Цель:
- формировать у учащихся интерес к русской литературе посредством использования дополнительной литературы;
- развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
- на примерах художественных произведений, историй любви знаменитых людей показать огромную роль любви в жизни человека;
- научить ценить чистоту и глубину чувства любви.
Оборудование. Празднично украшенный зал, картинная галерея, стенд со свадебными фотографиями родителей, компьютерные презентации, фонохрестоматия.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами входим в удивительный мир лирики и любви… Любовь… С этим чувством сталкивается каждый человек в своей жизни, и каждый проходит через муки, страдания и радости любви. “Любить , – писал Л.Н.Толстой, – значит жить жизнью того, кого любишь”. Аристотель говорил по этому поводу так: “Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать при этом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо”.
Уже многие десятилетия светлейшие умы человечества пытаются разгадать и объяснить это великое чувство – любовь. Поэтами разных времён и народов написаны десятки тысяч стихотворных строк, продиктованных чистым, глубоким, нежным чувством любви. И они будут писать об этом удивительном, прекрасном чувстве всегда, пока жив человек на земле и пока бьется его сердце. Послушаем некоторые из них.
Звучит вальс Е. Доги из кинофильма “Мой ласковый и нежный зверь”.
Ученица.
Николай Асеев.
Я не могу без тебя жить!
Мне и дождь без тебя – сушь,
Мне и в жару без тебя – стыть,
Мне без тебя и Москва – глушь.
Мне без тебя каждый час – с год:
Если бы время мельчить, дробя!
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.
Я ничего не хочу знать –
Бедность друзей, верность врагов
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.
Ученик.
Б. Заходер.
Не бывает любви
Несчастной
Может быть она
Горькой,
Трудной,
Безответной
И безрассудной
Может быть
Смертельно опасной,
Но несчастной
Любовь
Не бывает.
Даже если она
Убивает.
Тот, кто этого не усвоит –
И счастливой любви не стоит.
Ученица.
Юлия Друнина.
Ты рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер,
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.
Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любый,
За то, что ты есть на свете.
Мы рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить.
Единственный мой, спасибо,
За то, что есть на свете.
Учитель. Знаете ли вы, что любовь есть на свете, что любить больно, но именно это боль делает человека подлинно человечным. Послушайте, пожалуйста, выдержки из писем – откровений.
Ученик. Из письма Н.Г. Чернышевского своей жене Ольге Сократовне :
“Милый друг, Олинька! Я получил Твое письмо от 8-ого октября; благодарю Тебя
за него, моя Радость.
Я совершенно здоров, по своему хорошему обыкновению. В середине лета придет мне
время переселиться отсюда. Вместе с этим будет мне можно зарабатывать деньги. И
ты будешь избавлена от неудобств, в которых виноват я тем, что не заботился
прежде приобретать столько денег, чтобы оставался у тебя запас их на бездоходное
время…
Ты говоришь в письме от 8-ого октября, что напрасно Ты писала мне иногда с
горьким чувством, благодарю Тебя за то, что Ты так думаешь. Но все, что ты
писала, по-твоему, в сущности, справедливо. Мы с тобою старинные приятели –
пятнадцать лет нашей свадьбе, когда я праздновал – потрудись-ка сосчитать. Я
вечно придумываю: денег я не собрал запаса для Тебя и детей; это поважнее для
меня, моя милая. Но поправлю свою вину перед тобой и перед детьми.
Только будь Ты здорова. Вот это, мой друг, занимает меня больше всего.
Пожалуйста, умоляю Тебя, береги свое здоровье. А оно у Тебя много зависит от
настроения мыслей. Когда Ты не грустишь, Ты очень крепкого здоровья. Старайся же
развлекаться от своей скуки. Делая усилия над собою. Умоляю Тебя об этом.
Крепко обнимаю Тебя, моя милая радость. Как не было, так и нет у меня никакой
заботы, кроме как о том, сносно ли живется Тебе, мой друг. Привык жить только
для мыслей о Тебе. Милый друг мой, старайся быть веселой и здоровой. Целую
детей. Целую твои руки, моя милая”. Твой Николай Чернышевский.
5-ое января 1870 г.
Ученик. Из письма А.А. Блока Л.Д. Менделеевой:
“Моя милая!
Время ползет без тебя какое – то тусклое, бесплодное. Здесь почти не перестает
дождь – серый, осенний. Я начал сильно тосковать. Беспокоюсь о тебе. Эти дни я
ждал тебя, думая, что ты приедешь.
Очень, очень скучаю”.
24 июля 1908 года.
Ученик. Из письма Алексея Константиновича Толстого жене Софье Андреевне Толстой:
“Вот я здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда вижу опять эти улицы, эту
гостиницу и эту комнату без тебя. Я только что приехал и не могу жить без тебя,
что ты мое единственное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как
плакал двадцать лет тому назад…”
10 июля 1870 года.
Учитель. А.К. Толстой посвятил своей первой встрече с будущей женой С.А. Толстой стихотворение “Средь шумного бала”, а П.И. Чайковский написал музыку.
Звучит романс П.И. Чайковского “Средь шумного бала”.
Учитель. Великие люди – великие и в любви, где сочетались гениальность творчества и великие чувства, думы. Сейчас мы открываем страницы великой любви. Как они любили – наши классики. Итак, французская муза И.С. Тургенева.
Ученик. (Рассказ с использованием компьютерной презентации.)
Он любил ее всю жизнь. Она была его музой. Ради нее великий русский писатель
значительную часть своей жизни провел за границей. Именно ей, по его
собственному признанию, он был обязан появлением многих своих произведений.
Сегодня можно только восхищаться тем, как умел любить Тургенев…
Писатель никогда не был женат. Так распорядилась судьба. А может, он не решился
пойти под венец, потому, что понимал: так, как эту женщину он не сможет полюбить
никого. В городке Буживаль, под Парижем, где расположена дача, некогда
принадлежавшая Тургеневу, он провел самые счастливые месяцы своей жизни. Ведь в
соседнем доме жила Полина, ради которой он был готов на все. Богатый, знаменитый
писатель, красавец, всю свою жизнь остался верен одной женщине. Нужно было
обладать особыми качествами, чтобы суметь завоевать сердце Тургенева,
вызывающего всеобщее восхищение в дамском обществе. Чем же сумела покорить
писателя эта женщина, которая, по словам великого немецкого поэта Генриха Гейне,
вовсе не была красавицей: “… она не роза, скорее не красива,… Но это та самая
благородная некрасивость”.
Полина Виардо – дочь знаменитого испанского певца Мануэля Гарсиа родом из
Севильи, который блистал на оперных сценах многих стран мира. Певицей стала и
Полина. Она очень быстро приобрела известность, чему в немалой степени
способствовало то, что она вышла замуж за импресарио и директора итальянского
театра Луи Виардо, которому была благодарна всю свою жизнь.
Тургенев впервые услышал Полину Виардо в 1843 году – она исполняла партию Розины
в опере “Севильский цирюльник”. Услышал и влюбился с первого взгляда. После
этого 25-летний писатель старался не пропускать ни одного спектакля с ее
участием. Их знакомству способствовало увлечение Тургенева охотой, на которую
тот отправлялся вместе с Луи Виардо. Потом через мужа он был представлен и самой
певице. Дальше происходило то, что писатель частично описывает в своей
знаменитой повести “Вешние воды”. Куда бы ни отправлялась П.Виардо, Тургенев
следовал за ней. Этим объясняется и долгое пребывание его во Франции.
Что бы ни происходило, главной женщиной в жизни Тургенева оставалась Полина
Виардо. Поэтому он всегда стремился быть рядом с ней в священный для него день,
день ее рождения – 18 июня.
Виардо считалась выдающейся женщиной своего времени. Она не только прекрасно
пела, заставляя восхищаться своим талантом самых взыскательных знатоков
вокального искусства. Певица так же великолепно играла на фортепьяно, отлично
рисовала. Ее рисунок Тургенева считается одним из лучших портретов нашего
классика.
Писатель занимал один из этажей дома Виардо на улице Дуэ в Париже. Уже
тяжелобольной, он по-французски продиктовал П.Виардо очерк “Пожар на море”, а за
месяц до смерти рассказ “Конец”, в котором как бы предрек ожидающие Россию
социальные потрясения.
Тургенев умирал мучительно. У него был рак спинного мозга. Полина Виардо
оставалась с больным до самого конца. Она ухаживала за ним, сама делала уколы
морфия, когда боли становились невыносимыми. 1883 год оказался, наверное, самым
страшным в ее жизни. 5 мая умер ее муж Луи Виардо, а 3 сентября не стало И.С.
Тургенева. Он ушел из жизни с медальоном на груди, на одной стороне которого
были его инициалы, а на другой – портрет П.Виардо.
Звучит романс “Утро туманное” (на слова И.С. Тургенева, музыка С.А. Абазе).
Учитель. Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы жизни Пушкина. По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тринадцатая любовь. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости, не были той любовью, тем волшебным чувством, которое пришло к нему на рубеже нового периода жизни. Бурно прожита молодость, пришла жажда семейного счастья, стремление любить…
Звучит “Лунная соната” Бетховена.
Ученик. (Рассказ с использованием компьютерной презентации.)
“Я встретился с Натали в декабре 1828 года. Когда я увидел ее в первый раз, –
писал поэт позднее Наталье Ивановне (матери Гончаровой) , – я полюбил ее, голова
у меня кружилась”.
Уже к концу апреля 1829 года Пушкин делает предложение. Ответ матери не
определенён – дочь еще слишком молода.
Мучаясь ожиданием ответа, Пушкин уезжает на Кавказ, бросается в гущу сражений,
быть может, ищет смерти. И только в конце сентября возвращается в Москву. Весной
1830 года он неожиданно получает через знакомого, приехавшего из Москвы, привет
от Гончаровых. Увидев в этом завуалированное приглашение вернуться, поэт как на
крыльях полетел в Москву. В начале апреля он сделал предложение вторично, и на
этот раз оно было принято.
“Участь моя решена. Я женюсь на той, которую любил я целые два года, которую –
везде первую отыскивал глазами, с которой встреча казалась мне блаженством, боже
мой – она … почти моя.
Нет сомнения, предложение мое принято. Натинька, мой ангел, – она моя1 Все
печальные сомнения исчезли перед этой райской мыслью. Бросаюсь в карету, скачу –
вот их дом. Отец и мать сидели в гостиной. Первый встретил меня с ответными
объятиями. Он вынул из кармана платок, хотел заплакать, но не мог. У матери
глаза были красны. Натинька вошла бледная, неловкая…Нас благословили”, – пишет
Пушкин в своем дневнике.
Но на пути к счастью снова преграда: размолвка с матерью Натали Натальей
Ивановной, эпидемия холеры и карантин, который задержал поэта на целых три
месяца в Болдине.
Наконец, 18 февраля 1831года в церкви Воснесения, что у Никитинских ворот,
Пушкин и Натали обвенчались. Поэт был счастлив, введя в свой дом молодую
красавицу жену.
“Я женат и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось –
лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я
переродился”,– сообщает Плетневу 24 февраля. 28 марта 1832 года поэт пишет
Плетневу из Москвы: “Женка моя прелесть не по одной наружности”. “Я видел
Александра Сергеевича, между ними царствует большая дружба и согласие.… И душа,
и жизнь, и поэзия в выигрыше”, – писал Жуковский князю Вяземскому.
Наталья Николаевна предстает перед нами как близкий поэту человек, с которой он
делился самыми сокровенными мыслями.
Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина “Мадонна”.
Звучит “Ave Maria” В.Шуберта.
Ученик. (Рассказ с использованием компьютерной презентации.)
О сути лирического дарования А.Фета удивительно проникновенно сказал
П.Чайковский: “Фет есть явление совершенно исключительное. Часто Фет напоминает
мне Бетховена. Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать струны души. Это
не просто поэт, скорее, поэт – музыкант”. “И откуда у этого армейского офицерика
такая лирическая дерзость”, – удивлялся Лев Толстой. А это было связано с личной
драмой поэта, с любовью к Марии Лазич.
Она была такой же бедной, как Фет, и он, лишенный состояния ,не решился связать
с ней свою судьбу. Кончилось все трагически. Фет убеждал Марию, что им нужно
расстаться. Лазич соглашалась на словах, но порвать отношения не могла. Вскоре
Фету пришлось на время уехать. Спустя полгода после разрыва девушка гибнет,
заживо сгорев: платье загорелось от зажженной свечи, и Лазич умерла в мучениях.
Ее последние слова были: “Спасите его письма”. Гибель девушки произвела на Фета
глубокое впечатление, оставшееся на всю жизнь и отразившееся в его творчестве.
Знали ли современники, обвинявшие поэта в пессимизме, об этой душевной драме?
Скорее всего – нет.
Чтение наизусть стихотворения А. Фета “На заре ты ее не буди…”
Учитель. В татарской культурной традиции испокон веков женщина воспринималась как мать, как продолжательница рода.
Негласный запрет на тему личной драмы Габдуллы Тукая нарушил Гаяз Искахи в
статье “Любовь Тукая”, написанной в 1914 году. Здесь он прямо говорит: “Будь
женщина, которая согрела бы своей любовью, замерзшее еще в детстве его сиротское
сердце, Тукай жил бы дольше. Для Габдуллы не было лекарства, которое избавляет
его от семидесяти болезней, – женской любви. Это мы получили за нашу тиранию над
женщиной”.
Тысячу раз прав Гаяз Исхаки.Но, даже не успев расцвести, любовь Тукая к Зайтуне
Мавлюдовой дала татарской поэзии несколько шедевров любовной лирики.
Ученик. Кто же она, Зайтуна Мавлюдова – муза поэта? Мавлюдовы жили в
Чистополе. В 1909 году они переехали в Казань. Фатых Амирхан познакомил Тукая с
Зайтуной в редакции газеты “Аль – ислах”. Завязалась дружба, которая потом
переросла в любовь. Но Габдулла понимает, что не может дать счастья своей
любимой, мучается и страдает от этого. Он пишет: “Моя внешность и здоровье не
таковы, чтобы заинтересовать девушек”.
Неуютный гостиничный номер. Тукай лежит, дрожа от холода и от побеждающей его
болезни в холодной постели. Перед ним образ Зайтуны, ее глаза, ее чуть изогнутые
брови, ее губы…
Он встал, чтобы выпить лекарство. Взглянув в окно, увидел, как бесконечен мир,
как бездонное небо, а ему придется покинуть этот прекрасный мир, так и познав
взаимной любви…
Чтение наизусть стихотворения Габдуллы Тукая “Странная любовь”.
Учитель. Любовь должна быть чистой, она должна вдохновлять, нравственно обогащать человека. Под влиянием любви человек становится лучше, добрее. Любовь помогает преодолеть любые трудности. А свободная любовь никогда не приносит настоящего счастья. Мерилом истинных отношений в любви является семейная любовь. Только тогда человек по – настоящему счастлив. Вспомним Наташу Ростова из романа Л.Н. Толстого “Война и мир”. Наташа создала крепкую семью. Мы знаем, что в ее семье вырастут хорошие дети. “Деток у меня нет”, – сокрушается Катерина Кабанова. Ну, а если бы “детки были”, вышла бы она за калитку к Борису? И вообще ушла бы из жизни? Наверное, нет .В романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин” Татьяна Ларина тоже выбирает честь и долг: “Но я другому отдана, и буду век ему верна”, – говорит она Онегину. Она предпочитает семейную любовь.
А сейчас посмотрим компьютерные презентации об историях любви ваших родителей.
Учитель. Любовь бывает разной: взаимной и безответной, радостной и печальной, не знающая препятствий и преодолевающей многие трудности. Но любовь всегда прекрасна, потому что она раскрывает в человеке все лучшее, что есть в нем. Тот, кто полюбил, тоньше чувствует, острее видит, чем прежде. Говорят, что равнодушие убивает. Любовь же, наоборот, оживляет все вокруг. Многие думают, что любовь – это волшебная палочка, которая превращает жизнь в сплошной праздник. Но любовь – не только праздник, но и тяжелый труд души, тяжелое испытание. Полюбив, берешь на себя ответственность за чужую судьбу, разделяешь с любимым все главное в его жизни. Именно в этом разделении радостей и тягот с любимым человеком заключается суть любви. Если этого нет, любовь обречена на быстрое умирание.
Звучит стихотворение Н.Кочеткова “С любимыми не расставайтесь”.
Парень:
Как больно, милая, как странно,
Сроднясь к земле, сплетясь ветвями,
Как больно милая, как странно
Раздваиваться над пилой.
Не зарастет на сердце рана –
Прольется горькими слезами;
Не зарастет на сердце рана –
Прольется пламенной смолой.
Девушка:
Пока жива – с тобой я буду –
Душа и кровь нераздвоимы:
Пока жива – с тобой я буду –
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду, –
Не забывай меня, любимый,
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
Парень:
Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и теплоты?
Девушка:
За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба – я и ты.
Парень:
Но если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного,
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
Девушка:
Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Вдвоем:
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них.
И каждый раз навек прощайтесь,
И каждый раз навек прощайтесь,
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг.