Цель: знакомство с личной жизнью Ф.И. Тютчева и её отображением в его поэтических произведениях.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
«Жизнь сердца» у Тютчева, по утверждению его биографов, была сложной, бурной, драматичной.
«Жизни блаженство в одной лишь любви» – эта строка из стихотворения Тютчева могла бы стать эпиграфом ко всей любовной лирике поэта.
Стихотворение, из которого данная строка заимствована, представляет собой перевод лирической миниатюры И.В. Гёте. Тютчеву в момент его написания было 67 лет. И фраза эта в устах человека, много пережившего и перечувствовавшего, познавшего «радость и горе в живом упоение», звучит как откровение. В центре внимания у нас сегодня будет образ той, что была «гением чистой красоты» для поэта в разные периоды его жизни и творчества.
Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную трагедий, страстей, разочарований.
Слайд 1 – портрет Тютчева
Слайд 2 – мать Тютчева
Слайды 3-4 – биография
Слайд 5 – село Мураново
В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго до женитьбы был увлечён Амалией Лерхенфельд, которой посвятил позднее стихотворение, ставшее популярным романсом:
Я встретил Вас – и всё былое
В отжившем сердце отжило;
Я встретил время золотое –
И сердцу стало так тепло….
«Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение 11 лет не было ни одного дня в её жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновения, умереть за меня» – писал Тютчев впоследствии в одном из писем родителям. К златокурой Амалии обращены строки юношеских стихотворений 1823-1825 годов. (Слайд 5 – Портрет Амалии Лерхенфельд) Послания в полной мере запечетлевают историю любви от знакомства до вынужденного расставания, связанного с замужеством Амалии (в 1825 году она вышла замуж по настоянию родителей).
Спустя 13 лет после первой встречи с Амалией, в 1836 году, Тютчевым было написано стихотворение «Я помню время золотое», воссоздающее атмосферу прежней влюблённости.
II. Чтение стихотворения
Прочитав стихотворение, понимаешь, что чувства поэта не остыли по прошествии более чем десятилетия.
III. Слово учителя
После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе, на котором его жена Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию), умирает жена Тютчева
Слайд 7 – Жена Элеонора с дочерьми.
«По семейному преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя».
После смерти Элеоноры в 1838 году Тютчев женился вновь. Его избранницей стала вдова немецкого барона Фрица Дернберга Эрнестина Дернберг, с ней поэт познакомился ещё в 1833году во время карнавала в Мюнхене. Молодой женщине, одной из первых красавиц, тогда уже удалось покорить сердце поэта. Эрнестине было суждено пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и в полном смысле стать его ангелом-хранителем. Чувством к Эрнестине вызваны строки ещё одного тютчевского щедевра – «Люблю глаза твои, мой друг».
Слайд 8 – Портрет Эрнестины.
IV. Чтение стихотворения
V. Слово учителя
Возраст Тютчева приближался к полувековой отметке, когда он, лишившись надежды на духовное обновление, мрачно констатировал: «Я отжил свой век и … у меня ничего нет в настоящем» . Но случилось так, что в сердце вновь пришла весна. Началось новое любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Последняя любовь. Какой она была?
Слайды 9-11 – портрет Денисьевой.
Об отношениях Тютчева и Денисьевой писали: «Это увлечение, наиболее сильное во всей его жизни, оставило на ней глубокий след» «В это время ему было уже под 50, но, тем не менее, он сохранил ещё такую способность к безрассудной, не помнящей себя и слепой ко всему окружающему любви, что читая его дышащие страстью письма и стихотворения, положительно отказывающегося верить, что они вышли из-под пера не впервые полюбившего 25-летнего юноши, а 50-летнего старца, сердце которого должно бы, казалось, давным – давно устать от бесчисленного множества увлечений, через которые оно прошло».
«Денисьевский цикл» – стал лирическим памятником этому удивительному по силе и глубине чувству, его поэтической летописью»
VI. Чтение стихотворения «Я очи знал».
VII. Вопросы
– Скажите, счастливый или несчастный человек рассказывает о своих чувствах? А как вы об этом догадались?
VIII. Слово учителя
Стихи пронизаны мукой и болью, тоской и очарованием, воспоминанием о былом счастье, непрочном, как всё на земле. Поэт сосредотачивает внимание не только на собственных переживаниях, но и стремится проникнуть в духовный мир женщины. По своему психологическому складу любимая в «денисьевских циклах» напоминает тургеневских женщин. Его любимая предстала в стихах как подлинная героиня любви, совершившая подвиг.
«Денисьевский цикл» как «роман в стихах» обладает необычайной структурой.
IX. Запись на доске и в тетради
Цикл – группа стихотворений, посвящённых одному лицу, объединённых общей мыслью и темой.
X. Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи»
(написано в Ницце в 1864 году)
Общая тональность этого стихотворения – трагическая. Звучит боль об утрате близкого человека. Тютчев вспоминает, как Денисьева в последний день жизни была в бессознательном состоянии, а за окном шёл августовский дождь, весело журча по листьям. Елена Александровна долго вслушивалась к шуму дождя, осознавая, что умирает, но всё ещё тянется к жизни.
Во второй части стихотворения даётся описание обстановки и состояния героя, убитого горем. Герой страдает, видя, как гаснет жизнь в любимой женщине, но человек всё может пережить, а боль в сердце остаётся.
Для стихотворения характерны восклицательные предложения. Междометия, многоточия передают тяжёлое душевное состояние лирического героя.
XI. Чтение и анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим»
Только любовь женщины способна поднять Поэта на недосягаемые высоты. Тютчева боготворили две женщины.
Как-то он застал её сидящей на полу с глазами, полных слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за другим, пробегала глазами дорогие её памяти строки любви и признаний и так же машинально, словно заведённая механическая кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие от времени листки. Они корчились в пламени, пока чёрными клочковатыми обрывками их не затягивало внутрь вытяжной трубы.
Что можно в этом изменить, что исправить слишком поздно. 13 лет назад, когда вся эта история началась, он написал жене искреннее, пронизанное душевной мукой письмо:
«Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой! Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты всё же любишь меня в десять раз больше, чем я стою. Чем дальше, тем больше я падаю в собственном мнении, и когда все увидят меня таким, каким я вижу самого себя, дело моё будет кончено. Какой-то странный инстинкт всегда заставлял меня оправдывать тех, кому я внушал отвращение и неприязнь. Я бывал принуждён признать, что люди эти правы, тогда как перед лицом привязанностей, цеплявшихся за меня, всегда испытывал чувство человека, которого принимают за кого-то другого. Это не мешает мне – напротив – хвататься за остатки любви, твоей любви, как за спасательную доску.»
Нести (так ласково он называл свою жену) в любви к Тютчеву возвысилась до понимания его испепеляющих сердце страданий, удары судьбы, сыпавшиеся на него, она ослабляла своим присутствием, готовностью защитить, принять, простить. Она примиряла его с самим собой, бичующий кнут самоистязаний и раскаяния Нести приглушала свои прощением. Он себя никогда не простил.