Литература
-
Интегрированный урок физики, химии, биологии и литературы "Свеча в науке и искусстве". 9-й класс 2011
Интегрированный урок физики, химии, биологии и литературы в 9-м классе позволяет формировать у учащихся целостную картину мира, показать взаимосвязь между предметами естественно-научного и гуманитарного циклов. При подготовке и проведении урока используются интернет-ресурсы и мультимедийные средства, для повышения мотивации обучения применяются различные компоненты учебной деятельности.
-
Судьба человека в тоталитарном государстве (по "Колымским рассказам" В.Т. Шаламова) 2011
Данный урок внеклассного чтения рекомендуется проводить после изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В.Шаламов показал героев-зеков, которым некуда идти, как Р.Раскольникову. Следует подвести школьников к пониманию того, что в рассказах В.Шаламова всесторонне раскрыты связи человека с эпохой, что писатель сыграл огромную роль в развитии лагерной темы в литературе.
-
Урок-путешествие в Щелыково – усадьбу А.Н. Островского 2011
На урок учащиеся знакомятся с моментами жизни А.Н. Островского и историей произведений, созданных им, проводится работа по приобретению прочных навыков литературной речи.
-
Формирование универсальных учебных действий при обучении по УМК "Перспективная начальная школа" 2011
Автор на конкретном предмете «Литературное чтение» показывает, как кропотливо ведется работа по формированию универсальных учебных действий. По новому стандарту цель педагога не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности, цель ученика при этом – овладеть умением учиться.
-
Образ матери в русской литературе 2011
На занятии прослеживается, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери.
-
Пьеса "Сказание о Петре и Февронии Муромских" 2011
Как научить ребёнка постигать тайны слова, как развивать речь, мышление, как воспитывать любовь ко всему живому? Самый короткий путь к этому - путь через игру, сочинительство, фантазирование. Всё это может дать театральная деятельность. В пьесе тесно переплетаются современность и история нашей страны, её православные традиции.
-
Урок-соревнование "В гостях у дедушки Крылова". 5-й класс 2011
Основу урока-соревнования составляет состязание команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем. В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета состязаний.
-
Сценарий литературно-музыкальной гостиной "…И пробуждается поэзия во мне…" 2011
Статья представляет собой сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной пушкинской Музе. Материал поможет учителю организовать внеклассное мероприятие в рамках проведения предметной недели.
-
Красноречивое молчание Н.В. Гоголя (анализ эпизода драматического произведения на примере "немой сцены" комедии "Ревизор") 2011
Урок литературы в 8-м классе представляет собой анализ эпизода драматического произведения на примере заключительной сцены комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Урок призван показать учащимся зависимость правильного понимания идеи драматического произведения от умения анализировать его ключевые эпизоды.
-
Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве С.А. Есенина "А душу можно ль рассказать?" 2011
Мероприятие посвящено 115-летию со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. Учащиеся помогали в создании презентации и в отборе стихотворений и романсов. Эта композиция проводится для учащихся 8-х классов.
-
Урок-суд по произведению Л.Н. Толстого "После бала" 2011
Благодаря необычной форме проведения урока развиваются творческие способности, эстетический вкус учащихся, прививается интерес к урокам литературы, что способствует повышению качества обучения. Данная форма урока заставляет школьников по-новому взглянуть на произведение Л.Толстого, соотнести проблемы, поставленные в XIX веке, с современными проблемами, воспитывает негативное отношение к жестокости, подлости.
-
Конспект урока литературы по теме "А.С. Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта". 6-й класс 2011
Материал урока позволит расширить кругозор учащихся новыми знаниями об А.С. Пушкине и его лицейских друзьях, пробудить интерес к творческому поиску, научить анализировать, обрабатывать получаемую информацию, грамотно выражать свою точку зрения, делать выводы.
-
Наш любимый дедушка Корней 2011
Представлен сценарий урока по мотивам сказок Г.Х. Андерсена. Данный проект должен устранить имеющиеся противоречия и привлечь внимание общественности к проблеме успешности учебной деятельности.
-
Образы и настроения пейзажной лирики (на примере стихов А.Фета "Опять незримые усилья…") 2011
Урок направлен на обучение учащихся 6-го класса анализировать лирическое произведение в тесной связи с музыкой и живописью. Особое внимание уделяется анализу изобразительно-выразительных средств.
-
Читательская конференция по повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное ухо" 2011
Цели урока: рассмотреть взаимоотношения между людьми и "братьями нашими меньшими"; на богатом материале урока воспитывать в учениках чувства гуманности, справедливости, активной жизненной позиции, сопричастности всему происходящему; пробудить интерес к творчеству писателя.
-
Антуан де Сент-Экзюпери. "Маленький принц" 2011
Цель урока: раскрыть проблемы, поставленные автором в произведении.
-
Урок внеклассного чтения "Тема истории в творчестве А.С. Пушкина: трагедия "Борис Годунов" 2011
Урок внеклассного чтения в 9-м классе представляет собой обзор трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов". При подготовке к уроку и на уроке используются элементы кейс-технологии, а также мультимедийная презентация. Цель урока - помочь учащимся определить своё отношение к путям исторического развития России и выяснить точку зрения А.С. Пушкина по этому поводу.
-
Урок литературы по повести Ю.Даниэле "Говорит Москва" 2011
Идея урока: помочь ученикам задуматься об ответственной позиции человека в мире, о необходимости развивать в себе "орган прямохождения", способности мыслить свободно, уточняя, договаривая мысль до конца, дисциплинируя ее. Промолчать и присоединиться к большинству, возможно пытаясь защитить себя, - "умыть руки" - проще, чем, прислушавшись к себе и услышав голос совести, проявить личную позицию.
-
Интеллектуальная игра, посвященная 200-летию Царскосельского лицея "Вы помните: когда возник лицей…" 2011
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе.
-
Литературно-драматическая композиция "Без памяти нет совести" 2011
Мероприятие призвано способствовать нравственно-патриотическому воспитанию учащихся, показав связь поколений 40-х, 80-х, 90-х годов ХХ века, воспитывать любовь и уважение к своему народу, своей истории, бережное отношение к ветеранам Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн, готовность продолжить дело отцов и дедов, встав на защиту Родины.
-
Утро в доме Фамусова. Анализ I действия комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2011
Изучение текста комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» у учащихся 9-х классов вызывает затруднение. Подобного рода сложности восприятия текста комедии обусловлены жанровой принадлежностью. И от того, как пройдет первый урок изучения текста комедии, зависит понимание содержания всего произведения, поддержание интереса к чтению следующих действий и, несомненно, осознание вечной современности русской классики.
-
Использование синквейна на уроках литературы 2011
Статья рассказывает об использовании синквейна на уроках литературы. Очень часто синквейн используется только в среднем звене как некая полуигровая форма работы по развитию речи. В статье описана система работы с синквейном на уроках литературы с 5 по 11-й класс. В качестве примера приведен урок подготовки к ЕГЭ в 11-м классе по теме «Мысль семейная в русской литературе» с использованием синквейна.
-
Интегрированный урок (литература + русский язык) "Три встречи Тун-Ли и Великого Вана. Роль наречия в художественном тексте" 2011
Урок призван рассмотреть проблему «диалога» человека и природы как проблему общечеловеческую, повторить наречие как часть речи, развивать эмоционально-этические чувства учащихся, творческую аналитическую мысль учащихся по поднятой проблеме, внимание учащихся к художественному слову, воспитывать бережное отношение к природе, к «братьям нашим меньшим».
-
Литературная игра "Веселая семейка" (по рассказам Н.Носова и В.Драгунского) 2011
Сделать общение со своими детьми интересным и "ненапряжным", найти серьезные и актуальные темы для обсуждения помогут совместные литературные игры. Литературная игра является одним из действенных средств формирования интереса к чтению. Она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии.
-
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс 2011
Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.
-
Урок словесности по теме "Сердце отдают детям". 8-й класс 2011
Урок направлен на развитие речи учащихся через работу с художественным текстом.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Час, который решил судьбу Отечества" 2011
Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения.
-
Интегрированный урок математики и литературы по теме "Арифметическая прогрессия и стихотворные размеры". 9-й класс 2011
Данный бинарный урок позволяет обобщить знания учащихся 9-го класса по темам «Арифметическая прогрессия» и «Стихотворные размеры» и применить их в конкретных ситуациях. Урок показывает учащимся, что некоторые особенности стихотворной речи требуют применения математических знаний. Также урок нацелен на понимание практической значимости математики, способствует расширению кругозора учащихся.
-
Литературно-музыкальная композиция "Чтоб сердце не было жестоко" 2011
Сценарий внеклассного мероприятия посвящён первой встрече членов кружка «Лира» с местным поэтом и интересным человеком: депутатом областного Законодательного собрания, создателем клуба «Соратник», членом Литературной студии г. Белогорска Амурской области, лауреатом премии им. Гр. Федосеева – Н.Т. Дегтярёвым. Стихи Николая Трифоновича разнообразны по тематике: это и пейзажная, и философская, и гражданская лирика.
-
Интегрированный урок (литература + изобразительное искусство) "Поэзия пейзажа" 2011
Интегрированный урок (литература + изобразительное искусство) знакомит обучающихся с жанром пейзажа в литературе и изобразительном искусстве, способствует развитию творческого воображения, любви к природе. Важное место в ходе урока отведено региональному компоненту, изучению творчества зауральского художника Г.А. Травникова и поэта В.П. Кветкова. Такие уроки являются эффективным приемом повышения уровня художественно-эстетического сознания с помощью интеграции учебного процесса.