Цели:
- изучить личность Рылеева К.Ф. как поэта и гражданина;
- дать историко-литературный комментарий к стихотворению к.Ф.Рылеева "Гражданин";
- составить портрет типичного декабриста и сопоставить с личностью Рылеева;
- воспитать чувство любви к Родине, понимания гражданского долга.
Оборудование: проектор, компьютер, телевизор, видеомагнитофон; презентация к уроку, электронный учебник "Уроки Кирилла и Мефодия", видеофильм "Восстание декабристов"; картина И.И.Кольмана "Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге 1825 года", учебная таблица "Декабристское восстание", портреты К.Ф.Рылеева, П.И.Пестеля, П.Г.Каховского, М.П.Бестужева-Рюмина, С.И.Муравьёва-Апостола; раздаточный материал (таблицы и анкеты для заполнения - по 20 штук).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Слово учителя литературы о К.Ф.Рылееве (1795-1826):
- Рылеев был мне первым светом:
Отец! По духу мне родной -
Твоё названье в мире этом
Мне стало доблестным заветом
И путеводною звездой.
(на экране портрет К.Ф.Рылеева и слова Н.П.Огарева).
- Так писал через несколько лет после гибели Рылеева поэт-революционер Н.П.Огарев (1813-1877). Свет от жизненного и творческого подвига Рылеева остался надолго.
К.Ф.Рылеев родился в 1795 году в небогатой дворянской семье. Детство его прошло под Петербургом, в усадьбе Батово. По дворянской традиции мальчик был отдан в кадетский корпус, который окончил в 1814 году в самом конце войны с Наполеоном. Он был зачислен в действующую армию, с которой прошёл Германию, Швейцарию и Францию.
По возвращении в Россию в 1816-1818 годах он служил офицером в Воронежской губернии. Здесь он встретил дочь местного помещика Наталью Михайловну Тевяшеву, на которой женился в 1819 году. Вскоре Рылеев вышел в отставку, считая невозможным служить в аракчеевской армии.
В 1821 году он был избран заседателем Петербургской уголовной палаты, где всячески старался отстаивать интересы тех, кто по своему социальному положению не мог сам себя защитить.
Однажды Петербург был ошеломлён: в журнале "Невский зритель" появилась сатирическая ода "К временщику", в которой давался уничтожающий портрет Аракчеева.
Так вступил в литературу Рылеев - поэт-гражданин.
III. Историко-литературный комментарий к стихотворению К.Ф.Рылеева "Гражданин".
Учитель литературы:
- В том же журнале впервые было опубликовано программное произведение Рылеева "Гражданин". Стихотворение "Я ль буду в роковое время..." (название стихотворения по первой строке), написанное в 1825 году, раскрывает характер требований гражданского романтизма к человеку.
(Выразительное чтение стихотворения одним из учащихся, текст стихотворения - на экране).
Учитель истории работает с учащимися над историческими понятиями, комплексом общественных понятий и чувств: роковое время, гражданин, самовластье, угнетённая свобода, бурный мятеж, исторические деятели - Брут Марк Юний и Риего Рафаэль. (Эти слова в тексте стихотворения выделяются курсивом.)
Учитель литературы работает с учащимися над идейно-тематической основой стихотворения:
1. Определите тему стихотворения. О чём оно? (О том, что юноши, отгородившиеся от участия в борьбе, лишают себя возможности понять "предназначенье века", остаются вне истории и обречены на позор и презрение потомков.)
2. Каков основной приём стихотворения? (Антитеза, образ романтического героя противопоставлен образу юношей)
3. Каким представлен образ романтического героя? (Романтический герой предвидит грядущий бурный мятеж и готов жертвовать собой. Он "разгадал" свою судьбу, понял своё предназначенье и всего себя посвятил отчизне.)
4. Каким представлен образ юношей? (Автор стихотворения называет молодое поколение "изнеженным племенем переродившихся славян" "с хладной душой и хладным взором", для которых характерна "постыдная праздность".)
5. Какова основная мысль стихотворения? (Состояние покоя, вялости Рылеев отвергает, напротив, всё высокое для поэта связано с движением.)
IV. О тайных организациях.
Учитель истории:
- Были ли в начале XIX века организации в России, которые ставили перед собой реальные цели по воплощению идей, заявленных в данном стихотворении?
Просмотр диска "Уроки Кирилла и Мефодия" о Союзе благоденствия.
- Какие цели ставили перед собой эти организации? (Ограничение прав монарха, улучшение жизни народа, его освобождение от крепостного права.)
- Чем занимался кружок "Зелёная лампа"? (Через журналы члены кружка знакомили с американской и французской конституцией.)
Просмотр диска "Уроки Кирилла и Мефодия" о Северном и Южном обществах.
Учитель истории предлагает учащимся самим выявить линии сравнения "Конституции" Муравьёва и "Русской правды" Пестеля.
Заполнение таблицы.
Линии сравнения | "Конституция" | "Русская правда" |
Форма правления | Конституционная монархия | Республика |
Форма гос. территориального устройства | Федерация | Унитарное |
Высшие органы | Народное вече - законодательная
власть, Император - исполнительная |
Народное вече - законодательная
власть, Державная дума - исполнительная, Верховный собор - контролирующие функции |
Отношение к крепостному праву | Отменялось | Отменялось |
Собственность и земельный вопрос | Крестьяне получали в собственность по 2 десятины, помещичье землевладение сохранялось | Земля общественная принадлежала волости, частная давалась тем, кто мог её обрабатывать |
Избирательная система | Граждане, обладающие недвижимой собственностью стоимостью 500 рублей, движимой - 1000 рублей | Всё население |
Учитель литературы:
- Конечно, К.Ф.Рылеев не остался от этого в стороне. Вскоре он стал одним из руководителей Северного тайного общества. В стихотворении "Гражданин" К.Ф.Рылеева наиболее полно отразился образ декабриста.
Учитель истории:
- Посмотрите на экране статистические данные "типичного" декабриста.
(Учитель истории комментирует таблицу.)
Статистические данные (на доске):
Годы рождения: от 1775 до 1808. самому старшему декабристу могло быть 50 лет, младшему - 17.
Происхождение: 174 потомственных дворянина, 3 из духовенства, 1 из купцов, 1 из крестьян.
Образование: 72 закончили военные, 38 - гражданские учебные заведения, 18 - Московский университет, 2 - Петербургский, 4 - Царскосельский лицей, 35 - кадетские корпуса, 22 - Пажеский корпус.
Служебное положение: 636 военных, из них 280 нижних чинов, 1 генерал-лейтенант, 8 генерал-майоров, 49 полковников, 66 человек состояли на гражданской службе.
Учитель истории:
- А теперь давайте заполним анкету и выявим образ "типичного" декабриста, исходя из статистических данных. (Учитель истории помогает заполнить графу "типичный" декабрист, учитель литературы графу по Рылееву.)
"Типичный" декабрист | К.Ф.Рылеев | |
Возраст | ||
Происхождение | ||
Образование | ||
Служебное положение | ||
Участие в событиях начала XIX века | ||
Политические симпатии | ||
Качества личности |
Учитель литературы:
- Прошло немного времени, и поэт ценой собственной жизни доказал, что слова не расходились у него с делом. К.Ф.Рылеев руководил подготовкой восстания и давал распоряжения на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.
Просмотр видеофильма о восстании декабристов на Сенатской площади, демонстрация картины И.И.Кольмана.
Учитель истории:
- Восстание было разгромлено Николаем I. Как вы думаете, в чём причины поражения восстания? (Противоречия, не хватало народа, недостаточно чётко организовано.)
- О последствиях восстания, участи руководителей и участников восстания вам расскажут эти страшные цифры. (Учитель показывает по учебной таблице статистику, называет конкретные цифры.)
- Пятеро руководителей были повешены: К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, П.Г.Каховский, М.П.Бестужев-Рюмин, С.И.Муравьёв-Апостол. (Показ портретов названных руководителей восстания на экране проектора.)
Учитель литературы:
- Среди декабристов были друзья А.С.Пушкина. "Каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна", - писал А.С.Пушкин в одном из своих писем. Вам известно его стихотворное послание друзьям-декабристам "В Сибирь", которое он передал в 1827 году с женой декабриста А.Г.Муравьёвой, уезжавшей к мужу на каторгу.
(Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина одним из учащихся.)
- Друзья Пушкина оценили его мужество и желание помочь и поддержать в трудную минуту. Об этом говорится в стихотворении А.И.Одоевского "Ответ из Сибири".
(Выразительное чтение стихотворения А.И.Одоевского одним из учащихся.)
V. Выводы по уроку.
Учитель литературы:
- К.Ф.Рылеев прожил короткую жизнь: в день гибели, 13 июля 1826 года, ему был 31 год. Но жизнь эта навеки вошла в историю Отечества, борьбы за народ.
И сегодня творчество Рылеева помнят, чтят и любят, ибо оно, пользуясь выражением А.Блока, "корнями вросло в русское сердце".
"Известно мне: погибель ждёт
Того, кто первый восстаёт
На утеснителей народа, -
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?" -
Эти слова из поэмы "Наливайко" Рылеев подтвердил всей своей жизнью.
- Ребята, а знаете ли вы стихотворения башкирских поэтов на гражданскую тему? Назовите их.
VI. Итоги. Оценить работу учащихся на уроке.
VII. Домашнее задание: прочитать "Думы" К.Ф.Рылеева, подготовить историческую справку о героях дум.