Внеклассное чтение по сказке "Общее счастье". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока:

  1. Познакомить ребят со сказкой;
  2. Учить ребят видеть в тексте и выделять главное;
  3. Вырабатывать навыки анализа произведения;
  4. Развивать технику чтения;
  5. Воспитывать любовь к книге.

Оформление урока:

На доске: репродукции картин из различных сказок;

Книги: сказки народов мира.

Эпиграф: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.”

А.С.Пушкин

Ход занятия

Слово учителя: – Сказка – это любимый вид устного народного творчества, который любят и дети, и взрослые. Попадая в мир любой сказки, мы как будто являемся действующим лицом этого произведения, вместе с героями отправляемся в путешествие, погружаясь в волшебный мир…

Сегодня мы, ребята, проведём урок внеклассного чтения по сказке народов Северного Кавказа “Общее счастье”. На уроке мы должны с вами показать, как мы читаем, какими навыками анализа текста уже владеем. Сказку вы должны были дома прочитать. А на уроке мы её проанализируем.

Слово учителя: – Давайте вспомним на какие 2 вида делятся сказки?

(Сказки делятся на литературные и народные)

– Чем они отличаются?

(Литературные сказки пишут писатели, а народные создаёт народ, передавая их из уст в уста…)

– На какие 3 разряда делятся сказки?

(Сказки делятся на 3 разряда: волшебные, сказки о животных, бытовые сказки…)

Слово учителя: Обратите внимание, ребята, на доску, перед вами репродукции картин сказок, которые вы изучали в начальной школе.

Слово учителя: Сказки, загадки, пословицы, поговорки – являются устным народным творчеством, иначе фольклором.

Обратимся к словарной работе:
Фольклор – искусство народа.
Домочадцы – люди, живущие в одном доме.
Хадзар – дом.
Невестка – жена брата, жена сына.

Работа с текстом.

Учитель: Расскажите, ребята, о жизни большой семьи до того момента, как в ней наступил разлад.

Учитель: – Какие неписанные правила соблюдались и взрослыми, и детьми?

(Отец распоряжался, сыновья всё исполняли. Всем дела хватало. Все были довольны. Все были при деле.)

Учитель: – Как вы понимаете слово “разлад”?

(Нет счастья в доме, не слышно песен, веселья, только ругаются все…)

Учитель: – В чём проявился разлад в семье старика?

(Каждый жил только для самого себя, не замечая других… Каждый только делает то, что прячет от других всё, что попадётся под руку…)

Учитель: – Найдите в тексте описание разлада в семье и зачитайте.

(И вот пришла беда…)

Учитель: – Что же случилось в доме старика? Найдите в тексте описание и зачитайте.

– Кто же виновен в разладе?

(В разладе виновны все члены семьи, стали жить для себя…)

Учитель: – Кто решает исправить положение семьи?

(Исправить положение семьи решил самый старший член семьи – старик…)

Учитель: – Что он для этого сделал? Найдите в тексте встречу старика со счастьем. Зачитайте.

– Почему счастье покинуло дом старика?

(Оно обиделось на членов семьи, потому что каждый живёт для себя, не думая о других, счастье решило, что в этом доме ему места нет…)

Учитель: – Что же сделал старик, чтобы вернуть счастье в дом? Найдите в тексте и зачитайте.

Учитель: – Почему просьбу младшей невестки счастье не могло выполнить?

(Невестка попросила общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу, чего не было в семье… “Уговаривал старик счастье, но оно не соглашалось выполнить желание молодой невестки”)

Учитель: – И как же счастье вернулось в семью? Зачитайте со слов “На другой день…”

– Какие слова стали главными в семье?

(Наша работа, наше дело, наши дети.)

Учитель: – Что же нужно для того, чтобы в семье жило счастье?

(Каждому члену семьи нужно заботиться не только о себе, а обо всех, быть добрым, отзывчивым…)

Вывод: Только сообща, общими усилиями, можно сделать жизнь в семье счастливой. От каждого члена семьи зависит счастье в доме.

Обращение к эпиграфу:

Учитель: – Как вы понимаете слова эпиграфа?

(В каждой сказке заключён скрытый смысл, любая сказка учит нас добру, честности, справедливости, взаимопониманию, состраданию…)

Учитель: – На выставке у нас книги, с которыми можно познакомиться в школьной библиотеке. Это сказки народов мира.

Учитель: – У каждого из вас лежит на столе альбомный лист, карандаши, фломастеры. Нарисуйте эпизод сказки, который вам понравился