"Детская любознательность, - пишет Н.С. Лейтес, - если её удается сохранить, даёт постоянный стимул к развитию способностей". И, напротив, С.М. Бондаренко отмечает: "Постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются".
Для решения этих сложных социально-педагогических задач нужны средства, способствующие становлению и развитию творчески активной личности учащихся. Одним из действенных средств решения данной задачи является использование в образовательном процессе метода проектов.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Включение данного метода в учебный процесс даёт возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но и эвристические приёмы и методы активизации творческого мышления.
Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы и, во-вторых, направлен на получение результата. Работа с проектами позволяет учащимся приобретать знания, которых они не получают при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что учащиеся сами делают свой выбор и проявляют инициативу. Следовательно, хороший проект должен иметь практическую ценность; предполагать проведение самостоятельных исследований; давать ребёнку возможность учиться в соответствии с его способностями; помогать налаживанию взаимодействия между учениками.
Что же такое проект-исследование? Исследование с точки зрения ученика - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала; с точки зрения учителя - это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать у детей специфические умения и навыки проектирования и исследования.
Сейчас много говорят об использовании проектной деятельности на уроках литературы. Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности. Подобный вид деятельности на уроках литературы формирует навыки самостоятельной работы с художественным текстом, обогащает читательский опыт.
Проектная деятельность может применяться на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъём к высшему уровню творческой самостоятельности.
Так, курс литературы в среднем звене уже предоставляет такие возможности. Например, после изучения раздела "Устное народное творчество" предусмотрено знакомство с литературными сказками. Поэтому объектом проекта-исследования может стать вопрос "Черты сходства и различия народной и литературной сказки". Уроки внеклассного чтения помогут разработать проекты "Читательский формуляр Барби (Гарри Поттера)", "Если бы я был составителем школьной программы по литературе, то:"
На старшей ступени обучения ученики, подготовленные к научно-исследовательской работе и желающие попробовать силы в поисковой деятельности, отдают предпочтение проектам, носящим проблемный характер, например: "Специфика жанра сказки в творчестве Л.Петрушевской", "Цветообозначения при описании пространства как средство изображения внутреннего состояния героя в романе В. Набокова "Машенька", "Литература сегодняшнего дня: вся ли она современна?".
Задача учителя литературы - грамотно организовать все этапы деятельности учащихся по подготовке к созданию проекта-исследования. Первый этап работы - подготовительный: выбор области исследования, определение проблемы и темы будущей работы. Далее следует этап изучения необходимой литературы, её конспектирования. Именно здесь и определяется проблема, которую предстоит сформулировать, последовательно доказать её решение. Обращение к литературоведению, основным трактовкам произведений обязательно, как это принято в научно-исследовательской деятельности, первоначальное представление о которой и даёт школьная работа. Учитель консультирует школьника, помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется черновик, затем работа полностью оформляется. Презентация работы проводится на научно-практической конференции среди учащихся. Этап защиты работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, но и, как всякое настоящее исследование, надо защитить. Защита должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (учителей, родителей). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Результаты проведённого исследования можно оформить в виде научной статьи, доклада, тезисов доклада, выступления, сопровождающихся компьютерной презентацией-проектом.
Например, ученица выполняла проект "Импрессионизм А.Фета в поэзии К.Бальмонта". Сначала представлен план исследования:
Введение.
Глава 1. Импрессионизм: сущность, основные принципы.
1.1. Импрессионистическое видение мира как стилевая доминанта.
1.2. Музыкальность как принцип поэтического творчества.
Глава 2. Стилевые доминанты лирики А.Фета.
2. 1. Импрессионизм в лирике А. Фета.
2. 2. Музыкальность лирики А. Фета.
Глава 3. Импрессионистичность и музыкальность поэзии К.Бальмонта. Заключение.
Далее определялись объект и предмет исследования (объект - творчество А.Фета и К.Бальмонта; предмет - импрессионизм как стилевая доминанта поэзии А.Фета, ставшая для поэзии К.Бальмонта основополагающей).
В соответствии с избранным предметом работы ставилась цель исследования (показать на примере художественного наследия Бальмонта, как стилевые аспекты лирики поэта ХIХ века А.Фета повлияли на специфику стиля поэта ХХ века), выявлялся круг задач (изучить специальную литературу по выбранной теме; дать толкование понятия "импрессионизм"; охарактеризовать импрессионизм творчества А.Фета; выявить, какие параметры художественного мира А.Фета становятся основополагающими для творчества К.Бальмонта; объяснить, чем определяется выбор К.Бальмонтом именно данных стилевых доминант); выбирались необходимые методы исследования (анализ специальной литературы; построение гипотезы; общенаучный метод наблюдения и обобщения; сопоставительный метод), выдвигалась гипотеза (если описать стилевые доминанты поэзии Фета в творчестве Бальмонта, то можно говорить, что процесс внутреннего развития поэзии ХIХ - ХХ веков обусловлен различными факторами, главным из числа которых является интерпретация творчества художника своими последователями).
Результаты исследования были представлены автором на научно-практической конференции среди учащихся своей школы и всего района.
При защите проект оценивался по таким параметрам, как структура работы (логичность, культура оформления), теоретический аспект (целостность, коммуникативная и информационная компетентность автора), исследовательский аспект (соответствие теоретической и практической частей, корректность использования методов исследования, результативность проекта).
Итак, отметим самое важное, что может внести учебное исследование в процесс преподавания литературы, - это помощь в формировании самосознания школьника, в обретении позиции заинтересованного участия в познавательной и творческой работе на уроках литературы.