Литература
-
Поэзия С.Есенина – ответ на вызов времени 2011
Данная работа посвящена 150-летию со дня рождения Сергея Александровича Есенина – выдающегося русского поэта. Гражданская позиция автора в том, что наибольшие перспективы воспитания прочного, глубокого, осознанного патриотизма у современной молодежи открывает последовательное, многолетнее, систематическое выращивание чувства собственной причастности к великой русской культуре.
-
Развитие творческих способностей – один из путей воспитания квалифицированного читателя 2011
Цель работы: формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
-
Конспект урока литературы в 11-м классе по теме "В тех и в других война вдохнула… мрачный хмель разгула…" (И.Э. Бабель. "Конармия") 2011
Цели урока: показать неизбежность трагической судьбы человека в переломные моменты истории; понять, в чем особенность изображения Бабелем исторических современных ему событий; формировать навыки анализа текста, развивать устную монологическую речь, формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
-
Гимн женщине 2011
Языком живописи воспета женщина, её красота, её сила и нежность, терпение и снисходительность, достоинство, с каким она несёт свой крест. В дивных творениях показаны различные женские образы, символ материнства, нравственность и человечность всеобщей красоты мироздания. Слава женщине!
-
Ребенок и книга на страницах "Былого и дум" А.И. Герцена. 10-й класс 2011
В статье предлагаются различные задания на основе фрагментов из произведения А.И. Герцена "Былое и думы". Выбранные фрагменты позволяют определить, какую роль в формировании личности юного героя "Былого и дум" сыграли книги. На занятии учащиеся работают не только с текстом из книги А.И. Герцена, но и с репродукциями картин, с афоризмами, с выдержками из работ современных исследователей, чьи статьи посвящены проблеме чтения современных подростков.
-
Урок-игра по литературе 2011
Урок-игра проводится с целью проверить знания учащимися биографии и басен И.А. Крылова, повторить жанровые особенности басни. Урок содействует воспитанию у учащихся навыков, способствующих улучшению памяти; развивает умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль, различать человеческие достоинства и недостатки, развивает творческие способности учащихся. К уроку потребуется: презентация, карточки с заданиями для групп.
-
"Недаром помнит вся Россия…". М.Ю. Лермонтов. "Бородино". 6-й класс 2011
Урок проводится в 6-м классе по программе под ред. А.Г. Кутузова в разделе "Литературная баллада". Автор знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием баллады М.Ю. Лермонтова "Бородино".
-
Литературная гостиная в 10-м классе на тему "Что движет солнце и светила…" 2011
На уроке автор формирует у учащихся интерес к русской литературе посредством использования дополнительной литературы. Развивает речь, совершенствует навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь. На примерах художественных произведений, историй любви знаменитых людей показать огромную роль любви в жизни человека, научить ценить чистоту и глубину чувства любви.
-
Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" "Разрешение крови по совести" 2011
В работе представлен сценарий урока по роману Ф.М. Достоевского, который содержит типы заданий и учебных ситуаций, организующих поисковую деятельность учащихся, направленную на формирование культуры восприятия художественного текста.
-
Путь духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова "Ионыч" 2011
При анализе рассказа особое внимание уделяется художественным приемам, при помощи которых автор мастерски изображает нравственное падение героя. На уроке используется метод комментированного чтения в сочетании с эвристическим методом, элементы лингвостилистического анализа; сочетаются индивидуальная, парная, групповая формы работы; предлагаются дифференцированные задания. Такой подход позволяет ввести учащихся в мир прозы А.П. Чехова, приблизить их к пониманию идейного содержания произведения.
-
Урок-мастерская по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий" 2011
На уроке исследуются особенности стиля А.П. Чехова – мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади емко сказать много. Использование элементов технологии критического мышления и ИКТ позволяет привлечь всех учащихся к поиску.
-
Практикум по выполнению заданий ЕГЭ 2011
Учителю русского языка и литературы хорошо известно, что самым трудным делом в преподавании словесности является сдача учащимися Единого государственного экзамена по литературе. К тому же успешной сдачей государственного экзамена по литературе будет и то, если ученик сам попробует составить материал для ЕГЭ. В работе предлагается четыре варианта составленного практикума по подготовке к ЕГЭ по литературе.
-
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание": "Жук в стеклянной банке" (анализ текстов) 2011
В ходе урока проводится подробный анализ характеров персонажей, произведения в целом.
-
Содружество искусств 2011
Цель элективного курса – провести сравнительный анализ произведений литературного творчества в сравнении с произведениями изобразительного искусства.
-
Проект "Чехов в школе" 2011
Дидактические цели проекта: вызвать интерес к жизни писателя; формировать собственное отношение к личности А.П. Чехова; учить вглядываться в человека, открывать неизвестное в известном; формирование гуманистического видения мира, формирование понимания необходимости литературы для саморазвития и самореализации своего духовного мира; формирование способности к критическому мышлению.
-
А.П. Чехов. Новелла "Ионыч". От доктора Старцева – к Ионычу. 10-й класс 2011
Идея урока заключается в том, чтобы дать возможность старшеклассникам самостоятельно интерпретировать новеллу на основе полученных на предыдущих уроках знаний. Особое внимание уделяется работе с текстом. Перед уроком учащиеся получают индивидуальные задания.
-
"Сочинение – это просто". Урок-практикум. Обучение анализу стихотворения 2011
Автор учит учащихся анализу стихотворения, воспитывает культуру письменной речи и публичных выступлений. Учащиеся совершенствуют навыки анализа и интерпретации литературного произведения.
-
Жизнь и фантастика в сказке. А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 2011
Автор формирует умения лингвистического анализа художественного текста, выявляет художественные возможности произведения, активизирует познавательные, исследовательские деятельности учащихся. Прививает любовь к художественному слову, прививает любовь к произведениям А.С. Пушкина. Развивает культуру речи, умения сравнивать литературную сказку и народную, речевой этикет.
-
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время 2011
Программа научно-исследовательской ориентации учащихся нацелена на выявление и последующее развитие склонности учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков исследовательской работы и умения претворять свою идею в новый интеллектуальный продукт.
-
Повесть Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". "Так вот она, Сечь!" 7-й класс 2011
Представленный урок – третий в системе уроков по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в 7-м классе по программе под редакцией В.Я. Коровиной. Цель урока: создать условия для изучения исторической повести «Тарас Бульба»; показать роль Запорожской Сечи в становлении личности, проводя аналитическую работу, сопоставительный анализ; учить работать с текстом повести и дополнительной литературой.
-
Подведение итогов изученного раздела "Я и мое детство". 7-й класс 2011
Представленный урок способствует расширению читательского опыта и кругозора учащихся, что является одним из основных принципов образовательной системы "Школа–2100". Посредством литературы формируется понимание, что есть добро, что есть зло, что такое гуманизм и бесчеловечность, и как влияют поступки каждого из нас на судьбу других людей, какова должна быть позиция человека по отношению ко всему человечеству.
-
Проектная деятельность на уроках литературы 2011
Статья знакомит учителей русского языка и литературы с различными видами проектов, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности. Автор приводит примеры проектов, которые были использованы в собственной практике.
-
Программа элективного курса "Фразеологизмы как средства выразительности речи" 2011
Любой человек при желании может преодолеть барьер «молчания» и научиться выразительно, образно говорить. Для этого требуется знать, какими средствами выразительности обладает язык, что делает нашу речь красочной, яркой, стройной, образной. Цель педагога – помочь ребятам воспользоваться богатством русского языка и приобрести необходимые специфические знания и умения, составляющие коммуникативную компетентность.
-
"Литература родного края". Программа элективного курса 2011
В программе элективного курса "Литература родного края" предполагается многожанровое теоретико-литературное изучение материалов творчества поэтов и писателей Белгородчины. Встречи с ныне живущими писателями и поэтами оставляют у учащихся неизгладимые впечатления и формируют чувство гордости за малую родину. Также это благодатная почва для того, чтобы быть в курсе литературных новинок, а школьников, которые склонны к литературному творчеству, вдохновляет на свершения.
-
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся 2011
Работа представляет собой педагогический проект (от латинского projectus – брошенный вперед – разработанный план, замысел) на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся. Педагогический проект в наши дни необыкновенно популярен, так как позволяет педагогу вести исследовательскую деятельность, дает возможность продемонстрировать свою профессиональную компетентность, является одной из форм аттестации учителя.
-
Обучение грамоте 2011
Автор знакомит учащихся с печатными буквами А, а. Воспитывает интерес к предмету, к сказкам.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Загадки" в технологии РКМЧП 2011
Предлагаемый урок изучения нового материала проводится в рамках программы Г.И. Беленького и Ю.С. Лыссого с учетом деятельностного подхода к обучению. В качестве дидактического материала используется современный фольклорный материал Пермского края. Приемы работы на уроке способствуют развитию критического мышления у учащихся.
-
Урок-мастерская по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса". 10-й класс 2011
Целью урока является создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения. Мастерская формирует аналитические навыки при работе с текстом, навыки сжатого отбора материала и создания монологического высказывания, развивает образное мышление, внимание к слову, воображение, творческие способности, критическое мышление, рефлексивные способности.
-
Урок по теме "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого" 2011
Разработанный урок проводится с учащимися 10-го класса при изучении жизни и творчества великого русского писателя Л.Н. Толстого. Урок проводится с использованием интерактивных методов. Вид урока – урок – виртуальная экскурсия по историческим местам.
-
Урок литературного чтения по теме "Братья Гримм. Сказка "Бременские музыканты" 2011
Цели урока: продолжить знакомство с творчеством немецких сказочников братьев Гримм, жанром и видом сказки; обучать сознательному, выразительному чтению произведения; формировать навыки анализа поступков героев; развивать связную речь.