И.А. Крылов, басня "Лебедь, щука и рак"

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока: повторение изученных басен Крылова, знакомство с басней «Лебедь, Щука и Рак», донести юмор и иронию басни, научить находить мораль-поучение в произведении, развивать творческое воображение, умение анализировать и делать выводы, отработка навыка выразительного чтения.

Ход урока

I. Оргмомент. 

Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

На любом уроке, в любом деле необходимо внимание, старание, дружелюбие. А на уроке чтения мы будем учиться анализировать произведения, будем общаться, высказывать свое мнение.

Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошей, плодотворной работы и начнем наш урок с речевой разминки.

II. Речевая разминка.

а) Дыхательная гимнастика и подготовка голоса

  • задуть свечи
  • сдуть перышко, кораблик подгоняем, имитируем волны
  • едем в лифте и объявляем этажи (чем выше этаж, тем выше голос и наоборот)

б) Интонационная разминка: чтение блоков (1 раз – чтение, 2 раз – с заданием).

Бра гка вра кла нра гла – с ! интонацией
Впря взти мски ткну ткни сгру – с ? интонацией
Стру стра стна спра спле стри – на выдохе

в) Для развития дикции и выразительности чтения чистоговорка:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Что б было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

III. Введение в тему.

– Мы хорошо подготовились к чтению. Были внимательны и можем продолжать наш урок.

– Над каким разделом нашего учебника мы начали работать на прошлом уроке? («Уж сколько раз твердили миру…»)

– Что мы читаем в этом разделе? (Басни)

Слайд 1

Прочитайте определения разных литературных жанров и выберите то, что относится к басне.

а) Это произведение русского фольклора о богатырях и исторических событиях.
б) Это краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в котором имеется нравоучение, мораль.
в) Устный рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, волшебном.

– Так что такое басня? (Басня – это краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в котором имеется нравоучение, мораль.)

– Что такое мораль? (Мораль – нравоучение, совет: что надо делать и чего не надо).

– Что вы еще знаете о баснях? (Басню легко играть, мораль басни – вначале или в конце, иногда ее высказывает автор, иногда она заключена в словах героя, персонажи басни – животные, но на примере их поведения показываются и осуждаются всевозможные недостатки людей – зависть, глупость, жадность, хвастовство.)

– Басня никогда не бывает нудной, навязчивой, похожей на длинную, скучную нотацию. Она поучает незаметно, весело. Как будто старый, мудрый человек, который стоит за басенной строкой, говорит, простодушно подмигивая: «А ну-ка, дружок, примерь мою басню на себя, а нет ли у тебя такого недостатка?»

– Как мудрецы называли басню? (Чудесным зеркалом)

– Почему «чудесным зеркалом»? Как об этом говорил Г.Х. Андерсен? («…зрелище сколь занимательное, столь и поучительное…»)

– Почему люди не могли рассердиться на басню?

IV. Проверка домашнего задания.

Какую басню вы читали дома? Кто ее автор? («Лисица и Козел» Эзоп – мудрец, живший в Древней Греции.)

– Кто является героями этой басни?

– Какой изображена лисица? (Хитрой, находчивой)

– Откройте учебники и прочитайте, в чем проявляется хитрость лисы?

– А каким изображен козел? (Глупым, наивным, доверчивым)

– Подтвердите строчками басни.

– Что же высмеивает Эзоп? (Глупость)

– Прочитайте мораль басни. (По тетради. Стр. 32)

Закрыть учебники

– Дома вы должны были вспомнить или сочинить свою историю к морали басни. Как вы справились с этим заданием, мы сейчас и проверим.

– Я уверена, что вы все хорошо выполнили эту работу, но я предлагаю вам в группах послушать друг друга и выбрать только одну историю, которая и представит вашу группу. (Выступление от группы по 1 человеку).

– Какой полезный совет мы получили, прослушав эти истории?

– Вы молодцы! Остальные работы я прочитаю после урока.

V. Вводная беседа. Постановка целей урока. 

Сегодня мы продолжим знакомство с миром басен.

И конечно же мы не можем не вспомнить имя великого баснописца, автора следующих басен:

Слайд 2

«Стрекоза и Муравей»   «Чиж и Голубь»
«Мартышка и очки» И.А.Крылов «Квартет»
«Зеркало и Обезьяна»   «Ворона и Лисица»

– Так кто же это? (Автор – И.А. Крылов)

– О жизни и творчестве И.А Крылова нам расскажет:

(Сообщения о жизни и творчестве И.А.Крылова) (Приложение)

Слайд 3 (Портрет баснописца и даты жизни)

Биография: Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Мать его была простая женщина, «без всякого образования, но умная от природы». Мальчику было 10 лет, когда умер его отец. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию.

Крылов вынужден был пойти работать в канцелярию Калязинского земского суда. Потом он работал в Тверском магистрате, а на досуге самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу.

Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург – автор произведений для театра. Но прославился он баснями. Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями. «Ларчик просто открывался», «Кукушка хвалит петуха…», «А Васька слушает да ест», – говорим мы в подходящий момент, порой даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои басен Крылова.

Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов».

Крылов прожил 75 лет.

– Посмотрите еще раз на портрет писателя. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым, проницательным и добрым запечатлен баснописец в бронзе. (Слайд № 4) В 1855 году в Санкт – Петербурге в Летнем саду скульптором К.П.Клодтом был установлен памятник Крылову. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, – барельефные (выступающие над поверхностью) изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

Но басни не умерли вместе с Крыловым, они живы и поныне. Поэт Михаил Исаковский посвятил замечательные стихотворные строки великому баснописцу. Давайте послушаем их.

Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы встречались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

VI. Повторение.

– Обретя возможность «летать», «крылатые крыловские слова» оказались в нашей «волшебной шкатулке». Желаете заглянуть в нее? А там интересные задания.

– Каждая группа получает набор карточек. На одних написаны строчки из басен, а на других названия басен. Вам надо определить, из какой басни взяты строчки:

  1. Ты все пела? Это дело:
    Так поди же попляши!

  2. Вперед чужой беде не смейся, Голубок.

  3. Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?.

  4. А вы, друзья, как ни садитесь.
    Все в музыканты не годитесь.

Названия басен: «Чиж и Голубь», «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Зеркало и обезьяна».

Проверка: Читают цитаты, определяют название басни.

(Слайды 5. Цитата, название)

VII. Работа по теме урока. 

Молодцы! Вы много басен Крылова уже знаете, а сегодня мы познакомимся с еще одной.

(Слайд 6. Шифровка. Картинка. Название басни).

– Отгадайте, кто является героями этой басни по шифровке:

Ле-е-ь Щ-ка Р-к

(Слайд 7)

рвется тянет пятится

– Кто из вас, ребята, видел лебедя? Что вы о нем можете рассказать? (Красивый, гордый)

– Как передвигается рак?

– А кто расскажет о щуке?

Что общего между ними? (Их жизнь связана с водой)

– Басня, которую мы будем читать так и называется «Лебедь, Щука и Рак». Послушайте ее.

(Чтение басни учителем, выделяя голосом мораль)

– Что заставило вас улыбнуться? (герои поступили глупо, тянули воз в разные стороны)

– Каким был ваш смех? (добрым, не злым)

Прежде, чем открыть учебники и прочитать басню сделаем зарядку для глаз.

– Откройте учебники на стр. 189.

Прочитайте басню про себя.

– Найдите слова, значение которых вам не понятны.

(Согласье – единство, общность точки зрения.
Лад – согласие, мир, порядок.
Мука – физическое или нравственное страдание.
Поклажа – разг. – груз, багаж.
Впряглись – то же запрячь – упряжью соединить с повозкой для тяги.
Пятится – медленно идти, двигаться назад, задом.
Рвется – стремится куда-нибудь.
Тянет – тащить, направляя куда-нибудь)

– Чтобы точно дать толкование слова, чем я воспользовалась?

– Вспомним, что общего мы отметили у героев басни?

– Так случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (Нет)

– Смогли бы они свезти воз?

– Давайте обратимся к тексту басни. Как Крылов называет героев?

– Что решили сделать герои? (Однажды…)

– Как взялись за дело герои басни? (Дружно). Зачитать (Вместе, трое, все)

– А как шла у них работа? (плохо)

– Чем закончилось дело? (Воз остался стоять на том же месте)

– Почему не сумели герои сдвинуть воз с места? (Каждый тянул поклажу в свою сторону)

– Найдите и прочитайте слова, которые показывают нам, как действовали герои басни.

– Как это их характеризует?

  • Лебедь – рвется в облака. (Стремительный – быстрый, упрямый, целеустремленный.)
  • Рак – пятится назад. (Неповоротливый, нерасторопный, медлительный).
  • Щука – тянет в воду. Упрямо делает свое дело.

– Вы видите, как с помощью только одного слова – глагола – можно создать точный образ.

– А какими словами описал их усердие автор? (Из кожи лезут вон)

– Как понимаете смысл выражения? (Очень старались)

– Какое отношение вызвали у вас эти герои? (Жалко. Если они друзья, то все надо делать дружно.)

– Как автор относится к героям басни? (Сожалеет, что в товарищах нет согласья).

– Чему нас учит эта басня? (Все надо делать сообща, если взялся за дело, делай его дружно).

– Какие недостатки высмеивает автор в этой басне? ( Несогласованность, разобщенность, не умение договориться).

– Давайте найдем мораль басни.

– Как вы думаете, в каких строчках она выражена?

– Как, по вашему мнению, нужно читать эту басню: быстро, легкомысленно или не торопясь, раздумывая и рассуждая?

– Давайте еще раз послушаем эту басню в исполнении артиста Владимира Балашова и подготовимся к выразительному чтению. Обратите внимание на высокое мастерство исполнителя: как голосом переданы особенности героев басни, раскрыты характеры, отражено отношение автора к событиям. (Грамзапись).

Словарная работа

Чтение трудных слов:

1. Читай внимательно:

  • Мука – мука
  • С поклажей
  • Везти
  • Согласья

2. Читай правильно:

  • Взялись
  • Впряглись
  • Рвется
  • Пятится

Выразительное чтение в парах.

Чтение 2-3 учащимися.

– Получилось прочитать выразительно?

– Басня уже прозвучала много раз. А кто-нибудь из вас услышал строчку, которая стала « крылатым выражением? («Да только воз и ныне там»)

– Когда так говорят? (Когда делают общее дело, а между героями идет раздор. В итоге ничего не получается. Когда дело не идет на лад). Прочитайте точное толкование в словаре.

– Познакомиться с новой басней Крылова, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

Давайте же пополним нашу копилку новым крылатым выражением… из басни…

Слайд 8 (добавить к слайду 5)

– А бывало ли у вас, когда у товарищей дело « не шло на лад». Если можете, расскажите.

Слайд 9

В конце нашего урока, мне бы хотелось предложить вам, мудрые народные изречения – пословицы.

– Прочитайте их. Выберите те, которые подходят к нашей басне.

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.
Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
В одиночку не сдвинешь и кочку.
Берись дружно – не будет грузно.

Почему вы выбрали именно эти пословицы? (Если за дело берутся все вместе, то не тяжело).

VIII. Домашнее задание.

Понравилась вам басня?

Какое домашнее задание вы можете предложить своим товарищам и хотели бы выполнить сами?

IX. Заключение.

– Закончи предложение: «Сегодня на уроке я…» (Высказывания детей).

«Сегодня на уроке мне понравилось…»

Учитель: Сегодня на уроке я была очень довольна вашей работой, мне понравилось, как вы рассуждали, выразительно читали, общались друг с другом.

И за урок получают оценки…