Литературно-музыкальная композиция "Одна из всех – за всех – противу всех" (портрет Марины Цветаевой)

Разделы: Литература


Вводно-мотивационный этап

Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? Сегодня главным героем нашей гостиной будет сама Марина Цветаева. Мы услышим ее голос, дошедший к нам через десятилетия, голос ее сестры, А. И. Цветаевой, умершей в 1993 году, на 99 году жизни. Перед нами, словно живые,пройдут люди, которые знали Цветаеву: ее близкие, Блок, Ахматова.

Воспоминания будут переносить нас то в белокаменную Москву, то в эмигрантский Париж, то в провинциальную Елабугу.

И нашим неизменным спутником будет М. И,. женщина, на чью долю выпала тяжелая судьба, талантливая поэтесса, так долго неизвестная широкому кругу читателей, но верившая, что ее читатель и по-читатель найдется, что ее стихам "настанет свой черед".

Ход урока

1. "Моим стихам: настанет свой черед"

2. "Красною кистью:"

3. Марина Цветаева:

Я родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова, в тихом Трехпрудном переулке, в небольшом уютном доме. Повсюду пылали рябиновые костры. Рябина, пылающая и горькая, стала символом моей судьбы, переходной и горькой, пылающей творчеством и грозившей уйти в зиму забвения.

4. Анастасия Цветаева

Я на два года младше сестры. Этот дом в Трехпрудном она любила словно родное существо. В годы ее детства он был поистине ее родным гнездом, надежно и безопасно спрятанным в неподвижной, каменной листве огромного, как дремучий лес города.

5. "Ты, чьи сны еще непробудны:"

6. Чувство Дома. Без него мы, как дерево без корней. Без него обрекаешь себя на душевный неуют, тоску, неустроенность. Чувство Дома неразрывно связвно с Домом большим, с Родиной, землей, где жили предки, чью жизнь продолжаешь ты.

7. Вспоминает Анастасия Цветаева:

В 29 лет отец был уже профессором. Он начал свою ученую карьеру с диссертацией на латинском языке , для него исходил Италию и на коленях излазил землю вокруг древних памятников и могил, списывая, сличая, расшифровывая и толкуя древние письмена. Российская Академия присудила ему премию "За ученый труд на пользу и славу Отечества."

Простой, добродушный, жизнерадостный, он в домашнем быту был с нами шутлив и ласков.

Мама, Мария Александровна, урожденная Мейн, свободно владела 4 языками, была художницей, блестящим музыкантом, чье искусство ценил сам Антон Рубинштейн. Детство наше было полно музыкой. Мы засыпали под мамину игру, игру блестящую и полную музыкальной страсти. Всю классику мы узнавали как "мамино": это мама играла. Бетховен, Моцарт, Шуман, Шопен, Григ:

8. М. Цветаева

Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась я, мама сказала: "По крайней мере, будет музыкантшей". Когда же первым моим , явно бессмысленным и вполне отчетливым, догодовалым словом оказалось "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала" - и тут же принялась учить меня музыке. Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку.

9. "Кто создан из камня:"

10. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую и светловолосую девушку с задумчивым взглядом. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает. У нее появилась более глубокая страсть - книги. И первой страстью был Пушкин.

11. В спальне матери висела репродукция картины Наумова "Дуэль". Снег, черные деревья, двое черных людей проводят третьего под мышки к саням. А еще один спиной отходит. Уводимый - Пушкин, отходящий - Дантес.

12. Марина Цветаева:

Первое, что я узнала о Пушкине, это, что его убили. Потом я узнала, что Пушкин - поэт, а Дантес - француз. Дантес вызвал поэта на дуэль, т. е. заманил на снег и убил. Мне было тогда 3 года. Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта убили. И тогда я разделила мир на поэта - и всех, и выбрала поэта.

13. "Нет, бил барабан:"

14. М. Цветаева

Но и до "Дуэли" Наумова есть свое до-воспоминание. Была заря, и из нее вырастая, ее плечами рассекая, как пловец реку, черный человек выше всех и чернее всех- с наклоненной головой и шляпой в руке. Это называется "Памятник- Пушкина". Мне нравилось, что мы уходим или приходим, а он стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в синеве, в мутном молоке зимы - всегда стоит.

15. Отрывок из эссе "Мой Пушкин" о "Евгении Онегине"

16. Романс "Мне нравится:"(Пугачева)

17. М. Цветаева постучалась в двери русской литературы 18-летней гимназисткой. Ничего не сказав дома, Марина собрала стопку стихов - исповедь души за последние 2 года, заплатила за печать и через месяц держала в руках неказистую книгу под названием "Вечерний альбом". Автор звал нас в страну безоблачного детства, сказок и снов. Самым ярким в этом сборнике было стих-е "Молитва"

18. "Молитва"

19. Позже в лирике Цветаевой вновь зазвучит, еще более отчетливо, этот мотив противостояния жизни и смерти, мотив предопределенности будущей трагедии.

20. "Знаю, умру на заре"

21. "Уж сколько их упало в эту бездну:" (Пугачева)

22. Но это будет позже. А пока вернемся в 1910 год. Ее сборник "Вечерний альбом" удостоился отклика знаменитых мастеров слова.

23. Я - Максимилиан Волошин. На мой взгляд, до Цветаевой никому в поэзии не удавалось так написать о детстве из детства. Это очень юная и неопытная книга. Многие стихи, если раскрыть их случайно, могут вызвать улыбку. Ее нужно читать подряд, как дневник. И тогда все будет понятно.

24. Я - Николай Гумилев. Марина Цветаева внутренне талантлива, внутренне своеобразна. Это книга прекрасных стихов, а не только девичьих признаний.

25. Марина вполне оправдала эти несколько завышенные оценки. Как поэт и как личность она развивалась стремительно. А сейчас другая, не менее интересная страница ее биографии

26 "Вчера еще в глаза глядел:"

27. Песня "Пригвождена к позорному столбу" (И. Шведова)

28. В один день с Мариной, но годом позже родился С.Я. Эфрон- ее будущий муж. Они встретились 17-летний и 18-летняя 5 мая 1911 года на пустынном , усеянном мелкой галькой берегу Черного моря. Она собирала камешки, он стал помогать ей, красивый грустной, кроткой красотой юноша, с огромными, в пол-лица глазами.

Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Есть огромные глаза
Цвета моря.

Заглянув в них и все прочтя наперед, Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серо-голубых глаз от ее зеленых, и вложил изнутри освещенный, крупный камень в ее ладонь. Она хранила его всю жизнь.

29. "Ждут нас пыльные дороги:"

30. "Откуда такая нежность:"

31. "Я с вызовом ношу его кольцо:"

Обвенчались Марина и Сережа в январе 1912года, короткий период между их встречей и началом Первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.

32. М. Цветаева

5 сентября 1912года в половине 6 утра под звон колоколов родилась у нас дочь Аля, Ариадна Эфрон. Это я назвала ее Ариадной, вопреки Сереже, который любит русские имена. Назвала от романтизма и высокомерия. Которые руководят всей моей жизнью.

33. "Четветрый год глаза как лёд:"

35. Это была одна и на всю жизнь любовь. А вот поэтических было две. Первая - Пушкин. Вторая - Блок. Блок для нее был поэтом, которого она чтила не как собрата по перу, а как божество, и как божеству поклонялась. Ни о какой сопричастности этой творческой высоте и помыслить не смела - только коленопреклонялась. Таким поэтическим коленопреклонением стали ее стихи, посвященные Блоку.

36. "Имя твое - птица в руке:"

37. "У меня в Москве:"

38. Год 1914. Первая мировая война

39. "Белое солнце и низкие, низкие тучи:"

В апреле 1917 года Цветаева родила вторую дочь - Ирину. Гражданская война разлучила Марину и Сережу.

40. М. Цветаева

Если вы живы, если мне суждено еще раз с вами увидеться, слушайте. Когда я вам пишу, вы есть, раз я вам пишу. Если Бог сделает чудо - оставит вас в живых, я буду ходить за вами, как собака.

Горло сжато, точно пальцами. Все время оттягиваю, растягиваю ворот. Сереженька: Я написала ваше имя и не могу писать дальше:

41. Романс "Генералам 12 года"

42. С. Эфрон прошел через гражданскую войну белогвардейским офицером Добровольческой армии Корнилова. До марта 1919 года Цветаева ничего о нем не знала, не знала, что он жив.

43. "Я вижу тебя черноокой, разлука:"

1919 год стал самым трудным для М. И.

44. " Сижу без света:"

Осенью 1919 г. Марина отдала своих девочек в подмосковный приют. Вскоре она забрала тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го потеряла Ирину, погибшую от недоедания.

45 "Две руки, легко опущенные"

46. И. Эренбург вспоминал, что, вернувшись в 20-м году в Москву, он нашел марину в исступленном одиночестве. Вскоре он уехал за границу и по просьбе марины разыскал в Праге ее мужа. Узнав, что Эфрон жив, она начала хлопотать о заграничном паспорте и вс коре вместе с дочерью уехала в Чехию. Начались долгие годы скитаний: Чехословакия, Германия, Франция.

47. М. Цветаева

Нищеты, в которой я живу, вы представить себе не можете. Некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться. Моя неудача в эмиграции в том, что я не эмигрант по духу. Мой читатель, несомненно, в России. Пишу не для здесь, а для там. Здесь не поймут.

48. "Расстояния, версты, мили:"

49. "Ни к городу и ни к селу - ..."

50. "Тоска по Родине!"

51. 17 лет провела Цветаева за границей. За это время, по ее собственному признанию, Она "бесконечно остыла сердцем". В 1937 г. в Союз вернулись Сергей и Ариадна. Два года спустя приехала Марина с сыном Георгием- Муром (род в 1925 г).

Два месяца было отпущено им судьбой, чтобы пожить семьей, насладиться покоем. В августе 1939 года была арестована Ариадна, в октябре С. Эфрон. Больше им не суждено было встретиться.

52. Россия оказалась негостеприимной. Москва, ее Москва, ее не вмещала. А ведь у нее было свое право на Москву: Музей изобразительных искусств им. Пушкина подарил России ее отец. А ей негде жить, негде работать. Вместе с сыном она скиталась по чужим углам, ездила с передачами в тюрьму, занималась переводами. Она по-прежнему общалась со многими, но, как и прежде, все было людной пустошью в ее неизбывном одиночестве и горе. "Я не чувствую себя одинокой лишь в бомбоубежище", - позже призналась она.

52. Уже шла война. М. И. с сыном едет в Елабугу, потом в Чистополь в эвакуацию. Она тщетно пытается найти работу. Обращается с просьбой о помощи к Асееву, но тот отказывает в помощи: она жена белогвардейца, а он советский поэт.

53. "Ночь"

54."Когда я гляжу на летящие листья,

55. 28 августа она вернулась в Елабугу, поникшая, больная, растерянная. Сын, которого она иступлённо любила, был с ней, но она ему была уже не нужна. Последним решающим толчком была угроза Мура, крикнувшего ей в отчаянии: "Ну, кого-нибудь из нас вынесут отсюда вперед ногами." В этот час жизнь остановилась. "Меня", - ухнуло в ней. Его смерть! Единственная ее соперница на пути к его свободе.

Все связи с жизнью были порваны. Стихов она уже не писала. Мысль о самоубийстве жила в ней уже давно. В 1940г. она запишет: "Я уже год примериваю смерть. Но пока я еще нужна." На этой нужности она и держалась. Марина никогда бы не оставила Мура своей волей. Годы она примерялась к крюкам на потолках, а пришло время - хватило гвоздя.

56. "Отказываюсь - быть:"

57. 31 августа ее не стало. Мур, вернувшись домой, нашел ее повесившейся на гвозде в сенях.

58. Е. Евтушенко "Елабужский гвоздь".

59. В предсмертной записке она написала: "Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна! Это уже не я люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але, если увидишь, что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик."

60. В юности Марина часто бывала в Тарусе. Однажды, гуляя по обрывистому берегу Камы она остановилась и сказала, что хотела бы быть здесь похороненной. Сейчас на этом месте лежит огромный серый камень. На нем выбито "Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева"

61. "Прохожий"