Бинарный урок "История Кремля в математике и литературе"

Разделы: Математика, Литература


Тип урока – урок комплексного применения ЗУН.

Форма урока: практикум.

Структура урока:

  • Подготовка к работе.
  • Формирование познавательных мотивов. Актуализация опорных знаний и умений.
  • Всесторонняя проверка ЗУН. Стимулирование самообразования учащихся.
  • Информация по домашнему заданию.
  • Анализ успешности овладения ЗУН, достижения целей урока, перспектив последующей работы (самооценка).

Цели урока:

  1. Образовательная: Формирование умений комплексного применения ЗУН по теме “Десятичные дроби” и отработка навыка выразительного чтения поэтических текстов.
  2. Развивающая: Развитие познавательного интереса к математике и литературе. Развитие памяти, внимания, воображения, речи.
  3. Воспитательная: Воспитание эстетической культуры. Патриотическое воспитание.

Техническое оборудование урока:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

Презентация.

Прочитайте выразительно:

Представь себе, тот первый Кремль
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой…
Вот этот первый городок
На перекрестке всех дорог.
Вот он – страж Руси родной,
Кремль, в веках воспетый.
Мощной строгости полна,
Отовсюду всем видна
Гордость – крепость эта.

2. Всесторонняя проверка ЗУН. Стимулирование самообразования учащихся.

Задача № 1.

Кремль, построенный Юрием Долгоруким, имел площадь 2,9 га, а площадь современного Кремля – 26,1 га.
Во сколько раз увеличилась площадь Кремля?
Какую часть составляла площадь Кремля при Юрии Долгоруком от площади современного Кремля?

Прочитайте выразительно:

Наши предки-москвичи
Обжигали кирпичи
И былой стене на смену
Строит каменную стену
Небывалой красоты
Внук Ивана Калиты.
Внук Ивана – Дмитрий-князь,
Оградить Москву стремясь,
Крепость выстроил в столице,
На высоком берегу.
В стенах каменных – бойницы,
Чтобы целить по врагу.
А вокруг Кремля в ту пору
Вырыт был глубокий ров,
Ров такой, через который
Не пробраться без мостов.
А подъемные мосты
Опускались с высоты
На цепях железных, мощных
От ворот из бревен прочных.

Задача № 2.

Кремль в плане имеет почти треугольную форму. Южная стена имеет длину 0,685 км. Восточная – 0,73 км.
Вычислите длину западного участка стены, если известно, что протяженность стен Кремля 2, 235 км.
Какая стена самая длинная?

Прочитайте выразительно:

Гудел набат, вблизи, вдали,
Предупреждал заране,
На площадь Красную чтоб шли,
Спешили горожане.

Задача № 3.

Красная площадь занимает 6,9512 га.
Округлите эту величину до целых.
Выразите эту величину в квадратных метрах.

Прочитайте выразительно:

Вот он – страж Руси родной,
Кремль, в веках воспетый.
Мощной строгости полна,
Отовсюду всем видна
Гордость – крепость эта.
Стены башнями крепки,
В них проходы, тайники
И оружья склады.
Если враг нагрянет вдруг,
Кремль – защита.

Задача № 4.

Из 20 башен Кремля проездных башен было 6, а сейчас для проезда в Кремль открыты ворота лишь 3 башен.
На сколько процентов уменьшилось количество проездных башен?
Укажите лишнее условие в задаче.

Прочитайте выразительно:

Годунов Борис правит пятый год,
С каждым годом Русь все бедней живет.
Испугался царь неспокойных сил,
Колокольню класть он людей просил.
Стал голодный люд колокольню класть,
Чтоб за этот труд прокормила власть.
Высотой пошла в сорок шесть сажен,
На три яруса колокольный звон.
Старший колокол в десять тысяч пуд,
Чтоб на десять верст разливался гуд.
Колокольню ту в тот голодный год
“Иваном Великим” окрестил народ.
До сих пор она золотой главой
Над Кремлем стоит, перед всей Москвой.

Задача № 5

Стены первого яруса колокольни Ивана Великого имеют толщину 5 м. Второго – 50 % этой величины. Толщина стен третьего яруса составляет 0,6 от толщины стен второго.
Вычислите толщину стен второго и третьего ярусов.

Прочитайте выразительно:

А вот и первые часы –
Куранты башни Спасской,
Скрипит тяжелый циферблат –
Вращается тарелка,
И цифры золотом горят
Под неподвижной стрелкой.
И “перечасье” громко бьют
Куранты над Москвою,
И горожане узнают
Часы во время боя.

Задача № 6

Часовая стрелка кремлевских курантов на 0,31 м короче минутной.
Вычислите длину стрелок, если известно, что они вместе имеют длину 6, 25 м.

Прочитайте выразительно:

Зима ль скрипит крахмальной блузкой,
Стучит ли дождик о гранит,
Здесь, на полоске этой узкой,
Под колокольней древней русской
Немым Царь-колокол стоит.
При государевой опеке
Он оказался не у дел.
Пройти достойно пытку века –
Огонь и воду – не сумел!
Собой подперший мирозданье,
Навек прописанный в Кремле,
Хранит он древнее преданье
О днях последних на Земле.

Самостоятельная работа.

Первый Царь-колокол имел массу 37 т. Это составляет 0,3 от массы второго Царь-колокола. Масса третьего Царь-колокола больше на 0,125 от массы предыдущего.
Найдите массу Царь-колокола, который сейчас стоит в Кремле, если его масса составляет 148 % от массы третьего Царь-колокола. Ответ округлите до десятков.
Сколько процентов составляет масса осколка от массы колокола, если масса осколка 12 т?

3. Информация по домашнему заданию.

Домашнее задание

Придумайте задачу, условие которой составляют факты русской истории. Величины задавайте десятичными дробями.
Подберите иллюстративный материал из художественной литературы.
Оформите в виде творческой работы.

4. Анализ успешности овладения ЗУН, достижения целей урока, перспектив последующей работы (самооценка).

Рефлексия

  • Как я усвоил тему “Десятичные дроби”
    – Сложение
    – Вычитание
    – Умножение
    – Деление
    – Округление
    – Нахождение дроби от числа
    – Нахождение числа по значению дроби
    – Выражение долей в процентах
  • Заинтересовал ли меня литературный материал урока и захотел ли я прочитать книгу полностью?

Заключение

И то, что создано руками
И сердцем русских мастеров,
Живет и будет жить веками
Среди сокровищ всех миров.

Список литературы.

  1. Кончаловская Н. Наша древняя столица. Картины из прошлого Москвы. Москва, Издательство „Детская литература" 1972.
  2. Панкратов М. Царь колокол, поэма о пути России http://www.stihi.ru
  3. Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики – М.: Педагогика-пресс, 1994.– 288с.
  4. Фотографии http://www.Google.ru