Цели урока:
- расширить представление учащихся о русской литературе xx века; развивать аналитические навыки (определять по отрывкам из художественных произведений стиль писателя);
- приоткрыть художественный мир каждого из нобелевских лауреатов;
- воспитывать патриотизм, активную жизненную позицию;
Оборудование: презентация Pawer Point, мультимедийный проектор.
План
- Оргмомент.
- Вступительная беседа.
- Вступительное слово учителя.
- Что такое Нобелевская премия.
- Нобелевские лауреаты.
- Знакомство с авторами, текстами.
- Распределение номинаций.
- “Мои” лауреаты.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Пройдет этот год, очень важный в вашей жизни. Вы закончите школу.
– Что ждет от жизни каждый из вас, что ждал каждый из нас?
– Что помогает человеку не потеряться в жизненном вихре?
– Что делает человека известным не на день, два, а сохраняет его имя в истории?
3. В 11-м классе изучается литература XX века. XX век… Век свершений и открытий.
А еще в XX веке на литературном небосклоне появились имена 5 русских лауреатов, удостоенных премии Нобеля.
– Знаете ли вы их?
Сегодня разговор пойдет об этих людях, прославивших Россию, русскую литературу. Объять необъятное невозможно. Мы и не будем ставить перед собой такую задачу. Узнаем имена, попробуем понять, почему именно они были выделены из числа других достойных.
4. В мире немало почетных премий и наград, самой престижной из которых является Нобелевская. (Рисунки 3,4)
– Что знаете вы о Нобелевской премии?
Ее учредитель Альфред Бернхард Нобель оставил завещание, согласно которому весь его капитал должен образовать фонд, назначение его – ежегодное награждение денежными призами тех лиц, которые в течение предшествующего года сумели принести наибольшую пользу человечеству. Призовой фонд должен делиться на 5 равных частей. В области химии, физики, медицине, премия мира и в литературе. Первые нобелевские премии были присуждены 10 декабря 1901 года.
Первоначально Нобель учредил 4 премии, позже добавил литературную – за “создание произведений, наиболее полно отражающих стремление к идеалу”.
В Стокгольме церемония чествования проходит в Концертном зале в присутствии около 1200 человек. Лауреатам королем Швеции вручаются диплом в папке из тесненной кожи и золотая медаль в футляре красного дерева.
На медалях с одной стороны отчеканены профиль Нобеля, а на другой – аллегорические фигуры, символизирующие различные области знаний. На медали, вручаемой лауреатам в области литературы, изображена муза поэзии – Эрато, перед ней фигура поэта.
Нельзя не отметить, что литературная премия, присуждаемая Нобелевским комитетом, вызывает больше всего споров. Почему? Наверное, потому, что литературные вкусы у людей разные, и зачастую трудно согласиться с мнением шведских академиков.
Интересен тот факт, что Альфред Нобель, будучи химиком, сам писал и, по отзывам современников, весьма остроумно. [1]
5. Первым Нобелевским лауреатом в русской литературе стал И.А.Бунин в 1933 году (спустя 30 лет после того, как была учреждена премия)
Борис Пастернак в 1958 г.
Михаил Шолохов в 1965 г.
Александр Исаевич Солженицын в 1970 г.
Иосиф Бродский 1987 г.
На слайде комментарии, за что была присуждена премия, но кому – не указано.
Очень кратко мы познакомимся сейчас с фрагментами из произведений русских нобелевских лауреатов. После прочтения и знакомства с отрывками перед нами стоит задача: соотнести данные комментарии к премии с именами лауреатов, которые были этих премий удостоены.
“За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии”.
“За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы”.
“За нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы”.
“За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа”.
“За художественную силу и цельность эпоса … в переломное для России время”.
6. Имя И.А.Бунина с чем ассоциируется у вас, с какими строчками? Смею напомнить, что значила для него разлука с Россией, по которой он “сходил с ума все эти годы…страдал так беспрерывно, так люто”.
Чтение отрывка из романа И.А.Бунина “Жизнь Арсеньева” учителем (здесь и далее отрывки из произведений прилагаются)
Таким видится нам Бунин со страниц “Жизни Арсеньева” со своими главными героями – русской природой, русской землей…
Звучит песня на стихи Б.Пастернака. “Доктора Живаго”.
Анна Ахматова назвала роман “гениальной неудачей”. Уникальность композиции романа в том, что в эпическое повествование вплетаются лирические стихи главного героя, Юрия Живаго. Одно из них стало очень популярным и начало жить самостоятельной жизнью.
В стихотворении, которое вы услышите сейчас, есть строчка “Я весь мир заставил плакать над красой земли моей”, почему-то невольно рифмуется “Над красой
любви моей”. Согласитесь, что после Пушкина, Лермонтова сказать о любви что-то новое (и сказать это красиво!) под силу лишь по-настоящему талантливому человеку.
В 2000 году А.Вознесенским и Росбанком была учреждена премия имени Б.Пастернака, она присуждается “за свободу чистого поэтического и прозаического слова”.
Как могло случиться, что великую книгу о революции, “о белых и красных” – приняли и “белые” и “красные”? Кто из присутствующих здесь не читал роман Шолохова, тот, наверняка, видел экранизацию этого фильма. Один из самых ярких эпизодов книги, безусловно, возвращение героя домой.
Чтение учеником отрывка из романа Шолохова “Тихий Дон”
Нет, пожалуй, теперь ни одного, даже самого глухого уголка России, где не знали бы произведений Шолохова. Любимые герои Шолохова – скорбят ли они, радуются или плачут – всегда кровно, неразрывно связаны с дорогой их душе землей… Возможно, этим и объясняется то, что книгу приняли и белые и красные.
Выход книги “Архипелаг ГУЛАГ” в Париже в декабре 1973 года – это “главный крик” притом не только его (Солженицына) собственный. “Слитный стон, предсмертный шепот миллионов, все невысказанные завещания погибших”, возносимые со страниц “Архипелага”, наконец-то услышаны теми, кому были обращены изначально… Услышаны народом.
Чтение отрывка учителем.
Александр Исаевич достойно исполнил возложенный на себя святой долг – создал грозно-трагический Реквием.
Чтение учеником отрывка из романа “Архипелаг ГУЛАГ” А.И.Солженицына
Книгу Солженицына называют единственной в своем роде энциклопедией. Это обращение к совести, памяти народа, к совести, памяти каждого из нас во имя прозрения.
– С чем ассоциируется у вас черные и белые цвета?
Посмотрите, как интересно говорит об этом Бродский. Белый – цвет пустоты, цвет смерти. На занесенном снегом мире остаются черные следы: “Если что-то чернеет, то только буквы. Как следы уцелевшего чудом зайца”. Бродский свел картину мира к белому листу бумаги и черным буквам. Зачернить стихами бумагу – единственный способ придать смысл пустоте.
Прослушивание стихотворения И.Бродского в фонозаписи
Какое великодушие, благородство и любовь к жизни мы слышим в заключительных строчках! Когда слушаешь это стихотворения, невольно вспоминаешь слова самого поэта: “Над человеком, читающим стихи, труднее восторжествовать, чем над тем, кто их не читает”.
7. А теперь осмыслим то малое, что было представлено вам, обратитесь к своей логике, чувствам и попытайтесь определить, какими комментариями сопровождалась награда каждого из лауреатов? Постарайтесь обосновать свой выбор.
8. Иосиф Бродский заявил с лауреатской трибуны, что он испытывает ощущение "неловкости", вызываемое "не столько мыслью о тех, кто стоял здесь до меня, сколько памятью о тех, кого эта честь миновала". Здесь в небольшой аудитории, я думаю, мы имеем право заявить о своих литературных пристрастиях, сказать о тех, “кого награда миновала, но они достойны”…
9. Подошел к концу урок, наш разговор, но не ваше знакомство с русской литературой 20 века. Немного завидую вам, потому что у вас впереди знакомство с творчеством тех, о ком сегодня мы говорили. С 1987 года ни одно имя в великой русской литературе не было удостоено Нобелевской премии. Почему? Стоит ли размышлять над этим? Вы подошли сегодня к роднику, из которого можно напиться или пройти мимо. Выбор остается за вами…
Литература: Литература.10-11 классы. Нобелевские лауреаты русской словесности: элективный курс/ авт.-сост. Жданова А.И.– Волгоград: Учитель, 2009.
Примечание. 1. Данный материал взят из указанной выше литературы.