Литература
-
Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве С.А. Есенина "А душу можно ль рассказать?" 2011
Мероприятие посвящено 115-летию со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. Учащиеся помогали в создании презентации и в отборе стихотворений и романсов. Эта композиция проводится для учащихся 8-х классов.
-
Урок-суд по произведению Л.Н. Толстого "После бала" 2011
Благодаря необычной форме проведения урока развиваются творческие способности, эстетический вкус учащихся, прививается интерес к урокам литературы, что способствует повышению качества обучения. Данная форма урока заставляет школьников по-новому взглянуть на произведение Л.Толстого, соотнести проблемы, поставленные в XIX веке, с современными проблемами, воспитывает негативное отношение к жестокости, подлости.
-
Конспект урока литературы по теме "А.С. Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта". 6-й класс 2011
Материал урока позволит расширить кругозор учащихся новыми знаниями об А.С. Пушкине и его лицейских друзьях, пробудить интерес к творческому поиску, научить анализировать, обрабатывать получаемую информацию, грамотно выражать свою точку зрения, делать выводы.
-
Наш любимый дедушка Корней 2011
Представлен сценарий урока по мотивам сказок Г.Х. Андерсена. Данный проект должен устранить имеющиеся противоречия и привлечь внимание общественности к проблеме успешности учебной деятельности.
-
Образы и настроения пейзажной лирики (на примере стихов А.Фета "Опять незримые усилья…") 2011
Урок направлен на обучение учащихся 6-го класса анализировать лирическое произведение в тесной связи с музыкой и живописью. Особое внимание уделяется анализу изобразительно-выразительных средств.
-
Читательская конференция по повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное ухо" 2011
Цели урока: рассмотреть взаимоотношения между людьми и "братьями нашими меньшими"; на богатом материале урока воспитывать в учениках чувства гуманности, справедливости, активной жизненной позиции, сопричастности всему происходящему; пробудить интерес к творчеству писателя.
-
Антуан де Сент-Экзюпери. "Маленький принц" 2011
Цель урока: раскрыть проблемы, поставленные автором в произведении.
-
Урок внеклассного чтения "Тема истории в творчестве А.С. Пушкина: трагедия "Борис Годунов" 2011
Урок внеклассного чтения в 9-м классе представляет собой обзор трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов". При подготовке к уроку и на уроке используются элементы кейс-технологии, а также мультимедийная презентация. Цель урока - помочь учащимся определить своё отношение к путям исторического развития России и выяснить точку зрения А.С. Пушкина по этому поводу.
-
Урок литературы по повести Ю.Даниэле "Говорит Москва" 2011
Идея урока: помочь ученикам задуматься об ответственной позиции человека в мире, о необходимости развивать в себе "орган прямохождения", способности мыслить свободно, уточняя, договаривая мысль до конца, дисциплинируя ее. Промолчать и присоединиться к большинству, возможно пытаясь защитить себя, - "умыть руки" - проще, чем, прислушавшись к себе и услышав голос совести, проявить личную позицию.
-
Интеллектуальная игра, посвященная 200-летию Царскосельского лицея "Вы помните: когда возник лицей…" 2011
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе.
-
Литературно-драматическая композиция "Без памяти нет совести" 2011
Мероприятие призвано способствовать нравственно-патриотическому воспитанию учащихся, показав связь поколений 40-х, 80-х, 90-х годов ХХ века, воспитывать любовь и уважение к своему народу, своей истории, бережное отношение к ветеранам Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн, готовность продолжить дело отцов и дедов, встав на защиту Родины.
-
Утро в доме Фамусова. Анализ I действия комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2011
Изучение текста комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» у учащихся 9-х классов вызывает затруднение. Подобного рода сложности восприятия текста комедии обусловлены жанровой принадлежностью. И от того, как пройдет первый урок изучения текста комедии, зависит понимание содержания всего произведения, поддержание интереса к чтению следующих действий и, несомненно, осознание вечной современности русской классики.
-
Использование синквейна на уроках литературы 2011
Статья рассказывает об использовании синквейна на уроках литературы. Очень часто синквейн используется только в среднем звене как некая полуигровая форма работы по развитию речи. В статье описана система работы с синквейном на уроках литературы с 5 по 11-й класс. В качестве примера приведен урок подготовки к ЕГЭ в 11-м классе по теме «Мысль семейная в русской литературе» с использованием синквейна.
-
Интегрированный урок (литература + русский язык) "Три встречи Тун-Ли и Великого Вана. Роль наречия в художественном тексте" 2011
Урок призван рассмотреть проблему «диалога» человека и природы как проблему общечеловеческую, повторить наречие как часть речи, развивать эмоционально-этические чувства учащихся, творческую аналитическую мысль учащихся по поднятой проблеме, внимание учащихся к художественному слову, воспитывать бережное отношение к природе, к «братьям нашим меньшим».
-
Литературная игра "Веселая семейка" (по рассказам Н.Носова и В.Драгунского) 2011
Сделать общение со своими детьми интересным и "ненапряжным", найти серьезные и актуальные темы для обсуждения помогут совместные литературные игры. Литературная игра является одним из действенных средств формирования интереса к чтению. Она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии.
-
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. 10-й класс 2011
Урок литературы в 10-м классе интересен формой организации учебной деятельности: от заполнения сводной таблицы, отражающей причины, сущность изменения взглядов поэта по теме и наглядно демонстрирующей удивительное единство формы и содержания пушкинской лирики, до перевода информации из таблицы в опорную схему и создания нового речевого продукта – устного монологического ответа. Каждый этап работы сопровождается презентацией.
-
Урок словесности по теме "Сердце отдают детям". 8-й класс 2011
Урок направлен на развитие речи учащихся через работу с художественным текстом.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Час, который решил судьбу Отечества" 2011
Литература и история обладают широким интеграционным потенциалом. При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести бинарный урок следует cпроектировать: содержание межпредметных понятий, способы учебной деятельности учащихся, выбрать интегративные формы обучения.
-
Интегрированный урок математики и литературы по теме "Арифметическая прогрессия и стихотворные размеры". 9-й класс 2011
Данный бинарный урок позволяет обобщить знания учащихся 9-го класса по темам «Арифметическая прогрессия» и «Стихотворные размеры» и применить их в конкретных ситуациях. Урок показывает учащимся, что некоторые особенности стихотворной речи требуют применения математических знаний. Также урок нацелен на понимание практической значимости математики, способствует расширению кругозора учащихся.
-
Литературно-музыкальная композиция "Чтоб сердце не было жестоко" 2011
Сценарий внеклассного мероприятия посвящён первой встрече членов кружка «Лира» с местным поэтом и интересным человеком: депутатом областного Законодательного собрания, создателем клуба «Соратник», членом Литературной студии г. Белогорска Амурской области, лауреатом премии им. Гр. Федосеева – Н.Т. Дегтярёвым. Стихи Николая Трифоновича разнообразны по тематике: это и пейзажная, и философская, и гражданская лирика.
-
Интегрированный урок (литература + изобразительное искусство) "Поэзия пейзажа" 2011
Интегрированный урок (литература + изобразительное искусство) знакомит обучающихся с жанром пейзажа в литературе и изобразительном искусстве, способствует развитию творческого воображения, любви к природе. Важное место в ходе урока отведено региональному компоненту, изучению творчества зауральского художника Г.А. Травникова и поэта В.П. Кветкова. Такие уроки являются эффективным приемом повышения уровня художественно-эстетического сознания с помощью интеграции учебного процесса.
-
Медиаобразовательная направленность уроков литературы в старших классах 2011
Главной особенностью изображения героев в романе Достоевского является скрупулезность реалистического психологического анализа. Но как показать, насколько действительно глубок Достоевский в своем психологическом анализе человеческого поведения, сознания, как тонко дано ему понимать и передавать любые сдвиги не только сознания, но и подсознания человека и мучительность переживаний? Такие вещи изучаются "под микроскопом", при очень пристальном внимании к тексту.
-
Урок литературы по теме "Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея»" 2011
Урок литературы знакомит учеников с греческим эпосом и его легендарным автором. Анализируя текст поэмы, они видят отвагу и сметливость хитроумного Одиссея, его преданность товарищам, которых он готов спасти ценой собственной жизни. Материал урока даёт представление о быте, нравах, верованиях древних греков, дополняет знания детей о греческих богах.
-
Литературный вечер, посвященный И.С. Тургеневу 2011
Цели мероприятия: ввести учащихся в атмосферу внутренней жизни и творчества писателя, развивать познавательную активность, творческие способности, умение анализировать художественные произведения; вызвать интерес к личности писателя и к его творчеству.
-
Создание и применение мультимедийного многоуровневого пособия на уроках литературы и во внеклассных мероприятиях 2011
В работе раскрывается последовательность создания вместе с детьми электронного учебного пособия в качестве проектной работы. Применяется технология создания многоуровневой мультимедийной презентации PowerPoint с внутренними и внешними гиперссылками.
-
Шорские народные сказки. Софрон Тотыш "Сказки Шапкая" 2011
Урок предполагает знакомство с Софроном Тотышем, писателем, собирателем, сказителем шорского фольклора и его сборником «Сказки Шапкая». В процессе урока учащиеся узнают о быте, культуре и обычаях шорцев, коренной народности Кузбасса; углубляют знания о видах сказок; обучаются выразительному чтению, актерскому мастерству, лингвистическому анализу текста.
-
Природа в сказке-были "Кладовая солнца" М.Пришвина. 6-й класс 2011
Урок направлен на глубокое изучение произведения «Кладовая солнца». М.Пришвин – мастер природы, и ученики должны понять особенности изображения автором мира природы, увидеть ее тайны. На уроке через анализ эпизодов о природе ученики постигали эти особенности, переживали вместе с героями, автором. Чтение наизусть прозаических отрывков воспитывает любовь к слову, делает урок эмоциональным.
-
Образ Марьи Болконской в концепции семьи и брака Л.Н. Толстого 2011
В современной действительности проблема построения прочного, долгого семейного союза является важной. Автор пытается показать пути решения данной проблемы, предлагаемые русским классиком, уделявшим данному вопросу особое внимание, и в этом литературоведческая значимость работы. Освещаемая проблема интересна в связи с заявленной выше малоизученностью вопроса, что также обусловливает новизну данного исследования.
-
Разработка урока по литературе "Художественные особенности былины" (6-й класс) с приложением (презентация) 2011
Учащиеся повторяют, закрепляют и углубляют знания о былине как эпическом жанре устного народного творчества, выявляют особенности изображения былинного героя; описания его подвигов.
-
Изучение романа "Преступление и наказание" на уроках литературы. "В Петербурге Ф.М. Достоевского" 2011
В статье автор показывает, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает автор жизнь униженных и оскорбленных. Учащиеся подводятся к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.