Ход урока
Сегодня мы продолжаем работу над литературой 19 века, в которую входит одно из блистательных имён: А.С.Пушкин.
- При произнесении имени Пушкина, что сразу всплывает в вашей памяти? С какими произведениями он ассоциируется? (со сказками). Ассоциируется Пушкин со сказками не случайно. Он приходит в нашу жизнь с самого раннего детства и сопровождает нас до конца дней.
Пушкин-солнце нашей поэзии. Это начало нашей литературы. Что вы знаете о Пушкине как о поэте и человеке? (Биография поэта).
Разговор у портрета. Обратите внимание на портрет А.С.Пушкина, выполненный художником О.А.Кипренским при жизни поэта. Отец Пушкина этот портрет считал одним из лучших, а когда Пушкин увидел его, был поражён, удивлён и не остался в долгу, написав следующие строки: “Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит”.
- Как вы понимаете это выражение? (Поэт посчитал, что художник его приукрасил, изобразил лучше, чем он есть на самом деле).
Вглядитесь внимательно в этот портрет: благородное лицо, высокий лоб, глубокие глаза. Что, на ваш взгляд, в портрете особо ярко выписано художником? Для чего? (Глаза, руки выписаны художником для того, чтобы мы видели, что перед нами человек искусства).
Не случайно рядом с поэтом художник изобразил лиру-символ поэзии.
Когда А.С.Пушкину было 20 лет, он написал сказочную поэму “Руслан и Людмила”, которая имела необычайный успех. Поэма была так хороша, что покорила читателей. Знать, к которой принадлежал А.С.Пушкин, общалась на французском языке, а своей поэмой поэт показал, что на русском языке можно создать такое чудо.
Беседа. – Почему в поэме автор обратился к старине, старинным событиям, поселил сказочных героев в поэму?
- Где, кем, когда были навеяны эти художественные образы? На этот вопрос вы ответите после прочтения вступительной статьи. (Сама природа, весь мир, который её окружает, интерес к истории навеяли на Пушкина мысль о создании данной поэмы).
Поэма начинается не с первой песни, а с пролога. Пролог-это вступительная часть к какому-либо произведению, настраивающая нас на определённый лад. На какой лад настраивает нас пушкинский пролог? Это нам и предстоит выяснить.
Чтение учителя.- Захотелось ли вам поближе посмотреть пушкинский лес? Представьте, что вы художники, но рисовать будете не кистью, а словом. Прочитайте про себя текст, подберите строчку или несколько строк, которые вы бы хотели нарисовать. Что и кого изобразите, какое настроение попытаетесь создать? (В темнице там царевна тужит).
- Как понимаете слово “тужит” (печалится, тоскует). Общее настроение от этой иллюстрации: грусть, печаль. - Прочитай эти строки, вложив в интонацию именно грусть, печаль, тоску.
- Кто такой дядька? (опытный, старый воин, который учит молодых. Картина радостная, вызывает гордость, в витязях мы чувствуем защиту).
- Какие устаревшие формы слов вы встретили в прологе? Какова их современная форма? (О заре - на заре, злато - золото, бурый - серый).
- С какой целью использует устаревшую лексику Пушкин в произведении? (передать атмосферу старины, древности).
- Какой ранее изученный жанр литературы напоминает вам пролог? (сказку).
- В чём сходство пролога со сказкой? (сказочные герои, зачин, концовка).
- Прочитаем отрывок выразительно. Читать надо как сказку: напевно, сказывая, помните о том, что пушкинский лес полон тайн и волшебства, интонация неоднообразная: где-то нам страшно, где-то радостно, чем-то мы удивлены. Один из вас будет читать, а остальные должны внимательно слушать и после прочтения быть готовым к рецензированию.
- Найдите слова, в которых заключена основная мысль. Что они выражают? (выражают отношение Пушкина ко всему русскому, его любовь к России, к народу, уважение к русскому языку).
Домашнее задание: выучить пролог наизусть.