Урок чтения и развития речи в 8–9-м классах ГС (К) ОУ VIII-го вида по теме "Н.В. Гоголь – человек-легенда"

Разделы: Литература, Коррекционная педагогика


Цель: познакомить учащихся с личностью писателя и его произведениями; рассказать об истории создания сборника “Вечера…”.

Задачи:

  • раскрыть перед обучающимися гениальное мастерство Гоголя в области словесной живописи, его безграничную любовь к родной природе;
  • закрепить умения обучающихся в анализе поэтических картин природы;
  • выявить элементы устного народного творчества “Вечеров”;
  • обогатить словарный запас обучающихся;
  • развивать культуру устной речи.
  • воспитывать интерес к художественному слову, к творчеству Н.В. Гоголя.

План урока.

  1. Орг. момент.
  2. Вступительное слово учителя по теме урока.
  3. Краткая биографическая справка.
  4. “Вечера на хуторе…” – первое произведение Гоголя.
  5. “Ночь пред Рождеством” – инсценировка.
  6. “Ночь пред Рождеством” – просмотр мультипликационного фильма. (Гоголь-юморист).
  7. “Вий”-просмотр отрывка кинофильма.(Гоголь-фантаст)
  8. “Сегодня на уроке…” – викторина по теме урока.
  9. Итоги урока.

Оборудование: ПК, презентация, стенд (холл на втором этаже), костюмы для инсценирования.

Ход урока

1. Орг. момент.

"Все, что может природа иметь прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все что народ может иметь оригинального, типического – все это радужными цветами блестит в поэтических грезах Гоголя".

В.Г. Белинский

2. Вступительное слово учителя по теме урока.

Сегодня 1 апреля 20… года весь мир празднует день рождения великого русского писателя, поэта, сатирика и просто замечательного человека Николая Васильевича Гоголя.

3. Слово учителя о биографии писателя.

  1. Рассказ о родителях, бабушке Гоголя.
  2. В имении Д.П. Трощинского.
  3. Нежинская гимназия высших наук. Увлечения Гоголя (живопись, литература, театр).
  4. “Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия”.

Ученик: Детство Н.В.Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывал. Еще в гимназии завел он большую конторскую “Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию”, куда заносил любопытные словечки, фамилии, прозвища, предания, бытовые сценки. Уже в Петербурге, стремись быть “полезным человечеству”, учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, общаясь с людьми учеными и талантливыми, Николай Васильевич просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, ее обычаях, нравах и верованиях, ведь “здесь так занимает все малороссийское”. А что касается поэзии, Николенька и в детстве, и в юности стихами весьма увлекался и даже поэтому опубликовывал.

(Я в руках держу большую, в 490 страниц тетрадь, привезенную из г.Нежина. На обложке рукой гимназиста Гоголя написано: “Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия”. Чего только нет в этой тетради: и мысли знаменитых писателей, и сведения по истории и географии, и собственные сочинения, но больше всего здесь записей о жизни украинского народа – предания, обычаи и нравы, пословицы и поговорки, песни).

4. История возникновения сборника “Вечера…”.

Структура книги “Вечера на хуторе близ Диканьки”

1-я книга 2-я книга
Предисловие
Сорочинская ярмарка
Вечер накануне Ивана Купала
Майская ночь, или Утопленница
Пропавшая грамота
Предисловие
Ночь перед Рождеством
Страшная месть
Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
Заколдованное место

Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. “Здесь так занимает всех все малороссийское”, -  с радостным изумлением сообщает матери Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.

Строчки его произведений, словно песни, подслушанные им на вечорках, куда собирались парубки и девушки. В письме к ботанику Максимовичу Гоголь писал: “Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю! Что все черствые летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими живыми летописями!”

5. “Ночь пред Рождеством”.

Ученик: “Ночь перед Рождеством” – одна из ярких повестей книги Николая Васильевича Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Все повести, входящие в эту книгу, - повести из украинской жизни - проникнуты мягким, добрым юмором. Литературное сообщество того времени и широкая читательская публика восторженно встретили эту книгу, вышедшую в 1831 году. Их автор обитал в ту пору в Павловске, неподалеку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе. Было молодому и враз ставшему известным Н.В. Гоголю только 22 года.

Ученик: Несмотря на то, что это произведение написано Н.В.Гоголем почти двести лет назад, оно и сегодня не перестает восхищать читателей яркостью и образностью языка, обилием выразительных деталей, самобытностью персонажей. В повести “Ночь перед Рождеством” нашли сочетание народная легенда и быт, реальное и идеальное, история и современность.

Рассказ учителя о повести “Ночь перед Рождеством”.

Инсценировка отрывка повести.

Оксана:

- Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша?
- Лгут люди, я совсем не хороша.
- Разве черные брови и очи мои так хороши, что уж равных им нет и на свете?
- Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах?
- Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша!
- Нет, хороша я!
- Ах, как хороша!
- Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою!
- Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть.

А что вы думаете ребята о будущее Оксаны? Сумеет Вакула ее завоевать? Что он привез “гордой красавице”? Кто ему помог?

Оказывается перед Рождеством могут сбываться все мечты…

6. “Ночь пред Рождеством” - просмотр мультипликационного фильма. (Гоголь-юморист).

Но мечты имеются и у других жителей Диканьки. Давайте посмотрим как они живут, что делают.

Просмотр отрывка из мультипликационного фильма “Ночь перед рождеством”.

7. “Вий” – просмотр отрывка кинофильма. (Гоголь-фантаст).

Гоголь – умел писать не только смешные произведения, ведь в жизни человека есть место разным событиям и история. В самом конце своей книги Гоголь написал “страшную историю”, которую я не рекомендую читать на ночь: “Вий”. В этой книге с потрясающей точность, естественностью, во всех красках описана жизнь вурдалаков, приведений, покойников и других жителей загробного мира. А как вам известно все они любят забавляться и пугать хороших поселян. Мы с вами сейчас посмотрим отрывок из кинофильма, познакомимся с героями.

(Аналитическая беседа по просмотренному).

А вот что Гоголь говорил о русском языке:

Ученик: Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье еще драгоценнее самой вещи.

Ученик: Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и познать чудные законы его…

Николай Васильевич Гоголь, это его такие волнующие строки.

Невероятный Гоголь, Веселый Гоголь, Поэтический Гоголь, Печальный Гоголь, Таинственный Гоголь.

Ученик: ...Вы знаете, какой я охотник до всего радостного? Вы одни только видели, что под видом иногда для других холодным, угрюмым таилось кипучее желание веселости (разумеется, но буйной) и часто в часы задумчивости, когда другим казался я печальным, когда они видели или хотели видеть во мне признаки сентиментальной мечтательности, я разгадывал науку веселой, счастливой жизни, удивлялся, как люди, жадные счастья, немедленно убегают его, встретясь с ним.

8. “Сегодня на уроке…” - викторина по теме урока.

Вот и подходит к концу наш урок. Давайте проверим, что вы запомнили из него. Правильно отвечайте на вопросы, не торопитесь и думайте пред тем, как ответить.

1. Когда родился Н.В.Гоголь?

  • 1812 г.
  • 1809 г.
  • 1828 г.

2. Где родился Н.В. Гоголь?

  • В Санкт-Петербурге.
  • В местечке Большие Сорочинцы.
  • В Москве.

3. Какое учебное заведение и когда окончил Н.В.Гоголь?

  • 1828 г. Нежинская гимназия высших наук.
  • 1829 г. Царскосельский лицей.
  • 1826 пансион при Московском университете.

4. Каким произведением Н.В.Гоголь начинал свой литературный дебют

  • Сборник “Арабески”.
  • “Вечера на хуторе близ Диканьки”.
  • “Ревизор”.

5. Как звали героиню повести “Ночь перед Рождеством”?

  • Настенька.
  • Галина.
  • Оксана.

6. Что должен был привезти кузнец Вакула своей возлюбленной?

  • Босоножки.
  • Сапоги.
  • Черевички.

7. Какое произведение Н.В.Гоголя можно назвать “самое страшное?

  • Майская ночь, или Утопленница.
  • Вий.
  • Ревизор.

8. Какие произведения написал Гоголь Н.В.? (Вспомните, что написано на стенде в рекреации школы, какие книги там изображены, что вы читали уже на уроках чтения).

9. Подведение итогов урока.

Какое событие отмечают сегодня во всем мире?
Чем известен Н.В.Гоголь?
Какие книги написал Гоголь?

10. Д/з. Нарисовать иллюстрации к прочитанным или просмотренным произведениям.