Цели:
- расширять и углублять знания о жизни и творчестве В.П. Астафьева;
- развивать навыки анализа художественного текста;
- воспитывать стремление к деятельному добру, любовь к животным.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы работы.
- Слово учителя.
- Выбор учащимися эпиграфа к занятию (из предложенных учителем).
- Сообщение ученика с показом презентации (биография В.П. Астафьева).
- Опрос в игровой форме (решение кроссворда по прослушанному сообщению).
- Взаимопроверка.
- Терминологическая работа (“автобиография”).
- Беседа по проблемным вопросам произведения.
- Аналитическая работа с текстом (осмысление и объяснение ключевых выражений произведения).
- Выразительное чтение эпизодов.
Оборудование.
- Эпиграфы к уроку.
- Сообщение учащегося.
- Презентация (фотографии к биографии писателя, иллюстрация к уроку).
- Раздаточный материал для учащихся (кроссворды, ключевые слова и выражения из текста художественного произведения – “Страница из записной книжки читателя”).
- Тексты художественного произведения (глава из автобиографической повести “Последний поклон” “Ангел-хранитель”).
Ход урока
На доске записаны тема урока, эпиграфы (при недостатке места, эпиграфы можно раздать в напечатанном варианте), термин “автобиография”, домашнее задание.
1. Вступитеное слово учителя.
- Как вы думаете, ребята, о ком у нас сегодня пойдёт речь на уроке?
- Какие произведения В.П. Астафьева вы уже знаете? (“Васюткино озеро”, “Фотография, на которой меня нет”, “Конь с розовой гривой”).
2. Выбор учащимися эпиграфа.
- Дома вы читали ещё одно произведение писателя (“Ангел-хранитель”), выберите, с ваше точки зрения, подходящий для нашего занятия эпиграф. Обоснуйте свой выбор.
Эпиграфы
Делать людям хорошее – хорошеть самому. Л. Татьяничева
Будь добрым к тем, кто от тебя зависит. Аттар (персидско-таджикский поэт)
Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. А. Шопенгаэр
Милосердие украшает сильного. Индийское изречение
Истинное милосердие не ограничивается человеком. М. Прада
3. Реализация индивидуального домашнего задания.
- Произведение, которое вы читали, тесно связано с биографией писателя. Чтобы углубить ваши представления о жизни и творчестве Виктора Петровича Астафьева, послушаем сообщение. (Во время прослушивания сообщения учащиеся рассматривают иллюстрации, думают над кроссвордом.)
Сообщение ученика по биографии писателя <Приложение 1>, <Приложение 2>.
4. Разгадывание кроссворда.
- А теперь проверим, как вы внимательно слушали. Разгадайте кроссворд, который лежит у вас на парте <Приложение 3>.
Взаимопроверка кроссвордов.
- Если разгаданы все слова оценка “5”, не угадали 2 слова – “4”, 3-4 слова – “3”, более 4 – “2”.
Листочки подписываются и сдаются.
5. Работа над литературоведческим термином.
- Не случайно наш урок мы начали с биографии Виктора Петровича Астафьева. Рассказ “Ангел-хранитель”, который вы прочитали к сегодняшнему занятию, входит в большую автобиографическую книгу В.П. Астафьева “Последний поклон”. Вспомним, что такое автобиография? Разберёмся в значении этого слова:
Авто (я) + био(жизнь) + графо (пишу).
Автобиография (от греческих – я, жизнь и пишу) – описание своей жизни.
- Итак, о чьём же детстве повествует рассказ “Ангел-хранитель”? (О детстве самого писателя, В.П. Астафьева).
6. Аналитическая беседа по проблемным вопросам текста.
- В какое время происходит действие рассказа? (33 год, голодное время).
- Каковы приметы этого трудного времени? Прочитайте.
- Как встретила невзгоды семья мальчика? (Семья перебивалась, благодаря оптимизму бабушки, она умела всех поддержать).
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию (см. презентацию, последний слайд) и ответьте на вопрос: “Чем бабушка дорожила больше всего?” Почему? (Машинкой “Зингер”. “Бабушка обшивала на ней почти полсела. Пока машинка стоит на своём месте, живы и надежды…”).
- Почему Екатерина Петровна решилась продать золотые серёжки дочери, матери Витьки? (Внук заболел – это была крайняя мера).
- Что бабушка купила на базаре на последние деньги, “заработанные на дровах ослабевшим от голода дедом”? (Каравай).
- Кого, прежде всего, хотела накормить ослабевшая Екатерина Петровна? (Внука и деда).
- Как обманули бабушку на базаре? (В середине каравая был не хлеб, а мякина).
- Каково было состояние дедушки, когда он узнал об обмане? Подтвердите текстом произведения.
- Попробуйте описать бабушку в этот момент. (Ещё больше согнулась в спине, сделалась каменной, “… рот бабушки вдруг начал беззвучно шевелиться, сделался чёрным”, глаза расширились, из них потекли слёзы…).
- Как вы оцениваете поступок тех людей, которые обманули бабушку? Что значил для семьи этот хлеб?
В душе мальчик знал, что всё наладится, “бабушка что-нибудь сообразит”.
- Какого ангела-хранителя принесла бабушка в дом? (Щенок).
- Как вы оцениваете поступок Екатерины Петровны? Почему, несмотря на голод, она подобрала щенка и даже накормила последним, то у них было? (Высокая нравственность, чувство доброты, милосердия и сопереживания – это главные качества, которые отличали бабушку).
- Как вы прокомментируете слова бабушки: “Добро человеческое, батюшко, никогда не пропадает. И человека, и животину жалеть надо, потому как у животной тоже душа есть. Памятливая душа. Добро животная пуще человека помнит…”? (Всё в жизни взаимосвязано.За добро отплатится добром – это нравственный закон бабушки).
- Как Шарик прижился в семье? Сохранилось ли к нему доброе отношение? Расскажите о его повадках.
- У некоторых читателей есть хорошая привычка: из прочитанной книги выписывать понравившиеся фразы, отдельные слова. Перед вами страница из записной книжки такого читателя <Приложение 4>. Попытайтесь понять, на что он обратил внимание, и прокомментировать.
Задание выполняется письменно. Работы подписываются и сдаются.
7. Подведение итогов урока.
- Название рассказа – “Ангел-хранитель”. Кто это? Почему?
- Кому, как вы думаете, отдаёт последний поклон своим произведением В.П. Астафьев? (Бабушке, Екатерине Петровне).
8. Домашнее задание.
- Есть ли у вас, ребята, друг, который помогает вам проявлять самые лучшие качества заботы, любви, доброты. Напишите о нём сочинение- миниатюру на тему “Мой ангел – хранитель”.