Совершенствование техники чтения в 5-х классах посредством дидактического материала

Разделы: Литература


Чтение - это как технический навык, это необходимость в духовном развитии формирующейся личности. Чтение для души, чтение необходимое, как воздух, чтение как осознанная потребность, чтение как символ благополучной, полной жизни. Привить такое отношение к чтению намного сложнее, чем просто научить читать, но именно оно должно стать целью, когда мы хотим приобщить ученика к книге.

"Чтение - вот лучшее учение". Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения ученика читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель в среднем звене обучению к чтению.

В сложном процессе чтения можно различать три основных момента:

1. Восприятия данных слов. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

Нетрудно показать, что в этом процессе восприятия букв, как символов определенного слова, большое участие принимают не только зрение, но так же память, воображение и ум человека. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове.

Итак, простое умение прочесть слова, данные в книге, находится в зависимости от памяти и воображения читателя, т.е. от его прежнего опыта, от его догадливости, от его умения, кстати, припомнить то, что прежде приходилось ему слышать и говорить. Кто сам плохо владеет речью и не умеет хорошо понимать речи окружающих его людей, не может быть и хорошим читателем, в самом скромном смысле этого слова: он не может правильно воспринимать многие слова; он их будет путать и искажать.

2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое слово, прочитанное нами, может вызывать, а нашем сознании какие - нибудь изменения,

которыми определяется понимание нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определенный, более или менее яркий образ, в другом, - какое - нибудь чувство, желание или отвлеченный логический процесс, в третьем - и то, и другое вместе, в четвертом - никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное. Слова, употребляемые нами, обозначают не только различные предметы, но также и различные чувства.

Многие из слов, употребляемых в языке, обозначают не конкретные предметы и чувства, а различные понятия, представляющие собою результат определенных логических процессов. Понять, что такое "добро", "право", "власть", "причина", "число", и т.д., можно только в том случае, если предварительно проделана известная умственная работа над целым рядом отдельных представлений, причем к этой работе нередко должен присоединиться и ряд процессов чувства. Отсюда ясно, что некоторые слова могут быть понятны человеком не только после того, как он успел обогатиться определенным жизненным опытом, но и после того, как он успел подвергнуть этот опыт систематической переработке.

Из всего этого следует, что понимание содержания, связанного с прочитанными словами, зависит от запаса жизненного опыта человека.

3. Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию наблюдается, как известно, не всегда. Разница в отношении к книге несомненно зависит от душевного склада читателя. Чем ближе нашему обычному кругу представлений содержание книги, тем больший объем внимания мы можем обнаруживать при её чтении и тем более мы оказываемся способными к тому, чтобы произвести её оценку, как единого, цельного произведения, тем легче нам бывает понять и оценить "основную идею" и "общий дух" данной книги.

При обучении чтению имеют в виду добиться беглого и правильного чтения. Скорость чтения очень разнообразна у различных учеников, а различных школах и в различные годы истории нашей школы.

Учащиеся в среднем звене делают при чтении ряд ошибок. У различных учеников в зависимости от текста, данного для чтения, процент ошибок сильно варьирует. Гораздо плодотворнее, чем вычисление средних величин, анализ ошибок читателя. Новое слово он стремиться уподобить уже привычному (вспомним, что ученики улавливают сходство лучше, чем различие). Наконец ученики стремятся упростить чтение в том смысле, что сокращают при чтении длинные слова, выбрасывают трудные звуки и.т.д.

Причины ошибок чтения:

  • плохое различение видимых форм букв и.т.п.
  • дефекты произношения
  • "ошибки мысли", например, вследствие плохого понимания читаемого.

Поэтому при обучению чтению главное внимание надо обращать на правильность чтения. Если текст удобопонятен и удобочитаем ( а именно таким он должен быть), тогда основная причина ошибок - плохое зрительное узнавание и различение.

При достаточном умственном развитии и правильном методе обучения все ученики выучиваются читать, "плохим чтецам" очень помогает индивидуальное обучение.

4. Понимание читаемого.

Задача обучению чтению - научить не только правильному и беглому чтению, но в то же время и сознательному.

В среднем звене частая причина непонимания - бедность школьного словаря. Поэтому надо обратить серьезное внимание на соответствие языка книги школьному словарю. Довольно часто ребята не могут уловить основную мысль. Поэтому в тексте её необходимо делать более ясной, как - нибудь подчеркивать. Столь же часто ребята плохо связывают отдельные части читаемого произведения в общий контекст, так как вследствие плохо развитого механизма чтения они читают медленно и, пока дойдут до конца, могут забыть то, что читали в начале статьи. Поэтому надо, давая ученикам статьи или книги, учитывать, посилен ли им размер данного произведения. Иногда же непонимание бывает вследствие невнимательного и поспешного чтения. Педагогическая практика для развития у школьников сознательного чтения предлагает с успехом обыкновенно следующие способы:

  • oбогащение словаря;
  • упражнение в нахождении основной мысли, наиболее важных слов и предложений;
  • составление плана прочитанной статьи"
  • подыскивание заглавий для статей, абзацев, частей плана и.т.п.

Ребятам больше всего нравятся произведения, насыщенные действием, причем рассказ должен развиваться, избегая отклонений в стороны и обилия персонажей, в высшей степени последовательно с нарастающим напряжением к концу и решительной развязкой. Вот почему в этом возрасте уже начинает развиваться интерес к приключенческой литературе. Так же развивается вкус к книгам, стимулирующим собственную активность. Поэтому в средних классах пользуются популярностью технические книги, инструктирующие, как сделать что-либо. Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимающего отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения. Именно такое "вдумчивое чтение", основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ученика к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Беглость - это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (количество слов в 1 минуту)

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения.

Сознательность может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:

  • применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);
  • применительно к чтению в более широком смысле.

1. часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.

2. уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.

3. уровень сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами, сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:

- осмысление значения каждой языковой единицы текста;

- понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;

- осознание себя как читателя.

Определенные виды работы, самостоятельную деятельность, восприятия произведения можно разделить на две группы:

- компенсирующие несформированность типа правильной читательской деятельности;

- формирующие тип правильной читательской деятельности.

Беседа используется в том случае, если ребята уже владеют определенными знаниями по теме чтения и у них есть по этой теме минимальный читательский опыт.

Рассказ учителя целесообразен тогда, когда предстоящая тема чтения совсем не знакома или знакома мало.

На заключительном этапе работы с текстом следует использовать приемы; помогающие учащимся осознать свое собственное отношение к прочитанному: чтение по ролям, пересказ, выразительное чтение.

Чтение по ролям удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня.

Пересказ текста - полезное упражнение для развития как логического, так и образного мышления.

Подробный пересказ - наиболее доступный вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ученика, обогащает память, приучает фиксировать внимание на фактах произведения.

Пересказ близкий к тексту используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Критерием оценки будет умение учащихся воссоздать в своем пересказе эмоциональный тон произведения, воспользовавшись изобразительно - выразительными средствами.

В методической науке доказано, что без специального обучения деятельности с книгами и среди книг читатель не формируется, а без достижения этой цели - сформированной читательской самостоятельности учеников - всякое литературное образование теряет смысл. Поэтому литературное чтение невозможно без обязательного включения в процессе обучения книги как особого объекта человеческой культуры. Цель этого направления учебной деятельности - научить выбирать и продуктивно читать книгу. Задачами работы с школьной книгой являются: организация квалифицированной читательской деятельности учащихся, формирование их читательских интересов, обеспечение учеников знанием доступного круга книг, расширение их читательского кругозора. В итоге система обучения чтению книг должна привести к возникновению читательской самостоятельности как личностного качества школьника.

Таким образом, руководящая роль учителя состоит в привлечении внимания к тем формальным признакам произведения, на основании которых могут быть сделаны выводы о смысле произведения; в умелом обобщении всех прозвучавших читательских версий.