Интегрированный урок “Господин Великий Новгород” предназначен для учащихся 6-го класса, обучающихся по программе “Школа 2100”. На уроке учащиеся самостоятельно формируют проблему своего исследования “Почему Новгород назвали Господином, Великим”. Работая над проблемой, учащиеся рассматривают вопросы: географическое положение, природные условия, особенности хозяйства, системы управления, развития культуры Новгородского княжества в период феодальной раздробленности. Знакомятся с былиной “Садко” Рассматривают, какие черты характера Садко воспевает в былине народ и как утверждается в былине идея величия Новгорода. На уроке учащиеся работают с исторической картой, смотрят фрагменты фильма 1952 г. режиссёра А.Птушко “Садко”. Используется компьютерная презентация. Заканчивается урок рассуждениями учащихся о том, что такое счастье. Главная мысль урока – счастье – это родной дом, Родина.
Синему морю на ути? шенье
Русский народ создал огромную изустную
литературу…
Она была достоинством и умом народа.
Она становила и укрепляла его нравственный
облик,
была его исторической памятью. (Д.С.Лихачёв).
Учитель истории:
Мозговой энергизатор “Историческая мозаика в датах” (учащимся предлагается набор цифр, из которых они должны составить даты и определить события)
Учитель истории: Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о феодальной раздробленности Руси. Сегодня мы будем вести речь об одном из княжеств, которое образовалось после распада Киевской Руси. О каком княжестве, вы должны ответить сами, после того как прослушаете стихотворение современного поэта Бориса Благодатного.
Ученик читает стихотворение (Приложение №1)
Ответ учащихся. Новгородское княжество.
Смотрим: Фрагмент фильма “Садко”, 1952 год, режиссёр А. Птушко. Начало фильма. “Здравствуй, Господин Великий Новгород” (Приложение №2. Компьютерная презентация)
Учитель истории. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Нам необходимо сформулировать проблему урока. Посмотрите на тему урока. Какой у вас возникает вопрос.
Ответ учащихся. Почему Новгород называли Господином, Великим.
Учитель истории. Этот вопрос и является нашей проблемой. На него мы должны ответить в конце урока. Но для этого нам необходимо наметить шаги исследования. Как вы думаете, что необходимо нам знать об этом княжестве, чтобы ответить на проблемный вопрос?
Ответы учащихся.
Учитель истории. Из перечисленного вами мы составляем наш план урока.
Географическое положение.
Природные условия.
Развитие хозяйства.
Система управления.
Развитие культуры.
Учитель литературы. Обращение к эпиграфу (словам Д.С.Лихачёва)
Назовите ключевые слова(“изустная литература”, “достоинство и ум народа”, “нравственный облик”, “исторической памятью”). Назовите жанры устного народного творчества(сказки, былины, песни, загадки и т.д.)
Наша задача – познакомиться с былиной “Садко”, определить, какие черты характера Садко воспевает в былине народ и как утверждается в былине идея величия Новгорода.
Учитель истории. Приступаем к первому пункту нашего плана. Откройте стр. учебника истории №110. Опишите географическое положение Новгородского княжества. Сравните его размеры с другими княжествами Руси.
Ответы учащихся. Северное княжество. Самое крупное на Руси.
Учитель истории. Новгородские земли простирались от Варяжского моря (Балтийское море) на западе до Каменного пояса (Уральские горы) на востоке, от Студеного моря
(Белого моря) на севере до озера в верховьях Волги на юге. Велики были владения Новгорода! Чудь и емь, карелы и другие финно-угорские народы подчинялись Новгороду. Главным городом княжества был Новгород.
Ученик: Выразительно чтение зачина былины “Садко”
В славном в Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко.
Учитель литературы: “Славный” Новгород называет народ город в былине. Объясните значение слова “славный”. Обращение к словарю(“Славный” – (высок) Пользующийся славой. Достойный славы. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1978, с.48.) Со 2-ой половины XIV века назывался Великий Новгород, в XV веке в грамотах, исходящих от веча, – Господин Государь Великий Новгород.
Можете ли вы объяснить название города? (“новый город”) Какой способ словообразования использован? (сложение основ без соединительной гласной).
Ученик: Обращение к энциклопедии “Города России”. (Города России: энциклопедия./ гл.ред. Г.М.Лаппо. - М.: Научное издательство “Большая российская энциклопедия”; ТЕРРА – Книжный клуб, 1998, с.) Новгород – один из древнейших городов России. Впервые упоминается в Софийской 1-й летописи под 859 годом. По предположениям, первоначально город находился в 2 км к югу от существующего с. Городище, у истока р. Волхов из оз. Ильмень. В X веке был перенесён на современное место (возможно, с этим связано название Новгорода – Нового города)
Учитель литературы: К какому словарю мы должны обратиться, чтобы объяснить происхождение слова? (Этимологическому)
Ученик: Обращение к этимологическому словарю. Новгород – название города на Волхове, имевшего большое значение уже в XIX веке; это название сохраняет память о тех временах, когда данная территория была ещё новой, неосвоенной. (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.3, с.77)
Учитель истории. Новгород называли “город трех морей”. Как вы думаете почему? Посмотрите на карту стр. учебника истории № 110. На какой реке находился город? Проследите речную сеть, в какие моря можно было по ней добраться.
Ответы учащихся. Р. Волхов. По рекам можно было попасть в Балтийское море, в Каспийское море, в Черное море.
Учитель литературы: Русь в давние времена была страной дремучих лесов и бескрайних полей, но образ Моря-Окияна Синего манит своей загадочностью. Обращение к репродукции картины В.Васнецова “Подводное царство” (Приложение №2. Компьютерная презентация)
Ученик: Чтение фрагмента былины “Садко”
Объяснение слова “яровчатый”. Обращение к словарю В.И.Даля.
Яровитый, яроватый, яровистый – Бойкий, быстрый, ретивый. (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4, М.: Русский язык Медиа, 2006 г., с.679.)
Учитель литературы: Каков образ морского
царя в былине? (юмористический, “голова у царя
как куча сенная”)
Смотрим: Фрагмент фильма “Садко”. На дне
морском
Учитель литературы: Обращение к эпиграфу. Что значит: “Синему морю на тишину” (вариант – “на ути? шенье”)?
Ответы учащихся.
В глубокой древности люди верили в особую силу слова, придавали ему магическое значение. Слово, художественно организованное – в форме песни, заговора, сказки, – обладало повышенной
силой. Пели, приговаривали, рассказывали, чтобы предотвратить беду или обеспечить успех дела. Сказитель, закончив рассказ, мог добавить: “Я убил ветер”. “Синему морю на тишину” сродни “убил ветер”. Этот стих – след тех давних времён, когда к пению былин прибегали для того, чтобы успокоить ветер. Конечно, в XIX-XX веках вряд ли верили в магическую силу былин, подобно далёким предкам. Но относились к ним с полной серьёзностью и почтением. И нам стоит с тем же почтением и серьёзностью отнестись к былинам, к каждому вслух произнесённому слову.
Ученик:
Стал Садко поторговывать,
Стал получать барыши великие.
Во своих палатах белокаменных
Устроил Садко все по-небесному:
На небе солнце – и в палатах солнце,
На небе месяц – и в палатах месяц,
На небе звезды – и в палатах звезды.
Учитель истории (использование слайдов). Г. Новгород находился на реке Волхов, которая делила его на две части: правая сторона называлась Торговой, потому что здесь находился главный городской рынок — торг, левая сторона называлась Софийской, потому что здесь находился главный храм Новгорода — кафедральный Софийский собор. Обе стороны соединялись большим Волховским мостом, который был построен недалеко от торга.
К торгу примыкала площадь , называлась она Ярославовым двором. Здесь находилось подворье Ярослава Мудрого, когда он жил в Новгороде и еще не был киевским князем.
Учитель литературы: Отличаются города русские от европейских. Узкие улицы европейских городов грязные, немощёные, все нечистоты выливаются на улицу, кишащую людьми, уставленную тележками, забитую домашней птицей и свиньями. Улицы являлись местом работы и встречи людей. Двери лавок ремесленников открывались на улицу, лотки торговцев перегораживали мостовую, нищие проводили на улицах день и ночь, улица была их домом.
Учитель литературы: Обращение к репродукции картины Н.Рериха “Город строят” (Приложение №2. Компьютерная презентация)
Ученик: На высоком берегу широкой полноводной реки воздвигают прочные стены и башни из крепких брёвен и досок. Солнце клонится к закату, окрашивая тёплым коричневым цветом деревянные срубы. Длинные густые тени ложатся на землю. Бодрым ветром тянет с реки, и споро идёт работа у людей в белых льняных рубахах. Сам князь наблюдает за стройкой. Может быть, то Ярослав Мудрый, что “начал ставить города по Роси”? (Н.Рерих Из собрания Государственной Третьяковской галереи./Автор-составитель А.М.Лукашов. – М.: Изобразительное искусство, 1989 год, с.12.)
Учитель истории. Мы с вами уже определили, что Новгородское княжество – это самое северное княжество Руси. Предположите, какие природные, климатические условия будут характерны.
Ответы учащихся. Холода, суровый климат…..
Учитель истории. Как вы считаете, какие хозяйственные занятия людей здесь будут основными?
Ответы учащихся. Скотоводство, рыболовство, торговля, ремесло, земледелие.
Учитель истории. Земледелие тоже имело место, но это было не основное занятие, так как климат не позволял получать хорошие урожаи, Природа здесь была капризна.
Учитель литературы: В какой былине описаны труд пахаря и он сам? (“Вольга и Микула Селянинович”) Обращение к репродукции картины Н.Рериха “Микула Селянинович” (Приложение №2. Компьютерная презентация)
Как описаны труд пахаря и он сам? Можно ли по описанию судить об отношении народа к пахарю? (Обращает внимание яркость, “нарядность” облика пахаря, вроде бы не сочетающаяся с его тяжёлым трудом: он “бороздочки помётывает”, “пенья-коренья вывёртывает”, и вместе с тем одет празднично, сам красив. Мы понимаем, что народ любуется пахарем, восхищается им и его трудом. Вырастить хлеб – труд, достойный уважения и восхищения. Уменьшительно-ласкательные суффиксы подчёркивают любовь народа к своему герою).
Перечитайте исход (развязку) былины. Можно ли назвать его славословием труду пахаря? Почему Микула по отчеству не “Иванович”, не “Петрович”, а “Селянинович”?Задание № 2 стр. 29 тетради на печатной основе. (В исходе пахарь радостно говорит о своём труде, о празднике, который он устроит для мужичков. Микула – собирательный образ русского крестьянина-труженика, он “сын села”, поэтому “Селянинович”).
Учитель истории. Один из святых, которому покланялись новгородцы, – Микула Можайский.
Сообщение учащегося о Николая Чудотворце (Микуле Можайском) (Приложение №3.)
Учитель истории. Одним из занятий новгородцев была торговля. Прочитайте материал на стр. учебника истории № 127-128.
Задание для первого варианта: назовите товары, которые вывозились из Новгорода.
Второй вариант: Назовите товары, которые ввозились.
(На доске таблички с товарами, учащиеся должны будут их распределить по двум группам “ввозимые”, “вывозимые”)
Ответы учащихся. Ввозились: хлеб, заморские ткани, вино, золото, серебро, драгоценные камни. Вывозились: пушнина, воск, мед, кожа, глиняная посуда, хитрые замки, оружие, золотые и серебряные украшения, соль, железная руда, рыба.
Учитель истории. Посмотрите на доску. Какой вывод можно сделать?
Ответы учащихся. Из Новгорода вывозилось больше разнообразных товаров, чем ввозилось, т.е Новгородское княжество было богатым.
Учитель истории. С Новгородом хотели многие торговать. Мы помним, что ранее через г. Новгород проходил один из крупнейших торговых путей “Путь из варяг в греки”. Давайте вспомним о нем.
Ответы учащихся. Показывают по настенной карте, как проходил “Путь из варяг в греки”.
Учитель истории. Посмотрите на карту стр. 110 учебника истории. С какими странами княжество торговало?
Ответы учащихся. Византия, Швеция, Польша, германские земли, Закавказье. Ближний Восток.
Учитель истории. При расчете в Новгородском княжестве сначала использовали в качестве денежной единицы гривну, а начиная с 13в. – рубль.
Сообщение учащегося о денежной системе (Приложение №4)
Учитель литературы: летопись упоминает под 1167 годом некоего Садко Сытинца (Сотко Сытинец), который заложил церковь в Новгороде, в “каменном городе-детинце”, близ собора святой Софии. Назван он в летописи “Сотко богатый”, как в былине.
Ученик читает строки из былины:
Стал Садко поторговывать,
Стал получать барыши великие.
Потом Садко-купец, богатый гость,
Зазвал к себе на почестен пир
Тыих мужиков новогородскиих
И тыих настоятелей новогородскиих:
Фому Назарьева и Луку Зиновьева.
Учитель литературы: Обращение к репродукции картины Н.Рериха “Садко”. (Приложение №2. Компьютерная презентация)
Учитель литературы: Смог ли “богатый гость”, “Садко-купец” выкупить все товары новгородские? Почему?
Ученик: Чтение фрагмента былины (Приложение №5)
Обращение к репродукции картины Н.Рериха “Заморские гости”. (Приложение №2. Компьютерная презентация)
Учитель литературы:
Картина “Заморские гости” написана масляными красками. Какие краски выбрал художник?
(звонкие, радостные и праздничные, кажется, что плывут гости торговым путём
Плывут открыто, не таясь, даже ладьи свои украсили разноцветными щитами, как драгоценной чешуёй. Прислушайтесь: вы услышите свежий ветер бьётся в упругих парусах. Что ещё можно услышать, рассматривая картину Н.Рериха? (крики чаек)
Учитель литературы: Что произошло с Садко, когда возвращался он в Новгород? (Потребовал царь морской “Самого Садка богатого в сине море”)
Кто помог Садко вернуться на землю новгородскую? (Микола Можайский)
Чем помог Садко святой Микола Можайский? Какой наказ дал Садко святой?
Инсценирование. (Приложение №6)
Обращение к репродукции картины И.Репина “Подводное царство”. Беседа. Обсуждение впечатлений. Таким ли вы представляли царство морского царя? (Приложение №2. Компьютерная презентация)
Обращение к репродукции картины Н.Рериха (Приложение №2. Компьютерная презентация)
Ученик: Сообщение о святом. Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к нему часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть. Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.
Название свое святой получил от города Можайска Московской губернии, где он находился в соборном храме имени Святителя, а происхождением и первой славой, по преданию, обязан следующему случаю чудесной помощи Святителя этому городу. Предание забыло точное время события. Но известно, что происхождение Можайского образа восходит по крайней мере к XIV веку, если не раньше. Задумали однажды, – говорит предание, – враги напасть на Можайск. Тогда явилось дивное знамение. В ободрение жителям Можайска и на страх врагам Святитель Николай чудесно показался в грозном виде – стоящим в воздухе над собором, держа в одной руке меч, а в другой изображение обнесенного крепостью храма. Неприятель так устрашен был этим видением, что снял осаду и бежал – к удивлению и радости осажденных. Тогда-то и создали благочестивые граждане почитаемое ныне резное изображение Угодника в благодарность за его чудную помощь. (ru.wikipedia.org)
Учитель истории. Послушайте звон колокола. Какие ассоциации у вас возникают?
(звон колокола) (Приложение №2. Компьютерная презентация)
Ответы учащихся.
Учитель истории. В Новгороде звон колокола обозначал очень важное событие – народ должен был собираться на вече – народное собрание.
По-разному историки оценивают количество участников вече. Одни считали, что это все взрослое мужское население. Историк Николай Михайлович Карамзин считал, что это 10 тыс. человек. Василий Осипович Ключевский отмечал: “На вечевую площадь бежал всякий, кто считал себя полноправным гражданином”. Современные историки говорят о том, что площадь не велика – 1500 кв. м. Участники вече не стояли, а сидели на скамьях. Поэтому она вмещала от 400 – 500 человек (богатых жителей). Вечевой колокол был символом народовластия.
Задание. Сравнить схемы управления Новгородом на стр. 129 и Древнерусским государством стр. 80 учебника истории. Какие вы можете определить отличия?
Ответы учащихся. Во главе Новгорода – посадник. Все органы власти выбираются на вече, в том числе и князь.
Учитель истории. О роли каждого органа власти мы прочитаем в пункте №2 стр. 128-131 (чтение по цепочке). Такая форма власти получила название “боярская республика”: большую роль играли бояре, “республика” – общее дело.
Учитель литературы: Древний Новгород отличался высокой музыкальной культурой. Музыка звучит в хоромах князей и бояр, и в избах крестьян. Она сопутствует играм, игрищам, потехам, свадьбам и тризнам. Многие былинные богатыри играют на гуслях и гудках. Садко заворожил своей игрой на гуслях всех: и людей, и стихию, и неземных царей.
Ученик:
Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
Садился на бел-горюч камень
И начал играть в гусельки яровчаты.
Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Показался царь морской,
Вышел со Ильмени со озера,Сам говорил таковы слова:
– Ай же ты, Садко новгородский!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твои за утехи за великие,
За твою-то игру нежную:
Аль бессчетной золотой казной?
Учитель литературы: Из уст в уста передавали былины сказители, когда ходили по городам и весям. Из глубины веков дошло до нас имя легендарного гусляра-песенника Баяна.
Обращение к репродукции картины Н.К.Рериха “Баян” (Приложение №2. Компьютерная презентация)
Ученик: На богатырском пиру старец Баян сидит да на гуслях играет. Как ударит по струнам – оживают герои былинные: пахарь-богатырь Микула как из-под земли появляется, а Илья Муромец стрелу калёную прямо в глаз Соловью-разбойнику шлёт, даром что тот на высоченном дубу среди черепов угнездился.
Все эти герои смотрят с живописных полотен, которые по размеру можно смело назвать богатырскими. Высота их 3 метра, а длина – 7.
Учитель литературы: Написал их художник Н.Рерих. Какие краски выбрал? (густые, глубокие, но не яркие, не пронзительные, а матовые, будто дымкой подёрнутые).
Особые это краски, называются темпера, замешены на яйце, не на масле. Такими красками в старину писали иконы.
Смотришь на картины Рериха – и будто слышишь напевный голос былинника да звон гусельных струн. Недаром художник объединил полотна под названием “Богатырская сюита”.
Обращение к словарю. “Сюита” – музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1978, с.722.)
Ученик: Сообщение о картинах Н.Рериха. Накануне и в годы Великой Отечественной войны Н.К. Рерих создает полотна ярко выраженной патриотической направленности, тематически объединенные в богатырскую или Героическую серию. В них художник раскрывает лучшие черты русского национального характера: мужество, отвагу, доброту, самопожертвование. Былинные образы соседствуют в картинах с конкретными деятелями русской истории, реальные сюжеты – с символическими мотивами. В образах народных героев, богатырей и подвижников, концентрирующих духовные и физические силы нации, Н.К. Рерих видит мощь и опору, как в мирных трудовых буднях, так и в грядущих битвах.
Учитель литературы: Живые голоса сказителей угасли. Но музыка былин нашла свою новую жизнь в творениях выдающихся русских композиторов, которые использовали былинные мотивы в своих симфониях, операх, концертных произведениях. В преображенном и музыкально обогащённом виде они звучат в опере Н.А.Римского-Корсакова “Садко”. Музыка Римского-Корсакова использована в фильме “Садко” А.Птушко, фрагменты которого мы смотрели сегодня.
Ученик: Сюжет былины о Садко всегда волновал композитора, и спустя 30 лет после появления симфонической картины вылился в создание грандиозной оперы-былины, вобравшей в себя её основные музыкальные темы. Из глубин далёкого прошлого память народная донесла повествование о легендарном певце, магической силой своего искусства покорившего царство морское и принёсшего славу и богатство великому Новгороду. Особенности былинного стиля сказались на музыкальной стороне оперы. В величавости и неторопливости повествования, в особом былинном распеве и возвышенности речи героев, в переплетении двух планов — “седой языческой древности” и “элемента волшебного” — воссоздаётся целый мир северорусской старины с её строгой красотой, “мир людей, не знавших ни татарского ига, ни холопского недуга”.
Учитель литературы: Какие черты народного характера воплощает в себе Садко?
Ученик: Лучшие качества народного характера воплощает в себе образ Садко. Садко благороден, не скуп, щедр, добр, терпелив. Поэт и певец, отважный землепроходец, он устремляется в дальние страны, чтобы увидеть загадочный и манящий мир. Сердце его полно любви к родине.
Учитель литературы: Одной из самых значительных сцен оперы стала песня Садко и “дружинушки хороброй” — “Высота ли, высота поднебесная” (композитор использовал здесь подлинную народную песню). Богатырский напев, исполненный высокого воодушевления, прославляет величие родной земли и звучит гимном всему народу русскому, которого манят и “высота поднебесная”, и “глубота морская”, и широкое “раздолье по всей земли”. Не о таких ли отважных искателях говорится в стихотворении Н.Д.Спириной:
Ученик:
Мы волны рассекаем смело,
Плывя к заветным берегам,
Не зная страха; без предела
Весь горизонт открылся нам!
Звезда Исканий — ты пылала,
Вела и трепетно звала,
Таинственные покрывала
Искателям приподняла...
Учитель литературы: Чем отличается былина о Садко от других прочитанных вами былин? Что сближает её со сказкой? Какие художественные приёмы в ней характерны для произведения устного народного творчества?
Чем отличается быль от сказки?
А почему былина похожа и на быль и сказку? (Быль – это то, что было, происходило на самом деле. Но в былине она расцвечивается невиданными сказочными подробностями.
Ученик: Былина (старина, старинка) – жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Былины принадлежат к устному народному творчеству, при этом они никогда не воспринимались народом как выдумка, вымысел; их достоверность не подвергалась сомнению. Отсюда и слово “былина” – реальная русская земля с её историей, но её изображению сопутствуют фантастические картины: богатыри совершают подвиги, превышающие силу отдельного человека, Садко опускается под воду, оказывается в царстве морского царя. Былина славит труд русского крестьянина-хлебопашца, подвиг русского воина-защитника. В былине отразился дух русского народа, независимого, могучего, трудолюбивого, сурового и доброго. Былины проникнуты глубокой любовью к родине.
Учитель литературы: Назовите художественные особенности былин.
Как доказывается в былине “Садко” мысль о том, что богатство преходяще, непрочно?
Какими строчками заканчивается былина? Объясните смысл подобного финала.
Как утверждается в былине идея величия Новгорода?
Учитель истории. Итак, как бы вы ответили на проблемный вопрос урока “Почему Новгород называют “Господин Великий Новгород”?
Смотрим: Фрагмент фильма “Садко”.
Учитель литературы: Что говорит о счастье Садко? (счастье – родной дом, Родина)
Подведение итогов урока.