Тип урока: интегрированное занятие по истории и литературе с использованием информационных технологий.
Цель урока: развитие патриотического самосознания обучающихся, чувства сопричастности прошлому, формирование единых мировоззренческих позиций школьников со старшими поколениями.
Задачи:
1) развитие способностей обучающихся
сопоставлять различные факты событий, давать им
оценку, умение логически мыслить;
2) формировать у обучающихся гражданственность,
чувство любви к своей Родине;
3) активизировать представления обучающихся о
литературе и искусстве периода блокады
Ленинграда.
Оборудование: слайд – презентация (PowerPoint), компьютер, медиапроектор, таблица, выставка книг о блокаде Ленинграда. Предварительная работа: подготовка слайд – презентации (PowerPoint).
Ход урока
Вступительное слово учителя: 65 лет отделяют нас от Великой Победы. Эта дата навсегда вписана в историю нашей Родины как символ мужества, стойкости и героизма всего народа. И сколько бы еще не прошло времени, они, не вернувшиеся с полей сражений, погибшие в печах фашистских концлагерей, умершие от ран и голода,– навсегда в наших сердцах. И сегодня мы поговорим об одной из самых страшных страниц той войны – блокаде Ленинграда.
(По ходу урока обучающиеся заполняют таблицу “Блокада Ленинграда. Исторические факты и ассоциации.”)
Учитель: Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана “Барбаросса”.
Вопрос: Что вам известно о плане “Барбаросса”? Какие цели и задачи были поставлены перед войсками вермахта? (план “Барбаросса” – план ведения военной компании против СССР, разработанный летом 1940г. в русле стратегии молниеносной (6-7 недель) войны. Он предусматривал одновременное нанесение ударов по 3 главным направлениям: ленинградскому ( группа армий “Север”), московскому(“Центр”) и киевскому(“Юг”). Цель плана – захват европейской части СССР).
Учитель: Под Ленинградом немцы оказались неожиданно быстро, без помех пройдя по не взорванным мостам через Неман и Двину. С 4 сентября 1941г. начались артобстрелы города, продолжавшиеся до февраля 1944г.8 сентября 1941г. солдаты группы “Север” захватили Шлиссельбург (Петрокрепость). Линия фронта проходила в 4 км. От Кировского завода и в 16 км. от Зимнего дворца, была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной – началась блокада. (Слайд №1)
Блокада Ленинграда – военная блокада города немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941года по 27 января 1944года. (слайд №2).
Никто не мог предположить всей тяжести и продолжительности изоляции города от страны. Все надеялись, что блокада будет недолгой.
Вопрос: Что на ваш взгляд это означало для жителей города? (ответы заносятся в таблицу)
Учитель: Несмотря на близость фронта, заводы не прекращали работу на протяжении всего периода блокады. От Кировского завода к линии фронта даже ходил трамвай. Это была обычная трамвайная линия из городского центра в пригород, но теперь она использовалась для перевозки солдат и боеприпасов. Люди в нечеловеческих условиях, в смертельной опасности с готовностью, всегда добровольно шли на самые трудные работы. Так за период блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, более 70000 снарядов. За станками стояли дети, женщины, старики. Днем и ночью на город сыпались вражеские снаряды . Фашисты бомбили фабрики, заводы, школы, больницы. Они расчертили план города на квадраты, отметив наиболее важные кварталы, многолюдные места. “Граждане! Воздушная тревога!”– эти слова часто звучали в блокадном Ленинграде. Ещё в первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. Радиосеть несла информацию для населения о налетах и воздушной тревоге. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как памятник сопротивления населения, транслировался во время налетов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм – отбой.
Учитель: От бомбежек жители скрывались в бомбоубежищах и часто проводили там долгие часы, а то и сутки, ожидая конца бомбардировки. Но даже в таких жутких условиях дети учились. От мороза застывали чернила, ученики сидели в шапках, пальто, голодные. Дети и война – это отдельная тема. Воспоминания детей – блокадников собраны в документальной книге О.Адамовича и Д.Гранина “Блокадная книга”(глава-“Ленинградские дети”).
Вопрос: Как вы думаете, какие чувства испытывали люди во время бомбежек, обстрелов? (ответы учащихся)
Учитель: Жители Ленинграда просто не думали о том, что совершают подвиг. Это было естественно: молча рыть окопы, убирать трупы умерших, сутками стоять в очередях за хлебом. Молча и решительно, молча и вдохновенно. Я назвала бы такую жизнь молчаливым героизмом.
Учитель: Катастрофическое продовольственное положение города стало ясно уже 12 сентября 1941года, когда были закончены проверка и учет всех съестных запасов. В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продуктов, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам были минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941года. Размер продовольственного пайка составлял:
- Рабочим – 250 грамм хлеба в сутки.
- Служащим, иждивенцам и детям – по 125 грамм.
- Личному составу пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО – 300 грамм (слайд№ 3).
(Слайд №4) В январе и феврале 1942года в Ленинграде погибло около 130 тысяч человек, в марте – около 100 тысяч человек. Всего за первый год блокады погибло около 780 тысяч ленинградцев. Вдумайтесь в эти страшные цифры… Я думаю, вы знаете, что записать в графе “Ассоциации”.
Первую половину января всё неработающее население города никаких продуктов по карточкам вообще не получало. Состав блокадного хлеба стал следующим: (слайд №4)
- Жмых – 10%.
- Мука ржаная, дефектная – 50%.
- Соевая мука – 5%.
- Отруби – 5%.
- Солод – 5%.
- Целлюлоза – 15%.
- Обойная пыль – 5%.
Блокада, установленная германской армией, была сознательно нацелена на вымирание городского населения.
Вопрос: Что стало наиболее важным фактором, определявшим судьбу населения Ленинграда? (голод).
Учитель: Еще одним важным фактором роста смертности стал холод. С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива: выработка электроэнергии составляла всего 15% от довоенного уровня. Мужчины умирали гораздо быстрее, чем женщины (на каждые100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.
В течение 1942года было предпринято 5 попыток прорыва блокады, но все были неудачны. Сознание того, что голод может продлиться ещё несколько месяцев, казалось невыносимым, люди чувствовали безысходность.
(Слайд №6) Спасением была “Дорога жизни” – ледовая дорога через Ладожское озеро зимой 1941-1943гг. Она была фактически единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй. По ней только с сентября 1941 по апрель 1942года было вывезено около 659 тысяч человек.
Учитель: Но даже в этих нечеловеческих условиях город жил напряженно – духовной жизнью. Не закрывали кинотеатры, постоянно работало радио, шли концерты. Из воспоминаний Н.Чуковского: “… в осажденном Ленинграде удивительно много читали. Читали классиков, читали поэтов, читали на батареях, в бесчисленно промерзлых квартирах, лежа, при свете коптилок”.
(Слайд №7, 8 )Вопрос: Вы видите перед собой картины, написанные во время блокады. О чем они, какова их тематика? (Д. Митрохин “Блокада”, 1942 г., М. Платунов “Ночная тревога” 1943г., С. Бойм “ Вода из Невы”, 1942, А.Пахомов “На Неву за водой” 1942г.).
Дух ленинградцев, их волю к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только остались в осажденном городе, но и продолжали активно работать. Их творчество поддерживало людей, помогало выжить.
(Слайд №9) Ярким представителем искусства стал Д.Д.Шостакович
Сообщение учащегося о Д.Д.Шостаковиче.
Учитель: Назло войне и во имя сохранения русской культуры, в Ленинграде под свист снарядов и грохот орудий Д.Шостакович создает свою “Седьмую симфонию”. “Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе, победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою 7 симфонию” – писал Д.Д. Шостакович.
Сообщение учащегося: “Первое исполнение симфонии состоялось 10 января 1942года. За дирижерский пульт встал Карл Ильич Элиасберг. – Он был во фраке, и фрак висел на нем, как на вешалке, так исхудал он за зиму… Мгновение полной тишины– началась музыка. С первых тактов блокадники узнавали в ней себя и весь свой путь, уже тогда легендарную эпопею Ленинграда. И не плакавшие над погибшими близкими зимой, сейчас люди не могли и не хотели сдерживать отрадных, беззвучных, горючих слез. И не стыдились их”
Учитель: Уже летом 1942года произведение было исполнено за рубежом. После её исполнения один американский журнал написал: “Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой.” (звучит отрывок симфонии Д.Д.Шостаковича). (Слайд №10)
Ещё одним символом стойкости, мужества, маленькой храброй богиней великого города стала поэтесса Ольга Берггольц. Она работала на ленинградском радио, и вскоре её голос стал голосом блокадного Ленинграда. Её слова вселяли надежду, и жизнь продолжала теплится. Однажды она спасла от смерти саму себя:
(Слайд №12) Сообщение об О.Ф.Берггольц “ Однажды Вера Кетлинская раздобыла немного еды, позвонила Ольге и позвала, чтобы поделиться. Та ответила: “Иду”. Идти надо было полтора квартала, в темноте. На ощупь. Возле филармонии обо что-то споткнулась, упала на занесенного снегом мертвеца. От слабости и ужаса не смогла подняться, стала застывать… и вдруг услышала прямо над собой голос. Свой голос. Из репродуктора. Голос не сдающегося духа над готовым сдаться телом!
Сестра моя, товарищ мой и брат,
ведь это мы, крещенные блокадой!
Нас вместе называют – Ленинград
И шар земной гордится Ленинградом!
Поднялась и дошла до цели”.
Учитель: Кажется сама история выбрала этот женский голос, негромкий, певучий, с легкой картавинкой, голос, в котором слились боль, страдания, героизм защитников Ленинграда. Сейчас мы его услышим. (Слайд №13)
Зачитывается стихотворение О.Ф.Берггольц “Второе письмо на Каму ”
Учитель: И Ленинград и его жители все вынесли, вытерпели, дожили до победы. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была снята. Она продолжалась 872 дня. Вы видите перед собой передовицу газеты “Правда” от 28 января 1944 года, сообщившую всей стране о снятии блокады Ленинграда.
Вопрос: Какие чувства испытывали люди в те дни? Действительно ли это был праздник со слезами на глазах?
(Слайд №16) Общее число жертв среди мирного населения – более 1 млн.200 тыс. человек. Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов; остальные 97% умерли от голода и холода. Военные потери составили:
- 332 059 человек убитых.
- 111 142 пропавших без вести.
Вопросы: Посмотрите на свою таблицу и скажите, благодаря каким человеческим качествам жителям города Ленинграда удалось пережить эту блокаду? (ответы учащихся)
Эти понятия существуют по отдельности или они взаимосвязаны?
Как данные понятия связаны с темой нашего урока? С памятью?
Почему в названии урока память определяется как совесть? (совесть– нравственное понятие, это ответственность за свое поведение перед обществом, окружающими нас людьми.)
Если мы помним, знаем историю своей Родины, то мы ощущаем свою сопричастность к судьбе страны, значит совесть не позволит нам жить плохо, заставляет ответственно относится к своей жизни, к своему предназначению.
Мужество, Героизм, Патриотизм – эти понятия присущи только лишь военному времени или применимы и к мирному времени?(сообщения учащихся о погибших пожарных г.Новый Уренгой) (слайд №17,18)
Учитель: Желаем вам найти себя в жизни и всегда помнить о той высокой цене, заплаченной за нашу мирную жизнь.
И в завершении нашего занятия мы услышим строки, написанные уже после той страшной войны, но не дающие нам о ней забыть. (Учащиеся читают “Реквием” Р.Рождественского)
Помните!
Через века,
Через года, –
Помните!
О тех, кто уже не придет
Никогда, – помните!
Не плачьте!
В горле
Сдержите стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!..
Люди! Покуда сердца стучатся, –
Помните!
Какою ценой завоевано счастье, –
Пожалуйста, –
Помните!