Литература
-
Урок литературного чтения в 3-м классе по теме "Картины летнего дня (И.Тургенев)" 2011
Урок – знакомство со стихотворением в прозе И.Тургенева «Голуби» из раздела «Природа летом» по программе «Школа–2100». При проведении урока используется презентация со звуковыми файлами.
-
Урок развития речи в 5-м классе "Что на что похоже". Начальное понятие о метафоре и художественном сравнении 2011
Урок даёт учителю возможность в игровой форме дать учащимся представление о художественном сравнении, метафоре, иронии. Занятие поможет выработать у школьников умения выделять сопоставимые признаки у предметов и действий, разграничивать прямое и переносное значение слов, выявлять авторскую иронию в произведении. Урок позволяет развивать творческое мышление, воображение, ассоциативную память. Материал можно использовать во внеклассной работе по литературе.
-
Исследование на уроках литературы и русского языка 2011
Статья рассказывает об исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. В ней раскрывается процесс приобщения школьников с 5-го класса к проведению исследований на уроках литературы, русского языка и во внеурочное время. Приводятся фрагменты урока изучения романа Ф.М. Достоевского, на котором проводится исследование «Как созревала в Раскольникове идея преступления?»
-
Интеллектуальная игра "Путешествие в Математику с Лингвистикой". 9-й класс 2011
Игра может использоваться для внеклассного мероприятия по математике, русскому языку и литературе.
-
Урок литературного краеведения "Память, священная память…", посвященный 65-летию Победы 2011
Материалы урока литературного краеведения знакомят учащихся с творчеством местных поэтов: А.Н. Молькова и В.Г. Верстакова. Урок носит интегрированный характер, т.к. для мотивации школьников, развития их мышления и эстетического вкуса наряду с литературными произведениями используются произведения живописи и музыки. Групповая форма работы, применяемая на отдельных этапах урока, формирует у учащихся коммуникативные навыки.
-
Литературная игра для учащихся 8-х классов (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") 2011
Данная методическая разработка представляет собой одну из форм внеклассной работы по литературе, также может быть использована в качестве итогового урока после изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Итоговый урок в форме игры позволяет не только закрепить и проверить полученные знания, но и развивает творческий потенциал учащихся, вызывает интерес к предмету.
-
Жанровое своеобразие былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник" 2011
Цели урока: рассмотреть жанровое своеобразие произведения; раскрыть особенности изображения былинного героя; определить нравственные ценности русского народа.
-
Возвращение… А.П. Платонов. "Возвращение". 11-й класс 2011
С точки зрения методики это проблемный урок. Цель урока: раскрывая идейное содержание рассказа, показать духовное возвращение платоновского героя к самому себе. Выбор этого произведения интересен тем, что А.П. Платонов первый открыл важнейшую тему в послевоенной прозе - тему возвращения с войны домой, по-новому показал трагедию воина.
-
Калининград литературный 2011
Перед учащимися на уроке был поставлен вопрос: знают ли сегодняшние молодые люди творчество калининградских писателей, читают ли их произведения? Студенты сформулировали цель проекта: выяснить степень знакомства молодежной аудитории с творчеством писателей-калининградцев, подготовить информацию о деятельности литераторов Калининграда.
-
Фольклорные жанры, сопровождающие обряды, связанные с рождением ребенка у бурят 2011
Цель работы заключается в том, чтобы познакомить учащихся с традициями и обрядами бурят; показать разнообразие фольклорных жанров, сопровождающих родильные обряды, которые на пути эволюционного развития претерпели значительные изменения и упрощения, определить их функции, проанализировать содержание, рассмотреть поэтику этих произведений.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Петербург Ф.М. Достоевского (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")" 2011
Урок помогает учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, но и проникнуться к страдающим людям сочувствием; урок дает представление о неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, приводит к пониманию того, что эта «неразрешимость» зависит не от воли людей, а от состояния общества, которое так устроено, что жизнь каждого героя возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью.
-
Тесты по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" 2011
Материал может быть использован для проверки уровня осознанности и внимательности чтения учащимися художественного произведения. Предлагаю тесты на знание содержания рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник». Данные задания позволяют эффективно проводить контроль, проверять умение учащихся внимательно читать текст.
-
Нетрадиционный урок литературы по творчеству А.П. Чехова. 6-й класс 2011
Цель изменений в современной школе – рождение творчески активных учеников, способных к самореализации, самообучению, самовоспитанию, т.е. не объектов, а субъектов учебной деятельности. Представленный конспект урока по творчеству А.П. Чехова, построенный по рамочной технологии, позволяет организовать обсуждение учебного материала на уроке между учениками, что приводит к появлению нового видения ситуации, сопоставлению точек зрения, развивает критическое мышление.
-
О влиянии творчества Пушкина на творчество якутских поэтов 2011
Урок якутской (родной) литературы проводится в 9-м классе с использованием ИКТ и обращен к творчеству якутских поэтов, для которых великий русский поэт А.С. Пушкин был путеводной звездой. Урок формирует чувство гордости за своих национальных поэтов и развивает познавательные способности учащихся, интерес к познанию родной культуры, родного края.
-
Урок памяти "Мы родом не из детства – из войны…". 6–7-й классы 2011
Урок-композиция, который проводится в преддверии Дня Победы как урок внеклассного чтения или как классный час, расширяет знания школьников о Великой Отечественной войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье, доносит до учащихся мысль о несовместимости понятий «детство» и «война», способствует воспитанию подрастающего поколения в духе добра и милосердия, сострадания и уважения к человеческой личности.
-
Атрибутивные словосочетания и их роль в лирике Марины Цветаевой. Из опыта работы с текстом на уроке 2011
Методические рекомендации по анализу лирического произведения построены на роли атрибутивных словосочетаний. Являясь особым стилистическим приемом, они необходимы автору для оригинального и красочного выражения его видения и восприятия окружающего мира, служат признаком авторского стиля. С их помощью автор более ярко и полно выражает свое отношение к персонажам и описываемым событиям. Атрибутивные словосочетания являются частью лингвопоэтического и лингвостилистического анализа стихотворения.
-
Инновационные технологии (ИКТ) на уроках русского языка и литературы 2011
Информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учеников, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников.
-
Урок литературы по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» – живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа". 7-й класс 2011
Учитель дает ученикам понятие "хамелеонства" и продолжает обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического. У ребят развивается образное и ассоциативное мышление, навыки выразительного чтения.
-
Воспитание толерантности на уроках литературы 2011
Не секрет, что на сегодняшний день в российском обществе можно проследить как положительное, так и отрицательное отношение к принципам толерантности. Как правило, это происходит из-за понимания слова "толерантность" как терпимости и непротивления. В статье даны разные определения толерантности, рассматривается воспитание толерантности на уроках литературы, так как именно уроки литературы должны способствовать развитию высоконравственной личности.
-
Конспект урока чтения в 9-м классе VIII вида. Р.Л. Стивенсон. "Вересковый мед" 2011
Цели урока - знакомство с творчеством шотландского писателя Р.Л. Стивенсона; изучение баллады "Вересковый мед". Урок позволяет работать с текстом произведения, способствует формированию познавательной активности, развитию логического мышления, воспитывает патриотические чувства. На уроке развивается монологическая, диалогическая речь. Учащиеся могут выразить свое мнение по данной проблеме.
-
Пословицы – жемчужины русского языка 2011
В статье рассмотрен вариант урока-конкурса. Целью данного урока является формирование умений понимать обобщающий смысл пословиц и поговорок и использовать их в своей речи, воспитание у учащихся трудолюбия, доброты, честности, любви к Родине.
-
Урок-проект "Как загадку сочинить?". 2-й класс ("Школа–2100") 2011
Урок-проект литературного чтения во 2-м классе (программа «Школа–2100») призван помочь учащимся в определении понятия “загадка”, закрепить умение выделять у объекта состав и признаки, закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как составляются загадки, формировать самостоятельную учебную деятельность.
-
Литературная игра по роману Рафаэля Сабатини "Одиссея капитана Блада" 7–8-й классы 2011
Обращение к лучшим образцам приключенческого жанра мировой литературы – один из способов выйти за рамки учебника и привить учащимся интерес к чтению. Предлагаемая литературная игра в форме командного соревнования переносит участников в Карибское море во времена пиратов. Внеклассное чтение романа и его обсуждение в ходе совместной творческой деятельности поможет стимулировать интерес учащихся к произведениям Р.Сабатини.
-
Анализ стихотворения А.А. Фета "Какая грусть! Конец аллеи…" 2011
Анализ лирического произведения – самая трудная и вдумчивая работа. При изучении лирического произведения идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти. Лирическое произведение – это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю. В статье рассматриваются различные способы анализа.
-
Система уроков по изучению творчества Н.С. Лескова в 10-м классе 2011
Данная система уроков по изучению творчества Н.С. Лескова в 10-м классе основана на применении исследовательской технологии. Представлена технологическая карта работы на уроке, составленная с учетом рекомендаций учебно-методического пособия для учителей под редакцией профессора, члена-корреспондента РАО А.П. Тряпицыной.
-
Роль народных традиций и обычаев в формировании коммуникативных компетенций для развития конкурентоспособных знаний учащихся 2011
В гимназии обучаются дети разных национальностей. Естественно, для каждой национальности свойственны особые традиции и обычаи. В процессе преподавания своего предмета автор использует данный факт для формирования коммуникативных компетенций своих учеников.
-
А.С. Пушкин. "Моцарт и Сальери". 9-й класс 2011
За урок можно выполнить результативную содержательную работу. Учитель предлагает учащимся выполнить задание по опоре. Заполнить лист цитатами из текста, озвучить, то есть дать сравнительную характеристику. Учащиеся постигают науку человеческих взаимоотношений, приумножают навыки более глубокого проникновения в текст.
-
Мифологические сюжеты в произведениях искусства 2011
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной.
-
Личностно ориентированный урок. "В чем смысл жизни?" (по сказкам "Премудрый пискарь" и "Пропала совесть" М.Е. Салтыкова-Щедрина) 2011
Урок литературы построен на основе технологии ЛОО. На уроке учащиеся самостоятельно добывают знания. Ситуация выбора при актуализации новых знаний, при закреплении изученного материала и при выполнении домашней работы способствует формированию "Я-концепции".
-
Литературно-музыкальная композиция "Пушкин и Натали" 2011
Литературная композиция может быть представлена на школьных вечерах, праздниках, днях памяти Пушкина. Поможет ближе познакомиться с жизнью поэта, почувствовать, как любовь согревала поэта, приносила ему ни с чем не сравнимую радость, вдохновляла на создание прекрасных стихов, удивить силой и выразительностью поэтических строк, посвященных любви; музыкальным сопровождением усилить восприятие происходящего.