Содружество искусств

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Элективный курс “Содружество искусств” имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусства.

В основу курса “Содружество искусств” положен материал о выразительных средствах языка и искусства.

Цель элективного курса – провести сравнительный анализ произведений литературного творчества в сравнении с произведениями изобразительного искусства.

Задачи:

  1. Выяснить, какими средствами, приемами пользовались художники и писатели при создании близких образов.
  2. Узнать, как взаимодействуют виды искусств друг с другом, какое влияние оказывают одни на другие.
  3. Показать величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях и которыми мастерски пользуются русские поэты и писатели.

Актуальность элективного курса.

Мы живем в мире, наполненном звуками и красками. И звуки, и краски надо уметь слышать и видеть. Такое редко кому дается от рождения, этому учатся всю жизнь. Но, если научимся, то поймем и увидим, что мир фантастически прекрасен и таинственен. Художник, в какую бы эпоху он не жил, стремится воплотить в своих произведениях окружающий мир, передать свое отношение к нему. Но каждый художник говорит на своем языке, по – разному выражая одни и те же мысли и чувства: живописец расскажет о любви в цвете, скульптура – объемной фигурой, музыка – звуком, а литература – словом.

Виды искусств не всегда существуют отдельно, часто они взаимодействуют друг с другом. Искусство – наша национальная гордость. Знакомясь с произведениями искусства, мы приобщаемся к национальной культуре.

Русская художественная культура – часть мировой художественной культуры. В течение тысячелетней истории русское искусство утверждало приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, идеалы патриотизма и государственности.

Элективный курс обобщает ключевые межпредметные знания, полученные при изучении предметов гуманитарного цикла (литературы, русского языка, МХК, истории). Вместе с тем содержание данного курса не повторяет другие гуманитарные дисциплины, имеет ярко выраженную специфику и новизну, обусловленные интегративным основанием самого предмета.

Предполагаемый результат:

По итогам обучения учащиеся могут самостоятельно анализировать произведения искусства разных видов.

Интеллектуальный продукт:

Учащиеся выполняют индивидуальную творческую работу – анализируют незнакомые произведения искусства.

Структура программы

Программа состоит из четырех разделов, в каждом из них выделены темы.

Введение включает в себя ознакомление учащихся с целями и задачами элективного курса “Содружество искусств”, кругом вопросов и тем, с которыми учащимся предстоит работать на уроках.

Первый раздел “Искусство слова” знакомит учащихся с выразительными средствами русского языка. Любое слово, даже самое обычное и ничем не примечательное, может стать в художественном произведении семантически важным и эстетически значимым. Слово – это удивительный дар, которым обладает только человек. Познавая слово, мы познаем себя.

Второй раздел дает возможность узнать, что такое образ и как научиться понимать язык изобразительного искусства.

В третьем разделе рассматриваются направления, стили, жанры искусства.

Четвертый раздел посвящен содружеству искусств. Нам удалось найти схожие по сюжету произведения, определить, с помощью каких приемов и языковых средств творцам удалось создать близкие образы. Особое внимание в разделе уделено рассмотрению влияния одного вида искусства на другой.

Программа элективного курса рассчитана на 18 часов (1 занятие в неделю).

Основные умения и навыки.

Учащиеся должны знать:

1)Выразительные средства языка.
2)Основные стили, жанры и направления в изобразительном искусстве.
3)Основные понятия, определения, термины, связанные с искусством.

Учащиеся должны уметь:

  1. Сравнивать и анализировать произведения литературного творчества и произведения изобразительного искусства.
  2. Давать самостоятельную оценку произведений искусства, характерных для различных
  3. эпох и стилей.

  4. Объяснить роль и значение русской художественной культуры для духовного развития современного человека.
  5. Пользоваться словарями и справочной литературой по искусству, художественными произведениями, анализировать и интерпретировать текст.

Учащиеся должны иметь представление:

  1. Что такое культура вообще?
  2. Что такое художественная культура?
  3. Что такое художественный образ?
  4. Об эстетических и культурных ценностях.

Учебно-тематический план.

№ урока

Тема урока

Форма занятия

1 Введение. Цели и задачи элективного курса “Содружество искусств”. Перечень тем, с которыми предстоит работать на уроках. Лекция
2 Искусство слова. Как устроен наш язык. Слово под лингвистическим “микроскопом”. Лекция с элементами беседы.
3 Поэтическое слово. Образные средства речи. Творческая лаборатория писателя и читателя. Работа в группах.1
4 Слово и образ в художественном контексте. Комплексный анализ текста. Практическое занятие.
5 Язык искусства. Как научиться понимать язык изобразительного искусства. Азбука живописи. Лекция, беседа.
6 Проблема художественного образа. Лекция.
7 Виды и жанры живописи. Направления. Стили. Лекция, тестирование.
8 Содружество искусств. Приемы и языковые средства. Лекция, беседа.
9 В.М.Васнецов “Три богатыря” 1848г. – Былины. Практикум
10 И..Левитан “Золотая осень” 1895 г. – Ф.Тютчев “Есть в осени первоначальной” 1857г. И.Левитан “Вечерний звон” 1892г. – Н.рубцов “Левитан” 1960г Практикум  
11 М.Ю.Лермонтов “На севере диком…” 1841г. – И.И.Шишкин “На севере диком…” 1891г. Практикум
12 Н.А.Некрасов “Зеленый шум” 1862г. – А.Рылов “Зеленый шум”1904г.. Практикум
13 Русская народная сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” – В.Васнецов “Аленушка”1881г. – А.Прокофьев “Аленушка”. Практикум
14 А.С.Пушкин “Зимнее утро” 1829г. – Н.Мартенсон “Серебристый иней” 2005г. Практикум
15 И.Грабарь “Февральская лазурь” – Э.Межелайтес “Пейзаж России”. Практикум
16 В.Л.Боровиковский “Портрет Лопухиной” – Я.П.Полонский “К портрету Лопухиной. Ф.Рокотов “Портрет А.П.Струйской”1772г. – Н.Заболоцкий “К портрету Струйской”. Практикум
17 – 18 Заключительное занятие. Исследовательская работа. Презентация проектов

Литература:

  1. Е.М.Алленова. Живопись и скульптура. М.: Слово, 2002
  2. Л.Г.Емохонова Мировая художественная культура. Пособие для студентов средних педагогических заведений. М.:Академия,
  3. Л.А.Новиков. Искусство слова М., Педагогика, 1991г.
  4. А.Б.Малюшкин Комплексный анализ текста, М., Творческий Центр Сфера, 2003г.
  5. Н.М.Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск, Титул, 1999.
  6. Н.М.Сокольникова. Живопись. Обнинск, Титул, 1999.
  7. Энциклопедия для детей. Искусство ч.2. М. : Аванта +, 1999.
  8. Т Себар Педагогический университет “Первое сентября” Искусство №12, 13 2006, №19 2005.
  9. Н. Платонов Энциклопедия. Искусство М.: РОССМЭН, 2003.