“Творить, засучив рукава....”
Е.О.Галицких, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета, на своих встречах с учителями напоминает строки известного поэта Л.Мартынова:
Какие хорошие выросли дети!
У них удивительно ясные лица!
И с этим нельзя не согласиться. Ребенок - это мыслитель, творец, вдохновитель. Он способен чувствовать, сопереживать. Но эти качества надо развивать. В связи с введением новой формы аттестации большая часть времени на уроках направлена на развитие учебных умений и навыков. А как же быть с эмоциями? Как не сделать наших детей бездушными существами? Как сохранить их ясные лица? В этом как раз и помогают уроки литературы.
И.А.Ильин в своей статье “О чтении” писал: “Одного рассудка для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца....Каждый из нас есть то, что он читает; и все мы становимся незаметно тем, что вычитываем из прочтенного,- как бы букетом собранных нами в чтении цветов”.
Наверное, поэтому я на своих уроках стараюсь пробудить духовное в человеке. Главное – затронуть мир эмоций и чувств мальчишек и девчонок, уметь сопереживать героям и через чтение самим становиться лучше, добрее.
Милосердие и сострадание - одна из вечных тем русской литературы. К этой тема обращался Ф.М.Достоевский (“Мальчик у Христа на ёлке”), А.И.Куприн (“Чудесный доктор”), А.Приставкин (“Ночевала тучка золотая”) и многие другие.
Особый интерес у моих учеников вызывают произведения А.А.Лиханова. В 5 классе мы познакомились с его книгами: “Мой генерал” и “Чистые камушки”, в 6 классе читали “Последние холода”, “Детская библиотека”, “Музей ненаглядных пособий”. А вот в 7 классе много откликов вызвала новая книга автора “Мальчик, которому не больно”.
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Цели урока:
формировать умение
определять тему, идею рассказа; характеризовать
героев, использовать устное словесное
рисование, кратко пересказывать эпизоды;
провести словарную работу.
Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный
Оборудование: произведение А.А.Лиханова “Мальчик, которому не больно”; портрет писателя, интерактивная доска для просмотра презентации, выставка книг.
Приложения:
- Презентация 1
- Презентация 2
- Приложение № 1
На доске эпиграф:
- А разве есть слезы черные?
- Еще сколько!
- Ну, плачь, плачь, только, чур, светлыми...
А.А.Лиханов
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя:
Детство... Сколько книг посвящено этой поре в жизничеловека.
- Вспомните, какие писатели обращались в своих произведениях к этой теме?
(М.Твен, Ф.Достоевский, И.С.Тургенев, В.Катаев, А.А.Лиханов)
Не случайно среди названных авторов - и наш земляк А.А.Лиханов.
Что вы знаете об этом писателе? (высказывания ребят)
Знакомясь с новой книгой писателя, мы с вами расширяем и наши сведения об авторе.
III.Сообщение ученика по биографии А.А.Лиханова (презентация 1)
Слово учителя: О чем рассказывает Лиханов в своих книгах? Какие герои вам запомнились?
IV. Целеполагание
А сегодня мы поговорим еще об одной проблеме детства, которая волнует писателя. Одно из последних произведений писатель назвал “Мальчик, которому не больно”. А может ли быть такое? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в ходе нашей совместной работы. Тема нашего урока “Плачь...только слезами светлыми..” (записываем в тетрадь)
(Презентация 2 - слайд 1)
V. Работа с текстом произведения (беседа):
- Кто главный герой произведения? (презентация 2, слайд 2)
- Что нам известно о нем? Расскажите.
- Каков его круг общения? Кто приходит в дом к мальчику и с какой целью?(Приходят братья Лебедевы, их приводит женщина-врач, Машутка, врачи).(Презентация 2, Слайд 3.)
- Какие чувства испытывает мальчик от общения с ними? Найдите в тексте, зачитайте и прокомментируйте. (Машутка - по суффиксу; Братья Лебедевы- “охватил какой-то озноб, в первый раз обо мне при мне говорили как об отсутствующем”. Хулиганы.(глава “Доктор с хулиганами”).Бесконечное количество врачей- “колют мои ноги иголками, а мне не больно”)
Слово учителя: Какой вывод можем сделать? (То есть мальчик не испытывает к ним никаких чувств, эмоций- ему не больно!)
- Какие синонимы к слову не больно мы можем подобрать? Запишите их в тетрадь. Слова разместите друг под другом. (Ребята записывают слова, потом называют их)
Примерная запись в тетради:
НЕ БОЛЬНО
- терпимо
- безболезненно
- нечувствительно
- безразлично (Презентация 2,Слайд 4)
Слово учителя: Что обозначают эти слова? На что они указывают? (Не больно - речь идет об отсутствии боли физической, но и не только.)
- А есть ли у мальчика те, кто ему не безразличен? Назовите их.(Бабушка, папа, мама, паучок) Расскажите о них. (Презентация 2, Слайд 5.)
- Паучок. Очень необычный герой. Что объединяет мальчика и паучка?
- Как бабушка объясняет появление в комнате мальчика паучка?
- От чего он его защищает?
- Кто еще заинтересовал мальчика? Какие чувства по отношению к этому герою?
(Батюшка. Поразил. Не услышал, что профессор сразу попросил покрестить, но испытывал непонятный холод от золотого креста)
- Какие синонимы к слову больно можем подобрать? Запишите их в тетрадь.
БОЛЬНО
- Обидно
- Неприятно
- Болезненно
- Мучительно (Презентация 2, Слайд 6.)
- А испытывает ли мальчик эти чувства? Когда? Найдите в тексте. (Бабушка стряхивает паучка- мучительно, уходит мама- обидно, погибает отец - болезненно, попадает в больницу - чернота, бабушка попадает в больницу..)
Слово учителя: еще один синоним к этому слову - хоть плачь.. (Презентация 2,Слайд 7)
- А было ли такое у мальчика, когда из его глаз катились слезы? В какой момент?
Слайд 8. Найдите. (Работа с текстом, по мере нахождения эпизодов- на доске цитаты из текста) Слайд 9-15.
- Обратите внимания на доску. Об этом диалоге вы сегодня уже говорили. Прочитайте их еще раз. Чьи это слова?
- А что значит слезы черные и слезы светлые? Слайд 16. Подумайте и запишите свой ответ в тетрадь. (Дети пишут)
Обмен мнениями.
Слово учителя: Все вы сошлись в одном, что слезы светлые - это слезы от счастья, от радости, черные - скорби, печали, обиды, горя. Слайд 17.
- Как завершает свое произведение Альберт Анатольевич? Послушайте.
На фоне музыки Вивальди(клип) читается последняя глава. Приложение 1 (http://youtu.be/IbE7_FpVgMw)
Вот мы и подошли к ответу на вопрос: А бывает ли так, чтоб человеку было не больно? (Ребята отвечают)
Слово учителя: НЕТ. Существует боль физическая и душевная. Но преодолевая все это - черные слезы обязательно сменяются светлыми...Так пусть и у вас не будет боли, а будет только радость и слезы только от радости.. Слайд 18
Рефлексия: в тетрадях продолжите фразу:
- Сегодня на уроке я...(потом тетради сдать)
Домашнее задание: Сочинение - рассуждение (одно на выбор):
- О каких еще проблемах говорит Лиханов в своем произведении? Почему вы так считаете?
- Почему жанр своего произведения Лиханов определяет как “не сказка для не взрослых”?
- Как вы поняли финал произведения?
После прочтения произведения:
Книга очень интересная и поучительная. Когда её читаешь, то хочется плакать, ведь очень жалко мальчика. В конце он остается совсем один, без семьи. Его увозят в интернат к детям, которые плачут по своим родителям. Но счастье- ему больно! Он кричит от радости, это значит, что к нему возвращается чувствительность ног.
Владимиров Никита
Прочитав не сказку для не взрослых, я радовалась за мальчика. У него получилось преодолеть жизненные препятствия...Чувства были разные...Но боль, конечно, сжимала мое сердце.
Забазнова Анна
Я не могу выразить своих чувств...Первое мое впечатление- одновременно жалость, и радость, и боль....Это произведение открывает глаза на мир, на то, о чем боятся говорить...Я ценю книги А. Лиханова.
Гущина Надежда
В этом произведении поднимается такая проблема, как одиночество человека среди других людей. Эта книга меня, в каком – то смысле, вылечила.
Котельникова Юлия
Меня растрогала эта история. Почему мальчик одинок? Разве можно быть одиноким и среди людей? Почему все несчастья выпали именно на этого мальчика? Одни вопросы.
Федорова Ирина
Мне очень понравилось это произведение. Оно многому учит и о многом заставляет задуматься. Я бы посоветовала прочитать книгу не только детям, но и взрослым.
Грехнёва Оксана
Читая и обсуждая произведения вместе с ребятами, я сама как педагог начинаю по-другому смотреть на современных детей, понимать их проблемы, видеть их “ясные лица”.
И вспоминается стихотворение Б.Окуджавы:
В нашей жизни, прекрасной и странной,
И короткой, как росчерк пера,
Над дымящейся свежею раной
Призадуматься, право, пора.Призадуматься и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца,
В самой черной его кладовой.Пусть твердят, что дела твои плохи,
Но пора научиться, пора
Не вымаливать жалкие крохи
Милосердия, правды, добра.Но пред ликом суровой эпохи,
Что по-своему тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава.
Так будем творить вместе с детьми. А самое главное – будем становиться добрее, сердечнее, лучше.
Список литературы.
- Лиханов А. Солнечное затмение. Свечушка. Мальчик, которому не больно. Девочка, которой все равно. – М.: Издательский, образовательный и культурный центр “Детство. Отрочество. Юность”, 2010.
Источники.