Цель:
- Выяснить особенности стиля А.П.Чехова – мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади ёмко сказать много.
- Учить видеть красоту, меткость чеховского слова.
- Воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства.
Тип урока: усвоение содержания произведения, прочитанного самостоятельно.
Вид урока: урок – мастерская
Методы работы: частично – поисковый, репродуктивный, иллюстративный, словесное рисование.
Технология: элементы технологии развития критического мышления, исследовательские , ИКТ.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, “Листок” из толкового словаря, “Табель о рангах”, презентация в Power Point, высказывания об А.П.Чехове.
Чехов умеет писать так, чтобы словам
было тесно, а мыслям – просторно.
А.М.Горький
Краткость – сестра таланта.
А.П.Чехов
1. Стадия вызова.
1) Верные/неверные утверждения:
– Я напомню вам утверждения, которые прозвучали в конце прошлого урока:
- Писатель Чехов создаёт первые произведения уже в гимназические годы.
- Детство писателя было безоблачным, он занимался всегда, чем хотел.
- Являлся кормильцем в семье.
- Терпеть не мог врачей.
- Писал только юмористические рассказы.
– Прочитав биографию А.П.Чехова, с какими утверждениями вы согласились, а с какими – нет?
2) Проверка индивидуального домашнего задания. Презентация по биографии А.П.Чехова.
3) Слово учителя.
– В этом году весь мир праздновал 150-летие со дня рождения великого русского писателя А.П.Чехова. И нам, русским людям, конечно, нужно знать Чехова, читать и понимать. Может быть, тогда мы сумеем избежать каких – то ошибок, не совершим поступки, за которые будет стыдно.
А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “толстый и тонкий” постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.
2. Стадия осмысления.
1) Анализ рассказа.
– Допустим, вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на
роли главных героев. Каким, по – вашему, должен быть Толстый? Опишите устно его
внешность, одежду, походку.
– А теперь посмотрим, как описал Толстого Чехов? (Работа с текстом.)
– Одна – две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый
человек.
– Представьте теперь Тонкого, который только что вышел из вагона. Составьте его
словесный портрет.
– А как у Чехова?
– Какие детали здесь , на ваш взгляд, наиболее значительные? (Тонкий
навьючен.)
– Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу своё воображение. Что же
это означает?
(Герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами,
коробками, он жалок.)
– Какой композиционный приём использует чехов, рисуя героев? (Антитеза.)
– Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и
богатый.)
2) Выразительное чтение эпизода.
– А теперь давайте подслушаем разговор наших героев.
(“Ну как живёшь, друг?....... Две звезды имею”.)
– Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.
Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.
Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.
3) Работа с таблицей (по 2-й части).
Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа |
1. Глаголы внутреннего состояния героев. | ||
2. Мимика, жесты, поза. | ||
3. Знаки препинания в конце предложений. | ||
4. Обращение героев друг к другу. |
– Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”?
(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи
появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые
сравнения?
(Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей,
поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили
внимание? (Почтительной кислоты.)
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему?
(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у
тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?
– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?
Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа. |
1. Глаголы внутреннего состояния героев. | “Хотел возразить…стошнило” | “Захихикал”, “приятно ошеломлён”. |
2. Мимика, жесты, поза.. | “поморщился” | “Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все
стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”. “Сам он съёжился, сгорбился, сузился”. “…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты” |
3. Знаки препинания в конце предложений. | Восклицательный знак | Многоточие. |
4. Обращение героев друг к другу. | “Мы с тобой друзья” | “..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с” |
3. Стадия рефлексии.
1) Сопоставление разных редакций.
– Попробуем сопоставить разные редакции рассказа. Может быть, они дополнять
наше восприятие рассказа.
– Рассказ “Толстый и тонкий” был напечатан в журнале “Осколки”. Через несколько
лет автор включил его в сборник “Пёстрые рассказы”. В журнальной редакции тонкий
при встрече с гимназическим товарищем резко отозвался о своём новом начальнике.
(Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как
индейский петух, толстый во время встречи распекает тонкого). Но Чехов изменил
рассказ. Толстый не является начальником тонкого.
– Грубит ли толстый?
– Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели?
(Такова сила привычки, выработанная годами,– угодливо держаться перед
вышестоящим начальником.)
– Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе?
(Чинопочитание, подхалимство.)
– Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким?
– Какие чувства вызвал у вас каждый из них?
– Можете ли вы сказать, почему к уроку я выбрала данные эпиграфы?
– Итак, мы с вами побывали в мастерской Чехова. Если вы были внимательны к слову
великого писателя, то легко выполните следующее задание.
2) Составление синквейна.
1-й вариант – Толстый.
2-й вариант – Тонкий.
1-я строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени
существительного).
2-я строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3-я строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5-я строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на
философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.
4. Домашнее задание.
1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный
толстым.
2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов,
или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние.
5. Выставление отметок.