Цель:
- познакомить с судьбой и творчеством А.А. Фета;
- показать тематическое своеобразие лирики А.А. Фета;
- сопоставить поэзию Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Ход урока
Урок проходит в форме литературно-музыкальной композиции, стихотворения А.А. Фета читают наизусть заранее подготовленные ученики. Тексты стихотворений представлены в Приложении 6.
1. Вступление
Звучит песня на стихи А.Фета «Ты одна – любовь» («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…») (ВИА «Сябры») (Приложение 1) + (Приложение 2) Слайд 1
Рассказ учителя: Это стихотворение написано Афанасием Афанасьевичем Фетом и навеяно впечатлением от пения Татьяны Андреевны Кузьминской, сестры С.А. Толстой – жены Л.Н. Толстого. Что же нам известно о жизни А.А. Фета?
2. Сообщения заранее подготовленных учеников
1. Жизнь Афанасия Афанасьевича Фета (1820–1892 гг.) небогата внешними событиями, но была осложнена двумя обстоятельствами, наложившими отпечаток на его судьбу и творчество.
Первое обстоятельство связано с происхождением Фета.
Лечившийся в Германии помещик Афанасий Шеншин увез от мужа Шарлотту Фет, родившую мальчика через месяц после приезда в Россию. Этому мальчику было дано имя Афанасий. Но духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до брака Шарлотты Фет с Афанасием Шеншиным. В отличие от младших братьев и сестер, заочно именовавшимися Шеншиными, он должен был называться Фетом, что было для него несчастьем. Он долгое время мечтал о праве именоваться Шеншиным, т.е. помещиком, и принадлежать к дворянской России. Слайд 2
2. Фет решает стать военным и в 1845 году поступает в кавалерийский полк: офицерский чин давал в то время дворянство. Поэту не повезло и здесь. За 12 лет он дослужился до поручика. Но вдруг вышел указ о том. Что дворянство мог дать только чин полковника. Фет порывает с военной службой, покупает землю с Мценском уезде. Летние месяцы поэт проводит в усадьбе, в остальное время живет в Москве, купив там особняк, много пишет, переводит, добивается почета. Получает звание камергера, получив право принадлежать к роду Шеншиных.
По этому поводу над Фетом иронизировал его друг И.С. Тургенев: «Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию». И поэт сохранил за собой имя своего настоящего отца – дармштадского чиновника.
3. И второе обстоятельство, наложившее отпечаток на его душу и личность.
В годы военной службы Фет познакомился с Марией Лазич, поклонницей его поэзии, талантливым музыкантом, весьма образованным человеком. Молодые люди полюбили друг друга, но расстались. «Мои средства тебе известны, она тоже ничего не имеет», – писал Фет другу. По понятиям Фета, бедность его и Лазич делала их брак невозможным. Вскоре Мария Лазич погибает: она сгорела (несчастный случай или самоубийство – неизвестно) Это произошло в 1850 г.
Как художник, Фет всю жизнь не мог уйти от этой трагедии. До глубокой старости он писал стихи, обращенные к ней, к своей загубленной любви. Слайд 3
Дополнительный материал: Приложение 3
3. Звучит стихотворение «Какое счастье: и ночь, и мы одни!». Слайд 4
4. Слово учителя
– Тема нашего урока – «Муза А.А. Фета». Слайд 5
– Кто такая Муза?
Муза – это богиня поэзии.
– Послушайте стихотворение «Музе» (1857) и опишите Музу А.Фета, как она
выглядит, какая она.
– Определите жанр стихотворения? (Послание.)
– Какие эпитеты помогают создать образ Музы?
– Какая же она, Муза А.Фета?
Муза Фета – добрая, с ласковой речью, небесная, неземная женщина.
5. Послушайте стихотворение «Муза» (1887)
– Как построено стихотворение «Муза»? (Это ответ Музы поэту.)
– Для чего в стихотворении упоминается Тизифона? Кто это?
Тизифона – одна из трех фурий, сидевшая у входа в Тартар, «мстительница за убийства», богиня кровной мести.
– В чем же назначение поэзии?
Она помогает забыть житейские волнения, обрести счастье, славу, любовь.
6. К чему же зовет Муза А.Фета?
– Рассмотрим это на примере следующих стихотворений и сформулируем тезисы для ответа. Слайд 6
«Облаком волнистым…»
Не забывать друзей, не оставлять человека в одиночестве.
«Хоть счастие судьбой даровано не мне…» (аудиозапись) Приложение 4
Муза зовет к снисходительности, не отталкивать человека, не проявлять негодования, даже если чувство любви неразделенное и кажется безумием.
«Прости и все забудь в безоблачный ты час…»
Не помнить зла, в этом, по мнению поэта, залог счастья.
«Мелодия» («Какие-то носятся звуки…»)
Не надо отчаиваться, и в разлуке чувство остается, и разлука прекрасна, если любишь.
7. Слово учителя
В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем Афанасий Афанасьевич Фет. Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук, первозданной свежести и благоухания. Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на назначении поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни – погружение в мир красоты. Именно красота – главный мотив и идея творчества великого русского лирика. Красота, явленная в поэзии Фета, – стержень бытия и мира. Тайна красоты, язык её созвучий, её многоликий образ и стремится воплотить поэт в своих творениях. Поэзия – храм искусства, а поэт – жрец этого храма.
Сердце трепещет отрадно и больно,
Подняты очи, и руки воздеты,
Здесь на коленях я словно невольно,
Как и бывало, пред вами, поэты.
Основные темы поэзии Фета – природа и любовь – как бы слиты воедино. Именно в природе и в любви, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия.
8. Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и А.А. Фета «Осень» («Как грустны сумрачные дни…»)
– В чем разница в восприятии мира?
Ф.И. Тютчев рисует приметы русской осени, создавая картину неяркой, неброской красоты родной природы. У Фета же картина хладной осени передает состояние лирического героя.
Таким образом, особенность лирики А.А. Фета – слияние внешнего и внутреннего мира.
– Подтвердите эту особенность лирики Фета, прослушав следующие стихотворения.
1. «Осень» («Ласточки пропали…»)
Тяжелое состояние поэта – «поневоле тяжело – хоть плачь!» – передается через унылые осенние картины.
2. «Шёпот, робкое дыханье…»
Мир чувств представлен через мир природы (через восприятие любящего).
В 1843 году появилось стихотворение Фета, которое по праву можно назвать его поэтическим манифестом.
Чтение стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом»
– Что образует фетовскую вселенную?
– На каком художественном приеме построено это стихотворение?
Три поэтических предмета – природа, любовь и песня – тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет. И поэт полон жажды любви и творчества
.9. Слово учителя
Стихи А.А. Фета необыкновенно музыкальны. Это чувствовали и композиторы, современники поэта. П.И. Чайковский говорил о нем: «Это не просто поэт, скорее поэт – музыкант…» Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания. Написанные в романсово-песенном ключе, они очень мелодичны.
Чтение стихотворение «На заре ты её не буди»
Прослушивание романса А.Варламова на стихи Фета «На заре ты ее не буди» Приложение 7 Слайды 7, 8
6. Подведение итогов урока
– В чём же особенность лирики А.А. Фета?
10. Домашнее задание
Выучит наизусть стихотворение «Я пришел к тебе с приветом» или «На заре ты ее не буди».