Цели урока:
- Познакомить ребят со сказкой;
- Учить ребят видеть в тексте и выделять главное;
- Вырабатывать навыки анализа произведения;
- Развивать технику чтения;
- Воспитывать любовь к книге.
Оформление урока:
На доске: репродукции картин из различных сказок;
Книги: сказки народов мира.
Эпиграф: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.”
А.С.Пушкин
Ход занятия
Слово учителя: – Сказка – это любимый вид устного народного творчества, который любят и дети, и взрослые. Попадая в мир любой сказки, мы как будто являемся действующим лицом этого произведения, вместе с героями отправляемся в путешествие, погружаясь в волшебный мир…
Сегодня мы, ребята, проведём урок внеклассного чтения по сказке народов Северного Кавказа “Общее счастье”. На уроке мы должны с вами показать, как мы читаем, какими навыками анализа текста уже владеем. Сказку вы должны были дома прочитать. А на уроке мы её проанализируем.
Слово учителя: – Давайте вспомним на какие 2 вида делятся сказки?
(Сказки делятся на литературные и народные)
– Чем они отличаются?
(Литературные сказки пишут писатели, а народные создаёт народ, передавая их из уст в уста…)
– На какие 3 разряда делятся сказки?
(Сказки делятся на 3 разряда: волшебные, сказки о животных, бытовые сказки…)
Слово учителя: Обратите внимание, ребята, на доску, перед вами репродукции картин сказок, которые вы изучали в начальной школе.
Слово учителя: Сказки, загадки, пословицы, поговорки – являются устным народным творчеством, иначе фольклором.
Обратимся к словарной работе:
Фольклор – искусство народа.
Домочадцы – люди, живущие в одном доме.
Хадзар – дом.
Невестка – жена брата, жена сына.
Работа с текстом.
Учитель: Расскажите, ребята, о жизни большой семьи до того момента, как в ней наступил разлад.
Учитель: – Какие неписанные правила соблюдались и взрослыми, и детьми?
(Отец распоряжался, сыновья всё исполняли. Всем дела хватало. Все были довольны. Все были при деле.)
Учитель: – Как вы понимаете слово “разлад”?
(Нет счастья в доме, не слышно песен, веселья, только ругаются все…)
Учитель: – В чём проявился разлад в семье старика?
(Каждый жил только для самого себя, не замечая других… Каждый только делает то, что прячет от других всё, что попадётся под руку…)
Учитель: – Найдите в тексте описание разлада в семье и зачитайте.
(И вот пришла беда…)
Учитель: – Что же случилось в доме старика? Найдите в тексте описание и зачитайте.
– Кто же виновен в разладе?
(В разладе виновны все члены семьи, стали жить для себя…)
Учитель: – Кто решает исправить положение семьи?
(Исправить положение семьи решил самый старший член семьи – старик…)
Учитель: – Что он для этого сделал? Найдите в тексте встречу старика со счастьем. Зачитайте.
– Почему счастье покинуло дом старика?
(Оно обиделось на членов семьи, потому что каждый живёт для себя, не думая о других, счастье решило, что в этом доме ему места нет…)
Учитель: – Что же сделал старик, чтобы вернуть счастье в дом? Найдите в тексте и зачитайте.
Учитель: – Почему просьбу младшей невестки счастье не могло выполнить?
(Невестка попросила общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу, чего не было в семье… “Уговаривал старик счастье, но оно не соглашалось выполнить желание молодой невестки”)
Учитель: – И как же счастье вернулось в семью? Зачитайте со слов “На другой день…”
– Какие слова стали главными в семье?
(Наша работа, наше дело, наши дети.)
Учитель: – Что же нужно для того, чтобы в семье жило счастье?
(Каждому члену семьи нужно заботиться не только о себе, а обо всех, быть добрым, отзывчивым…)
Вывод: Только сообща, общими усилиями, можно сделать жизнь в семье счастливой. От каждого члена семьи зависит счастье в доме.
Обращение к эпиграфу:
Учитель: – Как вы понимаете слова эпиграфа?
(В каждой сказке заключён скрытый смысл, любая сказка учит нас добру, честности, справедливости, взаимопониманию, состраданию…)
Учитель: – На выставке у нас книги, с которыми можно познакомиться в школьной библиотеке. Это сказки народов мира.
Учитель: – У каждого из вас лежит на столе альбомный лист, карандаши, фломастеры. Нарисуйте эпизод сказки, который вам понравился