Литература
-
"Люди! Покуда сердца стучатся, помните!" Литературно-музыкальная композиция 2012
В работе представлен сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного Дню победы в Великой Отечественной войне. В ходе вечера участники читают стихи о войне, исполняют песни военных лет, а также рассказывают истории.
-
Развитие коммуникативных компетенций как условие духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы 2012
Обобщается педагогический опыт работы по формированию и развитию коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности как условие духовно-нравственного воспитания личности ребенка.
-
Интегрированные уроки "Химия и слово" 2012
В школе проводятся интегрированные уроки в форме химических спектаклей, литературные гостиные, интеллектуальные игры и другие творческие проекты. Одно из направлений деятельности – интегрированные уроки-исследования по химии и литературе.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Петр и Феврония – вечные символы русской любви". 8-й класс 2012
Мероприятие проводится для учащихся 1–6-х классов гимназии. Основой служит «Повесть о Петре и Февронии Муромских», изучаемая в курсе литературы 7-го класса.
-
Почитай отца и матерь свою…» (на материале библейского сюжета о Ное, рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» и В.Осеевой «Бабка») 2012
Цель урока: истолкование библейской заповеди; использование библейского сюжета с целью раскрыть содержание слова «хам» через его образную конкретизацию; выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Э. Разгона "Борис и Глеб". 7-й класс 2012
На территории Кузбасса действовали более 400 лагерных подразделений, входивших в состав СИБЛАГА, через который в те годы прошло более двух миллионов человек. Знакомство с "Книгой памяти", повестями Льва Разгона, историями людей произошло на открытом уроке, чтобы не только на произведениях литературы учащиеся знакомились с широкомасштабной картиной сталинских репрессий, но и на основе документов, исторических свидетельств.
-
Л.Н. Толстой. Личность и мировоззрение писателя 2012
На уроке раскрывается смысл высказывания М.Горького о Толстом: "Нет человека более достойного имени гения, более сложного и противоречивого..." В результате самостоятельного исследования учащиеся дают развернутый ответ на проблемные вопросы.
-
Развитие умений подготовки доклада на основе исследовательского задания: значение и ориентиры деятельности школьников 2012
Анализируется стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».
-
Урок внеклассного чтения "Люблю березку русскую!" 2012
Образ березки – символа Родины – воспет в произведениях тверских поэтов, писателей, художников, мастеров прикладного творчества. Урок внеклассного чтения "Люблю березку русскую!" в форме литературно-музыкальной композиции рассчитан на 2 часа.
-
Старославянизмы в поэзии поэтов-декабристов 2012
В произведениях Рылеева, Кюхельбекера за старославянизмами, не ушедшими из литературного языка, не перешедшими в разряд нейтральных или общеупотребительных книжных слов, окончательно закрепляются стилистические функции, сохранившиеся за ними в языке художественной литературы до сих пор: создание исторического колорита, поэтических текстов, патетического слога, комического эффекта, воссоздание библейского, античного, восточного колорита, употребление в целях характерологии.
-
Литературно-краеведческая гостиная "Люби и знай свой край родной", посвященная 75-летию образования Краснодарского края и 220-летию со дня высадки первых переселенцев на Кубань 2012
Внеклассное мероприятие в форме литературно-краеведческой гостиной посвящено 75-летию образования Краснодарского края и 220-летию со дня высадки первых переселенцев на Кубань.
-
Красотой Японии рожденный 2012
Научно-практическое заседание литературной гостиной при участии представителей общества российско-японской дружбы посвящено японской культуре. Учащиеся знакомятся с японской поэзией, творчеством Басё, пробуют свои силы в сочинении хокку; узнают об особенностях японского сада на примере сада, расположенного в Москве.
-
Интегрированный урок по теме "Шекспир". 7-й класс 2012
Интегрированный урок литературы и английского языка посвящен изучению творчества Шекспира, проходит в форме научно-практического заседания литературной гостиной.
-
Интегрированный урок литературы и МХК "Три Мадонны". 10-й класс 2012
Урок посвящен трем шедеврам мирового искусства: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Мадонна» А.С. Пушкина. Цель урока: познакомить учащихся с периодом Возрождения в Италии и его представителями; анализ стихотворения А.С. Пушкина при сопоставлении культуры эпохи Возрождения и Золотого века литературы; развитие умения видеть и чувствовать красоту человеческой души.
-
Интеллектуальное шоу "Умники и умницы" по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2012
Игра расширяет знания учащихся по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети", показывает его вечные темы. У ребят развиваются аналитические способности и абстрактное мышление. Воспитывается мировоззрение.
-
Урок литературы "Чистота и святость пути человека, в чьем сердце – мама…" (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2012
Цель урока: закрепить навыки анализа эпизода (рассмотреть роль эпизода в раскрытии идеи романа, в композиционном своеобразии произведения); показать на основе ключевых слов отражение авторского замысла в раскрытии образов; помочь учащимся осмыслить проблему взаимоотношения родителей и детей; подвести учеников к восприятию идеи автора об опасности отпадения от семьи, материнской любви, от традиции почитания родителей.
-
Жанровое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2012
Цель урока: познакомить со своеобразием жанровой структуры поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Развиваются умения анализировать текст, находить выразительные средства в прозаическом произведении, доказывать свою точку зрения, аргументируя ее. Исследовательская работа на уроке воспитывает любовь к литературе, интерес к классическим произведениям и творчеству Н.В. Гоголя.
-
Литературно-музыкальная композиция "По страницам романа Л.Н. Толстого "Война и мир". 10-й класс 2012
На уроке автор учит учащихся, как воспринимать классическую литературу, проникнуть в духовный мир героев, чтобы суметь понять всю сложность исканий А.Болконского и П.Безухова, полюбить Наташу Ростову и Марью Болконскую.
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы 2012
Уроки литературы побуждают вести диалог о непростых проблемах нашей жизни, сложной судьбе героев произведений, бездуховности, утрате нравственных идеалов, добре и зле, роли семьи в воспитании человека. На уроках русского языка необходимо анализировать тексты, несущие информацию и влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни.
-
Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ в. 6-й класс 2012
Урок знакомит шестиклассников с творчеством поэтов XX века и помогает им выработать умение воспринимать поэтическое слово. В ходе урока учащиеся знакомятся со стихотворениями Блока, Ахматовой, Есенина. Анализируют стихотворение С.Есенина «Мелколесье. Степь и дали…», рисуют к нему картинку.
-
Межшкольный мега-проект "Свет невечерний", посвященный последнему периоду жизни и творчества Л.Н. Толстого 2012
В работе представлена технологическая карта мега-проекта, программа и сценарий заключительного этапа (литературная гостиная «Свет невечерний»), даны вопросы дискуссии «Наступит ли в России век Толстого?».
-
Литературная гостиная "Мы читаем произведения А.С. Пушкина" 2012
Цель мероприятия: поддержать интерес к литературе, расширить кругозор учащихся, воспитывать понимание красоты русского слова, актуализировать знания по литературе; предоставить возможность учащимся выступить в роли актеров, научиться некоторым навыкам ораторского искусства, а также приобщиться к искусству декламации.
-
Три мира в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2012
Цель урока: показать жанровое и композиционное своеобразие романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»; философское осмысление числа «три» в романе; разобраться в особенностях взаимопроникновения трех миров в романе; вынести нравственные уроки, главные ценности, о которых говорит писатель; развивать интерес к личности и творчеству писателя.
-
Урок литературы "Человек в огне Гражданской войны". 11-й класс 2012
Цель урока: дать обзор девяти рассказов романа из цикла «Конармия» И.Эм. Бабеля с учётом языка, художественных приемов и средств; показать человека в нечеловеческих условиях Гражданской войны, т. е. раскрыть главную тему бабелевских новелл, что высшей ценностью для художника остается человек «с большой буквы».
-
Особенности развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 2012
Именно в школе начинается формирование творчески развитой личности. Особая задача принадлежит урокам словесности, развивающим инициативное творчество учащихся. Разнообразие методов и приемов, использование большого дидактического материала, анализ текстов и работа над сочинениями разных жанров позволяют учителю не только добиться высокого качества обучения, но и формируют у школьников интерес к языку, навыки исследовательской деятельности.
-
Интегрированный урок литературы и музыки "Гармония в музыке и человеческих отношениях". 6-й класс 2012
Урок пробуждает школьников к размышлению о добре и зле, коварстве и мужестве, ненависти и дружбе, укрепить сознание того, что добрые отношения между людьми можно созидать собственными поступками. Это созвучно мировосприятию детей, находящихся на пороге ранней юности. Сочетание индивидуальной и групповой деятельности должно привести шестиклассников к размышлениям об образах Лонгрена, Ассоль и жителей Каперны и подготовить учащихся к обсуждению проблемных вопросов.
-
А.И. Солженицын "Возвращение на Родину". Особенности индивидуального авторского стиля Солженицына-поэта 2012
Прочитав стихотворения А.И. Солженицына, можно с уверенностью сказать, что они представляют собой материал, выявляющий скрытые возможности русского языка.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная В.С. Высоцкому. Тема: "В.С. Высоцкий: жизнь и творчество". 11-й класс 2012
На уроке ученики знакомятся с жизнью и творчеством Владимира Семеновича Высоцкого.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро". 6-й класс 2012
Цель урока: обучение учащихся анализу лирического произведения, сопоставлению разных произведений, совершенствование навыка устного, словесного рисования, выразительного чтения; выявление контрастных образов или эмоционально противоположных мотивов в стихотворении; формирование чувства прекрасного, умения видеть красоту и радость в окружающем мире.
-
Певец страны "березового ситца…" 2012
Урок посвящен чтению и анализу стихотворений С.А. Есенина. Цель урока: определение уровня сформированности навыков самостоятельной работы по теме, выявить особенности художественного мира С.А. Есенина, показать народность творчества поэта, воспитать духовно-нравственную культуру учащихся, формировать эстетический вкус учащихся как ориентир в художественном мире, совершенствовать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта. Разнообразные методы и приемы урока помогают изучить тему увлекательно и доступно, отрабатывать навыки сопоставительного анализа стихотворений, учить систематизировать, выделять главное, обобщать.