Цель: закрепить навыки работы с текстом (элементы анализа, создание собственного текста), продолжить работу над формированием дискурсивной компетенции.
Задачи:
А) повторить понятия: ключевые слова
- типы речи,
- стили текста,
- тема текста,
- основная мысль;
Б) выяснить средства, с помощью которых создается настроения в произведении живописи, в музыке и в художественном тексте;
В) написать свой текст, передающий настроение.
Оборудование урока:
- таблица “Выглядит, как... – Звучит, как...”
- слайды с репродукциями картин:
- К. Юона “Мартовское солнце”
- И. Грабаря “Разъяснивает”, “Февральская лазурь”
- И. Левитана “Март”
- текст В. Пескова “Уже пахнет весной”
Ход урока
1. Вступительная часть.
Учитель объявляет тему урока, выясняет с детьми, какое бывает настроение и предлагает на основе своих ассоциаций составить таблицу:
Хорошее настроение | ||
Выглядит, как... | | | Звучит, как... |
Дети читают свои ассоциации и слушают товарищей, сравнивая и находя общее. Делают выводы о том, что создает хорошее настроение.
2. Словарная работа.
Учащимся предлагается дать толкование слову “настроение”.
После написание своей словарной статьи, каждый ученик сравнивает ее с работой соседа по парте. Несколько человек читают вслух свое толкование слова “настроение”. Потом обращаемся к словарям и сравниваем.
Ефремова.
Настроение.
- Внутреннее, душевное состояние.
- Расположение, склонность, желание делать что-либо.
Ожегов, Шведова.
Настроение.
- Внутреннее, душевное состояние. Веселое, бодрое, грустное.
Человек настроения (о том, чьи поступки определяются его настроением). - Направление чьих-нибудь мыслей, чувств. Настроение умов. Общественные настроения.
- Склонность делать что-нибудь. Нет настроения играть. Не в настроении. В плохом настроении.
Вопросы учащимся:
Как можно передать, изобразить или выразить настроение?
Как это делает художник слова?
Какими средствами пользуется живописец?
Каким образом создает настроение композитор?
Приведите примеры.
3. Работа с репродукциями картин.
Определить настроение в картине (Константина Юона “Мартовское солнце”). Какими средствами художник достигает этого? Как изображено солнце? Какого цвета снег? Какую роль в создании настроения играют предметы, изображенные на картине?
Работа выполняется с помощью презентации.
На слайдах показывается таблица, репродукции картин, словарные статьи, варианты текста и задания.
4. Работа с текстом
Выразительно прочитайте текст.
Уже пахнет весной. Едва уловимые приметы рождают чувство близкой весны.
За два зимних месяца глаза привыкли и к монотонности снега, и к угрюмому небу. И вдруг – голубые окна с молочно-золотистой порошей, со снегом, рожденным не в тучах, а в этой голубизне. Снег в феврале обретает краски. Приглядитесь в солнечный день: то золотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тенях. А в лунную ночь плывет над снегами опаловый свет.
В городе вот-вот начнут продавать мимозы. На крышах в солнечный день вырастают штыки сосулек.
Однако февраль – зимний месяц. Еще и морозы крепки, и отсыревшие ветры приносят метели. А иной раз совсем хоронит февраль дорогу под снегом. Но чуть умолкла метель, чуть зазевался мороз – являются новые приметы весны.
(По В. Пескову)
Задания:
- Найдите ключевые слова, передающие настроение. Назовите их. Обоснуйте свою точку зрения.
- Придумайте заглавие тексту. Что содержит в себе ваш вариант заглавия: тему или основную мысль?
Приметы весны.
(С ключевыми словами.)
Уже пахнет весной. Едва уловимые приметы рождают чувство близкой весны.
За два зимних месяца глаза привыкли и к монотонности снега, и к угрюмому небу. И вдруг – голубые окна с молочно-золотистой порошей, со снегом, рожденным не в тучах, а в этой голубизне. Снег в феврале обретает краски. Приглядитесь в солнечный день: то золотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тенях. А в лунную ночь плывет над снегами опаловый свет.
В городе вот-вот начнут продавать мимозы. На крышах в солнечный день вырастают штыки сосулек.
Однако февраль – зимний месяц. Еще и морозы крепки, и отсыревшие ветры приносят метели. А иной раз совсем хоронит февраль дорогу под снегом. Но чуть умолкла метель, чуть зазевался мороз – являются новые приметы весны.
(По В. Пескову)
Задания:
- Назовите тему и основную мысль текста.
- Определите тип речи и стиль текста. Обоснуйте свою точку зрения.
- Найдите и обозначьте в тексте эпитеты, метафоры, олицетворения.
Объясните их роль в тексте. Какой образ февраля создает автор?
- Тип речи – описание, потому что передается изображение природы, используются эпитеты, рисующие пейзаж в ярких тонах.
- Стиль текста художественный, потому что с помощью эпитетов, метафор, олицетворений создается образ февраля, который можно представить благодаря яркому описанию.
Текст с выделенными изобразительно-выразительными средствами.
Уже пахнет весной. Едва уловимые приметы рождают чувство близкой весны.
За два зимних месяца глаза привыкли и к монотонности снега, и к угрюмому небу. И вдруг – голубые окна с молочно-золотистой порошей, со снегом, рожденным не в тучах, а в этой голубизне. Снег в феврале обретает краски. Приглядитесь в солнечный день: то золотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тенях. А в лунную ночь плывет над снегами опаловый свет.
В городе вот-вот начнут продавать мимозы. На крышах в солнечный день вырастают штыки сосулек.
Однако февраль – зимний месяц. Еще и морозы крепки, и отсыревшие ветры приносят метели. А иной раз совсем хоронит февраль дорогу под снегом. Но чуть умолкла метель, чуть зазевался мороз – являются новые приметы весны.
(По В. Пескову)
Задание:
Напишите импровизированное эссе с названием
“В ожидании весны”.
В процессе работы, после выполнения очередного задания, каждый ученик сверяет свой вариант с вариантом на слайде: текст с выделенными ключевыми словами, с изобразительно-выразительными средствами, с определением типа речи и стиля текста.
После написания эссе ребята по желанию читают свои работы одноклассникам, а слушатели отвечают на следующие вопросы:
1. Какое настроение отражено в сочинении одноклассника?
2. Какими словами оно передается?
3. Можно ли представить картину по такому описанию и какую?
4. Какими изобразительно-выразительными средствами пользовался одноклассник?
5. Как выражена авторская позиция в сочинении?
6. Что особенно удалось товарищу?
Дайте оценку работе.
Домашнее задание:
Пользуясь изобразительно-выразительными средствами, опишите первый или последний месяц осени.
Приложение: презентация к уроку.