Цели урока: приобретение собственного опыта приобщения к духовному опыту человечества.
Задачи:
- знакомство с эпистолярным жанром,
- постижение нравственных проблем времени создания писем,
- осознание роли матери в жизни человека,
- формирование умения выражать собственную позицию, вести диалог.
Ход урока
Парты расставлены так, чтобы на них могли расположиться пять групп, разделение на которые происходит с помощью закладок, которые ребята выбирают по собственному желанию перед входом в класс. Звучит песня “Папа может, папа может…”, все, кто выбрал одинаковые закладки, рассаживаются за один стол.
На доске появляются слова М.Горького: “Прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу…”
– Как вы думаете, к кому обращены слова Горького? Все ли слова в этом высказывании кажутся вам точными и уместными?
– Мне тоже не нравится “существо”. Обсудите в группах и закончите предложение: “Мама – это…” (Слушаем и прикрепляем на доску созданные варианты.)
На экране появляется изображения Казанской иконы Богоматери, Сикстинской мадонны Рафаэля, “Материнство” Пабло Пикассо, “Мать кормящая” Петрова– Водкина.
– Что общего в этих изображениях? Чем они отличаются? (Образ матери – вневременное понятие.)
Каждая группа получает лист с пословицами о матери.
– Выберите и объясните любую пословицу, которая ассоциируется с образом вашей мамы. (Желающие в каждой группе выполняют это задание.)
На экране появляется слайд с изображением радуги.
– Радуга, подберите, пожалуйста, созвучные слова. Радушие, радость…После грозы, когда воздух чист, в небе появляется семицветная радуга. С каким цветом и почему ассоциируется у вас образ матери?
На доске появляются два вырезанных из бумаги цветка. В середине одного написано “мама”, другого – “мы”. Каждая группа получает “лепестки” цветов, на которых нужно написать, что успевает сделать мама в течение дня, что мы делаем для нее? Обсуждение задания.
– Разлука. Звонки. Телеграммы. Письма. Воспоминания. Все это бывает в каждой жизни. Сейчас мы познакомимся с пятью текстами, обращенными к матери в разные моменты жизни. а задача каждой группы – предположить и обосновать свое предположение:
Кто писал (ребенок, юноша, старик).
Когда писал (в какие годы какого века).
В какой ситуации.
– Первое даже не письмо, а записка: “ Теперь я знаю, что такое счастье, – это когда в каше нет комков”. (Выслушиваем группы, на экране появляется портрет Владимира Высоцкого.)
– Знаете ли вы, кто это? Записка адресована матери Нине Максимовне, с которой в начале Великой Отечественной войны он был эвакуирован на Урал. В 1943 году ему пять лет, он ходит в детский сад, оборудованный в бывшем свинарнике, находится там на “шестидневке” , поскольку мама работает на заводе, а еще на лесозаготовках по 12 часов. Очень редко она забирала его домой, понятно, что такое “счастье” для него…
Второе письмо: “…на ее коленях протекали первые годы моего младенчества, ее имя было первой моей речью, ее ласки облегчали мои первые болезни” И еще: “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал : ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать…” (Выслушиваем группы, на экране появляется портрет М.Ю.Лермонтова.)
– Лермонтову 16 лет, когда он пишет эти воспоминания. Его мать умерла от чахотки, когда ему не исполнилось и трех лет. В 17 лет он создает стихотворение “Ангел” (читаем стихи). Ангел несет живую душу, чтобы вселить ее в земного человека, душа не запомнила песню, но ощущение песни, память о ней остались. Молодая, красивая, нежная, мать своей песней лелеяла душу мальчика, готовя его к жизни трудной, сложной. Помнящие Марию Михайловну жители рассказывали: “…в Тарханах долго помнили, как тихая, бледная барыня…переходила от одного крестьянского двора к другому с утешением и помощью”
Третье письмо: Поздравляю Вас, бесценная и несравненная маменька, с радостным днем вашего ангела, желаю провесть его в полном удовольствии. Очень жалею, что не могу прислать Вам хорошего подарка. Но вы и в безделице видите мою сыновнюю любовь к Вам, и потому я прошу принять эту небольшую книжку…Она понравилась здесь всем, начиная от государыни; надеюсь, что и Вам также принесет она сколько-нибудь удовольствия, и тогда я буду счастлив…” (Выслушиваем группы, на экране появляется портрет Н.В.Гоголя.)
Из детских и юношеских писем, адресованных своей матери Марии Ивановне, до нас дошло 24.Переписывался с ней всю жизнь, она переживет сына на 16 лет. Это письмо написано из Петербурга, где он ютился на съемной квартире Гороховой улицы, Гоголю 22 года, а его первая книга “Вечера на хуторе близ Диканьки” произвела фурор в Петербурге.
Четвертое письмо: “Я очнулся в телеге, на сене. Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. Пить хотели губы, голова, грудь. Все, что было во мне живого, хотело пить. И вдруг я подумал, что единственный человек, который может спасти меня, – мама.
Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. Она утолит жажду, отведет боль, успокоит, спасет. И я стал ее звать. (…)
Моя мать лежала в братской могиле в осажденном Ленинграде.
В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. Видимо, у всех матерей есть великое сходство. И если одна мать не может прийти к родному сыну, у его изголовья становится другая”. (Выслушиваем группы, появляется портрет Анатолия Алексина.)
Это строчки, взятые из книги Алексина “Прости меня, мама…” . Это повесть о военном детстве, о совести, долге, об абсолютных величинах, определяющих жизнь и смерть каждого. В свои 65 автор “перелистывает” годы, рассказывает о событиях 1943…
Пятое письмо: “…сплю и вижу, мама, как мы с тобой вместе. Мамочка, душа томит об Вас!
Я жив – здоров, все в порядке….Ребятишки здоровеньки, слава богу. Ездил я тут в Москву на три дня, сходил с Машей в школу. И радостно, и грустно. Какая она еще школьница! Целыми днями играет с зайцем, а про домашние задания забывает.
А так все нормально. Извещение о посылочке успел получить, но было воскресенье. Спасибо, хорошая моя! Дай бог тебе здоровья! За меня не беспокойся. Я серьезно говорю, что хорошо себя чувствую. Обнимаю тебя”. (Выслушиваем группы, появляется портрет В.М.Шукшина.)
– Письмо адресовано Марии Сергеевне Куксиной, которая переживет сына на 5 лет. О ней он писал своей сестре: “ Посмотри на нашу маму. Это народ с большой буквы”. Образование у матери два класса, но именно у нее, считал Шукшин, он учился писать. Это письмо , написанное 28 сентября 1974 года , она получит 2 октября, в день его смерти.
– А теперь представьте, пожалуйста, свою маму, ее глаза, голос, руки, запах ее духов. Напишите свое письмо, расскажите о своих чувствах, переживаниях, сомнениях, может быть, вам захочется попросить прощение за что-то.
А звуковым фоном, помогающим вам, будут еще два музыкальных письма: группы “Голубые береты” со своей песнью “ Мама” и одноименной песней Олега Митяева. (Ребята создают свои письма к маме.)