Литература
-
Война и дети. А.Платонов. "Маленький солдат". 5-й класс 2011
Урок знакомит с ролью детей в годы Великой Отечественной войны; воспитывает у детей чувство патриотизма, любви к своей стране. На уроке закрепляются навыки анализа рассказа, ведется работа над литературоведческими понятиями. Данный урок – это урок-размышление над главной идеей рассказа. В течение урока использованы различные виды работ: выразительное чтение, чтение по ролям, пересказ, словесное рисование, беседа по вопросам, чтение наизусть стихотворений, рисунки детей.
-
"Слово пошло за живописью" (авангардная живопись и поэзия начала ХХ века). 11-й класс 2011
Урок-мастерская развивает умения учащихся самостоятельно исследовать художественные произведения искусства: поэзия и живопись, исходя из их специфики, с целью формирования эмоционально-ценностного отношения к футуризму как одному из наиболее ярких направлений русского авангарда. Урок носит интегративный характер (МХК, ИЗО, история) и позволяет учащимся реализовать себя в творческой деятельности.
-
Образ звезды в стихотворении Н.Рубцова "Звезда полей" 2011
Урок – педагогическая мастерская представляет совокупность пространств: игрового, учебного, художественно-творческого. Ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания. Занятие проводилось в 6-м и 8-м классах. Шестиклассники учились анализировать стихотворение, а восьмиклассники отрабатывали навыки анализа стихотворного произведения.
-
Урок-исследование по теме "Умом Россию не понять". Философская лирика. 10-й класс 2011
Цель урока – постижение философской глубины произведения Тютчева, развитие навыков интерпретации лирического стихотворения. Исследование текста стихотворения «Умом Россию не понять…» позволяет формировать умение языкового анализа лирического стихотворения. Метод проектирования помогает постичь гражданскую позицию поэта, русского человека, показать духовные возможности Родины – России. Устремления Тютчева к христианскому идеалу – стремление к святости. Нет святости – нет ценности.
-
"Антону Павловичу Чехову посвящается…" 2011
Предложенная литературно-музыкальная композиция посвящена жизни и творчеству А.П. Чехова. Мероприятие не ставит целью изучить отдельные факты биографии писателя, но предполагает развитие интереса к его судьбе и произведениям. Может быть представлена в виде группового долгосрочного творческого проекта.
-
Разработка урока литературы в 9–11-х классах по программе В.Я. Коровиной 2011
Урок-презентация по литературе в 9-м классе по программе В.Я. Коровиной «Сатирическое изображение новой социальной обстановки в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». На уроке повторяются основные вехи жизни и творчества М.А. Булгакова, закрепляются такие понятия, как «сатира», «ирония», «памфлет», «гротеск»; анализируются булгаковские сатирические приемы изображения действительности 20-х годов XX века.
-
Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя…" 2011
На уроке учащиеся знакомятся с произведением А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…», продолжается работа над формированием навыка выразительного чтения, расширяется читательский кругозор, закрепляются знания учащихся о пичужской росписи и вырезного декора.
-
Урок по рассказу А.И. Солженицына "Правая кисть" 2011
Цель урока: пробудить интерес к личности, творчеству и мировоззрению А.И. Солженицына; осмыслить авторскую позицию по отношению к насилию, лжи, «мертвым» идеям и схемам.
-
"Все мы родом из детства". 11-й класс 2011
Одной из эффективных форм воспитательной работы является проведение прощальных уроков литературы в выпускном классе, которые способствуют глубокому осмыслению нравственных выводов произведений литературы, помогают подросткам осознать их великую созидательную силу. На данном уроке анализируется важный этап в жизни каждого человека и определяется его роль во взрослой жизни. Тщательно отобранные для урока произведения поданы в интересной форме и праздничной обстановке.
-
Урок литературы на тему "М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита". Грани романа" 2011
Представленный урок является первым уроком при изучении романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся узнают об идее романа, замысле писателя, проводится параллель между главными героями романа: Иешуа, Понтием Пилатом и Воландом.
-
Люди с номерами. 11-й класс 2011
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Варлама Шаламова и поэта-земляка Ивана Петрова, вызвать чувства уважения к тем, кто в трудных жизненных ситуациях остался человеком.
-
Тематическое планирование уроков русского языка и литературы в 5, 7, 8-м классах 2011
В статье представлено тематическое планирование уроков литературы и русского языка составленное на основе программ по литературе и русскому языку для 5–11-х классов.
-
Олимпиадное задание по литературе. 11-й класс (школьный этап) 2011
На школьном этапе олимпиады по литературе учащимся 11-го класса предлагается познакомиться с текстом рассказа А.И. Бунина «Часовня» и ответить на вопросы к данному тексту. В работе предложены ответы на все вопросы. Задания рассчитаны на учащихся общеобразовательной школы.
-
Своеобразие жанра стихотворение в прозе. Мир и человек в стихотворении "Природа" И.С. Тургенева 2011
Урок литературы, цель которого – расширить представления учащихся о жанре стихотворение в прозе; познакомить с литературным циклом И.С. Тургенева “Стихотворения в прозе”. Для анализа текста предложено его стихотворение «Природа». Структура урока носит традиционный характер, но не является замкнутой. Учащиеся должны самостоятельно определить идейный замысел писателя и подготовить свою интерпретацию авторского понимания закономерностей мироустройства.
-
Открытый урок математики, проведенный в рамках Года космонавтики. 4-й класс 2011
Урок математики в 4-м классе по учебнику «Школа–2100» М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. Урок посвящен Году космонавтики. Задания даются по достоверным цифрам, связанным с полетами и памятными местами космонавтов Ю.А. Гагарина и А.Г. Николаева.
-
Информационные технологии на уроках литературы. Анализ стихотворения "Я не люблю" В.С. Высоцкого 2011
Урок знакомит учащихся с биографией В.С. Высоцкого, с творчеством певца, поэта, киноактера, драматического актера; представлен анализ стихотворения «Я не люблю» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
-
Учебные программы для 1-го класса ПНШ 2011
Учебные программы для 1-го класса ПНШ (русский язык, литературное чтение, математика, ОМ, ИЗО, технология) включают требования к уровню подготовки учащихся, содержание программы, календарно-тематическое планирование, перечень ключевых слов по каждому предмету, список литературы для учителя и для учащихся.
-
С.Маршак. "Двенадцать месяцев" 2011
Цели урока: продолжить знакомство детей с творчеством С.Я. Маршака; самостоятельно искать и проверять новые знания по теме; развивать навыки выразительного чтения, умение аргументировать своё мнение, развивать речь; обогащать словарный запас детей; развить креативность мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе.
-
"Тяжело бывает одинокому человеку" (По рассказу В.Шукшина "Горе"). 7-й класс 2011
Урок позволяет учащимся на примерах развития личности главного героя, используя приемы сравнения и сопоставления, выйти на самостоятельное видение жизненной ситуации. Важным аспектом является развитие монологического высказывания по теме через личностное отношение и помогает формировать четкую позицию значимости нравственных категорий в жизни человека.
-
Подготовка к ЕГЭ на уроках-встречах старшеклассников 2011
Любой учитель-словесник знает, как сложно подготовить выпускников к успешному выполнению творческой части госэкзаменов по русскому языку и литературе. Задача понятна - научить школьников логично, эмоционально и стилистически грамотно излагать мысли на заданную тему, но как это сделать? Одна из практик по развитию коммуникативной компетенции учеников в нашей школе - уроки-встречи учащихся 9-го и 11-го классов. Каждая такая встреча "привязывается" к творчеству того или иного писателя либо к какой-то проблематике в целом. Для десятиклассников это обобщение изучаемого материала, а для 11-классников - повторное, более глубокое осмысление пройденного.
-
Повесть отчаяния и надежды. Урок-мастерская по повести Л.Андреева "Иуда Искариот" 2011
Повесть Андреева «Иуда Искариот» так глубока по своему содержанию и одновременно высокохудожественна по форме, что грешно обойти ее вниманием в школе. Много сказано об извечных проблемах: борьба добра и зла, споры о правомерности лжи во спасение, о том, что цель может оправдывать средства, вечная проблема выбора. Но повесть Леонида Андреева говорит еще и о необходимости и умении любить и прощать. Этим убеждением объясняются поставленные перед уроком цели.
-
Внеклассная работа по литературе «Стихи русских поэтов о Родине» в 5-м классе в форме литературной гостиной 2011
Литературная гостиная в 5-м классе, где ребята будут слушать выразительное чтение учителя, голос автора на диске, читать стихи собственного сочинения, пытаться сделать первые «пробы пера». Данная тема введёт учащихся в своеобразный мир поэзии, покажет глубокое чувство поэтов к родной природе, истории и Родине, поможет воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.
-
Урок-исследование по рассказу В.Г. Короленко "Сон Макара". 9-й класс 2011
Урок-исследование с опережающим заданием направлен на актуализацию опорных знаний и умений учащихся по теории литературы. На уроке активизируются навыки анализа и интерпретации художественных приемов и средств, проводится этнографическое наблюдение, поисковая работа, которые стимулируют навыки исследовательской работы.
-
Эпоха А.П. Платонова. 8-й класс 2011
Цели и задачи проекта: духовно-нравственное просвещение учащихся на примере жизни и деятельности А.П. Платонова; изучить творческую биографию писателя; результаты исследовательской деятельности отразить в литературной газете; развить творческий потенциал детей; формировать умение работать в команде; формировать чувство патриотизма.
-
Любовная лирика Ф.И. Тютчева. (Анализ стихотворения "Весь день она лежала в забытьи…"). 10-й класс 2011
Урок направлен на развитие аналитического мышления детей, развитие любви к русской литературе, закрепление навыка анализа лирического текста. На уроке в результате аналитической беседы отрабатываются умения и навыки литературного анализа стихотворения обучающимися.
-
"Живое слово". Творческое исследование тайны художественного слова 2011
У каждого слова есть своя тайна. Слово живёт своей загадочной интересной жизнью. Слово - живое. Учащиеся изучают тайны слова - проводят творческое исследование слова, знакомятся с основными разделами языкознания, что способствует приобщению детей к миру слов, привитию бережного отношения к языку, развитию связной речи учащихся.
-
Бинарный урок (литература + музыка) "Подвиг во славу Отечества". 7-й класс 2011
В центре внимания на уроке - размышление о подвиге и драматических событиях войны 1812 года, о значении битвы за Смоленск, Бородинского сражения. Тема актуальна в преддверии празднования 200-летней годовщины Отечественной войны 1812 года.
-
Ролевая игра "Суд над разбойником Дубровским" 2011
Форма "Суд над литературным героем" не является не только оригинальной, но и новой. В первые десятилетия после революции, когда шло создание советской школы, и советские педагоги пытались уйти от классического урока, эта форма уже применялась. Достаточно вспомнить роман В.Каверина "Два капитана" и эпизод, где юные герои участвуют в ученическом суде над Онегиным с позиции коммунистических идей.
-
Урок-исследование по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". 10-й класс 2011
Работа над самым загадочным и таинственным образом романа Достоевского «Преступление и наказание» - Аркадием Ивановичем Свидригайловым. На уроке дается ответ на вопрос: кто же Свидригайлов – «изверг или жертва?».
-
Использование технологии педагогической мастерской на уроках литературы 2011
Урок воспитывает сердечность через чувства сопереживания, сострадания, соучастия, сопричастности к людям и проводится в форме мастерской ценностных ориентаций.