"Окопная" правда в романе В.П. Астафьева "Веселый солдат"

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить обучающихся с романом В.П.Астафьева;
  • продолжить обучению анализа литературного произведения;
  • обратить внимание обучающихся на своеобразие трактовки темы войны.

Задачи:

  • сопоставить эпизоды, рассказывающие о жизни солдата на войне и в послевоенное время;
  • определить значение сквозного образа убитого фашиста;
  • объяснить смысл названия романа.

Оборудование к уроку: портрет В.П.Астафьева, книга «Веселый солдат», презентация (Приложение 3)

Структура урока:

  • Вступительное слово учителя
  • Сообщение обучающегося о причинах создания романа  «Веселый солдат».
  • Анализ литературного произведения
  • Заключительное слова учителя
  • Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Боже! Пусто и страшно становится в мире Твоем!

Н.В.Гоголь

И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

А.С.Пушкин

I. Вступительное слово учителя

В наше время писать воспоминания стало очень модным занятием. Мемуары заняли прочное место на книжных полках и вполне успешно конкурируют с детективами и любовными романами. Пишут все: не только писатели, но и политики, артисты, бизнесмены, ученые. Лишь немногих память прошлого отягощает. И уж совсем мало среди «новых мемуаристов» тех, кто готов предстать перед судом памяти. К числу таких людей, безусловно, относится писатель Виктор Петрович Астафьев.
Писатель считал, что память о пережитом не умирает; напротив, растет внутренняя потребность «рассказать о самом главном, осмыслить происшедшее маштабно, глубоко, с общечеловеческих позиций. Идущие вослед должны знать правду о войне, очень жестокую, но необходимую, чтобы, познавая, сострадая, негодуя, извлекать из прошлого уроки». В этом высказывании писателя  обозначен широкий спектр чувств, которые испытывает читатель, знакомясь с новой книгой о войне.
Написанный им роман «Веселый солдат» является автобиографическим произведением.
Мы многое узнаем о Великой Отечественной войне на уроках истории, но как выглядит война изнутри? Какой войну видит простой солдат? На эти и многие другие вопросы мы попытались ответить в ходе сегодняшнего урока.

II. Сообщение обучающегося о причинах создания романа  «Веселый солдат» (Приложение 1)

III. Анализ литературного произведения

Слово учителя

«Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого года я убил человека. Немца. Фашиста. На войне».
Эта точка отсчета и определяет трагический смысл истории солдата-победителя и ее последующее авторское осмысление с высоты вечных ценностей бытия…
Так начинается повесть о «потешной жизни», о свирепой и наглой силе зла, о привычке к существованию в аду, о тихом, придавленном, но неодолимом стремлении жить по-людски, о боле, о грехе, расплате и сохраненном человеческом естестве…
Так она и заканчивается: «…Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок четвертого года я убил человека».

– Почему герой вспоминает убитого немца?

(Герой романа улавливает связь между совершенным им убийством немца и последующим ранением: «Нет, мой немец оказался не самым мстительным…». Постепенно герой «забывает» об этом, но на протяжении повествования он вспоминает об убитом то в разговоре с женой, то в своем внутреннем монологе.
Призрак убитого фашиста преследует героя в течение всей жизни. Воспоминание об убийстве фашиста – это зачин и финал романа, это его точка отсчета – исток, причина, смысловой центр горьких мытарств, что переживает на долгой дороге с войны (от войны) «веселый солдат», совершенно неотделимый от автора.
 Исчезает враждебность, на первый план выходит человеческое: «Бедный, видать, человек был – может, крестьянин… может, рабочий…» – говорит герой об убитом немце.)

– Найдите в тексте этот фрагмент. Какие детали обратили на себя ваше внимание? Что напоминает вам описание убитого солдата вражеской армии?

(«Палец был еще целый, не изуродованный, молодое мое сердце…было преисполнено надежд».
Он вспоминает его как убитого им человека, а не фашиста, врага… «Немец, убитый мною, походил на кого-то из моих близких, и я долго не мог вспомнить – на кого…»)

– Сам роман состоит из двух частей: «Солдат лечится» и «Солдат женится».

– Почему первая часть называется «Солдат лечится»?

(Не веселы воспоминания «веселого»  солдата, не только жизнь во время боев поразила его, но и лечение…)

– Какие эпизоды вас больше всего поразили и почему? (Приложение 2)

Ответы детей.

1.  Эпизоды запоминаются тем, что война показана не такой, какую мы привыкли видеть. Показаны люди низкими, алчными. А те, которые «проливали кровь за родину»  «никому не нужны».

2. Возмущает отношение к раненым людям. Медсестра, поднявшая «визг…, явившаяся с поблядок» из-за того, что сами больные вскрыли склад с медикаментами, чтобы спасти товарища, съедаемого червями из раны.

3. Эти эпизоды запоминаются потому, показывают другую сторону войны. Мы привыкли слышать, что на войне страшно, много смертей, но люди защищают свою Родину, делают то, что нужно. Но очень мало кто говорит о тех, кто покинул поле боя, но еще жив. Эти фрагменты показывают обратную сторону войны. Солдаты никому не нудны. И это еще хуже чем все то, что живет у них под гипсом, которые не снимаются месяцами.

4. Отрывок из 7 главы заставляет задуматься насколько жуткие вещи могут происходить, но и нельзя забывать поведение людей, которые поистине наделены настоящей стойкостью и силой духа.

5. В «Веселом солдате» много рассказывается о сексе, но важно, как говорится об этом: «да и хотелось мне приставать-то, тайные страсти угнетали меня», «плоть требовала утоления, … катила в геену огненную», «тело, томящееся ожиданием греха», «тайные страсти, это демонское стреляние  из-за чего Анечка покушалась на мою честь». И тут же присутствует благодарение тому, что смог сохратить целомудрие среди почти всеобщего разврата: «Сила, нам неведомая, именно нас выбрала из огромной толпы людей, понуждала к интимной близости, не случайной, кем-то и где-то нам предназначенной, предначертанной пышно говоря, и она же, эта сила, охранила наши души от осквернения».

6. Война лишена всякого геройства, о нем говорится даже с горечью, потому что "весело вольготно на Руси" и до войны, и во время войны, и после войны жилось не героям, не медсестричкам, спасавшим их жизнь, а таким людям, которые во все времена "жируют" за чужой счет.

– Какой изображает автор войну?

(Прочитав первую часть романа, которая называется «Солдат лечится», мы поняли, что у каждого была своя война. Воспоминания «веселого солдата» вовсе не веселы и никак не вписываются в хрестоматийные:
«Безобразно доставляли раненых с передовой в тыл. Выбыл из строя – никому не нужен, езжай лечись, спасайся как можешь. Но это не раз уже описано в нашей литературе, и мною в том числе. Перелистну я эту горькую страницу.
Надеялись, на железной дороге будет лучше. Наш железнодорожный транспорт даже в дни развалов и разрух, борьбы с «врагами народа», всяческих прогрессивных нововведений, перемен вождей, наркомов и министров упорно сохранял твердое, уважительное отношение к человеку, особенно к человеку военному, раненому, нуждающемуся в помощи».)

Везде он встречал какие-то непонятные, словно врагом придуманные инструкции, запреты:

«У санпоездников правило: не принимать на эвакуацию тех бойцов, у которых чего-либо не хватает из имущества, даже если нет одной ноги – ботинки должны быть парой, такова инструкция санупра. Koe-что выдавалось здесь, со складов ахового распредгоспиталя, и склады те напоминали широкую городскую барахолку. На них артелями, точнее сказать бандами, орудовали отъевшиеся, злые, всегда полупьяные мужики без наград и отметок о ранениях на гимнастерках. Они не столь выдавали, сколь меняли барахлишко на золото в первую голову, на дорогие безделушки, даже на награды и оружие. Думаю, ни один пистолет, ни одна граната через те склады, через тех тыловиков-грабителей попали в руки бандеровцев. Здесь можно было месяцами гнить и догнивать из-за какой-нибудь недостающей пилотки, ботинка или подштанников. Ранбольные бушевали, требовали начальство для объяснений».

Безусловно, война – это страшное, беспощадное событие, покалечившее жизни воюющего народа. Это война за выживание, война с тыловиками, бесчеловечными инструкциями.

«Солдат женится» – вторая часть романа.

О чем эта часть?

(Писатель рассказывает о трудностях жизни в послевоенные годы, о своих семейных радостях, довольно редких, и неурядицах во второй части романа, которая называется «Солдат женится».Чередой следуют основные события его жизни: ссора с семьей жены, рождение и смерть первой дочери, голод, болезни, рождение сына и второй дочери. Вспоминает автор и о том, с каким трудом получал он образование, ведь его герой должен был не только учиться, но и работать, чтобы прокормить свою семью. Но «веселый солдат» преодолел и эти трудности.)

Основная задача второй части романа – рассказать о том, какой нелегкой была жизнь людей в российской глубинке в послевоенные годы.

– Изменился ли характер «веселого» солдата во второй, «мирной» части романа?

(Нет все такой же неунывающий, старающийся жить  по-людски в таком страшном мире.)

– Какие жизненные эпизоды стали определяющими для становления  его  личности?

(Женитьба по окончании войны,  ссора с семьей жены, рождение и смерть первой дочери, голод, болезни, рождение сына и второй дочери, с каким трудом получал он образование, ведь его герой должен был не только учиться, но и работать, чтобы прокормить свою семью)

В мирные дни не легче израненному «веселому солдату», и описание его тяжелой жизни, новых бесконечных потерь порой кажется свежей сводкой о трагических военных буднях.

– Какую формулу жизни выводит герой романа?

«Нечего сказать, мудро устроена жизнь на нашей прекрасной планете, и, кажется, «мудрость» эта необратима, неотмолима и неизменна: кто-то кого-то все время убивает, ест, топчет, и самое главное – вырастил и утвердил человек убеждение: только так, убивая, поедая, топча друг друга, могут сосуществовать индивидуумы земли на земле»

Смысл названия романа

«Веселый солдат» – в действительности, роман совсем не веселый, как невесел в своей основе тяжелый и ужасающий военный быт.
Герой-рассказчик романа Астафьева также старается не унывать, однако поистине ничего веселого в его жизни не происходит. Маленький эпизод определил название книги: пленный немец пьет чай в доме бывшего солдата и в знак благодарности называет своего хозяина «веселым солдатом».
«– Вы есть весь-олий зольдатен.
– Веселый, веселый, – подтвердил я… Зачем я ломаю эту комедь? Чтоб упиться собственным благородством, доказать Европе, что наш, советский, гуманизм – передовой, а мы – самые душевные люди на свете. Так мы уж это доказали немцам – ростовский капитан наглядно тот гуманизм в Германии продемонстрировал. Был я и остался придурком, лучшим в мире придурком – советским, это уж точно, и этого у меня не отнять».

«Веселый солдат» – это история русского солдата, которому с давних времен, по словам Лескова, «умирать привычно». И от хохота этого солдата, который унижен всем начальством, государством, скотской жизнью, унижен даже возвращением домой, потому как не нужен увечный русский солдат никому, от этого хохота – дрожь по спине. Не унижен он, кажется, одним – врагом. Враг-то его ценит по-настоящему. «Веселый солдат» – рассказ о тех русских, к которым пришли за данью, а они смеются.

IV. Заключительное слова учителя

В книгах Астафьева о войне выходит на первый план образ народа, привыкшего к многолетнему унижению и покорности, теряющего нравственное достоинство и духовную самостоятельность. Поэтому, может быть, последний роман Астафьева открывается эпиграфом из Гоголя, горько контрастирующим с его названием «Веселый солдат»:
«Боже! пусто и страшно становится в Твоем мире».
Работа над книгой о войне, по мнению Астафьева, «сжигает сердце».

И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

Понятие «окопная правда» в романе переросло первоначальное значение – «правда солдата о войне». Для Астафьева «окопная правда» – это правда простого человека, человека, прошедшего войну рядовым; простым работягой восстанавливающим разрушенное хозяйство и живущего ныне, гневя Бога. Может быть, поэтому Астафьев вводит в роман три временных пласта:

прошлое – военное время,
настоящее – послевоенная разруха,
будущее – прогноз социальной болезни общества.

Прошлое он оценивает так: «О-о, война, о-о, бесконечные тяготы и бедствия российские».
«Мирная жизнь брала за горло и заставляла действовать, иначе пропадешь с голоду» (о настоящем).
С жалостью и состраданием В. П. Астафьев, именуемый современной критикой «совестью нации», вопрошает:
«Что с нами стало?! Кто и за что вверг нас в пучину зла и бед? Кто погасил свет добра в нашей душе? Кто задул лампаду нашего сознания, опрокинул его в темную, беспробудную яму, и мы шаримся в ней, ищем дно, опору и какой-то путеводный свет будущего. Зачем он нам, тот свет, ведущий в геенну огненную? Мы жили со светом в душе, добытым задолго до нас творцами подвига, зажженным для нас, чтоб мы не блуждали в потемках, не натыкались лицом на дерева в тайге и друг на дружку в миру, не выцарапывали один другому глаза, не ломали ближнему своему кости. Зачем это все похитили и ничего взамен не дали, породив безверье, всесветное во все безверье. Кому молиться? Кого просить, чтоб нас простили? Мы ведь умели и еще не разучились прощать, даже врагам нашим...» 
По существу, Астафьев своим романом попытался изменить оптику в восприятии войны: сместить взгляд с Победы в ней на вопрос о цене победы. Однако того интеллектуального, психологического и нравственного эффекта, на который рассчитывал автор, книга не произвела. Причины этого не только в известной противоречивости авторской точки зрения или художественной уязвимости романа, конечно, уступающего эстетически лучшим астафьевским произведениям, но и в механизмах массового сознания, не захотевшего осуществлять работу, к которой писатель призывал общество.

V. Домашнее задание

Критик Павел Фокин написал о «Веселом солдате» следующие слова: «Странная это все-таки исповедь. Покаяние переплетается с проклятием, плач – с иронией, благочестие – со сквернословием, молитва – с публицистикой. Какая-то растерянность чувствуется во всем строе (или развале?) книги. Покаяние – без надежды на прощение. Проклятие – без гнева. Плач – без слёз. Ирония – без отрицания». Какое настроение вы бы сочли преобладающим в романе? Напишите небольшое сочинение-рассуждение.