Тайны поэтической звукописи. 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели урока:

обучающая цель: ученик должен научиться видеть смыслоразличительную функцию звука как один из художественных приёмов в поэтическом тексте;

развивающая цель:

  • развивать умение анализировать поэтический текст;
  • сравнивать тексты и делать выводы о смыслоразличительной функции звука в поэтических текстах разных авторов; работать над развитием речи учащихся;

воспитательная цель:

  • осознание определённой сферы своих интересов и возможностей;
  • владение умениями совместной деятельности;
  • восприятие художественного текста как произведения искусства.

Единица содержания: понятие о звуке как смыслоразличительной единице языка и как одном из художественных приёмов в создании поэтического текста

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Этапы урока: подготовительный, применение знаний, итог на рефлексивной основе.

1. Оргмомент

Приветствие.

Начнём урок литературы. Для меня урок литературы – это… А впрочем, гораздо интереснее узнать, что такое урок литературы для вас.

Закончите предложение:

Для меня урок литературы – это______________________________________

2. Подготовительный

Литература – это всегда творчество, встреча с прекрасным, с произведениями искусства, которые создаются по определённым законам. Сегодня откроем одну из тайн создания поэтического текста.

Послушайте стихотворение средневекового поэта.

О возлюбленной моей
День и ночь мечтаю,-
Всем красавицам её
Я предпочитаю.
Лишь о ней одной пишу,
Лишь о ней читаю.

Никогда рассудок мой
С ней не расстаётся;
Окрылённый ею дух
К небесам взовьется.

1. О какой возлюбленной пишет безымянный поэт в своём стихотворении?

Филологией моя
Милая зовётся.

Я взираю на неё
Восхищённым взором.
Грамматическим мы с ней
Заняты разбором.
И меж нами никогда
Места нет раздорам.

Смог я мудрости веков
С нею причаститься.
Дорога мне у неё каждая вещица:
Суффикс, префикс ли, падеж,
Флексия, частица.

Молвит юноша: “Люблю!” -
Полон умиленья.
А для нас “любить” глагол
Первого спряженья.
Ну, а эти “Я” и “ТЫ” -
Два местоименья.

Можно песни сочинять
О Прекрасной Даме,
Можно прозой говорить
Или же стихами,
И при этом надо быть
В дружбе с падежами!

2. Что такое филология? (Совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве)

3. Какие возможности для себя находит в филологии поэт?

Тема урока.

  1. О тайнах поэтической звукописи.
  2. Поговорим о звуках.

А О Ы У И А

                Красный

                Чёрный

                Синий

                Жёлтый

                Зелёный

                Белый

4. В какие из цветов окрашен каждый звук?

5. Каким звуком и цветом вы воспринимаете меня?

2. Основной этап

Впервые о взаимосвязи смыслового единства речевого звука и цвета написал французский поэт Артур Рембо. Вот его стихотворение. Приготовьтесь прочитать вслух.

“А” черный, белый “Е”, “И” красный, “У” зеленый,
“О” голубой — цвета причудливой загадки:
“А” — черный полог мух, которым в полдень сладки
Миазмы трупные и воздух воспаленный.

Заливы млечной мглы, “Е” — белые палатки,
Льды, белые цари, сад, небом окропленный;
“И” — пламень пурпура, вкус яростно соленый —
Вкус крови на губах, как после жаркой схватки.

“У” — трепетная гладь, божественное море,
Покой бескрайних нив, покой в усталом взоре
Алхимика, чей лоб морщины бороздят;

“О” — резкий горний горн, сигнал миров нетленных,
Молчанье ангелов, безмолвие вселенных:
“О” — лучезарнейшей Омеги вечный взгляд!

6. Какова поэтическая концепция Рембо?

7. Почему ваше представление не совпало с мнением Рембо?

8. О чём свидетельствуют разные ассоциации между звуком и цветом?

  • связь “звук-цвет” - сугубо индивидуальный феномен;
  • звук-гармония стиха, передаёт душевные потрясения.

Звуко-цветовую связь использовали русские поэты серебряного века. Так поэт Андрей Кручёных писал: “Прекрасен цветок лилия! Но слово, затрёпаное тысячами поэтов, ужасает. Я исправлю эту ошибку, я напишу__________________

9. Что написал А.Кручёных?

И первоначальная красота восстановилась!

 Перед вами стихотворение Велимира Хлебникова, поэта серебряного века. Человека творческого и талантливого, самобытного и неповторимого. А как же иначе, если литература – это способ самовыражения.

Велимир Хлебников - стихи

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

Работа в группах

Группа 1.

- Прочитайте стихотворение выразительно. (Попробуйте почитать все!)

- Озаглавьте стихотворение. (Объясните смысл названия)

- Видите ли связь со стихотворением Рембо?

- Докажите, что у Хлебникова звуки несут в себе цветовой смысл.

- Нарисуйте то, о чём идёт речь в стихотворении. Используйте цвета, объясните выбор цветовой гаммы.

- Согласитесь ли вы с мнением поэта Валерия Брюсова, что стихи Хлебникова “бессмысленное сочетание звуков”?

Группа 2.

- Прочитайте стихотворение выразительно. (Попробуйте почитать все!)

- Озаглавьте стихотворение. (Объясните смысл названия)

- Видите ли связь со стихотворением Рембо?

- Какова роль согласных в стихотворении?

- Нарисуйте то, о чём идёт речь в стихотворении. Используйте цвета, объясните выбор цветовой гаммы.

- Обоснуйте выбор названия, что изобразили, объясните выбор цветовой гаммы.

- Согласны ли вы с мнением поэта Дмитрия Кедрина, что Хлебников видел звуки окрашенными?

Стихотворение В. Хлебникова “Лицо” (1911) или “Бобэоби” (‹1908—1909›(?)) своим появлением засвидетельствовало существенный разрыв в русской поэтической традиции. Ведущий арбитр и активный участник литературного процесса этого времени В. Я. Брюсов оценил это как “бессмысленные сочетания звуков”, что подтвердило трудность интерпретации этого стихотворения и продолжения "диалога текстов" в возникшей ситуации 2.

Однако при первом же взгляде на это стихотворение можно узнать "лицо": “губы”, “взоры”, “брови”, “облик” — почти стандартные, "общие места" представления "лица". Особенностью этих "черт лица" является здесь прежде всего то, что все они имеют один и тот же предикат — все они “пелись”. Обращает на себя внимание форма залога этого глагола: это может быть активно-возвратное действие ("губы" как субъект "пели себе") и пассивное ("губы" как объект "пелись = воспевались кем-то" — неопределенно-личным субъектом). Стоит отметить, что эта ситуация — быть субъектом или объектом — для "лица" здесь в целом остается амбивалентной, переходя из ситуации "или-или" в ситуацию "и-и".

Картина Малевича.

10. Как вы думаете, как назвал свой приём Хлебников? (Звукопись)

11. Аллитерация – повтор согласных. (Ассонанс – повтор гласных)

3. Итоги урока. Рефлексия

13. Сегодня я понял _________________

Презентация