Интегрированный урок (математика + литература) по темам "Грин – человек светлой мечты" и "Решение квадратных уравнений"

Разделы: Математика, Литература


"Грин – человек светлой мечты".

Цели:

  • Образовательная:
    1. Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.С.Грина с помощью работы различными источниками информации.
    2. Обобщение знаний и закрепление навыка решения квадратных уравнений.
  • Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления. Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.
  • Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности, воспитание и развитие коммуникативной культуры. Повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, раздаточные листы, портреты писателей, выставка книг А.С.Грина, плакаты по алгебре.

Учитель математики: Сегодня мы проведем урок литературы совместно с математикой, на котором мы попытаемся соединить литературу, алгебру и игру.

Учитель литературы: О нем ходило множество легенд. Рассказывали, что, плавая на корабле, он убил английского капитана и захватил ящик с его рукописями. Затем, по словам тех же досужих на выдумку людей, якобы был сослан на каторгу на 12 лет, но бежал. И еще: он говорит на всех европейских языках, хотя и притворяется, что не знает ни одного. Даже имя, фамилия воспринимались как что-то нерусское.

А сам о себе он говорил:

“Когда я осознал, понял, что я писатель, хочу и могу быть им, когда волшебная сила искусства коснулась меня, то всю последующую жизнь я никогда не изменял искусству, творчеству. Ни деньги, ни карьера, ни тщеславие не столкнули меня с истинного пути; я был писателем, им и умру; я никогда не забывал слов Брюсова к поэту: “Да будет твоя добродетель – готовность взойти на костер”.

А кто же этот писатель, о котором ходило столько слухов, легенд, кто не давал покоя недоброжелателям?

(На доске вывешены три портрета, повернутые обратной стороной. Под каждым из них написана пара чисел.)

Учитель математики:

Для того, чтобы открыть нужный портрет, необходимо решить уравнение, которое записано под № 1 на ваших листах заданий. (Приложение 1)

2 – 2 = 3х
(Отв. (-1/2; 2))

Учитель литературы: Писатель задумчивый и уверенный, строгий, но загадочный. Это перед нами Александр Степанович Грин.

Любой внимательный человек прочтет в выражении больших, устремленных куда-то глаз упрямую надежду и глубокую веру в мечту.

Иностранная фамилия “Грин” лишь псевдоним, сокращение его настоящей фамилии Гриневский. Он прожил тяжелую жизнь…. Было непонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку…

Учитель математики: А вычислив дискриминант уравнения, записанного под № 2 в ваших листах заданий, мы узнаем в каком году родился А.С.Грин. (Приложение 1)

2 + 40х – 10 = 0
(Отв. 1880 г.)

Учитель литературы: Итак, А.Гриневский родился в 1880 году в городе Слободском Вятской губернии. А вскоре семья переехала в Вятку, где и прошли его годы детства и юности.

Уже в 5 лет он прочитал первое слово, и это было слово “море”. Первой книгой стало “Путешествие Гулливера в страну лилипутов” Дж. Свифта. И далее, одна за другой, шли истории о путешествиях, о дальних странах и благородных героях, о пиратах и индейцах.

С 8 лет Грин начал думать о путешествиях. Любая поездка вызывала у него сильное волнение. Александр с малых лет обладал очень тонким воображением.

Получив начальное домашнее образование, Саша поступил в реальное училище.

Ученик. “Довольно большая библиотека Вятского земского реального училища, куда отдали меня девяти лет, была причиной моих плохих успехов… математика, немецкий и французский языки пали жертвами моего увлечения чтением похождений Гаттераса “Благородного сердца””,– напишет он в автобиографической повести” в 1931 г. (Приложение 2)

Он запоем читал Майн Рида, Жюля Верна, Густава Эмара. Но не только приключенческими романами увлекался подросток, читал он и русскую классику.

Но за одно стихотворение, в котором он высмеивал преподавателей, его из училища исключили.

Семья нуждалась в средствах, и подрабатывать пришлось довольно рано: перепиской ролей для театральной труппы, переплетным делом. Тогда же он уже начинает писать и изредка посылает в столичные журналы стихи о безнадежности, беспросветности, одиночестве. Но стихи не печатали – в те годы так писали многие.

Уныло и однообразно тянулась его жизнь, пока весной 1895 г. Грин не увидел на пристани извозчика и двух штурманских учеников в белой матроской форме.

“Я остановился, – пишет об этом случае Грин, – и смотрел как зачарованный на гостей из таинственного для меня, прекрасного мира. Я не завидовал, а испытывал восторг и тоску”.

В 1896 г., окончив училище, Грин уезжает в Одессу – главный портовый город на юге России. Здесь он надеется поступить на пароход матросом. Но 16-летнему мечтателю объясняют, что такому малосильному, хилому мальчишке попасть, матросом нет никакой надежды, но ему все-таки несколько раз удается устроиться на случайные рейсы вдоль черноморского побережья. А однажды ему довелось совершить заграничное путешествие в египетский город Александрия. Он ожидал увидеть древние памятники посреди величественной пустыни. Но Александрия встретила Грина грязным портом и нищенскими кварталами. Тем не менее, разочарование не наступило и мечта о загадочных странах остается.

В1906 г. появился его первый рассказ “В Италию”.

В 1908 г. издается первый сборник рассказов – “Шапка – невидимка”. Так Грин постепенно входил в литературу. А с 1912 г. по 1917 г. он опубликовал более 350 рассказов. Это лучший период его жизни, своего рода “Болдинская осень”.

В 1909 г. появляются рассказы о краях, о странах, которых никогда не было на карте. Это вымышленные острова, долины, леса, плоскогорья. И конечно, города, порты: Зурбаган, Лисс, Гель-гью, Покет. Там живут люди с необыкновенными, как бы иностранными именами, но большинство из этих имен не встретить ни в одном языке мира. Критик Зелинский назвал эту страну Гринландией. Это страна мечты, но каждый, кто хоть однажды побывал в ней, убедился в ее реальности.

Учитель математики: Мечта Грина, как игра. Знания и фантазия переплетались очень тесно. Попробуем и мы с вами тоже поиграть. (Приложение 1)

Давайте разгадаем кроссворд, в котором переплелись математические и литературные термины.

По горизонтали:
1.
Название уравнения вида ах4 + вх2 +с = 0
5. Значение неизвестного, при котором уравнение превращается в верное равенство.
6. График функции у = 1\х.
8.
Цвет травы (трава (какая?)….)
9. Настольный светильник.
11.
Название выражения (в2 – 4ас) в решении квадратного уравнения.

По вертикали:
2.
Малый жанр эпической прозы.
3. Числовой множитель одночлена.
4. Французский математик, впервые обнаруживший соотношения между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами.
6. Литературный термин, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.
7. Предмет желаний, стремлений.
10. Рядовой на корабле.

Проверка ответов:

По горизонтали: 1. Биквадратное. 2.Корень. 6. Гипербола. 8. Зеленая. 9. Лампа. 11. Дискриминант.

По вертикали: 2. Рассказ. 3. Коэффициент. 4. Виет. 6. Гипербола. 7. Мечта. 10. Матрос.

Учитель математики: Вы заметили, что почти все математические термины мы используем в нынешней теме “Решение квадратных уравнений”. Совсем недавно мы познакомились с решением биквадратных уравнений, изучили теорему Виета, в которой обозначилась тесная связь корней квадратного уравнения с его коэффициентами.

Учитель литературы: А сейчас давайте посмотрим, какие слова нам знакомы из литературы:

– рассказ – этот термин вам хорошо знаком, один из рассказов Грина мы будем изучать;
– мечта – именно она является основой всех произведений Грина.
– гипербола – это слово, которое объединяет нас с математикой.

В центре кроссворда по горизонтали мы прочли название произведения А.С.Грина, которое будем с вами изучать.

Заглавие “Зеленая лампа” многозначно. Во-первых, зеленый цвет – это цвет жизни, всего живого. Он радует, приятен для глаза.

Источник света – лампа – тоже ассоциируется с жизнью. Во-вторых, это название связано с историей литературы, с именем Пушкина. С 1819–1820  гг. в Петербурге был литературный кружок “Зеленая лампа”, члены этого кружка сидели в гостиной, где горела лампа под зеленым абажуром; о ней А.С.Пушкин писал: “Надежды лампа зажжена”. Таким образом, в названии рассказа звучит мотив надежды и мечты.

Учитель математики: А вот в каком году была написана “Зеленая лампа” мы узнаем, призвав на помощь алгебру. Для этого вычислим дискриминант квадратного уравнения, записанного под №4 в ваших листах заданий. (Приложение 1)

0,5х2 – 44х +3 = 0
(Отв. 1930)

Учитель литературы: Верно. В1930 г., в Крыму. О самом рассказе мы поговорим на следующем уроке.

В крымский период творчества Грина (1924–1932  гг.) стала яснее, отчетливее социальная направленность его произведений, их связь с жизнью. Но везде сюжеты его книг ведут люди действия, те, которые “видят в своей мечте святую и великую истину” и ради нее идут на дерзновенные свершения.

А вот что говорили о нем знаменитые люди: (Приложение 2)

1-й уч. “Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве”. – Д. Гранин

2-й уч. “Это писатель замечательный, молодеющий с годами. Его будут читать многие поколения после нас, и всегда его страницы будут дышать на читателя свежестью такой же, как дышат сказки”. – М. Шагинян.

3-й уч. “Александр Грин – писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты”. – Вера Кетлинская.

Учитель математики: В 1960-х годах, на волне нового романтического подъема в стране, Грин превратился в одного из самых издаваемых и почитаемых отечественных авторов, кумира молодого читателя. И эта любовь не угасает по сей день. Творчество Грина – черточка лица эпохи, частица ее литературы, притом частица особенная, единственная... В 2000 г. учреждена Всероссийская литературная премия имени Александра Грина, она присуждается ежегодно “за произведения для детей и юношества, проникнутые духом романтики и надежды”.

А сейчас, давайте прочитаем известную фразу А.Грина. Для этого мы поработаем в группах, каждая из которых решит несколько уравнений: неполных квадратных и полных приведенных квадратных уравнений, которые надо решить при помощи теоремы Виета.

(Приложение 1)

Представители групп, по мере решения, должны выйти к доске и заполнить пустые клетки разгаданными буквами.

Фраза : “Мечта должна быть крылатой”.

Учитель литературы: Если бы жизнь с мечтой расцвела за одну ночь как в сказке, – Грин пришел бы в восторг. Но ждать он не умел и не хотел. Ожидание нагоняло на него скуку и разрушало поэтический строй его ощущений. Может быть в этом и заключалась причина малопонятной для окружающих отчужденности Грина от времени.

Грин верил в человека, и считал, что все прекрасное на земле зависит от воли сильных людей и чистых сердец.

Презентация.