Литература
-
Сказочный мир А.С. Пушкина. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 2011
На данном уроке используется личностно-деятельностный подход в обучении (начальное и среднее звено). Урок знакомит учащихся с жанром литературной сказки на примере сказок Пушкина; учит выявлять жанровые различия русской народной и литературной сказки; учит определять проблематику сказки Пушкина в процессе анализа (характеристика героев, анализ эпизода через авторское отношение к героям). Урок способствует расширению представлений о духовной жизни человека.
-
Возвращение к истокам 2011
Книга «Возвращение к истокам» – это отражение сложившейся, целостной системы работы по литературному краеведению, это результат педагогической работы, неустанного поиска путей нравственного, духовного воспитания ума и сердца ребенка. Представлено личное осмысление наследия писателей Владимирской земли, сценарии литературно-музыкальных вечеров, посвященных творчеству С.В. Ларина, Н.Д. Сидорова, День памяти В.А. Солоухина, система факультативных занятий по творчеству С.Н. Никитина, исследовательские работы учащихся и др.
-
Литературный журнал "Здравствуй, дорогой Есенин!" 2011
Урок построен в форме литературного журнала. Такое построение урока позволяет учащимся в непринужденной форме познакомиться с жизнью и творчеством поэта. Литературный журнал показывает неразрывную связь Есенина с родным краем, с Родиной. Россия для него была началом всех начал. Даже ее имя он произносил с восхищением: «Россия… Какое хорошее слово… И “роса”, и “сила”, и “синее что-то”».
-
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя. 10-й класс 2011
Целью урока является знакомство с личностью писателя, его произведениями, созданными в Спасском-Лутовинове. Урок воспитывает чувства любви и уважения к родине, уважения к культурному и историческому наследию своей страны.
-
Поэтапное изучение романа Л.Н. Толстого "Война и мир". 10-й класс 2011
О планировании изучения романа Толстого "Война и мир", особенностях поэтапного чтения и изучения. Основано на опыте автора.
-
Конспект урока литературы "Личность и эпоха в истории художественной литературы. Образ Е.Пугачева в повести "Капитанская дочка" 2011
Урок направлен на формирование навыков анализа литературного героя. Рассмотрение Е.Пугачева как исторической фигуры и как литературного героя помогает раскрыть всю глубину его характера, позволяет сформировать представление учащихся об эпохе Пугачева.
-
Литературная викторина для 5-х классов 2011
Цели викторины: проследить степень усвоения пройденных произведений, биографий писателей; выяснить знания пословиц, поговорок, загадок; развивать логические мышления, память, творческие способности обучающихся; прививать любовь к русскому народному фольклору, литературе.
-
Роль интеллигенции в историческом развитии общества 2011
Актуальность темы определяется интересом в обществе к вопросам об историческом пути интеллигенции в России, о кризисе самого понятия интеллигенция и о роли интеллигенции в "бархатных" революциях. Филологи, историки, социологи, представители общественности пытаются дать всестороннюю характеристику понятия "интеллигенция" и положение интеллектуальной элиты в России.
-
Урок-путешествие "В галерее басен" 2011
В статье представлен план-конспект урока литературы в 5-м классе. В работе приведены различные виды деятельности обучающихся на уроке литературы. Урок проведен в форме виртуального путешествия по басням.
-
"Люблю тебя, родина кроткая". Литературно-художественная композиция 2011
Сценарий внеклассного мероприятия посвящен 115-летию со дня рождения С.А. Есенина. Мероприятие направлено на повышение интереса к лирике поэта, развитие речи и творческих способностей учеников, любовь к литературе.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг". 7-й класс 2011
На уроке показывается роль пейзажа в рассказе, его значение в раскрытии душевного состояния героя. Автор через портрет раскрывает характер героя. Развивается литературная речь учащихся.
-
Поэтический вечер, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова и Дж.Г. Байрона 2011
Поэтический вечер, посвященный жизни и творчеству Джорджа Гордона Байрона и Михаила Юрьевича Лермонтова. В сценарии сравнивается жизнь и творчество двух поэтов. Мероприятие проводится в рамках школьной недели иностранных языков (февраль 2011 г.) В вечере участвуют учащиеся 7–11-х классов. Сопровождается презентацией.
-
Интегрированный урок (английский язык + литература) "Роберт Бёрнс – национальный поэт Шотландии" 2011
Интегрированный урок английского языка и литературы позволяет развить навыки аудирования, расширить словарный запас учащихся. Игровая форма проведения урока развивает умение работать сообща, прислушиваться к мнению других учеников, приобретаются навыки публичных выступлений. На уроке дети знакомятся с биографией поэта, началом его творческого пути, раскрываются основные темы поэзии Р.Бернса, рассказывается об известном переводчике – С.Я. Маршаке.
-
Очарованье русского пейзажа в поэзии ХХ века. 6-й класс 2011
Цели урока: проследить традиции поэзии XIX века в поэзии XX века; совершенствовать навыки выразительного чтения; отрабатывать навыки анализа стихотворений; развивать воображение учащихся; прививать любовь к родной природе и родине.
-
Подготовка к домашнему сочинению "Судьба Муму" 2011
Данный урок предназначен для учащихся 5-го класса и проводится как заключительный урок при изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму». В течение урока отрабатываются пошаговые умения составления логической схемы, которая может быть использована как план при написании сочинения, формируются навыки логического мышления учащихся. Основная цель применения данной методики – построение речевого высказывания учащихся в устной и письменной форме.
-
Воспитывая на традициях прошлого. Из опыта работы школьного музея 2011
В нашей школе существует традиция – каждый класс выбирает для себя творческое дело. Ученики классов, где я являюсь классным руководителем, в качестве творческого дела выбирают работу в школьном музее. Как учитель, использующий в работе экспозиции и фонды школьного музея, я работаю по различным технологиям, стараюсь развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности, эмоционального комфорта, интеллектуальной активности.
-
В 2011 год – с новой сказкой? 2011
Тема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по русскому языку, литературе, риторике, музыкальному искусству, изобразительному искусству и окружающему миру. Целью проекта является формирование коммуникативных умений, критического и творческого мышления; развитие навыков работы с различными источниками информации и медиасредствами; формирование навыков решать ключевую проблему в сотрудничестве.
-
Организация проектной деятельности учащихся на уроках литературы 2011
Урок, на котором организована проектная деятельность, позволяет отойти от шаблонов, сделать обучение увлекательным процессом, в котором каждый ученик вследствие возможности провести скрытую дифференциацию найдет свое место в общем коллективном исследовании. Метод проектов не обязательно использовать для изучения каждой учебной темы, но когда его применение возможно, это может значительно повысить качество обучения.
-
Урок-размышление "Можно ли назвать Печорина фаталистом?" (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") 2011
Урок-размышление поможет учащимся разобраться в психологических особенностях главного героя романа и целого поколения. Задуматься над такими понятиями, как судьба, рок, фатализм, предопределение, над смыслом жизни. Способствует навыку анализа произведения через работу с текстом, лексический разбор слов, составление сравнительной таблицы. Проблемные вопросы способствуют активизации мышления, умению связно отвечать, доказывать свою точку зрения.
-
Л.Андреев. "Кусака". 7-й класс 2011
Цель урока: показать своеобразие личности Л.Н. Андреева, значимость поставленных им проблем, развитие традиций русской классической литературы; совершенствовать навыки анализа текста.
-
Методические рекомендации по организации речевой деятельности учащихся в системе внеурочной гуманитарно-познавательной деятельности 2011
Работа представляет собой методические рекомендации по последовательному учету речевых интересов учащихся и организации речевой деятельности в системе внеурочной работы.
-
Горький и Якутия 2011
В 20-е годы XX века огромную роль в деле идейного становления якутской советской литературы сыграло творчество А.М. Горького. «И дело не в формальном заимствовании сюжетов или в следовании каким-либо деталям творческой манеры – дело в усвоении самого духа творчества, идейно-нравственного его содержания. Горький был близок национальным советским авторам своим демократизмом, трудовой биографией, типичной судьбой талантливого выходца из народа.»
-
Образ Пугачева в исторических документах и художественной литературе ("Капитанская дочка" и "История Пугачева" А.С. Пушкина) 2011
Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на "Историю Пугачёва" А.С. Пушкина).
-
Бал литературных героев 2011
Внеклассное мероприятие может проводиться в рамках недели русского языка и литературы для учащихся 10–11-х классов.
-
Урок литературы по ТРКМЧП "И.С. Тургенев "Senilia". Стихотворение в прозе" 2011
Урок литературы в 8-м классе создан по личностно ориентированной технологии развития критического мышления посредством чтения и письма. Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
-
Урок литературы в 8-м классе "История одной любви" (по повести И.С. Тургенева "Ася") 2011
Анализ повести «Ася» способствует формированию у учащихся не только литературоведческой компетенции, но и чувства прекрасного. Кроме того, восьмиклассники расширяют навыки анализа текста и эпизода, углубляют знания о роли детали в художественном произведении.
-
Тропинки детства Алитета Немтушкина в повести "Мне снятся небесные олени" 2011
Урок поможет семиклассникам войти в художественный мир писателя и поэта Алитета Немтушкина, учащиеся познакомятся с обычаями и традициями эвенкийского народа, откроют для себя прелесть особых отношений эвенков к миру природы. Электронная презентация поможет создать у ребят соответствующие картины.
-
Интегрированный урок (история + литература) "Паруса Эллады" 2011
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы.
-
Урок литературы в 11-м классе "У нас у всех с войною счеты…" 2011
Урок литературы в 11-м классе на материале повести В.Кондратьева «Сашка» раскрывает особенности прозаических произведений о войне, обратив внимание на глубочайшие нравственные контексты; выявляет специфику изображения войны и характера рядового бойца; создает эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызывая личностный отклик на прочитанное произведение.
-
Интеграция содержания образования как способ развития конкурентоспособного ученика 2011
Как интегрировать физику и литературу в средней школе? Каковы цели и задачи интеграции гуманитарных и естественно-научных дисциплин в системе среднего и профильного образования? В статье описан опыт организации интегрирования литературы и физики, работа по литературе с учащимися, у которых имеются склонности к физике, к математике, и по физике, у которых склонности к гуманитарным предметам.