"Плачь… только слезами светлыми…" Урок литературы по произведению А.А. Лиханова "Мальчик, которому не больно". 7-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


“Творить, засучив рукава....”

 Е.О.Галицких, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета, на своих встречах с учителями напоминает строки известного поэта Л.Мартынова:

Какие хорошие выросли дети!
У них удивительно ясные лица!

И с этим нельзя не согласиться. Ребенок - это мыслитель, творец, вдохновитель. Он способен чувствовать, сопереживать. Но эти качества надо развивать. В связи с введением новой формы аттестации большая часть времени на уроках направлена на развитие учебных умений и навыков. А как же быть с эмоциями? Как не сделать наших детей бездушными существами? Как сохранить их ясные лица? В этом как раз и помогают уроки литературы.

И.А.Ильин в своей статье “О чтении” писал: “Одного рассудка для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца....Каждый из нас есть то, что он читает; и все мы становимся незаметно тем, что вычитываем из прочтенного,- как бы букетом собранных нами в чтении цветов”.

Наверное, поэтому я на своих уроках стараюсь пробудить духовное в человеке. Главное – затронуть мир эмоций и чувств мальчишек и девчонок, уметь сопереживать героям и через чтение самим становиться лучше, добрее.

Милосердие и сострадание - одна из вечных тем русской литературы. К этой тема обращался Ф.М.Достоевский (“Мальчик у Христа на ёлке”), А.И.Куприн (“Чудесный доктор”), А.Приставкин (“Ночевала тучка золотая”) и многие другие.

Особый интерес у моих учеников вызывают произведения А.А.Лиханова. В 5 классе мы познакомились с его книгами: “Мой генерал” и “Чистые камушки”, в 6 классе читали “Последние холода”, “Детская библиотека”, “Музей ненаглядных пособий”. А вот в 7 классе много откликов вызвала новая книга автора “Мальчик, которому не больно”.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Цели урока:

  • Образовательные:  формировать умение определять тему, идею рассказа; характеризовать героев, использовать  устное словесное рисование, кратко  пересказывать эпизоды; провести  словарную  работу.
  • Развивающие:  развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, находить в тексте ключевые эпизоды, слова; делать выводы, сравнивать, обобщать; совершенствовать   устную и письменную  речь учащихся,  способствовать формированию художественного вкуса, развитию творческого потенциала учащихся.
  • Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся;  воспитывать сострадание, милосердие.

Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный

Оборудование: произведение А.А.Лиханова “Мальчик, которому не больно”; портрет писателя, интерактивная доска для просмотра презентации, выставка книг.

Приложения:

 На доске эпиграф:

- А разве есть слезы черные?
- Еще сколько!
- Ну, плачь, плачь, только, чур, светлыми...
А.А.Лиханов

 Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя: Детство... Сколько книг посвящено этой поре в жизни

человека.

- Вспомните, какие писатели обращались в своих произведениях к этой теме?

(М.Твен, Ф.Достоевский, И.С.Тургенев, В.Катаев, А.А.Лиханов)

Не случайно среди названных авторов - и наш земляк А.А.Лиханов.

Что вы знаете об этом писателе? (высказывания ребят)

Знакомясь с новой книгой писателя, мы с вами расширяем и наши сведения об авторе.

III.Сообщение ученика по биографии А.А.Лиханова (презентация 1)

Слово учителя: О чем рассказывает Лиханов в своих книгах? Какие герои вам запомнились?

IV. Целеполагание

А сегодня мы поговорим еще об одной проблеме детства, которая волнует писателя. Одно из последних произведений писатель назвал “Мальчик, которому не больно”. А может ли быть такое? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в ходе нашей совместной работы. Тема нашего урока “Плачь...только слезами светлыми..” (записываем в тетрадь)

(Презентация 2 - слайд 1)

V. Работа с текстом произведения (беседа):

- Кто главный герой произведения? (презентация 2, слайд 2)

- Что нам известно о нем? Расскажите.

- Каков его круг общения? Кто приходит в дом к мальчику и с какой целью?(Приходят братья Лебедевы, их приводит женщина-врач, Машутка, врачи).(Презентация 2, Слайд 3.)

- Какие чувства испытывает мальчик от общения с ними? Найдите в тексте, зачитайте и прокомментируйте. (Машутка - по суффиксу; Братья Лебедевы- “охватил какой-то озноб, в первый раз обо мне при мне говорили как об отсутствующем”. Хулиганы.(глава “Доктор с хулиганами”).Бесконечное количество врачей- “колют мои ноги иголками, а мне не больно”)

Слово учителя: Какой вывод можем сделать? (То есть мальчик не испытывает к ним никаких чувств, эмоций- ему не больно!)

- Какие синонимы к слову не больно мы можем подобрать? Запишите их в тетрадь. Слова разместите друг под другом. (Ребята записывают слова, потом называют их)

Примерная запись в тетради:

НЕ БОЛЬНО

  • терпимо
  • безболезненно
  • нечувствительно
  • безразлично (Презентация 2,Слайд 4)

Слово учителя: Что обозначают эти слова? На что они указывают? (Не больно - речь идет об отсутствии боли физической, но и не только.)

 - А есть ли у мальчика те, кто ему не безразличен? Назовите их.(Бабушка, папа, мама, паучок) Расскажите о них. (Презентация 2, Слайд 5.)

- Паучок. Очень необычный герой. Что объединяет мальчика и паучка?

- Как бабушка объясняет появление в комнате мальчика паучка?

- От чего он его защищает?

- Кто еще заинтересовал мальчика? Какие чувства по отношению к этому герою?

(Батюшка. Поразил. Не услышал, что профессор сразу попросил покрестить, но испытывал непонятный холод от золотого креста)

- Какие синонимы к слову больно можем подобрать? Запишите их в тетрадь.

БОЛЬНО

  • Обидно
  • Неприятно
  • Болезненно
  • Мучительно (Презентация 2, Слайд 6.)

- А испытывает ли мальчик эти чувства? Когда? Найдите в тексте. (Бабушка стряхивает паучка- мучительно, уходит мама- обидно, погибает отец - болезненно, попадает в больницу - чернота, бабушка попадает в больницу..)

Слово учителя: еще один синоним к этому слову - хоть плачь.. (Презентация 2,Слайд 7)

- А было ли такое у мальчика, когда из его глаз катились слезы? В какой момент?

Слайд 8. Найдите. (Работа с текстом, по мере нахождения эпизодов- на доске цитаты из текста) Слайд 9-15.

- Обратите внимания на доску. Об этом диалоге вы сегодня уже говорили. Прочитайте их еще раз. Чьи это слова?

- А что значит слезы черные и слезы светлые? Слайд 16. Подумайте и запишите свой ответ в тетрадь. (Дети пишут)

Обмен мнениями.

 Слово учителя: Все вы сошлись в одном, что слезы светлые - это слезы от счастья, от радости, черные - скорби, печали, обиды, горя. Слайд 17.

- Как завершает свое произведение Альберт Анатольевич? Послушайте.

 На фоне музыки Вивальди(клип) читается последняя глава. Приложение 1 (http://youtu.be/IbE7_FpVgMw)

Вот мы и подошли к ответу на вопрос: А бывает ли так, чтоб человеку было не больно? (Ребята отвечают)

Слово учителя: НЕТ. Существует боль физическая и душевная. Но преодолевая все это - черные слезы обязательно сменяются светлыми...Так пусть и у вас не будет боли, а будет только радость и слезы только от радости.. Слайд 18

Рефлексия: в тетрадях продолжите фразу:

- Сегодня на уроке я...(потом тетради сдать)

Домашнее задание: Сочинение - рассуждение (одно на выбор):

- О каких еще проблемах говорит Лиханов в своем произведении? Почему вы так считаете?

- Почему жанр своего произведения Лиханов определяет как “не сказка для не взрослых”?

- Как вы поняли финал произведения?

После прочтения произведения:

Книга очень интересная и поучительная. Когда её читаешь, то хочется плакать, ведь очень жалко мальчика. В конце он остается совсем один, без семьи. Его увозят в интернат к детям, которые плачут по своим родителям. Но счастье- ему больно! Он кричит от радости, это значит, что к нему возвращается чувствительность ног.

Владимиров Никита

Прочитав не сказку для не взрослых, я радовалась за мальчика. У него получилось преодолеть жизненные препятствия...Чувства были разные...Но боль, конечно, сжимала мое сердце.

Забазнова Анна

Я не могу выразить своих чувств...Первое мое впечатление- одновременно жалость, и радость, и боль....Это произведение открывает глаза на мир, на то, о чем боятся говорить...Я ценю книги А. Лиханова.

Гущина Надежда

В этом произведении поднимается такая проблема, как одиночество человека среди других людей. Эта книга меня, в каком – то смысле, вылечила.

Котельникова Юлия

Меня растрогала эта история. Почему мальчик одинок? Разве можно быть одиноким и среди людей? Почему все несчастья выпали именно на этого мальчика? Одни вопросы.

Федорова Ирина

Мне очень понравилось это произведение. Оно многому учит и о многом заставляет задуматься. Я бы посоветовала прочитать книгу не только детям, но и взрослым.

Грехнёва Оксана

Читая и обсуждая произведения вместе с ребятами, я сама как педагог начинаю по-другому смотреть на современных детей, понимать их проблемы, видеть их “ясные лица”.

И вспоминается стихотворение Б.Окуджавы:

В нашей жизни, прекрасной и странной,
И короткой, как росчерк пера,
Над дымящейся свежею раной
Призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца,
В самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,
Но пора научиться, пора
Не вымаливать жалкие крохи
Милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи,
Что по-своему тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава.

Так будем творить вместе с детьми. А самое главное – будем становиться добрее, сердечнее, лучше.

Список литературы.

  1. Лиханов А. Солнечное затмение. Свечушка. Мальчик, которому не больно. Девочка, которой все равно. – М.: Издательский, образовательный и культурный центр “Детство. Отрочество. Юность”, 2010.

Источники.

  1. http://www.velib.com/biography/likhanov_albert
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Лиханов,_Альберт_Анатольевич