Литература
-
Урок-суд над Раскольниковым. По роману Ф.М. Достоевского. 10-й класс 2012
На уроке закрепляются навыки анализа художественного текста, развивается логическое мышление и связанная речь, воспитывается нравственная личность, осознающая ответственность перед законом.
-
Урок-проект по сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда". Тема: "Что может нести людям красота?" 2012
Анализируя сказку, учащиеся учатся слушать и слышать друг друга. Результат – альбом с собранным на уроке материалом: рассуждения, иллюстрации, обобщающие таблицы.
-
Урок-исследование "Скажи, не знаешь ли аула Бастунджи?" (Старинные горские адаты и фольклор горцев Северного Кавказа в произведении М.Ю. Лермонтова "Аул Бастунджи") 2012
Совершенствование исследовательской деятельности возможно на уроках литературы. Анализ произведения учит определять авторскую позицию. Во многих произведениях М.Ю. Лермонтов обращается к фольклору горцев Северного Кавказа. Большое внимание писатель уделяет описанию природы Пятигорска и его окрестностей, так полюбившихся поэту.
-
Урок-экскурсия "Писатели Геленджика". 9-й класс 2012
Урок-экскурсия построен на основе интерактивного литературного путеводителя об истории курорта, о писателях, посетивших Геленджик в разное время, рассказывается о библиотеках, литературных объединениях, Всероссийском конкурсе-фестивале детского литературного творчества "Дети и книга".
-
Сравнительная литературоведческая и лингвистическая характеристика стихотворений А.А. Блока и И.Северянина "Моя Россия" 2012
В статье дана сравнительная литературоведческая и лингвистическая характеристика стихотворений А.А. Блока «Россия» («Опять, как в годы золотые…») и И.Северянина «Моя Россия» («Моя безбожная Россия…»). Стихотворения Блока и Северянина объединяет слово «Россия», указывающее на общность темы, но идею и содержание каждый поэт понимает по-своему, Личность поэта и отношение к окружающей действительности определяет основную мысль.
-
Урок древнерусской литературы в 6-м классе "Путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим" 2012
Цель урока: знакомство с литературными произведениями, созданными в первой половине XV века при новгородском епископе Евфимии II, в которых воскрешается история Великого Новгорода.
-
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы 2012
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях" использует технологию проблемного обучения. Цель урока: обобщение изученного материала о бессоюзных сложных предложениях; совершенствование умений сравнивать и делать выводы по изученному материалу; развитие навыков пунктуационного анализа. В приложении представлены задания с фрагментами проблемных ситуаций на уроках русского языка в 7-м классе.
-
Жизнь и творчество А.И. Солженицына 2012
Представлена работа, посвященная жизни и творчеству А.И. Солженицына – фигуры, несомненно, культовой для реабилитационного периода новейшей русской литературы, лауреата Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу, с которой писатель следовал непреложным традициям русской литературы». Для Солженицына характерно внимание к богатствам русского языка, использование редких слов.
-
Вечер для старшеклассников, посвященный С.Есенину "Я сердцем никогда не лгу" 2012
Материал позволяет узнать о самых прекрасных и трагических мгновениях судьбы С.Есенина. Цель мероприятия – привитие интереса учащихся к творчеству поэта, воспитание любви к родине, природе. В ходе мероприятия представлены танцевальная композиция, хоровое и сольное исполнение песен на стихи С.Есенина.
-
Урок литературы по теме "Футуризм" 2012
В работе представлены материалы для изучения темы "Футуризм" на уроках литературы в 11-х классах средней школы. Основное внимание уделено произведениям художников-футуристов, так как тема тесно связана с мировым изобразительным искусством ХХ века. Сведения о поэтах-футуристах представлены только в ознакомительном плане, что дает возможность изучать их творчество более детально на последующих уроках.
-
Открытый урок русского языка "Эссе по повести И.А. Бунина "Антоновские яблоки"" 2012
Открытый урок-творческая мастерская «Я и живая мимолетность…» в 11-м классе по материалу повести И.А. Бунина "Антоновские яблоки". Цель урока: научить писать сочинение в жанре эссе.
-
Урок литературного чтения "Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"" 2012
Цель урока: познакомить учащихся со сказочным образом мира, показать красоту пушкинской поэзии, пушкинского слова; развивать представление о выразительности русского языка; помочь детям обнаружить связь пушкинской сказки и русской народной; учить выразительному чтению; воспитывать любовь к русской поэзии.
-
Сценарий игры "Умники и умницы" 2012
Итоговая игра изучает жизнь и творчество А.С. Пушкина. В течение учебного года на пушкинских уроках изучались темы: «Родословное древо А.С. Пушкина», «Детских лет люблю воспоминания…», «Наперсница волшебной старины», сказки А.С. Пушкина, «Отечество нам – Царское Село!». Игра дает возможность детям проявить интеллектуальные способности, наглядно продемонстрировать развитие творческих способностей
-
Посвящение женщине 2012
Интегрированное мероприятие для широкого круга слушателей. Обращаясь к лучшим произведениям мировой художественной культуры, авторы стремились показать роль женщины – матери, невесты, жены, дочери – в жизни общества, ее высокое предназначение: «…и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».
-
Урок литературы на тему "Раз в крещенский вечерок девушки гадали…" Отражение быта русского народа в балладе В.А. Жуковского "Светлана" 2012
Урок знакомит учащихся с личностью В.А. Жуковского, жанром баллады. Школьники учатся анализировать прочитанное. Воспитывает уважение к традициям своего народа, интерес к творчеству и личности писателя.
-
Урок-игра "Счастливый случай" (к 200-летнему юбилею Царскосельского лицея) 2012
В ходе проведения урока детям представляется возможность открыть для себя мир пушкинского лицейского братства и познакомиться с особенностями обучения и преподавания в Лицее. Урок успешно апробирован на практике и рассчитан на детей 12‒15 лет..
-
Устный журнал "Он – Пушкин, и бессмертен он!", посвященный 175-й годовщине со дня смерти А.С. Пушкина 2012
Устный журнал посвящен 175-летию со дня смерти А.С. Пушкина. Есть даты, которые неизменно объединяют миллионы сердец в радости или печали, например трагический день гибели Александра Сергеевича Пушкина. Обратиться к последним дням жизни А.С. Пушкина поможет необычная форма урока ‒ устный журнал.
-
Урок литературы по теме "Н.Якутскай "Телке"" 2012
Цель: привить ученикам нравственные качества на примере романа "Телке" якутского писателя Николая Якутская.
-
Урок-коллоквиум "С.Есенин и В.Маяковский – два лица одного времени" 2012
На уроке сравнивается творчество С.Есенина и В.Маяковского. Ученики глубже понимают стиль поэтов, учатся писать сочинение в форме сравнительной характеристики, расширяют свои знания по литературе.
-
Электронное пособие для подготовки к ЕГЭ по литературе 2012
Электронное пособие для подготовки выпускников к экзамену по литературе в форматах ГИА и ЕГЭ экономит время на поиски необходимой информации. Может быть полезно учителям русского языка и литературы, а также выпускникам, готовящимся писать часть (С) ЕГЭ по русскому языку и решившим сдавать ГИА или ЕГЭ по литературе.
-
Творчество А.С. Пушкина. Любовная лирика. 9-й класс 2012
Урок использует презентацию. Ученики знакомятся с адресатами произведений великого поэта, а также с некоторыми музыкальными произведениями на его стихи. Им будет интересно взглянуть на изображения женщин, вдохновлявших Александра Сергеевича и ставших бессмертными благодаря его творчеству.
-
Урок литературного чтения. 2-й класс. Тема: "Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою…"" 2012
Урок развивает речь; формирует навыки чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное; учит чувствовать и понимать язык произведения, развивает образное мышление; воспитывает любовь к чтению; прививает любовь к природе.
-
Роль портрета и пейзажа в художественном осмыслении прозы С.К. Никитина 2012
Цель занятия: приобщение учащихся к нравственно-этическим ценностям. Компоненты занятия развивают навыки исследовательской деятельности и образное мышление.
-
Войны России в литературе, истории кино. Тема Кавказа 2012
Предлагается презентация интегрированного проекта (литература, история, психология) по теме «Войны России в истории, искусстве, сознании человека», подготовленная учащимися 10-го класса.
-
Интегрированный урок "русская литература и английский язык" по теме "Байронизм в русской литературе" 2012
Творчество Байрона вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма. Неудовлетворенность результатами Французской революцией, усиление политической реакцией в странах Европы повлекли за собой развитие романтизма. Пламенный защитник национально-освободительного движения народов, обличитель тирании и политики захватнических войн, Байрон стал одним из ведущих зачинателей прогрессивного направления в романтизме.
-
Урок литературы в 7-м классе "Детство – счастливая пора" 2012
Цель урока: знакомство учащихся с биографией М. Горького, совершенствование навыков анализа текста при комментированном чтении 1-й главы повести "Детство". Используются способы развития критического мышления.
-
Сценарий вечера. Пресс-конференция "Встреча с поэтом Николаем Рубцовым". 10–11-й классы 2012
В содержании пресс-конференции прослежен творческий путь поэта Николая Рубцова, привлечены воспоминания современников. Полно и многообразно представлено поэтическое творчество, в котором отражена любовь к Родине, красота родной природы, прославление доброты и человечности, связь с родной землей. Анализируются отдельные стихотворения, проводится беседа с учащимися.
-
Пьеса Жана Батиста Мольера "Мещанин во дворянстве". Жизненные характеры комедии. Общечеловеческий смысл произведения 2012
Представлены две объединенные презентации ("Пьеса Жана Батиста Мольера "Мещанин во дворянстве"" и "Словарь урока"). Цель урока: расширение представлений о жанре урока, развитие умения воспринимать текст драматического произведения, характеризовать персонаж.
-
Научиться любить, делать добро 2012
После прочтения рассказа «Яшка-лось» используется такой метод, как эстетическая беседа. Цель: не только закрепить знания о нормах поведения, но и соотнести ситуацию, описанную в произведении, с жизненным опытом ребенка. После беседы дети представляют, что хорошо и плохо в отношении людей и тех, кого они приручили.
-
Методические приемы изучения духовных стихов в школе 2012
В статье предлагаются возможные варианты методических приёмов, которые могут быть использованы при проведении уроков литературы по изучению духовных стихов. Внимание уделяется творческим и групповым заданиям, которые будут в большей степени способствовать расширению учебного потенциала обучающихся.