Литература
-
"Забыть мы не имеем права" 2011
Разработка данного урока посвящена теме Великой Отечественной войны. Время все дальше отдаляет нас от тех событий. Но подрастающее поколение должно знать историю своего народа, своей страны. Знакомство с трагической судьбой поэта М.Джалиля позволит школьникам задуматься о прошлом и настоящем нашей Родины. Урок направлен на углубление патриотических чувств. Идея урока состоит в том, чтобы пробудить у учащихся чувство уважения к тем, кому обязаны своим счастьем жить на земле.
-
Мальчики – герои рассказа И.С. Тургенева "Бежин луг" 2011
Цели урока: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С. Тургенева; выяснить соответствие территориальных единиц, существовавших в XIX веке, с сегодняшним разделением.
-
Интегрированный урок (история + литература) "Олимпийские игры в древности и современности". 5-й класс 2011
Основной акцент на уроке – знакомство учащихся с мифами Древней Греции, историей возникновения Олимпийских игр, первыми спортивными достижениями. Просматривается связь развития Олимпийских игр древности и современности. Формой организации учебной деятельности является проведение театрализованной игры «Голоса эпохи», которую учащиеся готовят заранее. Материал способствует развитию творческих сил, способностей и направлен на развитие интереса к спорту, к литературе.
-
Фантастический и реальный мир сказок. 5-й класс 2011
Урок внеклассного чтения. В течение занятия ребята знакомятся с западноевропейскими мифами и сопоставляют их со славянской мифологией. Прослеживается путь постижения жизни через сказки.
-
Обзор журнала "Русский язык в школе" и приложения к нему "Русский язык в школе и дома" 2011
Статья предназначена для работы с учащимися разного возраста и способностями. Материалы, используемые на факультативных занятиях и на уроках литературы при работе над языком произведения, а также такие, которые можно брать на обычные уроки и в классы ККО.
-
Интегрированный урок по литературному чтению и художественному труду во 2-м классе по теме "Н.Носов «Живая шляпа»" 2011
Цели урока: развитие умения определять эмоциональную окрашенность произведения; выбирать нужное слово из предложенных для оценки героев; передавать их внутреннее состояние при чтении по ролям; пересказывать произведение от лица одного из персонажей; соотносить смысл пословицы с содержанием произведения; обучение осознанному, плавному чтению целыми словами; формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки.
-
"Мой край родной задумчивых берез". 9-й класс 2011
Внеклассное мероприятие по литературе «Мой край родной задумчивых берёз…» посвящено изображению берёзы в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке. Цель урока – патриотическое воспитание, развитие эстетического восприятия произведений искусства.
-
"И помнит мир спасенный…" 2011
Данный материал может быть использован для выступлений в конкурсах, посвященных победе в Великой Отечественной войне, а также на классных часах, уроках литературы. Целесообразнее готовить литературно-музыкальную композицию с учащимися 9–11-х классов.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Венок сонетов" 2011
Мероприятие рассчитано на учащихся старших классов. Может быть проведено как итоговое внутри одного класса, так и внутри параллели; или как открытое – в рамках предметной декады. Его цель – познакомить учащихся с поэтическим жанром "сонет", рассказать историю жанра, проследить его эволюцию. Необходима опережающая работа – распределение ролей среди учащихся, репетиция выразительного чтения . Роль автора учитель может оставить за собой.
-
Интегрированный урок (литература + история) "Слово о полку Игореве". 8-й класс 2011
Интегрированный урок литературы и истории в 8-м классе с применением мультимедиа по подготовке к восприятию памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
-
Сказочный мир А.С. Пушкина. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 2011
На данном уроке используется личностно-деятельностный подход в обучении (начальное и среднее звено). Урок знакомит учащихся с жанром литературной сказки на примере сказок Пушкина; учит выявлять жанровые различия русской народной и литературной сказки; учит определять проблематику сказки Пушкина в процессе анализа (характеристика героев, анализ эпизода через авторское отношение к героям). Урок способствует расширению представлений о духовной жизни человека.
-
Возвращение к истокам 2011
Книга «Возвращение к истокам» – это отражение сложившейся, целостной системы работы по литературному краеведению, это результат педагогической работы, неустанного поиска путей нравственного, духовного воспитания ума и сердца ребенка. Представлено личное осмысление наследия писателей Владимирской земли, сценарии литературно-музыкальных вечеров, посвященных творчеству С.В. Ларина, Н.Д. Сидорова, День памяти В.А. Солоухина, система факультативных занятий по творчеству С.Н. Никитина, исследовательские работы учащихся и др.
-
Литературный журнал "Здравствуй, дорогой Есенин!" 2011
Урок построен в форме литературного журнала. Такое построение урока позволяет учащимся в непринужденной форме познакомиться с жизнью и творчеством поэта. Литературный журнал показывает неразрывную связь Есенина с родным краем, с Родиной. Россия для него была началом всех начал. Даже ее имя он произносил с восхищением: «Россия… Какое хорошее слово… И “роса”, и “сила”, и “синее что-то”».
-
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя. 10-й класс 2011
Целью урока является знакомство с личностью писателя, его произведениями, созданными в Спасском-Лутовинове. Урок воспитывает чувства любви и уважения к родине, уважения к культурному и историческому наследию своей страны.
-
Поэтапное изучение романа Л.Н. Толстого "Война и мир". 10-й класс 2011
О планировании изучения романа Толстого "Война и мир", особенностях поэтапного чтения и изучения. Основано на опыте автора.
-
Конспект урока литературы "Личность и эпоха в истории художественной литературы. Образ Е.Пугачева в повести "Капитанская дочка" 2011
Урок направлен на формирование навыков анализа литературного героя. Рассмотрение Е.Пугачева как исторической фигуры и как литературного героя помогает раскрыть всю глубину его характера, позволяет сформировать представление учащихся об эпохе Пугачева.
-
Литературная викторина для 5-х классов 2011
Цели викторины: проследить степень усвоения пройденных произведений, биографий писателей; выяснить знания пословиц, поговорок, загадок; развивать логические мышления, память, творческие способности обучающихся; прививать любовь к русскому народному фольклору, литературе.
-
Роль интеллигенции в историческом развитии общества 2011
Актуальность темы определяется интересом в обществе к вопросам об историческом пути интеллигенции в России, о кризисе самого понятия интеллигенция и о роли интеллигенции в "бархатных" революциях. Филологи, историки, социологи, представители общественности пытаются дать всестороннюю характеристику понятия "интеллигенция" и положение интеллектуальной элиты в России.
-
Урок-путешествие "В галерее басен" 2011
В статье представлен план-конспект урока литературы в 5-м классе. В работе приведены различные виды деятельности обучающихся на уроке литературы. Урок проведен в форме виртуального путешествия по басням.
-
"Люблю тебя, родина кроткая". Литературно-художественная композиция 2011
Сценарий внеклассного мероприятия посвящен 115-летию со дня рождения С.А. Есенина. Мероприятие направлено на повышение интереса к лирике поэта, развитие речи и творческих способностей учеников, любовь к литературе.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг". 7-й класс 2011
На уроке показывается роль пейзажа в рассказе, его значение в раскрытии душевного состояния героя. Автор через портрет раскрывает характер героя. Развивается литературная речь учащихся.
-
Поэтический вечер, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова и Дж.Г. Байрона 2011
Поэтический вечер, посвященный жизни и творчеству Джорджа Гордона Байрона и Михаила Юрьевича Лермонтова. В сценарии сравнивается жизнь и творчество двух поэтов. Мероприятие проводится в рамках школьной недели иностранных языков (февраль 2011 г.) В вечере участвуют учащиеся 7–11-х классов. Сопровождается презентацией.
-
Интегрированный урок (английский язык + литература) "Роберт Бёрнс – национальный поэт Шотландии" 2011
Интегрированный урок английского языка и литературы позволяет развить навыки аудирования, расширить словарный запас учащихся. Игровая форма проведения урока развивает умение работать сообща, прислушиваться к мнению других учеников, приобретаются навыки публичных выступлений. На уроке дети знакомятся с биографией поэта, началом его творческого пути, раскрываются основные темы поэзии Р.Бернса, рассказывается об известном переводчике – С.Я. Маршаке.
-
Очарованье русского пейзажа в поэзии ХХ века. 6-й класс 2011
Цели урока: проследить традиции поэзии XIX века в поэзии XX века; совершенствовать навыки выразительного чтения; отрабатывать навыки анализа стихотворений; развивать воображение учащихся; прививать любовь к родной природе и родине.
-
Подготовка к домашнему сочинению "Судьба Муму" 2011
Данный урок предназначен для учащихся 5-го класса и проводится как заключительный урок при изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму». В течение урока отрабатываются пошаговые умения составления логической схемы, которая может быть использована как план при написании сочинения, формируются навыки логического мышления учащихся. Основная цель применения данной методики – построение речевого высказывания учащихся в устной и письменной форме.
-
Воспитывая на традициях прошлого. Из опыта работы школьного музея 2011
В нашей школе существует традиция – каждый класс выбирает для себя творческое дело. Ученики классов, где я являюсь классным руководителем, в качестве творческого дела выбирают работу в школьном музее. Как учитель, использующий в работе экспозиции и фонды школьного музея, я работаю по различным технологиям, стараюсь развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности, эмоционального комфорта, интеллектуальной активности.
-
В 2011 год – с новой сказкой? 2011
Тема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по русскому языку, литературе, риторике, музыкальному искусству, изобразительному искусству и окружающему миру. Целью проекта является формирование коммуникативных умений, критического и творческого мышления; развитие навыков работы с различными источниками информации и медиасредствами; формирование навыков решать ключевую проблему в сотрудничестве.
-
Организация проектной деятельности учащихся на уроках литературы 2011
Урок, на котором организована проектная деятельность, позволяет отойти от шаблонов, сделать обучение увлекательным процессом, в котором каждый ученик вследствие возможности провести скрытую дифференциацию найдет свое место в общем коллективном исследовании. Метод проектов не обязательно использовать для изучения каждой учебной темы, но когда его применение возможно, это может значительно повысить качество обучения.
-
Урок-размышление "Можно ли назвать Печорина фаталистом?" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") 2011
Урок-размышление поможет учащимся разобраться в психологических особенностях главного героя романа и целого поколения. Задуматься над такими понятиями, как судьба, рок, фатализм, предопределение, над смыслом жизни. Способствует навыку анализа произведения через работу с текстом, лексический разбор слов, составление сравнительной таблицы. Проблемные вопросы способствуют активизации мышления, умению связно отвечать, доказывать свою точку зрения.
-
Л.Андреев. "Кусака". 7-й класс 2011
Цель урока: показать своеобразие личности Л.Н. Андреева, значимость поставленных им проблем, развитие традиций русской классической литературы; совершенствовать навыки анализа текста.