Литература
-
Урок по литературному чтению в начальной школе "Русские писатели" 2011
На уроке учащиеся работают с произведениями: чтение стихов или отрывков наизусть, чтение произведения по ролям, индивидуальная работа с отрывками басен на карточке, устная работа по викторине. Работа учителя чередуется с выступлениями учащихся, постоянно меняются формы подачи материала. Небольшая театрализованная сценка с необходимыми декорациями, костюмами украшает урок и дает возможность почувствовать атмосферу того времени.
-
Урок-сказка "Время волшебства" 2011
Ярким примером в привитии добрых качеств, в воспитании достойного человека является устное народное творчество. Это сказки, мифы, сказания, где главными героями являются богатыри, юноши где они совершают подвиги ради любви к человеку, совершают поступки во имя добра. Для чтения данной статьи нужно установить шрифт Тimes Sakha.
-
Конспект урока литературы в 6-м классе 2011
Автор учит школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями. Учит филологическому анализу (от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания).
-
Утопия и антиутопия 2011
Занятие проводится в 11-м классе. Оно посвящено обсуждению возможных концепций будущего на материале произведений художественной литературы, содержащих футурологические прогнозы как утопического, так и антиутопического характера. Прослеживается история возникновения утопий и антиутопий.
-
Поверим алгеброй гармонию. 7-й класс 2011
Материал представляет определенную помощь как для преподавателей со стажем, так и для молодых любителей русской словесности. Рекомендуется учителям, работающим в национальной школе. В статье предлагается материал для объяснения новой темы об особенностях художественно-выразительных средств поэтической речи, проверки и закрепления знаний по стихосложению.
-
Развитие духовного мира школьника в учебно-воспитательном процессе 2011
C каждым годом всё заметнее меняется наша жизнь. Происходит переосмысление жизненных ценностей родителями, а значит, и детьми. Школе в большей степени решать проблемы духовного развития школьника. Выполнению этой цели способствуют и уроки, и личностные качества педагога, и внеклассная работа.
-
Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс 2011
Слияние произведений различных видов искусства в отображении действительности: поэзии, музыки, живописи - того, что позволило назвать XIX век "золотым веком" в развитии искусства.
-
Слово о М.Ю. Лермонтове. Стихотворение "Листок". 6-й класс 2011
Продолжить знакомство шестиклассников с творчеством поэта М.Ю. Лермонтова, почувствовать настроение автора при создании стихотворения "Листок". Закрепить навык анализа образной системы лирического произведения; воспитывать внимательность к слову, любовь к классической литературе, музыке, живописи. Развивать творческие способности учащихся.
-
Дуэль и русская культурная традиция: проблема чести и милосердия 2011
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами.
-
Урок-исследование "Нам жизнь дана, чтобы любить…". 7-й класс 2011
Урок данного типа дает возможность продолжить знакомство с творчеством А.Платонова, вместе с платоновскими героями попытаться посмотреть по-другому на окружающий мир. Заинтересовать учеников необычной формой урока. Дать возможность каждому из учеников побыть в роли исследователя, сопоставляя притчу из Библии с притчей А.Платонова. Учит добрым и искренним чувствам.
-
Урок "Нынче час мой настал…" (Дуэль в жизни Сильвио, главного героя повести А.С. Пушкина "Выстрел") 2011
Урок по литературе предназначен для учащихся 6-х классов. Урок разработан с использованием информационных технологий. Основная проблема урока - показ характера героя. В ходе урока учащиеся анализируют поступки героя, отрабатывают умения пользоваться словарём, дают свою оценку личности героя.
-
Внеклассное чтение по сказке "Общее счастье". 5-й класс 2011
Цели урока: познакомить ребят со сказкой; вырабатывать навыки анализа произведения; развивать технику чтения; воспитывать любовь к книге.
-
"Нам детство изувечила война" 2011
Патриотическое воспитание и становление гражданственности – одно из важнейших направлений деятельности современной российской школы. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это, а также формирование у современной молодёжи важнейших духовно-нравственных ценностей, воспитание чувства гордости за свою страну, свою малую родину явилось целью представленного материала.
-
Интегрированное занятие (история + литература) по теме "Память - наша совесть, она как сила нам нужна…" 9–11-й классы 2011
Проведение интегрированных уроков позволяет активизировать связь между предметами, обратиться к ранее уже полученным знаниям, сформировать активную гражданскую позицию. Проводимая подготовительная работа к таким урокам развивает у обучающихся навыки исследовательской работы, сопричастность к истории своей страны, развитию ее культуры.
-
Изучение творчества А.С. Грибоедова в 9-м классе 2011
В статье планируется изучение жизни и творчества А.С.Грибоедова, комедии «Горе от ума». Использование разных приемов и методов на уроках.
-
Урок литературы по теме "Пейзажная живопись в творчестве русских поэтов, ее развитие" 2011
В ходе урока поэтическое слово предстает как волшебство. Звучат стихи А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.П. Плещеева, А.А. Фета и др. Используются картины русских художников. Урок проходит в форме путешествия по календарю. Каждая страница оживает, когда дети выразительно читают стихи, озвучивая пейзаж на картинах художников.
-
Исследовательская деятельность учащихся в научном обществе учащихся (секция филологии) 2011
Потребность в организации исследовательской деятельности учащихся обусловлена современными тенденциями культурно-экономического развития общества. Суть исследовательской работы - в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведённых на его основании новых выводах.
-
Литературная игра по сказке Х.К. Андерсена "Соловей". 5-й класс 2011
В системе уроков по изучению сказки Х.К.Андерсена "Соловей" этот урок - обобщающий. Внимание учеников акцентируется на общечеловеческом значении произведения. Не менее важной задачей является активизация речевой деятельности пятиклассников. Для этого на уроке в системе используются разнообразные методы и приёмы стимуляции творческой активности учеников. Каждый этап урока методически обоснован и преследует конкретные образовательные и развивающие цели.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Русская частушка" 2011
Внеклассное мероприятие по литературе, способствующее приобщению к народной культуре, углублению знаний о фольклоре и частушке как жанре, развитию творческих способностей учащихся, воспитанию чуткости к родному языку.
-
Урок литературы по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова". 9-й класс 2011
В процессе урока с учащимися проводится беседа о стихотворениях М.Ю. Лермонтова на тему любви, знакомство с фактами биографии женщин, вдохновивших поэта на написание стихотворений. Подчеркивается, что лирический герой в произведениях Лермонтова стремится к любви абсолютной, возможной в воображаемом мире. Герой одинок на земле в своих чувствах, зачастую разочарован.
-
Межпредметный проект по литературе и информатике 2011
Представляем вашему вниманию урок, построенный на основе продукта, полученного в ходе реализации межпредметного проекта. Урок рассчитан на учащихся 10-го класса, включает презентации, газету «Литературный вестник», которые были выполнены учащимися на уроках информатики и ИКТ для демонстрации на уроке литературы.
-
Урок-мастерская по новелле О.Шестинского "Стук в дверь". 8–9-й классы 2011
Проблема нравственного выбора – неотъемлемая спутница нашей жизни. Выбор жизненных ценностей и нравственных приоритетов оказывает влияние на судьбу каждого человека. Урок по новелле О.Шестинского "Стук в дверь" дает возможность учащимся 8–9-х классов поразмышлять над этими важными проблемами. Обращение к истории страны, трагическим дням блокады Ленинграда поможет учащимся осознать величие подвига жителей города.
-
Тема любви в поэзии А.С. Пушкина 2011
Предлагаемый урок является частью сложившейся системы изучения творчества А.С. Пушкина, воспитывает интерес к личности и творчеству великого русского поэта, учит видеть гениальность поэта не только в поэзии, но и в любви. Урок способствует развитию навыков выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина, создает благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
-
Поэзия С.Есенина – ответ на вызов времени 2011
Данная работа посвящена 150-летию со дня рождения Сергея Александровича Есенина – выдающегося русского поэта. Гражданская позиция автора в том, что наибольшие перспективы воспитания прочного, глубокого, осознанного патриотизма у современной молодежи открывает последовательное, многолетнее, систематическое выращивание чувства собственной причастности к великой русской культуре.
-
Развитие творческих способностей – один из путей воспитания квалифицированного читателя 2011
Цель работы: формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
-
Конспект урока литературы в 11-м классе по теме "В тех и в других война вдохнула… мрачный хмель разгула…" (И.Э. Бабель. "Конармия") 2011
Цели урока: показать неизбежность трагической судьбы человека в переломные моменты истории; понять, в чем особенность изображения Бабелем исторических современных ему событий; формировать навыки анализа текста, развивать устную монологическую речь, формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
-
Гимн женщине 2011
Языком живописи воспета женщина, её красота, её сила и нежность, терпение и снисходительность, достоинство, с каким она несёт свой крест. В дивных творениях показаны различные женские образы, символ материнства, нравственность и человечность всеобщей красоты мироздания. Слава женщине!
-
Ребенок и книга на страницах "Былого и дум" А.И. Герцена. 10-й класс 2011
В статье предлагаются различные задания на основе фрагментов из произведения А.И. Герцена "Былое и думы". Выбранные фрагменты позволяют определить, какую роль в формировании личности юного героя "Былого и дум" сыграли книги. На занятии учащиеся работают не только с текстом из книги А.И. Герцена, но и с репродукциями картин, с афоризмами, с выдержками из работ современных исследователей, чьи статьи посвящены проблеме чтения современных подростков.
-
Урок-игра по литературе 2011
Урок-игра проводится с целью проверить знания учащимися биографии и басен И.А. Крылова, повторить жанровые особенности басни. Урок содействует воспитанию у учащихся навыков, способствующих улучшению памяти; развивает умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль, различать человеческие достоинства и недостатки, развивает творческие способности учащихся. К уроку потребуется: презентация, карточки с заданиями для групп.
-
"Недаром помнит вся Россия…". М.Ю. Лермонтов. "Бородино". 6-й класс 2011
Урок проводится в 6-м классе по программе под ред. А.Г. Кутузова в разделе "Литературная баллада". Автор знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием баллады М.Ю. Лермонтова "Бородино".