Урок - ролевая игра очень интересен детям. Но задачи он решает весьма серьезные:
- развивает аналитические способности детей;
- совершенствует их речевые навыки;
- предоставляет возможность попробовать себя в роли следователей, психологов, журналистов, судьи, адвоката, героев произведения.
Слово учителя.
Мы закончили непростой разговор о героях пьесы “Гроза”... Но по-прежнему звучит в наших душах голос мудрого Кулигина:
“Вот вам ваша Катерина... Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судьей милосерднее вас!”...
Ее безжалостно уничтожило “темное царство”, не простив отчаянного порыва к свободе, счастью, любви. И нам безумно хочется найти конкретных виновников гибели нашей любимой героини и бросить им в лицо выстраданные в долгие часы раздумий слова: “Страшитесь, господа! Суд идет!”.
И мы свято верим, что не уйти этим злодеям от суда людского и божьего, и гневно повторяем вслед за А.С.Пушкиным:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от Божьего суда...
(“Борис Годунов”)
Первая часть урока – инсценировка.
Наше внимание привлекают группы людей, прогуливающихся вдоль волжских берегов (на доске – проекция картины Бориса Кустодиева “Гуляние на Волге”). Они активно обсуждают причины гибели Катерины, пытаются понять, почему так рано оборвалась жизнь этой скромной милой девушки, которую все знали, читают и бурно обсуждают статьи об этом событии в местной прессе. Наверное, впервые эти люди задумались о себе, своем отношении к людям... И это прекрасно! Пусть и дорогой ценой, ценой собственной смерти, но Катерина растормошила это сонное, полумертвое царство.
Журналист подходит к отдельным жителям городка и расспрашивает их о Катерине, ее жизни в доме мужа. Его внимание привлекает грустная Варвара. Она вспоминает нежную и трогательную Катерину, рассказывает о том, как легко ей жилось в доме родителей и как страшна была жизнь этой свободолюбивой женщины в доме Кабанихи( в этот момент на экране появляется фоторепортаж о Катерине, подготовленный учениками, и звучит монолог героини из действия 1, явления седьмого: “Такая ли я была! Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе расскажу...” и т.д.
С горечью вспоминает Варвара слова подруги: “ Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что”.
Именно мысль, что спасением для Катерины могла стать она, Варвара, не дает ей возможности успокоиться...Такое запоздалое, и потому ненужное, раскаяние...
Вторая часть урока - заседание суда
Слово учителя:
“Сегодня мы судим тех, кто стал виновником, пусть косвенным, гибели нашей любимой героини.
Вспомним, как все произошло...”
Группа журналистов знакомит зрителей, суд с тем, как освещалась гибель Катерины в различных изданиях (используем различные жанры: заметку “Хроника убийства”, публицистическую статью “Ее убило общество” и т.д.).
Детей заранее готовлю к этой непростой роли.
Судья предоставляет слово психологам (3 чел.), которые подготовили материал о личности погибшей, о характерах Бориса и Тихона, не сумевших (или не захотевших?), спасти Катерину.
Далее выступают следователи, собравшие материалы о деспотизме Кабанихи, Дикого, о “жестоких нравах” Калинова.
Суду предоставляются наиболее подходящие версии того, кто виноват в самоубийстве Катерины:
- произвол и хамство Кабанихи;
- бесхарактерность Тихона;
- предательство Бориса;
- общество, не защищающее права женщин;
- неправильное воспитание в “золотой клетке”, далекой от реальной жизни.
Слово берет адвокат, потом защитник, а затем судья, посоветовавшись с присяжными заседателями, выносит приговор.
Гневное слово служителя Фемиды заставляет о многом задуматься присутствующих в зале суда.
Приговор прочитан, в зале воцаряется тишина...И именно в этот момент звучат раскаты грома... Гроза вновь берет слово, напоминая всем, что суд не закончен, пока живут в мире Произвол, Злоба, Дикие Нравы...
Третья часть урока – дискуссия
Проводим дискуссию “Победитель Катерина или побежденная?”.
И, конечно, не обходим стороной вопрос “Удалось ли героине осветить это “темное царство” (пусть даже ценой собственной смерти)?
Вспоминаем финал пьесы, где с разных сторон городка собирается народ с факелами, и Тьма, одна их главных героинь пьесы, словно испугавшись обилия света, отступает... Это ли не символично?
- Победила она или проиграла? Будет ли другим Катеринам легче и свободнее дышать?
- Понимаете ли вы героиню?
- Актуальна ли “Гроза”, “пьеса жизни”, сегодня?
Именно эти вопросы вызывают живой интерес у учеников. Урок заканчивается, а дети продолжают размышлять о непростой судьбе Катерины.
Д.З. Эссе “Размышляя о гибели Катерины...”.