Нет более серьезной и трудной задачи, нежели научить детей умению мыслить творчески, самостоятельно. Мы можем давать детям знания, можем для этого увеличить их пребывание в школе, но тогда в самостоятельной жизни они вряд ли скажут нам “спасибо”. Гораздо важнее научить детей самих добывать знания или, как сказал мудрец, дать им “удочку”, а не “рыбу”.
Но, к сожалению, практика работы показывает, что с годами интерес многих детей к учебе не возрастает, а ослабевает или вовсе исчезает. Многие учителя, я думаю, ищут ответ на вопрос, что же делать, чтобы ученики не теряли интереса к предмету, в том числе к литературе. Сейчас у учителя есть большие возможности выбора программ и учебников. Но с этим связаны и большие трудности: какой учебник, какую программу выбрать, чтобы обеспечить наибольшее соответствие целям и задачам образования, его современному уровню.
Я выбрала программу и учебник под редакцией А.Г.Кутузова. Опыт работы по этой программе, и вообще в школе, позволяет утверждать следующее. Программа и учебники заслуживают восхищения и самых добрых слов. Они отвечают самым современным требованиям, позволяют осуществлять преподавание на высоком уровне, учитывать возрастные особенности детей, формировать и развивать интерес к предмету. На мой взгляд, это вообще первый настоящий и при этом очень хороший учебник, за которым будущее.
Но любой, даже самый хороший учебник, учитель “пропускает” через себя, выстраивает работу в соответствие со своим пониманием, уровнем и запросами своих учеников.
Привлекает то, что произведения для изучения тщательно отобраны с точки зрения их эстетической значимости, места в творчестве автора и в литературном процессе. Авторы ведут читателя за собой, постепенно усложняя материал, вводя читателя в мир искусства, знакомя с шедеврами мировой литературы. В то же время отобраны такие произведения, особенно в младших классах, которые действительно интересны детям II.II. Берков пишет, что “... в процессе самого обыкновенного чтения содержаться все основные свойства творчества: отбор материала, анализ и синтез отобранного, осмысливание, эстетическое переживание. Но для того чтобы ребенок смог отобрать нужный материал, анализировать, обобщать, осмысливать и делать выводы, его надо учить. Как сказал И.В.Гете: “Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта”. А это значит, что для того, чтобы восприятие и постижение состоялось, чтобы ученик оценивал произведение не на уровне “нравится - не нравится”, а с точки зрения грамотного читателя, нужно сформировать у него основные эстетические и теоретико-литературные понятия. Поэтому особое место мы отводим теории литературы.
Работа ведется от простого к сложному. Мы как будто поднимаемся со ступеньки на ступеньку. Авторы учитывают возрастные особенности детей. В пятом классе мы попадаем в игру, в сказку. Вместе с книжонком Прошей и профессором Иваном Калиновичем мы путешествуем по стране Литературии. В шестом классе с шестиклассниками Машей, Сережей и Путником путешествуем во времени и пространстве, чтобы стать Хранителями. А уже в седьмом знакомимся с Автором-истолкователем, и он помогает нам.
Уже в пятом классе мы знакомимся с очень многими теоретическими понятиями. Это знакомство происходит одновременно с изучением произведений. И произведение становится для читателя частью огромной системы. В начале 5 класса дети получают творческое задание, рассчитанное на выполнение в течение всего года: к концу года составить карту страны Литературии, страны необыкновенной, “которая не имеет конца и края, которая есть и одновременно нет, в которой можно очутиться в любом месте и в любом времени”. При выполнении этого задания дети приводят в систему свои знания, развивают воображение, пробуют свои силы и как художники.
Позже, в 8 классе, выполняется похожее задание. Ученики рисуют вековое древо литературы, корнями которого являются мифы и фольклор, ствол разделяется на три части (три рода), каждая ветвь на более тонкие ветки и веточки (жанры), а на них листочки (произведения). На одних листочков много, на других мало - жанры развиваются по-разному. А некоторые веточки засохли (это исчезнувшие жанры). А животворящим началом, теми соками, которые питают дерево, является традиция.
Но эти понятия не просто ярлыки, которые мы наклеиваем на произведения. Они помогают восприятию. Мы определяем род произведения и знаем, чего ожидать - изображения чувств, мыслей, или событий, происходящих с героями, и их поступков. При знакомстве с родами литературы мы выполняем необычное задание: я прошу нарисовать, как дети представляют их, какого цвета, а словами объяснить свои представления. Получаются очень необычные работы. Например, три кита, на которых держится литература.
Уже в пятом классе мы знакомимся с понятиями “сюжет” и “композиция” и используем их в работе. Они помогают ориентироваться в содержании, устанавливать последовательность, замечать отступления, особенности построения. Дети хорошо справляются с пересказом сюжета. Позже, при изучении романа А.С.Пушкина “Дубровский”, мы отмечаем, где нарушена последовательность событий, восстанавливаем ее и объясняем причины таких действий автора. При знакомстве с поэмой М.Ю.Лермонтова “Мцыри” тоже восстанавливаем нарушенную хронологию и думаем над вопросом: “Почему вся история жизни Мцыри уместилась в одной главе, а трем дням посвящены остальные 23 главы?” Еще более сложным вопросом задаемся при изучении романа М.Лермонтова “Герой нашего времени”: какую роль композиция романа играет в раскрытии характера героя.
В 5 классе начинается знакомство с понятиями “писатель”, “автор”, “рассказчик”. При чтении сказок П.Ершова “Конек-Горбунок”, Г.Андерсена “Соловей” находим те места, где слышится голос автора, пытаемся понять чувства, интонации. Такая работа требует очень внимательного отношения к тексту, умения следить за событиями сюжета, в дальнейшем она углубляется, усложняется. В 7 классе при изучении повести Н.Гоголя “Тарас Бульба” мы размышляем над сложным вопросом: “А что изменилось бы, если бы исчезли эти отступления и мы не слышали голоса автора?” Тогда же знакомимся с понятием “рассказчик”, выясняем, кто это такой, зачем он нужен автору, что меняется в произведении с присутствием рассказчика. Еще до чтения рассказа Н.Гоголя “Заколдованное место” узнаем, кто рассказывает эту историю, представляем, где это происходит, какой он, какова его роль. Рассказчики и целая система рассказчиков нам встретятся не однажды в произведениях разных писателей. Позже это помогает восприятию такой своеобразной формы произведения как “сказ”. Мы учимся проникать в художественный мир писателя, постигать его замыслы.
Запас теоретических сведений накапливается постепенно. Уже в 5 классе дети усваивают примерно 60 теоретических понятий. Мы знакомимся с родами литературы и некоторыми жанрами, знаем, что такое эпитет, сравнение, олицетворение и т.д. По это не перегружает детей. Учебник построен так, что позволяет в форме игры, сказки усваивать серьезные понятия. Накопление их идет постоянно. Вместе с ростом учащихся и увеличением знаний изменяется и форма изложения материала. Все это позволяет анализировать произведения на довольно высоком уровне. В шестом классе дети знакомятся с понятием “лирический герой” и начинают создавать этот “внутренний автопортрет автора”. В 7 классе для этого используют известные им способы и средства создания характера. Учатся различать лирических героев разных авторов. Читатели становятся соавторами. И на этом пути происходят открытия, большие и маленькие. Так, изучая стихи С.Есенина, дети приходят к выводу, что С.Есенин относится к природе с любовью, она у него живая, потому что чаще всего он использует олицетворение. В классе ведется совместная исследовательская работа, устанавливается атмосфера сотрудничества. Иногда открытие одного становится открытием всех, в том числе и учителя, и урок поворачивается совсем в другое русло. Так было, например, на уроке по сказке П.Ершова “Конек-Горбунок”. Девочка заметила, что Конек и Иван похожи. Мы стали выяснять чем, почему и т.д. И пришли к выводу, что один из “уроков” сказки состоит в том, что нельзя ни о ком и ни о чем судить по “внешности”.
Программа, по которой мы работаем, рассматривает литературное образование как единство трех компонентов: творчество - сотворчество - знания и умения. Именно как единство. Связи между компонентами, как мне кажется, действуют так. Чтобы понять творчество писателя, нужны знания и умения. Знания и умения позволяют попробовать себя в творчестве. Творческие пробы помогают изнутри увидеть и по-иному, более глубоко, понять творчество писателя. Поэтому у нас нет привычных уроков развития речи. Вместо этого есть система коммуникативно-творческих работ, обозначенных как “Творческая мастерская”, “Творческий практикум”, “Проба пера”. Эти работы стоят обычно после каждой темы. Они могут быть и устными, и письменными. Начинаем мы свое творчество с заданий очень легких, имеющих репродуктивный характер. При изучении темы “Детский фольклор” дети знакомят друг друга со своими любимыми загадками, играми, считалками. Эти задания не вызывают затруднений, хотя требуют определенных усилий. К тому же показывает, что устное народное творчество живет и сейчас. Дети приносят на урок и давно известные считалки и игры, и новые, в которых отражаются реалии сегодняшнего дня, например диснеевские мультфильмы и даже сериал “Санта-Барбара”.
Следующее творческое задание связано с сочинением загадки. Но это произойдет после того, как на уроке будет проведена подготовительная работа. Опыт показывает, что как бы успешно не прошли уроки по изучению темы, домашняя творческая работа выполняется гораздо успешнее, если на уроке дети получают некий алгоритм, представляющий порядок или образец действий. Так перед самостоятельным сочинением загадки мы коллективно сочиняем загадку в классе. (Приложение 1)
На уроке дети учатся коллективной работе, испытывают радость творчества, домой уходят уверенные, что выполнят задание. А на следующем уроке с удовольствием загадывают в классе свои загадки. А другие их отгадывают. И еще выступают в роли критиков (я учу сначала отметить хорошее, а потом сделать замечание, если есть) Замечают, если, например, неудачно названы признаки, то есть по ним трудно угадать предмет, они могут относиться к любому.
После изучения жанра сказки дети попробуют сочинить волшебную сказку. И этому тоже предшествует большая работа. Мы выясняем, что сочиняем волшебную сказку, следовательно, в ней должно быть волшебство и в конце добро обязательно побеждает зло. Далее мы обращаемся к композиции и вспоминаем, что сказка должна начинаться с зачина, а заканчиваться концовкой. Выясняем, кто может быть героем сказки и какими качествами он должен обладать. Вспоминаем элементы сюжета: странствия героя, приключения, встреча с дарителем, появление волшебных предметов и существ. Вспоминаем, что в композиции сказки обычно присутствует троекратное повторение, и обсуждаем, какие элементы сюжета могут повторяться три раза, а какие нет. После этого дети сочиняют сказку.
Слушая сказки одноклассников, дети отмечают наиболее интересные и хорошо замечают отклонения от сюжета, нарушения и сбои.
Работу по установлению порядка и последовательности действий мы проводим перед каждой творческой работой.
Дети пробуют свои силы в сочинении юмористического рассказа, рассказа об изобретении, сюжета повести. Сначала все вместе в классе, а потом дома сочиняем стихи. Сочиняем миф, басню, балладу. Дети относятся к этим заданиям с интересом. И когда мы впервые знакомимся с жанром романа, совершенно серьезно спрашивают, будем ли мы сочинять роман. Это творчество имеет очень большое значение. Дети более серьезно относятся к теоретическим знаниям, потому что они используются при выполнении творческих работ. А это в свою очередь помогает по-иному посмотреть на художественное произведение. Частные умения, ориентированные на постижение отдельных компонентов произведения, складываются в систему, в сложное умение – умение анализировать художественное произведение. Следовательно, художественное восприятие поднимается на более высокий уровень. Есть еще одна сторона. Творческие работы помогают детям оценить труд и талант писателя. и проникнутся уважением к этому необыкновенному труду.
Формы работы меняются. Например, в 6 классе мы изучаем тему “Баллада”. Это одна из самых интересных тем. Я всегда в первый раз читаю баллады сама. Первое впечатление самое сильное, и именно оно определяет восприятие произведения. Уже в начале изучения темы я сообщаю, что в конце будет урок-конкурс на лучшее исполнение баллады. В процессе работы дети учатся выразительному чтению и выбирают самую интересную для себя, учат ее наизусть и готовят выразительное чтение для конкурса. В процессе работы над каждой балладой дети знакомятся с теоретическими сведениями. Эти сведения содержатся в учебнике, но они разбросаны и связаны с изучением конкретных произведений. Дети получают творческое литературоведческое задание: используя материал учебника, составить для словаря-справочника статью “Что такое баллада?”. Эта работа развивает умение отбирать и систематизировать материал, развивает связную речь. А потом, опираясь на свою же теоретическую работу, учащиеся пробуют сочинить балладу. Она может быть на любую тему, любого вида, с рифмой или без. Получается очень интересные и необычные работы.
Опыт показывает, что гораздо лучшие результаты получаются, если дети не просто сдают свои работы, а читают их в классе. Во-первых, это позволяет ребенку сравнить свою работу с работами других, оценить, чему-то поучиться. Во-вторых, дети гораздо ответственнее и требовательнее относятся к своим работам, зная, что их предстоит вынести на суд критики.
Еще одно творческое задание, связанное с балладой, очень необычно. Оно называется “Искусство художественного перевода”. Дети получают отрывок из баллады на немецком или английском языке, в зависимости от того, какой язык изучается в классе. Они делают перевод-подстрочник, а потом литературную обработку. У всех получаются разные варианты, совсем не похожие на известный детям вариант (они его, кстати, очень редко узнают). Так дети на практике узнают, почему существуют разные переводы одного и того же произведения. Потом мы читаем статью учебника и узнаем, от чего зависит “художественный” перевод.
Но наша система творческих работ не ограничивается только сочинением произведений того или иного жанра. После изучения романа А.С.Пушкина “Дубровский” я предлагаю детям написать сюжет продолжения романа. Придумывая продолжение, автор должен глубоко проникнуть в художественный мир произведения, понять мысли, чувства героя, мотивы его поступков, чтобы не нарушить логику развития характера. Дети придумывают самые разные варианты развития событий, пытаются использовать детали из романа. За три года только один ученик использовал вариант, при котором Владимир убивает Верейского и потом женится на Маше. Это вызвало резкую и доказательную критику: логика характера говорит, что это невозможно. Все это свидетельствует о глубине постижения произведения.
Некоторые творческие задания предполагают поисковую, исследовательскую, сравнительную работу. Так, при изучении “Повести о Петре и Февронии” предлагается найти эпизоды, которые можно истолковать двояко, и использовать их. Работа выполняется по образцу.
Потом при изучении “Легенды о Тристане и Изольде”, дети самостоятельно находят эпизоды и дают им двойное истолкование. Дети учатся интерпретации. Кроме того, при чтении этой легенды мы учимся устанавливать связи: находим знакомые мотивы, которые встречались в изученных ранее произведениях. Дети находят до пяти знакомых мотивов: сенешаль, который воспользовался плодами победы (водовоз из сказки “Два Ивана солдатских сына”); черные и белые паруса - знак победы и поражения (миф о Тезее); кусты роз, выросшие на могилах и сплетающие вершины (баллада “Прекрасная Маргарет и милый Вильям”).
В 7 классе, работая над темой “Образ - герой - характер”, мы узнаем около двадцати способов и приемов создания характера. Пользуемся этими знаниями при анализе произведения и характеристике героя. Определяем, с помощью каких способов автор создает тот или иной характер Мы устанавливаем связь между родом литературы и способами создания характера. Знакомимся с понятиями “сильный характер”, “национальный характер”, “романтический герой”. Накопленные знания позволяют ученикам анализировать самостоятельно прочитанные произведения. Так при изучении темы “сильный характер” мы опираемся не только на повесть А.Бестужева-Марлинского “Мореход Никитин”, но и на прочитанные летом книги “Пятнадцатилетний капитан” Ж.Верна, “Всадник без головы” М.Рида, на произведения современного кинематографа. Накопленные знания дети используют и на уроках русского языка, когда при изучении темы “Отзыв о книге”, “Рецензия” анализируют самостоятельно прочитанные произведения.
В 8 классе темой нашей работы становится “Традиции и новаторство”. Дети знакомятся с особенностями развития литературы, понятием “традиция”, ее местом в литературе, традиции в форме и содержании, с ролью новаторства в развитии литературы. Затем применяем эти знания на практике. Мы сравниваем сказку А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане” и народную сказку “Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды”, которая легла в основу сказки А.Пушкина, отмечаем, насколько и в чем Пушкин сохранил верность традиции, а в чем проявил новаторство, ведь получилось самостоятельное, оригинальное произведение.
Продолжая рассматривать жизнь традиции, знакомимся с современным произведением Ю.Кузнецова “Атомная сказка”. Стихотворение небольшое, но очень интересное с точки зрения сочетания традиции и новаторства. На вопрос о впечатлении дети обычно отвечают, что очень необычным показалось произведение, поворот сюжета, совершенно неожиданным конец. С этого и начинаем. (Приложение 2)
Дети ведут диалог с учебником. Задают вопросы и отвечают на них, соглашаются или не соглашаются с автором, делают выводы. Эта работа вызывает интерес, оживленное обсуждение, напряженные поиски ответа на вопросы; так бывает, когда интерес вызывает само произведение.
После изучения “Атомной сказки” мы проводим “Творческий практикум” на тему “Старая сказка на новый лад”. Дети используют известный сказочный сюжет или героя, но развивают сюжет или характер по-своему. Помещают сказочного героя в современные условия или современного героя в сказку. Результаты получаются очень интересные. В детских сказках Кащей и Баба-Яга оказываются в нашем мире. Кащей крадет иголки в магазинах, стараясь избежать смерти. Баба-Яга в восторге от удобств современной “избушки” решает остаться в нашем времени Очень интересной мне кажется сказка о Коньке- Горбунке. (Приложение 3)
Система творческих заданий используется не только при изучении отдельных произведений, но и цикла произведений, сходных по жанровым, стилистическим или тематическим признакам.
Мы знакомимся с традициями древнерусской литературы, литературы 18 века, 19 века. Знакомимся с тем, какие традиции переходят из века в век, связывают древнерусскую литературу и литературу 18 века, западноевропейскую литературу и русскую. Свои наблюдения и выводы дети оформляют в виде сочинений-рассуждений, сочинений-эссе. После знакомства с творчеством Д.И.Фонвизина, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина дети пишут “Похвальное слово литературе 18 века”. Самые сильные учащиеся пробуют создать стилизацию под торжественную речь, опираясь на текст речи Н.Мерзлякова в “Прологе” учебника (см. приложение 3).
Знакомясь с рассказом Н.Лескова “Человек на часах”, мы добавляем к своим знаниям понятие о еще одном виде конфликта - “внутреннем конфликте”. И пишем сочинение на тему “Борьба чувства и долга в произведениях русской литературы”. Для этого ученикам нужно вспомнить многие изученные ранее произведения, рассмотреть их под новым углом зрения и отобрать подходящие. Дети обращаются, кроме рассказа “Человек на часах”, к повести Н.Гоголя “Тарас Бульба”, к роману А.С.Пушкина “Дубровский”.
Чтобы справится с такими работами, надо обладать довольно высоким уровнем теоретических знаний, умением отбирать и анализировать факты, систематизировать и обобщать, а это показатели интеллектуального развития. Наиболее удачные из работ как раз и показывают высокий уровень знаний и умений.
Большое внимание я уделяю развитию воображения. Для этого использую различные приемы работы, в том числе словесное рисование и другие приемы, развивающие более высокий уровень воображения: творческое, или воссоздающее. Для развития этих способностей я использую задания различного типа. Например, при изучении романа “Дубровский” сравнить, как выглядят Покровское и Кистеневка. А для этого надо по деталям, разбросанным в тексте, воссоздать их облик. Читая “Житие Сергия Радонежского”, останавливаемся на одной фразе: “После этого ушел в пустыню и срубил там хижину и пребывал в ней, подвизаясь и молясь Богу непрестанно”. И представляем, что стоит за ней. Проводим аналогию с романом Д.Дсфо “Приключения Робинзона Крузо”. Вспоминаем, как подробно там описано каждое дело, например строительство дома, частокола. Таким образом, одновременно с развитием воображения делаем выводы об особенности изображения действительности в древнерусской литературе.
В системе творческих заданий есть задания и другого типа. Дети пробуют себя в роли сценаристов. В 7 классе пишут киносценарий эпизода из “Повести о том, как один мужик двух генералов накормил” М.Е.Салтыкова-Щедрина. А в 8 классе создают идею романтического фильма, Мы инсценируем эпизод из комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль” и самостоятельно прочитанный рассказ А.П.Чехова. Дети становятся одновременно сценаристами, режиссерами, актерами. Такие задания развивают навыки владения голосом, выразительного чтения, умения двигаться, организовать сцену. Эти задания тоже вызывают большой интерес, и уроки превращаются в театральные представления. Потом мы обсуждаем эти инсценировки, отмечаем интересные работы и промахи в инсценировке, игре актеров.
Многие задания предполагают дифференцированный подход и выполняются с учетом уровня индивидуального развития. Например, после изучения темы “Романтизм” в выполнении задания возможны варианты: одни пишут сочинение “Романтический герой русской литературы”, другие - “Мцыри - романтический герой”.
Девятый класс начинается с повторения, обобщения материала, прежде чем перейти к новому. Мы впервые пробуем такую форму работы как семинар. Она требует от учащихся литературоведческих знаний, навыков самостоятельной работы, отбора и систематизации материала, умения оформлять свои высказывания. В начале года у нас проходят два семинара: “Человек в литературе”, “Литературные традиции”.
Для выполнения заданий семинара ученики обращаются к учебникам прошлых классов, к справочной литературе, к записям в тетрадях. Во время семинара мы выслушиваем выступления учащихся каждой группы (один-два человека), задаем вопросы, дополняем, обсуждаем, делаем записи. Дети пробуют свои силы в научной деятельности в качестве исследователей-литературоведов. Семинар позволяет за короткое время обобщить знания по большой теме и, опираясь на них, двигаться дальше.
Изучая различные произведения, мы встречаемся с “бродячими сюжетами”, с мотивами, темами, которые переходят из произведения в произведение в литературе разного времени, разных стран. Мы знакомимся с прекрасными произведениями. В девятом классе после встречи с произведениями В.Шекспира “Ромео и Джульетта”, М.Сервантеса “Дон Кихот”, Мольера “Тартюф” мы проводим творческий практикум на тему “Вечные образы в литературе”. К нему дети заранее получают вопросы и задания. Ведется большая работа по подготовке. Дети выполняют различные задания. Одни пишут доклад “Галерея образов эпохи Возрождения”, другие готовят сообщение о вечных образах из произведений, изученных в предыдущих классах. Третьи находят сведения об истории этих образов и их жизни в литературе. Определяют, с помощью каких средств были созданы эти образы. Мы размышляем над сложными вопросами: почему эпоха Возрождения дала больше всего вечных образов, как связаны время и способы создания характера, как образ живет в литературе, что такое “вечный образ”, является ли тот или иной образ вечным (Тартюф, Митрофанушка)? Урок превращается и исследовательскую лабораторию. А итогом работы становится сочинение-эссе на тему “Но то, что было истинно великим, останется великим навсегда” (В.Шекспир)
Круг чтения мы расширяем с помощью самостоятельного чтения. Дети ведут читательские дневники с пятого по девятый класс. Дневники позволяют вести контроль за внеклассным чтением, приучать к чтению, расширять кругозор, влиять на круг чтения. Время от времени мы проводим уроки-рекомендации, на которых дети и я рассказываем о самых интересных книгах, которые советуем прочитать. Список для летнего чтения всегда состоит из двух частей. В первой обязательные книги, которые изучаются по программе, их нужно прочитать все. Во второй просто интересные для данного возраста произведения, из которых надо прочитать на выбор два-три. Судя по отзывам детей, дневники прочитанных книг служат для них источником информации, которой они обмениваются, и помогают выбрать произведения для самостоятельного чтения. Кроме того, такая работа развивает речь, учит правильно и кратко выражать свои мысли. Многие дети очень интересно и красочно оформляют дневники, делают рисунки на тему произведения, хотя это не обязательно. Так что эта работа служит развитию и других художественных способностей, эстетического вкуса.
Все сказанное не исчерпывает всех видов творческих работ, которые мы используем. Подводя итоги, можно сказать, что данная система работы приносит определенные результаты. Дети получают хорошие оценки на контрольных работах, участвуют и побеждают в олимпиадах.
Но главный результат я вижу в том, как интеллектуально и творчески “растут” дети. Это видно и в ответах на уроках, и в круге чтения, и в творческих работах.
Надеюсь, что наша работа приведет к тому, что из них вырастут настоящие читатели, способные к полноценному восприятию литературных произведений, и для них литература станет необходимой спутницей жизни.