Пояснительная записка
Элективный курс “Содружество искусств” имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусства.
В основу курса “Содружество искусств” положен материал о выразительных средствах языка и искусства.
Цель элективного курса – провести сравнительный анализ произведений литературного творчества в сравнении с произведениями изобразительного искусства.
Задачи:
- Выяснить, какими средствами, приемами пользовались художники и писатели при создании близких образов.
- Узнать, как взаимодействуют виды искусств друг с другом, какое влияние оказывают одни на другие.
- Показать величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях и которыми мастерски пользуются русские поэты и писатели.
Актуальность элективного курса.
Мы живем в мире, наполненном звуками и красками. И звуки, и краски надо уметь слышать и видеть. Такое редко кому дается от рождения, этому учатся всю жизнь. Но, если научимся, то поймем и увидим, что мир фантастически прекрасен и таинственен. Художник, в какую бы эпоху он не жил, стремится воплотить в своих произведениях окружающий мир, передать свое отношение к нему. Но каждый художник говорит на своем языке, по – разному выражая одни и те же мысли и чувства: живописец расскажет о любви в цвете, скульптура – объемной фигурой, музыка – звуком, а литература – словом.
Виды искусств не всегда существуют отдельно, часто они взаимодействуют друг с другом. Искусство – наша национальная гордость. Знакомясь с произведениями искусства, мы приобщаемся к национальной культуре.
Русская художественная культура – часть мировой художественной культуры. В течение тысячелетней истории русское искусство утверждало приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, идеалы патриотизма и государственности.
Элективный курс обобщает ключевые межпредметные знания, полученные при изучении предметов гуманитарного цикла (литературы, русского языка, МХК, истории). Вместе с тем содержание данного курса не повторяет другие гуманитарные дисциплины, имеет ярко выраженную специфику и новизну, обусловленные интегративным основанием самого предмета.
Предполагаемый результат:
По итогам обучения учащиеся могут самостоятельно анализировать произведения искусства разных видов.
Интеллектуальный продукт:
Учащиеся выполняют индивидуальную творческую работу – анализируют незнакомые произведения искусства.
Структура программы
Программа состоит из четырех разделов, в каждом из них выделены темы.
Введение включает в себя ознакомление учащихся с целями и задачами элективного курса “Содружество искусств”, кругом вопросов и тем, с которыми учащимся предстоит работать на уроках.
Первый раздел “Искусство слова” знакомит учащихся с выразительными средствами русского языка. Любое слово, даже самое обычное и ничем не примечательное, может стать в художественном произведении семантически важным и эстетически значимым. Слово – это удивительный дар, которым обладает только человек. Познавая слово, мы познаем себя.
Второй раздел дает возможность узнать, что такое образ и как научиться понимать язык изобразительного искусства.
В третьем разделе рассматриваются направления, стили, жанры искусства.
Четвертый раздел посвящен содружеству искусств. Нам удалось найти схожие по сюжету произведения, определить, с помощью каких приемов и языковых средств творцам удалось создать близкие образы. Особое внимание в разделе уделено рассмотрению влияния одного вида искусства на другой.
Программа элективного курса рассчитана на 18 часов (1 занятие в неделю).
Основные умения и навыки.
Учащиеся должны знать:
1)Выразительные средства языка.
2)Основные стили, жанры и направления в
изобразительном искусстве.
3)Основные понятия, определения, термины,
связанные с искусством.
Учащиеся должны уметь:
- Сравнивать и анализировать произведения литературного творчества и произведения изобразительного искусства.
- Давать самостоятельную оценку произведений искусства, характерных для различных
- Объяснить роль и значение русской художественной культуры для духовного развития современного человека.
- Пользоваться словарями и справочной литературой по искусству, художественными произведениями, анализировать и интерпретировать текст.
эпох и стилей.
Учащиеся должны иметь представление:
- Что такое культура вообще?
- Что такое художественная культура?
- Что такое художественный образ?
- Об эстетических и культурных ценностях.
Учебно-тематический план.
№ урока |
Тема урока |
Форма занятия |
1 | Введение. Цели и задачи элективного курса “Содружество искусств”. Перечень тем, с которыми предстоит работать на уроках. | Лекция |
2 | Искусство слова. Как устроен наш язык. Слово под лингвистическим “микроскопом”. | Лекция с элементами беседы. |
3 | Поэтическое слово. Образные средства речи. Творческая лаборатория писателя и читателя. | Работа в группах.1 |
4 | Слово и образ в художественном контексте. Комплексный анализ текста. | Практическое занятие. |
5 | Язык искусства. Как научиться понимать язык изобразительного искусства. Азбука живописи. | Лекция, беседа. |
6 | Проблема художественного образа. | Лекция. |
7 | Виды и жанры живописи. Направления. Стили. | Лекция, тестирование. |
8 | Содружество искусств. Приемы и языковые средства. | Лекция, беседа. |
9 | В.М.Васнецов “Три богатыря” 1848г. – Былины. | Практикум |
10 | И..Левитан “Золотая осень” 1895 г. – Ф.Тютчев “Есть в осени первоначальной” 1857г. И.Левитан “Вечерний звон” 1892г. – Н.рубцов “Левитан” 1960г | Практикум |
11 | М.Ю.Лермонтов “На севере диком…” 1841г. – И.И.Шишкин “На севере диком…” 1891г. | Практикум |
12 | Н.А.Некрасов “Зеленый шум” 1862г. – А.Рылов “Зеленый шум”1904г.. | Практикум |
13 | Русская народная сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” – В.Васнецов “Аленушка”1881г. – А.Прокофьев “Аленушка”. | Практикум |
14 | А.С.Пушкин “Зимнее утро” 1829г. – Н.Мартенсон “Серебристый иней” 2005г. | Практикум |
15 | И.Грабарь “Февральская лазурь” – Э.Межелайтес “Пейзаж России”. | Практикум |
16 | В.Л.Боровиковский “Портрет Лопухиной” – Я.П.Полонский “К портрету Лопухиной. Ф.Рокотов “Портрет А.П.Струйской”1772г. – Н.Заболоцкий “К портрету Струйской”. | Практикум |
17 – 18 | Заключительное занятие. Исследовательская работа. | Презентация проектов |
Литература:
- Е.М.Алленова. Живопись и скульптура. М.: Слово, 2002
- Л.Г.Емохонова Мировая художественная культура. Пособие для студентов средних педагогических заведений. М.:Академия,
- Л.А.Новиков. Искусство слова М., Педагогика, 1991г.
- А.Б.Малюшкин Комплексный анализ текста, М., Творческий Центр Сфера, 2003г.
- Н.М.Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск, Титул, 1999.
- Н.М.Сокольникова. Живопись. Обнинск, Титул, 1999.
- Энциклопедия для детей. Искусство ч.2. М. : Аванта +, 1999.
- Т Себар Педагогический университет “Первое сентября” Искусство №12, 13 2006, №19 2005.
- Н. Платонов Энциклопедия. Искусство М.: РОССМЭН, 2003.