там колодец уже, а не могила. Лопаты мы свои взяли, прикапываем и плачем. А они говорят: “Кто будет плакать, того будем стрелять. Улыбайтесь…” (Из воспоминаний Веры Ждан)
Чтец 5: Нас было семеро детей. До войны мама смеялась: “Сонейко светит, все дети вырастут”, началась война – плакала: “Такой лихой час, а детей в хате что бобу”…
После войны остались мы с сестричкой вдвоем. Нашла я ее у чужих людей, забрала к себе. Пришли в райисполком: “Дайте нам комнату, мы будем жить вдвоем”. Дали нам коридор в рабочем общежитии. Я работала на фабрике, Надя в школе училась. Никогда я ее по имени не называла, всегда: “Сестричка”. Она у меня одна. Правда, сестричка? (Из воспоминаний Вали Змитрович)
Ведущий 2: Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство?
Чтец 6: (Муса Джалиль. Стихотворение “Варварство”)
Исполняется песня “Женька” (муз. Е.Тарковского, стихи К Ваншенкина)
Ведущий 1: Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.
(Инсценирование стихотворения Ю. Друниной “Зинка”)
Ведущий 2: Погибали дети не только на фронте, но и в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде.
Сцена “Девочка жизнь” (по рассказу Н.Чуковского)
Лейтенант. Об Асе я не забывал. Стоило мне опустить веки, и она вставала у меня перед глазами. Она застегнула мне ватник. Она принесла мне воды. Она заставила меня встать, когда я думал, что уже не встану. Заставила меня жить, когда я готов был умереть… В первые две недели мне казалось немыслимым пройти весь долгий путь обратно и навестить ее. Но время шло, и меня стало тревожить чувство вины. Я жил в тепле, при электрическом свете, а она осталась в том промерзлом темном доме. Жива ли она еще? Я обязан навестить ее. Меня останавливает только одно – я не хотел прийти с пустыми руками. Какой будет толк в моем приходе, если я не накормлю ее? Сначала я хотел откладывать хлеб – по кусочку от моего ежедневного ломтя, но вскоре оставил эту затею. Нужна целая неделя, чтобы из кусочков накопить граммов триста. А за неделю она умрет, если сейчас еще жива.
Но тут мне повезло: нам выдали по пакетику концентрата. Я решил идти не откладывая.
(Музыка.)
Ася. Это вы?
Лейтенант. Я! Я!
Ася. Правда, вы?
Лейтенант. Я
Ася. Странно!
Лейтенант. Она говорила почти беззвучно, и мне показалось, что я не расслышал ее. Я нашел ее в конце огромной многокомнатной квартиры. Входя, я хотел постучаться, но заметил, что дверь не заперта, и сам отворил ее. В ту зиму двери квартир часто не запирали – слишком трудно было идти отворять.
Ася. Как странно, правда? Как странно, что я опять проснулась. Вы дошли до порта! Я знала, что вы дойдете, но не верила, что еще увижу вас. Как странно все… Как странно, что я умираю.
Лейтенант. Вы не умрете.
Ася. Я тоже всем так говорила. И все они умерли.
Лейтенант. Вы и мне так говорили. И я не умер.
Ася. Я знала, что вы не умрете. Я ведь ошибалась только вначале. Сколько людей умерло к тому времени, и я видела, как они умирали. Я все знаю о смерти и ничего не знаю о жизни. Странно, правда?
Лейтенант. Сейчас будет тепло. Уже тепло. Вы разве не чувствуете?
Ася. Нет, не чувствую. Я больше не чувствую ни тепла, ни холода. Я рада, что вам тепло. А я не чувствую ни ног, ни рук, будто их нет. Меня нет, а голова светлая, не потухает. И я жду, когда она потухнет.
Пока мама была жива, я все могла. Ходила за хлебом, носила воду, топила печку. И не только для мамы – для всех. Я все печурки в доме знала. Я не хотела, чтобы умирали, я хотела, чтобы жили, жили, жили… Мама перед смертью кричала и плакала. Ничего не понимала, меня не узнавала, и все-таки ей было больно… Когда мама перестала кричать и заледенела, я перенесла ее в ту комнату и положила на пол. И упала. Ноги совсем перестали держать. Я все-таки приползла оттуда. Я ползла целый час…
Лейтенант. Когда это было?
Ася. Не знаю. Давно.
Лейтенант. Вчера?
Ася. Нет, не вчера. Гораздо раньше. Прошла неделя. Нет, дня три или четыре. Если бы прошла неделя, остановились бы часы… Вот я умру, а часы будут идти. Как странно!
Лейтенант. Вы не умрете. Смотрите, что я принес!
Ася. Что это?
Лейтенант. Каша!
Ася (безразлично). А…
Лейтенант (вытряхивая концентрат в кастрюльку). Сейчас у вас будет каша. Много каши!
Ася. Вы не съели сами и принесли мне. А мне не нужно. Вы ешьте, а я посмотрю, как вы будете есть.
Лейтенант. Вы, вы будете есть!
Ася. Я не могу. Вот. Поглядите.
Лейтенант (в сторону). Я не сразу понял, на что она меня просит поглядеть, потому что было уже темно и я смутно видел ее.
Ася. Вот. Протяните руку. Под подушкой.
Лейтенант. У вас есть хлеб!
Ася. Скушайте!
Лейтенант. А вы? Почему вы не съели?
Ася. Не могу. Не глотается. Проглочу – и все назад. А я знаю, что это значит.
Лейтенант. И давно это у вас началось?
Ася. Давно. Еще мама была жива.
Лейтенант. И с тех пор вы ничего не ели?
Ася. Ничего. Мне так лучше. Я это много раз видела. Мне уже есть нельзя.
Лейтенант (в сторону). Я тоже это видел много раз и знал, что, если у человека не осталось желудочного сока, он больше никогда не будет есть. И все-таки я продолжал настаивать. Каша! Не сухой хлеб, а мягкая горячая каша!
Ася. Не надо…
Лейтенант. Чуть-чуть, совсем еще мало…
Ася. Придет весна. А я ее не увижу… Как странно! Когда я умру, мне станет все равно, ведь правда? Мне никогда не было все равно, и я не могу понять, как это станет все равно.
(Звучит музыка.)
На фоне мелодии песни “Журавли” (муз. Я.Френкеля)
читаются стихи.
Ведущий 1:
Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить,
Почему сыновья не вернулись домой.
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Ведущий 2:
Дети детство узнали в руинах домов.
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда и земляника – их кров.
А мечта – до Победы дожить.
:Чтец 1: Я смотрю старый фильм
Чтец 2: И мечтается мне
Чтец 3: Чтобы не было войн и смертей.
Чтец 4: Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Чтец 5: Вечно юных своих сыновей.
Звучит песня “Офицеры” ( Музыка:Рафаил Хозак, слова.: Евгений Агранович)
Список литературы
- Алексиевич С.А. У войны не женское лицо: Повести. – М.:Советский писатель, 1988.
- Плоткин К.Е. Страницы истории на школьной сцене. – М.: Дрофа, 2007.
- Стихи военных лет. 1941-1945./ Сост. С. Наровчатов, Я. Хелемский. – М.: Худ. лит., 1985.
- Читаем. Учимся. Играем. 2-2004./ Кузьменко Н.И. “Снова ожили в памяти были живые…”