Цели: развитие умений аналитически читать художественный текст, осмыслять позицию автора, его героев и свой собственный опыт принятия решения в ситуации выбора, создавать творческие работы, пользоваться разными источниками для получения информации; воспитание культуры общения, интереса к истории страны, уважения к подвигу жителей блокадного Ленинграда.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, набор текстов новеллы и набор текстов с информацией для самостоятельной работы.
Мастерская рассчитана на два урока.
Ход мастерской
Мастерская начинается с формирования групп по 4-5 человек.
1 этап. Чтобы учащиеся лучше поняли и почувствовали сложную ситуацию выбора, в которой оказываются мать и сын в новелле О.Шестинского, мастер предлагает следующие задания:
- Каждый день людям приходится делать выбор: что предпочесть, как поступить. По сути вся наша жизнь - череда выборов. Расскажите в группе о своем опыте принятия решения в ситуации выбора. В рассказе осветите такие вопросы: кто или что помогло вам сделать выбор? Какие трудности испытывали, принимая решение? Как оцениваете результаты своего выбора?
- Жизнь так сложна, что мы не всегда можем дать однозначную оценку происходящего. Позитивное и негативное может присутствовать в одном и том же явлении. Поразмышляем над данной проблемой. Назовите положительные и отрицательные стороны понятия "выбор".
На работу в группе дается 3-4 минуты. На доске записываются слова и словосочетания, составленные в группах: Выбор. Положительные: радость в случае успеха, воодушевление, удовлетворение, позитивные изменения в жизни, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, приобретение опыта. Отрицательные: разочарование в случае неудачи, стыд, неуверенность в себе, страх неизвестного, боязнь ответственности.
- Не все ситуации выбора в жизни одинаково важны. Древнегреческие философы, например, называли "жизненным выбором" лишь тот, который коренным образом мог поменять жизнь человека. Взгляните на картину Васнецова. Приложение 1. (слайд 1). В тяжелом раздумье витязь на распутье. Белеют в траве иссушенные ветрами и палящим зноем человеческие и конские кости. Немало полегло здесь бесстрашных воинов. Какое он примет решение? Может быть, собирается с духом, чтобы противостоять страшной неведомой силе? Настоящей проверкой для человека является его нравственный выбор: солгать или сказать правду, помочь или пройти мимо,
предать или остаться верным и т.д. Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества.
В результате работы, проделанной в начале мастерской, происходит не только эмоциональный "настрой" участников на атмосферу ситуации выбора, но и определяется круг проблем, связанных с принятием решения.
2 этап. Мастер знакомит учащихся с фактами биографии писателя Олега Шестинского:
- Трудность нравственного выбора, ответственность за принятое решение - это одна из "вечных тем" литературы. Обращался к этой теме и писатель Олег Шестинский. Ему было двенадцать лет, когда началась война. Он прожил в осажденном городе все 900 дней блокады (слайды 2-4). О том, что увидел и запомнил, писатель рассказал в своих замечательных книгах "Голоса из блокады", "Блокадные новеллы". Действие новеллы "Стук в дверь" тоже происходит в дни блокады.
- Вспомним, какие трудности пришлось пережить жителям блокадного Ленинграда. Для этого посмотрите фотографии военных лет, рисунки девочки-ленинградки и создайте звуковой портрет слова "блокада", то есть напишите слова-ассоциации по смыслу со словом "блокада", начинающиеся на буквы этого слова. (Слайды № 5 - 27).
На работу дается 2-3 минуты, затем ученики обмениваются своими наблюдениями. Все слова записываются на доске по мере их называния. Каждый ученик дополняет свои записи теми словами, которые привлекли его внимание.
Б - бомбежка, бомбоубежище, боль, бои.
Л - лишения, лютый голод и холод, Ладога.
О - обстрелы, осколки, очереди, отчаяние.
К - карточки, кладбище.
А - артобстрел, авиабомбы.
Д - дистрофия, дети, осиротевшие и погибшие; Дорога жизни.
А - атаки.
3 этап. Важной задачей мастерской является предоставление возможности ее участникам по-новому осмыслить проблему, увидеть ее новые грани. Это и будет осуществлено на материале новеллы О.Шестинского.
- Произведение, которое мы будем читать, новелла. Вспомним определение новеллы. (слайд 28).
- Послушайте новеллу Олега Шестинского "Стук в дверь", но учтите, что финал ее не будет прочитан. Вы допишите его сами, для этого предположите, как поступит героиня новеллы и как воспримет это решение ее 12-летний сын. Приложение 2.
4 этап. Участники озвучивают свои финалы. Затем мастер предлагает объединиться в группы тем, у кого сходные концовки. Раздаются тексты прочитанного фрагмента и творческое задание для группы:
- Найдите в тексте рассказа фразы, слова, словосочетания, аргументирующие ваш вариант финала.
Такая работа с текстом позволит сделать чтение более осмысленным, убедиться в том, что в произведении все взаимосвязано и обосновано.
Группы представляют свои "находки", аргументы.
5 этап. Чтение авторского финала. Приложение 2. Этот этап вызывает неизменный интерес у учащихся: радость у тех, чей финал совпал с авторским, и желание внимательнее, вдумчивее читать произведение у других. Понявшие логику автора учащиеся обратили внимание на то, что мать была заботливым врачом, формально к делу не относилась, судя по слову "смятение", означающему состояние сильной взволнованности, беспокойства, замешательства, она никогда не писала фальшивых справок.
6 этап. Возможны варианты и индивидуальной, и групповой работы:
- Сформулируйте вопросы, проблемы, темы произведения, которые хочется обсудить.
Ведется запись вопросов и тем на доске, например: Какие детали в тексте передают трагизм положения матери и ребенка в блокаду? Чем руководствовался Пашкулич и чем мать, делая выбор? Легко ли далось матери ее решение? Ощущает ли мать ответственность за принятое решение? Почему автор большое внимание уделяет внутреннему монологу мальчика о выборе матери и о Пашкуличе? Как в новелле выражено отношение автора к Пашкуличу? Чем важен для матери и сына их разговор утром? Почему в финале мальчик, ослабевший от голода, чувствует уверенность и прилив сил: "Обязательно! - заорал он:"? Почему автор не дал имен героям, он называет их "мать" и "сын"? Каков смысл названия новеллы? Почему это произведение отнесено автором к жанру новеллы?
Творческое задание на 10 минут:
- Выберите любой вопрос и самостоятельно письменно поразмышляйте над ним. Возможен и вариант выбора темы и ее представление группой.
В результате работы над текстом новеллы участникам мастерской открывается парадоксальная ситуация: мать и мальчик-подросток физически слабее сытого румяного Пашкулича, но они оказываются духовно сильнее его, так как руководствуются в своих решениях чувством порядочности, справедливости, ответственности не только за судьбу своей семьи, но и за судьбу города и страны в целом. Смятение матери - голос ее сердца, совести. Совесть как внутренний "советчик", "контролер" подсказывает ей и сыну, какое из противоречивых внутренних побуждений предпочесть. Как врач, она понимала, что духовное и физическое состояние взаимосвязаны. Сознание совершенного бесчестного поступка не укрепит физически. Впоследствии у нее не будет морального права требовать от сына нравственных поступков. Да и подлому Пашкуличу вряд ли стоит доверять. Из таких маленьких побед отдельных людей над трусостью, подлостью и фальшью в годы войны складывалась одна общая великая Победа. Мужеству таких людей и посвящены памятники в городе на Неве (слайды 29-30).
- Послушайте стихотворение Олега Шестинского и сравните позицию автора с той, которая отражена в новелле "Стук в дверь":
Я в отрочестве жил с одной мечтой -
Вдруг заиметь мешок, где много хлеба,
И белый свет с голубизною неба,
Не омраченный грозною пальбой:
Я, нынешний,
С тем мальчиком сродни, -
Мечтали оба будущего дни
Мы ясными и солнечными видеть,
Как можно чаще верить и любить,
Как можно ближе с честным другом быть,
Как можно реже ненавидеть.
Учащиеся делают вывод о том, что верность нравственным нормам для автора - непреложный закон и в годы войны, и в мирное время.
7 этап. Работа с информацией. Приложение 3. Каждая группа получает набор высказываний о ситуации нравственного выбора. Высказывания взяты из разных источников. Читая и осмысляя новую информацию, ученики выпишут в тетрадь то высказывание, которое наиболее близко им, или, наоборот, кажется спорным. Затем по просьбе мастера каждый вслух прочитает то высказывание, которое его заинтересовало. Благодаря этому разные мнения оказываются воспринятыми не только в письменной виде, но и на слух, обогащая представления участников мастерской.
8 этап. Творческое задание и одновременно рефлексия. Для того чтобы ученики осознали свой личный опыт, свои открытия, предлагается создать текст на предложенную тему (при этом можно выбрать жанр заметки в газету, письма другу, эссе, рассуждения):
1) Жизнь - череда выборов.
2) И если мне придется выбирать:
3) Зачем сегодня помнить о блокаде?
4) Тема - выписанное вами высказывание (из приложения 3).
На задание дается 10 минут. Затем тексты прочитываются вслух. При этом мастер предупреждает учеников, что критические оценки работ не высказываются, так как цель другая - узнать мнения, суждения одноклассников. Так участники мастерской, осмысляя проблему нравственного выбора, ее сложности и важности в своем настоящем и будущем, будут определяться со своими жизненными ценностями, нравственными приоритетами, строить межличностные отношения в соответствии с нормами морали и нравственности.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
- О.Шестинский. Блокадные новеллы. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985.
- Сборник День поэзии. - М.: "Советский писатель", 1987.
- Симфония разума: Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов / Композиция В.Воронцова. - М.: Молодая гвардия, 1976.
- miryanin.ru/fizilogia blokady.