Начальные профессиональные учреждения дают подросткам шанс получить не только полное общее образование, но и освоить профессию.
С потребностями рынка труда на 1-й план выдвинулись профессии сектора услуг, транспорта, питания, торговли. Появились совершенно новые, востребованные обществом профессии: социальный работник, организатор малого бизнеса, эколог, дизайнер, которые повысили конкурентоспособность выпускников данных образовательных учреждений на рынке труда. Любая из этих профессий предъявляет к человеку определенные требования, как-то: аккуратность, ответственность, общительность, вежливость и т.д. Учитывая, что все вышеперечисленные профессии относятся к типу «человек-человек», особое внимание во время профессионального обучения обращается на развитие культуры речи.
Сказанное слово, будто индикатор, покажет уровень культуры человека. Культурная речь, правильная, грамотная, поможет человеку чувствовать себя уверенно в различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Такому человеку намного легче установить контакт и найти взаимопонимание со знакомыми и незнакомыми людьми, с подчиненными и начальством. А это очень важно для достижения успеха в любом деле.
На сегодняшний день повышение эффективности и качества обучения родному языку остается основной задачей для российского образования. Это и неудивительно, потому что в наши дни дети читают мало или вовсе не читают. Перед преподавателем встаёт задача: пробудить интерес к книге, развить речь. А поможет в этом анализ художественного текста. Анализ – это работа коллективная, где каждый может высказать своё мнение, индивидуальное впечатление. Выбор методики анализа художественного произведения на сегодняшний день велик, но в своей педагогической деятельности при изучении прозаического произведения предпочтение отдаю анализу «вслед за автором». Хотя такой анализ повторяет порядок чтения, но при работе с обучающимися, уровень литературного развития которых не совсем высок, данная форма работы является самой эффективной. Чтение произведения постепенно переходит в разбор, поэтому после первого вступительного урока сразу начинаем читать и анализировать, зато потом остается время на заключительное занятие. После изучения небольших произведений, например, Н.В.Гоголь «Шинель», «Портрет»; А.П.Чехов «Ионыч», «Человек в футляре»; А.И.Солженицын «Матрёнин двор» и так далее, предлагаю обучающимся провести самостоятельно анализ произведения по схеме:
- История создания.
- Тематика.
- Проблематика.
- Жанровое своеобразие.
- Центральные персонажи.
- Сюжет и особенности строения конфликта.
- Пейзаж, портрет, диалоги, монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
- Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
Такой анализ выполняется как в устной, так и в письменной форме, но ответ должен быть построен в виде связного текста.
Изучая Л.Н.Толстого «Война и мир», Н.С.Лескова «Очарованный странник», И.С.Тургенева «Отцы и дети», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», предлагаю обучающимся проанализировать отдельный эпизод из романа.
- Определить мини-сюжет (событие эпизода). Для этого перескажите содержание прочитанного 2-3 предложениями, отметив, что происходит в эпизоде, что делают герои, какие поступки совершают.
- Определите место эпизода в развитии сюжета (в цепи событий) и композиции произведения.
- Назовите проблему, которая поднимается в рамках эпизода.
- Расскажите о героях, принимающих участие в разговоре, их отношение к проблеме.
- Расскажите о поведении действующих лиц и дайте их речевую характеристику.
- Какие детали портрета, интерьера помогают понять характер героя.
- Определите авторское отношение к проблеме и сформулируйте основную мысль эпизода.
- Определите, как связан эпизод с темой или проблемой произведения в целом.
Анализ текста художественного произведения как никакая другая работа способствует развитию мышления и речи обучающихся. Анализ может быть произведён как в письменной, так и в устной форме. При анализе художественного текста развиваются языковые способности, воспитывается читательская культура, прививается гордость к родному языку, совершенствуется устная речь.
Вхождение в произведение начинается с чтения текста. Читать можно вслух, по ролям, в группах. Всё зависит от работоспособности группы. При чтении внимание обращается на орфоэпические нормы современного русского языка. При изучении произведений 19 века обращается внимание на устаревшие слова, потому что обучающиеся не понимают значения слов и им трудно воспринимать текст, а когда происходит непонимание текста, то теряется интерес к книге. Поэтому необходимо подготовить обучающихся к чтению. Можно организовать работу со словарями толковыми, иностранных слов и т.д.; по мере необходимости дать краткие исторические справки, чтобы правильно было понято произведение. В ходе анализа можно объяснять упоминаемые в произведении события, имена, вводить факты из биографии писателя и историю создания произведения для более глубокого его понимания. После того как произведение уже прочитано, предлагаем вопросы для осмысления текста. Лучше, если обучающиеся, отвечая на вопросы, будут опираются на текст, цитировать его. Получается, что текст звучит на протяжении всего урока. Такая работа позволяет дать более полное представление об эпохе, увидеть стилистику текста, запомнить текст.
Сегодняшнее прочтение классики формирует патриотическое настроение, оказывает нравственное и эстетическое воздействие.
Особое место занимает лирика. Анализ лирического произведения несёт в себе некоторые трудности. Если это письменная работа, то она выполняется по 3-м пунктам: восприятие (личное отношение); истолкование (словесное рисование, пересказ); оценка (замечание о той или иной стороне мастерства автора стихотворения). Этот алгоритм обучающимся поможет при написании экзаменационной работы по русскому языку и литературе. Устная работа может опираться на анализ поэтического текста, например:
- Место действия. Как оно представлено.
- Герои. Как они представлены.
- Мысли, чувства.
- Краски, звуки.
- Тема. Основная мысль стихотворения.
- Выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение и так далее).
Но не могут все уроки, посвященные изучению лирики, строиться по одному плану. При изучении творчества того или иного поэта следует выбирать произведения, которые наиболее полно представляют специфику творчества автора или более интересны и полезны с точки зрения анализа. Например, при изучении любовной лирики А.Блока лучше всего использовать групповой метод работы, где каждый обучающийся принимает посильное участие, имеет возможность высказать своё мнение. Справиться с анализом стихотворения трудно, поэтому каждой группе раздаются карточки с заданиями, которые носят «наводящий» характер: они дают направление мысли , подсказывают пути и формы исследования (Приложение А). Изучение творчества А.Блока заканчивается письменным анализом одного из стихотворений поэта на выбор обучающегося.
Поэтические тексты помогают понять и увидеть выразительные средства языка, прямые и переносные значения слов, их многообразные семантические оттенки и многозначность в контексте.
Анализу стихотворения должно предшествовать освоение лексики. Можно провести экскурсию по историческим местам, которые связаны с именем автора. Следующий этап – это выразительное чтение стихотворения преподавателем. Выразительное чтение формирует первое впечатление об изучаемом произведении; хорошее чтение высвечивает красоту произведения, помогает постичь эстетическое содержание, ощутить ритмическое своеобразие.
Завершить изучение произведений и прозаических, и лирических можно творческой домашней работой. Например, группам художников росписи по тканям предложить нарисовать стихотворение, создать коллаж к произведению или стихотворению; группам парикмахеров - нарисовать образ героя, сделать ему причёску, соответствующую эпохе; группам социальных работников предложить в письменной форме дать совет любимому герою, предупредить героя об опасности; портным – создать эскизы костюмов героев. Учитывая специфику образовательного учреждения, такое домашнее задание из текста плавно перетекает в реальную жизнь, и обучающийся, возможно, по-другому посмотрит на свою будущую профессию, что-то осмыслит иначе, чем сейчас, и найдёт новое, интересное в ней.
Но надо не забывать, что главное на уроках литературы – это работа с текстом произведений. Задача преподавателя заключается в том, чтобы создать такие условия для прочтения и анализа текста художественного произведения, которые будут способствовать повышению культуры устной и письменной речи, самообогащению эстетических и нравственных навыков, что даст возможность для самоформирования профессиональной компетентности и личностного развития обучающегося.
Анализ художественного произведения развивает логическое мышление у обучающегося, что позволяет ему анализировать свои собственные действия и действия окружающих его людей, правильно и доказательно строить своё высказывание, приводить какие – либо аргументы.
Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что анализ художественного текста увлекает обучающихся, им нравится погружаться в текст, раскрывать для себя что-то новое, интересное, находить то, что не видно при простом прочтении текста, делать выводы, сопоставлять.