Литература
-
Игра "Умники и умницы" по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2011
Данное мероприятие является обобщающим при изучении комедии Грибоедова "Горе от ума". Игровая форма способствует лучшему закреплению материала, вызывает больший интерес к изучению литературы, имеет большое воспитательное значение.
-
Внеклассное мероприятие "Они спасли мир". Владимир Высоцкий. Песни о войне 2011
Внеклассное мероприятие по литературе призвано познакомить студентов с песенным творчеством Владимира Высоцкого, служит развитию в студентах творческого начала, овладению навыками выразительного чтения, воспитанию средствами музыки образованной, самостоятельно мыслящей личности.
-
Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь 2011
Урок помогает детям понять, почему мы должны помнить трудные времена жизни нашего народа, наших близких; подводит к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться равнодушными к чужой беде. Это урок раздумья над такими нравственными понятиями, как доброта и зло, жестокость и милосердие, и о многом другом.
-
Урок-спектакль по творчеству А.П. Чехова 2011
Урок обобщает и систематизирует запас знаний школьников по творчеству классика русской литературы Антона Павловича Чехова. Пробуждает интерес к его творчеству, обучает устному высказыванию в форме монолога и диалога. У учеников прививается любовь и уважение к литературе.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Блока "Соловьиный сад" 2011
Активизировать знания учащихся о своеобразии художественного мира А.Блока и поэтики символизма; раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы А.Блока "Соловьиный сад". Продолжить формирование умения анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, с учетом его жанрового своеобразия.
-
Творчество А.С. Пушкина. Произведение "Повести Белкина". 6-й класс 2011
Программа каждого класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы добра, зла, жестокости, равнодушия. Для урока литературы важно привлечь ученика к чтению, привить любовь к книге, к творчеству писателя. В этом отчасти помогает создание учащимися тестов к прочитанным произведениям. Работа по созданию таких тестов всегда увлекательна для шестиклассников, учит внимательному чтению художественного произведения.
-
Поиск духовных ценностей в стихотворении Ж.Превера "Как нарисовать птицу". 5-й класс 2011
Урок способствует развитию творческих и аналитических способностей учащихся на базе комплексного анализа стихотворения Ж.Превера «Как нарисовать птицу». Вырабатываются ценностно-смысловые, коммуникативные компетенции через изучение индивидуального стиля писателя. Свободная птица вдохновляет на творчество, а человек может творить, если его творчество (поступки) приносят радость.
-
Система работы с критической литературой в профильных классах 2011
В статье говорится о роли и значении литературной критики в школьном преподавании литературы.
-
В.Солоухин. Рассказ "Мститель". 11-й класс 2011
Тот, кто использует технологию критического мышления, знает, как нелегко найти произведение для работы на уроке. Предлагается вариант методической разработки урока по рассказу В.Солоухина «Мститель». Он соответствует условиям: небольшой объём, легко делится на этапы, интересен детям, имеет большое воспитательное значение.
-
Урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор" 2011
Цели урока: познакомить учащихся с историей написания рассказа; в ходе аналитической беседы помочь понять и оценить поведение главных героев, разобраться в философском смысле рассказа; развивать умение учащихся высказывать своё мнение и аргументировать его; проверить знание содержания произведения.
-
Урок-практикум по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" 2011
Цель урока: развивать навыки анализа художественного текста, характеристики героев, определить, что писатель ценит в людях.
-
Накануне Рождества (святочный рассказ на уроке развития речи). 5-й класс 2011
В основе урока, как и в изучаемом произведении, лежит прием контраста, что позволяет ребятам по-новому взглянуть на окружающий их мир. На уроке использован иллюстративный материал – повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», кадры мультфильма и кинофильма дают наиболее яркое представление об обычаях славянских народов, настолько они эмоциональны. Это урок развития речи. Он предполагает, прежде всего, работу со словом, поэтому использован фрагмент текста (эпизод) для анализа.
-
История одного спора (анализ рассказа А.П. Чехова "Пари") 2011
Целью урока является анализ рассказа А.П.Чехова, погружение в стилистику писателя. Как в уроке-мастерской, предлагается написать слова-ассоциации к слову «пари» и сделать предположение о роде и жанре произведения, написать возможный сюжет. Во время чтения учащиеся заполняют таблицу (банкир, юрист, автор), чтобы использовать выписанные слова для письменных ответов. В конце урока ученики составляют блок проблемных вопросов, которые помогут при написании домашнего сочинения.
-
Интегрированный урок (литература + искусство) "Литературные усадьбы тульского края". 8-й класс 2011
В статье представлен мир русской дворянской усадьбы ХIХ века, его влияние на творчество поэтов и писателей, живших в Тульской области. Урок рассчитан и на самостоятельную работу учащихся. На уроке используются различные современные технологии: метод проектов, технология развития критического мышления, информационные технологии.
-
Урок литературы по теме "Лучшие минуты жизни князя Андрея". 10-й класс 2011
Данный урок помогает учащимся ответить на вопросы, какие минуты своей жизни князь Андрей называет лучшими и почему.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "День самой главной…" 2011
Данное внеклассное мероприятие по литературе посвящается Дню матери в России. При подготовке к мероприятию были использованы стихотворения русских поэтов, песни, посвященные матерям. Сценарий можно использовать во время тематических классных часов.
-
Урок литературы по теме "Творчество Н.М. Рубцова. Стихотворение “Русский огонек". 8-й класс 2011
Урок проводится в школьном краеведческом музее в комнате "Русская изба", где стоит русская печь, стол, покрытый кружевной скатертью, на столе - большой самовар, на деревянных стенах избы - фотографии в больших рамках, в каждой рамке от 6 до 10 фотографий. Цель урока: познакомить с творчеством Н.Рубцова, учить понимать и любить поэзию, воспитывать любовь к Родине, способствовать привитию лучших моральных качеств русского народа.
-
Интегрированный урок "Критический реализм в изобразительном искусстве России. Передвижники" 2011
Урок-вернисаж призван показать наивысшие достижения русской живописи 2-й половины XIX века, связанных с деятельностью художников, входивших в состав Товарищества Передвижных выставок, всенародное признание и горячее сочувствие общества их деятельности. Воспитание личности через передвижнический реализм, где воссоединяются «правда» и «красота», уделявшего внимание проблемам отражения социальной жизни русского общества.
-
"Свобода + творчество + любовь = ?". 9-й класс 2011
Урок литературы в 9-м классе представляет собой комментированное чтение первой главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с элементами дискуссии. Цель: рассмотреть образ Онегина в первой главе романа; описание жизни дворянской столичной интеллигенции; место 1 главы в композиции романа; намечающийся «энциклопедизм» в отражении русской жизни. Во время чтения обращается внимание на характер повествования, простоту, легкость и изящество авторской речи.
-
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. 5-й класс 2011
Содержание урока литературы направлено на глубокое осмысление рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»: удивительного и прекрасного мира образов, красок и звуков. Чтобы войти в мир, необходимо открыть книгу, а для этого надо подобрать особые «ключи», потому что с них и начинается путь читателя: знакомство с литературными законами, постижение художественной структуры. Урок сопровождается презентацией.
-
Тема веры в романе Ф.М. Достоевского. Светлые двойники Раскольникова. 10-й класс 2011
Основные вопросы, раскрываемые в ходе урока: Раскольников перед очередной дверью; есть ли возможность выбора? верить или не верить? пространство по-свидригайловски и будущее глазами Сонечки Мармеладовой; символы в романе.
-
Внеклассное мероприятие по литературе и истории "Живая память о былом" 2011
Мероприятие посвященное жителям Омска в годы Великой Отечественной войны – солдатам, труженикам тыла и детям.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны" 2011
Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях.
-
Духовно-нравственное и гражданское воспитание на внеклассных занятиях по литературе 2011
В статье описан опыт работы по духовно-нравственному воспитанию. Создание программ духовно-нравственного воспитания, нового для современной России типа, заполнит белые пятна традиционного безрелигиозного воспитания и восстановит утраченные элементы культурной и духовной жизни России. Актуальная задача – подготовка специалистов в области духовно-нравственного воспитания.
-
К.Г. Паустовский. "Кот-ворюга". Сюжет и герой рассказа. 5-й класс 2011
В процессе урока ребята развивают навыки пересказа, чтения, комментирования художественного текста. Ученики знакомятся с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского. Урок призван воспитывать толерантное отношение к окружающим. Основная идея урока: «за добро плати добром, не будь пустельгой».
-
Контраст как стилистическая фигура в рассказе Л.Н. Толстого "После бала". 8-й класс 2011
Учащиеся анализируют текст через исследовательскую работу при помощи двойного дневника, буклета, мини-проекта, исследования по Сократу, анализа языковых средств. На уроке дается представление о контрасте как о приёме, на котором строится рассказ. Учащиеся знакомятся с творчеством Л.Н. Толстого.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Поэт А.А. Фет. Страницы биографии. Стихотворение "Ель рукавом мне тропинку завесила…". Гармоничность и музыкальность поэтической речи" 2011
Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством А.А. Фета; у них пробуждается интерес к поэзии А.А. Фета; показывается разнообразие родной природы в лирике А.А. Фета.
-
Урок развития речи "Крылатая мудрость народа…" (по сказке Джанни Родари). 5-й класс 2011
Урок литературы в 5-м классе, на котором происходит знакомство учащихся со сказкой итальянского писателя Дж. Родари. Учащиеся приобщаются к нравственным ценностям, пришедшим к нам из далеких времен разных стран и народов. Наряду с этим идет воспитание духовной культуры, самоутверждение личности каждого ребенка, так как им приходится высказывать свою точку зрения. Обогащается и духовный мир детей.
-
Роль символов в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2011
На уроке учащимся предлагается ответить на вопрос: "В каком значении слово мистика раскрывается на страницах произведения?" А также найти и рассмотреть символы в романе, пытаясь объяснить (по возможности самостоятельно), в чём заключается их функция в произведении.
-
Двусложные и трехсложные стихотворные размеры 2011
Цели урока: формирование знаний стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте; развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы; воспитание любви к родному языку, чувства гордости за его богатство и многообразие.