Цели: приобщение к народной культуре, углубление знаний о фольклоре и частушке как жанре, развитие творческих способностей учащихся, воспитание чуткости к родному языку.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(Приложение 1. Слайд 1)
1-й ведущий: Добрый день!
2-й ведущий: Здравствуйте!
1-й: Мы рады видеть любителей русской частушки!
2-й: Мы рады петь вместе с вами!
1-й: Мы хотим, чтобы сегодня пели все!
2-й: И жизнь будет прекрасна!
1-й: Частушка… Частый… Частить… Первоначально она не имела общепризнанного названия. Её попросту называли «выкрикиваниями», которые сочиняют девушки и парни, выражая в них мимолётные порывы, чувства любви, ревности, злобы, зависти, насмешки...
2-й: А ещё чаще её называли просто «припевка».
1-й: Частушка – самый распространённый жанр песенной поэзии в русском фольклоре, т.е. в народном творчестве. Распространение она получила в ХIХ веке.
2-й: Частушка очень ярко и быстро откликается на самые разнообразные темы современности.
1-й: Частушка, как и многие другие жанры фольклора, есть одновременно и памятник далёкого прошлого, и громкий голос современности.
2-й: Одна и та же частушка может существовать десятилетия, каждый раз применяясь то к одному, то к другому явлению жизни и подвергаясь иногда мелким, иногда довольно крупным изменениям.
1-й: Что же такое частушки как жанр? Их можно определить как короткие, большей частью четырёхстишные, рифмованные песенки, пользующиеся распространением в широких массах населения.
2-й: Наряду с четырёхстрочными, существуют (но гораздо в меньшем количестве) шестистрочные, трёхстрочные, а также двухстрочные частушки.
(Приложение 1. Слайд 2)
1-й: Частушка – лирика молодёжных гуляний. Это идеальный тип песни для вечёрок, игрищ, посиделок. Она универсальна в том смысле, что сразу и говорит, и поёт, и приплясывает. Частушка, под которую нельзя петь, нельзя плясать, – не частушка.
2-й: Она общественна: в ней личное хочет расплескаться принародно.
1-й: Частушка имеет десятки
разновидностей: «матанечки»,
2-й: «частоговорки»,
1-й: «коротушки»,
2-й: «тигорки – матигорки»,
1-й: «саратовские переборы»,
2-й: «прибаутки»,
1-й: «пригудки»,
2-й: «подгорная»,
1-й: «под язык»,
2-й: «бологовка»,
1-й: «ихохашки»,
2-й: «тараторки»,
1-й: «разливное»,
2-й: «елецкий»,
1-й: «проходные частушки»,
2-й: … и другие.
1-й: Сегодня будут звучать разные частушки…
2-й: … потому что сегодня – конкурс!
1-й: Сегодня не просто конкурс – сегодня праздник!
Вместе: Праздник частушки!
2-й: Итак, в нашем частушечном празднике, в нашем конкурсе участвуют 3 команды.
1-й: Каждая команда приготовила домашнее задание: представление в форме частушки.
2-й: Итак, первый конкурс – представление команды в форме частушки!
1-й: Конкурс оценивается по трехбалльной шкале.
1-е выступление команд
(Приложение 1. Слайд 3)
2-й: Спасибо, дорогие частушечники. Ваше выступление порадовало всех!
1-й: Некоторые виды частушек получили название тех плясок, обязательным сопровождением которых они являются: «рязаночки»,
2-й: «цыганочки»,
1-й: «елецкого»,
2-й: и т.д.
1-й: Нередко при этом танец служил толчком к интереснейшим импровизациям.
2-й: Очень часто бывает так, что «рязаночка» или «цыганочка» превращается в своеобразное соревнование пары девушек в пляске, пении и поэтическом творчестве.
1-й: Стремясь перещеголять свою партнёршу, каждая из соревнующихся девиц старается изумить публику какими-нибудь новыми фигурами в танце и новыми частушками.
2-й: Нередко перекличка частушками превращается в своеобразный, иногда очень художественный диалог (Приложение 1. Слайд 4):
Дорогая ты подруженька,
Цветочек дорогой,
Передай мои поклоны,
Сама знаешь, кто милой.
1-й:
Передать-то мне не трудно,
Милая товарочка,
Только примет ли поклоны
От тебя забавочка?
2-й: Следующий конкурс нашей программы – импровизация частушки с пляской.
1-й: Приглашаем к нам в круг участников этого конкурса.
2-й: Поём по очереди.
1-й: Выступившая команда отодвигается на второй план, и её место сразу же занимает следующая.
2-й: Конкурс оценивается по трехбалльной шкале.
2-е выступление команд
(Приложение 1. Слайд 4)
1-й: Спасибо всем!
2-й: Согласитесь, что частушка объединяет!
1-й: Как мы уже говорили, частушка, в большинстве случаев, – рифмованная четырёхстрочная песенка.
2-й: Существует более трёхсот частушечных напевов, различающихся построением, мотивами.
1-й: В частушках – четверостишьях многообразны рифмы. Конечная рифма может быть и перекрёстной (Приложение 1. Слайд 5):
Говорят, что боевая,
В самом деле – огонёк.
От меня уж отлетает
Двадцать пятый паренёк!
2-й: Рифма бывает и смежной (Приложение 1. Слайд 6):
Я гуляла с Колею
С большою приневолею.
Теперь гуляю с Васею
По своему согласию.
1-й: Может быть и сквозной: рифма одинаковая во всех четырёх строчках или в трёх (Приложение 1. Слайд 7):
Разделывала,
Раскомаривала –
С молодыми я парнями
Разговаривала.
2-й: … Однако наблюдается полное отсутствие рифмы кольцевой, опоясывающей, когда первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая с третьей.
1-й: Для следующего конкурса мы предлагаем такое задание.
2-й: Каждая команда должна сочинить частушку по предложенной рифме.
1-й: Конкурс оценивается по трёхбалльной системе.
2-й: Итак, рифма (Приложение 1. Слайд 8, по щелчку):
… речку
… пруд
… нету
… тут.
1-й: 4 минуты. Время пошло!
Подготовка в течение 3-5 минут и 3-е выступление команд
(Приложение 1. Слайд 9)
2-й: Спасибо за ваше огнеметное словотворчество.
1-й: В огромном большинстве случаев частушка поётся под аккомпанемент гармошки.
2-й: В прежние времена гармонист всегда являлся любимцем деревенской молодёжи.
1-й: Так как от него зависит веселье, все поющие, особенно девушки, наперебой стараются его задобрить, каждая из танцующих считает своим долгом спеть о нём (Приложение 1. Слайд 10):
Гармонист, какой хороший!
Сердце беспокоится.
Разрешите, гармонист,
С вами познакомиться.
2-й:
Я любила гармониста, –
Всем подружкам ненавистна,
Любить бросила, не стала,
Всем подружкам люба стала. (Выключить щелчком.)
1-й: Частушки создаются отдельными слагателями, но часто частушки создаются коллективно в компании молодёжи на посиделках, вечеринках, гулянии.
2-й: Особенно часто бывает так, что начинают петь первую строку какой-нибудь известной частушки и к этому «зачину» прикрепляют различные продолжения.
1-й: Очередной конкурс на нашем празднике – сочинение частушки по предложенному зачину.
2-й: Итак, внимание! Вам даётся несколько минут на сочинение частушки по всем известному зачину (Приложение 1. Слайд 11, по щелчку):
С неба звёздочка упала…
Подготовка в течение 3-5 минут и 4-е выступление команд
(Приложение 1. Слайд 12)
1-й: Отлично! Мы становимся настоящими сочинителями частушек.
2-й: Убеждаемся ещё раз, что сочинять частушки могут все.
1-й: Частушки – это как бы словесный кинематограф. Содержание частушек весьма разнообразно. Наибольшее количество частушек сочинено и сочиняется на тему личного любовного чувства.
2-й: Любовь, ревность, ссора с милым, разлука (со всеми оттенками чувства, начиная от самого нежного, кончая яростью и жестокостью) выражено в этих коротких песенках.
1-й: Частушка оказалась также очень удобной формой для того, чтобы быстро и легко откликаться на всё разнообразие личной и общественной жизни.
2-й: Последний конкурс нашей программы – исполнение частушек на заданную тему – «Родной поселок».
1-й: Это третье, последнее домашнее задание команд-участниц.
5-е выступление команд
(Приложение 1. Слайд 13)
2-й: Спасибо всем за участие. Все постарались и хорошо подготовились к этому конкурсу.
1-й: Итак, частушку любят все. Частушка – и фольклорная, и литературная – продолжает жить. Народную частушку продолжают записывать тысячи людей – от безымянных любителей до дипломированных учёных, наслаждаясь частушечным словом, частушечными мелодиями, насыщаясь пульсирующим юным чувством.
Вместе:
Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
2-й: Спасибо за внимание!
Литература:
- Ю.М. Соколов Русский фольклор [Текст] / Ю.М. Соколов. – Учпедгиз. – Москва, 1941. – 480 с.
- Горелов А. Поэзия частушки. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия [Текст] \ А. Горелов. – Ленинград, 1984. – 362 с.