Грозный голос Фемиды

Разделы: Литература


Урок - ролевая игра очень интересен детям. Но задачи он решает весьма серьезные:

  • развивает аналитические способности детей;
  • совершенствует их речевые навыки;
  • предоставляет возможность попробовать себя в роли следователей, психологов, журналистов, судьи, адвоката, героев произведения.

Слово учителя.

Мы закончили непростой разговор о героях пьесы “Гроза”... Но по-прежнему звучит в наших душах голос мудрого Кулигина:

“Вот вам ваша Катерина... Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судьей милосерднее вас!”...

Ее безжалостно уничтожило “темное царство”, не простив отчаянного порыва к свободе, счастью, любви. И нам безумно хочется найти конкретных виновников гибели нашей любимой героини и бросить им в лицо выстраданные в долгие часы раздумий слова: “Страшитесь, господа! Суд идет!”.

И мы свято верим, что не уйти этим злодеям от суда людского и божьего, и гневно повторяем вслед за А.С.Пушкиным:

И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от Божьего суда...
(“Борис Годунов”)

Первая часть урока – инсценировка.

Наше внимание привлекают группы людей, прогуливающихся вдоль волжских берегов (на доске – проекция картины Бориса Кустодиева “Гуляние на Волге”). Они активно обсуждают причины гибели Катерины, пытаются понять, почему так рано оборвалась жизнь этой скромной милой девушки, которую все знали, читают и бурно обсуждают статьи об этом событии в местной прессе. Наверное, впервые эти люди задумались о себе, своем отношении к людям... И это прекрасно! Пусть и дорогой ценой, ценой собственной смерти, но Катерина растормошила это сонное, полумертвое царство.

Журналист подходит к отдельным жителям городка и расспрашивает их о Катерине, ее жизни в доме мужа. Его внимание привлекает грустная Варвара. Она вспоминает нежную и трогательную Катерину, рассказывает о том, как легко ей жилось в доме родителей и как страшна была жизнь этой свободолюбивой женщины в доме Кабанихи( в этот момент на экране появляется фоторепортаж о Катерине, подготовленный учениками, и звучит монолог героини из действия 1, явления седьмого: “Такая ли я была! Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе расскажу...” и т.д.

С горечью вспоминает Варвара слова подруги: “ Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что”.

Именно мысль, что спасением для Катерины могла стать она, Варвара, не дает ей возможности успокоиться...Такое запоздалое, и потому ненужное, раскаяние...

Вторая часть урока - заседание суда

Слово учителя:

“Сегодня мы судим тех, кто стал виновником, пусть косвенным, гибели нашей любимой героини.

Вспомним, как все произошло...”

Группа журналистов знакомит зрителей, суд с тем, как освещалась гибель Катерины в различных изданиях (используем различные жанры: заметку “Хроника убийства”, публицистическую статью “Ее убило общество” и т.д.).

Детей заранее готовлю к этой непростой роли.

Судья предоставляет слово психологам (3 чел.), которые подготовили материал о личности погибшей, о характерах Бориса и Тихона, не сумевших (или не захотевших?), спасти Катерину.

Далее выступают следователи, собравшие материалы о деспотизме Кабанихи, Дикого, о “жестоких нравах” Калинова.

Суду предоставляются наиболее подходящие версии того, кто виноват в самоубийстве Катерины:

- произвол и хамство Кабанихи;

- бесхарактерность Тихона;

- предательство Бориса;

- общество, не защищающее права женщин;

- неправильное воспитание в “золотой клетке”, далекой от реальной жизни.

Слово берет адвокат, потом защитник, а затем судья, посоветовавшись с присяжными заседателями, выносит приговор.

Гневное слово служителя Фемиды заставляет о многом задуматься присутствующих в зале суда.

Приговор прочитан, в зале воцаряется тишина...И именно в этот момент звучат раскаты грома... Гроза вновь берет слово, напоминая всем, что суд не закончен, пока живут в мире Произвол, Злоба, Дикие Нравы...

Третья часть урока – дискуссия

Проводим дискуссию “Победитель Катерина или побежденная?”.

И, конечно, не обходим стороной вопрос “Удалось ли героине осветить это “темное царство” (пусть даже ценой собственной смерти)?

Вспоминаем финал пьесы, где с разных сторон городка собирается народ с факелами, и Тьма, одна их главных героинь пьесы, словно испугавшись обилия света, отступает... Это ли не символично?

- Победила она или проиграла? Будет ли другим Катеринам легче и свободнее дышать?

- Понимаете ли вы героиню?

- Актуальна ли “Гроза”, “пьеса жизни”, сегодня?

Именно эти вопросы вызывают живой интерес у учеников. Урок заканчивается, а дети продолжают размышлять о непростой судьбе Катерины.

Д.З. Эссе “Размышляя о гибели Катерины...”.