Урок литературы в 10-м классе по творчеству русского поэта Ф.И. Тютчева "Кто отроку, мне дал парение орла!.."

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели урока:

  • формирование опыта творческого общения;
  • развить творческие способности учащихся;
  • познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта.

Тип урока: урок-концерт (литературно-музыкальная композиция).

Подготовительная работа: готовят выразительное чтение стихотворений и сообщения о жизни и творчестве поэта (наизусть).

Оборудование: портрет поэта, статьи; выставка книг, посвященных жизни и творчеству Ф.И. Тютчева; грамзаписи; презентация (Приложение 1), компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте. Наша очередная встреча в литературной гостиной посвящена русскому поэту – Федору Ивановичу Тютчеву. (Приложение 1)

1 ученик: Федор Иванович Тютчев родился в Орловской губернии, где находилась усадьба родителей Овстуг (сейчас это Брянская область). (Приложение 1)

Чтец 1:

От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два-три кургана, видимых поднесь…
Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко и смело,
Красуются, шумят, – и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг беспощадный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

2 ученик: Это была стародворянская семья среднего достатка, где сильны были патриархальные начала. Отец, Иван Николаевич, не стремился к служебной карьере, был радушным и добросердечным хозяином-помещиком. (Приложение 1)

1 ученик: Мать, Екатерина Львовна, женщина замечательного ума, сухощавого, нервного сложения, с фантазией. (Приложение 1)

2 ученик: Будущий поэт получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. При этом, как часто бывало в стародворянских семьях, роль хранителя национально-нравственной традиции и многолетнего пестуна сыграл простой русский “дядька” Николай Афанасьевич Хлопов.

Под влиянием Раича он рано приобщился к литературному творчеству и уже к литературному творчеству и уже в двенадцать лет поступает на словесное отделение Московского университета. (Приложение 1)

1 ученик: После окончания университета в 1821 году поступает на службу в коллегию иностранных дел. Юный дипломат уже через несколько месяцев уезжает с русской миссией в Мюнхен, чтобы долгих двадцать два года служить на чужбине, чтобы жениться на немке Элеоноре Петерсон (Приложение 1) и после ее смерти снова жениться на немке Эрнестине Дёрнгберг (Приложение 1), чтобы, оказавшись в одном из центров культурной жизни Европы, встречаться с Шеллингом и дружить с Генрихом Гейне и стать самому одним из центров, к которому тянулись лучшие европейские умы.

2 ученик: Немецкий и главным образом французский становится языком его службы, его любви, его семьи. Но “стихотворения, присланные из Германии” были написаны по-русски и для России.

Русский язык хранился у поэта, как в сказочной кладовой, которая открывалась нечасто и ненадолго. По-русски творилось, как оказалось, главное дело жизни, – стихи.

Чтец 2:

Ты долго ль будешь за туманом
Скрываться, Русская звезда,
Или оптическим обманом
Ты обличишься навсегда?
Ужель навстречу жадным взорам,
К тебе стремящимся в ночи,
Пустым и ложным метеором
Твои рассыплются лучи?
Всё гуще мрак, всё пуще горе,
Всё неминуемей беда –
Взгляни, чей флаг там гибнет в море,
Проснись – теперь или никогда…

1 ученик: Поэзия Федора Ивановича Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которая и в наши дни обогащает духовную культуру каждого человека. О творчестве Тютчева высказано немало противоречивых мнений: им восхищались, его не воспринимали.

2 ученик: Лирика Тютчева – лирика особая. Именно потому, что Тютчев решает главные “проклятые”, “последние” вопросы, он навсегда интересен. Он оказывается современен для начала XIX века, как и для конца XX века и начала XXI. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы. (Приложение 1)

Чтец 3:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Увы, души в нем не встревожит
И голос матери самой!

(Звучит романс на слова Тютчева “Весенние воды” в исп. Лемешева)

1 ученик: Да разве в торопливом говоре весенних ручейков не слышится нам песня тютчевских весенних вод, славящих приход “молодой весны”, и разве первым раскатам весеннего грома не вторят в нашем сознании знакомые строки:

Чтец 4: читает стихотворение “Весенняя гроза”.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

(Звучит музыка из “Времен года” П.И. Чайковского “Июнь”)

Чтец 5: А летом (Приложение 1), когда мы видим спустившиеся тучи и переводим взгляд на притихшие поля, нам опять-таки вспоминаются тютчевские строки:

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

(Звучи музыка из “Времен года” П.И. Чайковского “Июль”)

Чтец 6:

Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала…
И над тусклою землею
Небо, полное грозою,
Все в зарницах трепетало…
Словно тяжкие ресницы
Подымались над землею,
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою…

(Звучит музыка из “Времен года” П.И. Чайковского “Октябрь”).

Чтец 7: Картины осени (Приложение 1) рисуются в стихотворении:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

(Звучит музыка из “Времен года” П.И. Чайковского “Январь”).

Чтец 8: Зимнюю природу (Приложение 1) Тютчев изобразил в стихотворении:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

(Звучит песня о России) (Приложение 1)

Чтец  9:

Теперь тебе не до стихов.
О слово русское, родное!..

2 ученик: Но у самого Тютчева были спасительные принципы веры, и об одном из главных он заявил в стихах:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Вера в Россию как страну, противостоящую всеобщему европейскому разладу, несущую начала человеческого единения и истинной религии, всегда одушевляла поэта. Он честно служил интересам Родины, страстно желавшим блага и процветания своему народу.

1 ученик: “Из длинного списка имен, желанных сердцу поэта, – писал его биограф, – нам известно только четыре имени – Амалия (Приложение 1), Элеонора (Приложение 1), Эрнестина (Приложение 1) и Елена (Приложение 1)!

Три иностранных имени, и только одно русское! Но это единственное русское имя стало роковым для Тютчева. Им определилось все самое значительное в его любовной лирике”. (Приложение 1)

Чтец 10:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Её волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Чтец 11:

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

2 ученик: С особой силой трагические конфликты духовного существования современного человека проявились и запечатлились в любовной лирике Тютчева: ведь и любовь оказывалась одним из проявлений столь близкой Тютчеву мятежной жизни – стихийной, по слову самого поэта, “роковой”. Любовная поэзия Тютчева – это целая повесть, в которой есть свои прологи и начала, взрывы и кульминации, хаотические брожения души и гармонические разрешения. Наконец, свои эпилоги.

Вспомним хотя бы один из самых прекрасных, навсегда вместе с музыкой вошедший в наши души романс: “Я встретил вас”.

(Звучит романс на слова Тютчева “Я встретил вас”).

1 ученик: Удивительное дело: Тютчев прожил большую жизнь, чуть-чуть “не дотянув” до своего семидесятилетия, но мы воспринимаем его, несмотря на мудрость и как бы “изначальную” зрелость духа его поэзии, всегда страстно влюбленным, и значит, вечно молодым. (Приложение 1)

Его произведения, как зрелые плоды спели и падали сами собой при постоянной работе его мысли. То же можно сказать и о словах, произнесенных им, бесчисленных, тонких, остроумных, которыми изобиловала его речь, и которых он не искал специально (Приложение 1).

2 ученик: Но то, что в высшей степени отличало Федора Ивановича Тютчева, так это не только его ум, но горячее сердцу, которое было истинным двигателем всей его деятельности.

Бессмертие любви и памяти обеспечено Федору Ивановичу Тютчеву (Приложение 1).

Чтец 12: А. Фет Ф.И. Тютчеву

Мой обожаемый поэт,
К тебе я с просьбой и поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном!
Давно мечты твоей полет
Меня увлек волшебной силой,
Давно в груди моей живет
Твое чело, твой облик милый.
Твоей Камене, повторять
Прося стихи, я докучаю,-
А все заветную тетрадь
Из жадных рук не выпускаю.
Поклонник вечной красоты,
Давно смиренный пред судьбою,
Я одного прошу: чтоб ты
Во всех был видах предо мною.
Вот почему спешу, поэт,
К тебе я с просьбой и поклоном:
Пришли в письме мне твой портрет,
Что нарисован Аполлоном!

Чтец 13: А. Апухтин (Приложение 1)

Памяти Ф.И. Тютчева

Ни у домашнего, простого камелька,
Ни в шуме светских фраз и суеты салонной
Нам не забыть его, седого старика,
С улыбкой едкою, с душою благосклонной
Ленивой поступью прошел он жизни путь,
Но мыслью обнял все, что на пути заметил,
И перед тем, чтоб сном могильным отдохнуть,
Он был как голубь чист и как младенец светел.
Искусства, знания, событья наших дней,-
Все отклик верный в нем будило неизбежно,
Вы помните его в кругу друзей?
Как мысли сыпались нежданные, живые,
Как забывали мы под звук его речей
И вечер длившийся, и годы прожитые!
В нем злобы не было. Когда ж он говорил,
Язвительно смеясь над жизнью или веком,
То самых смех его нас с жизнию мирил,
А светлый лик его мирил нас с человеком!