Урок развития речи "Настроение". (Развитие критического мышления)

Разделы: Литература


Цель: закрепить навыки работы с текстом (элементы анализа, создание собственного текста), продолжить работу над формированием дискурсивной компетенции.

Задачи:

А) повторить понятия: ключевые слова

  • типы речи,
  • стили текста,
  • тема текста,
  • основная мысль;

Б) выяснить средства, с помощью которых создается настроения в произведении живописи, в музыке и в художественном тексте;

В) написать свой текст, передающий настроение.

Оборудование урока:

  • таблица “Выглядит, как... – Звучит, как...”
  • слайды с репродукциями картин:
  • К. Юона “Мартовское солнце”
  • И. Грабаря “Разъяснивает”, “Февральская лазурь”
  • И. Левитана “Март”
  • текст В. Пескова “Уже пахнет весной”

Ход урока

1. Вступительная часть.

Учитель объявляет тему урока, выясняет с детьми, какое бывает настроение и предлагает на основе своих ассоциаций составить таблицу:

Хорошее настроение
Выглядит, как... | Звучит, как...

Дети читают свои ассоциации и слушают товарищей, сравнивая и находя общее. Делают выводы о том, что создает хорошее настроение.

2. Словарная работа.

Учащимся предлагается дать толкование слову “настроение”.

После написание своей словарной статьи, каждый ученик сравнивает ее с работой соседа по парте. Несколько человек читают вслух свое толкование слова “настроение”. Потом обращаемся к словарям и сравниваем.

Ефремова.

Настроение.

  1. Внутреннее, душевное состояние.
  2. Расположение, склонность, желание делать что-либо.

Ожегов, Шведова.

Настроение.

  1. Внутреннее, душевное состояние. Веселое, бодрое, грустное.
    Человек настроения (о том, чьи поступки определяются его настроением).
  2. Направление чьих-нибудь мыслей, чувств. Настроение умов. Общественные настроения.
  3. Склонность делать что-нибудь. Нет настроения играть. Не в настроении. В плохом настроении.

Вопросы учащимся:

Как можно передать, изобразить или выразить настроение?

Как это делает художник слова?

Какими средствами пользуется живописец?

Каким образом создает настроение композитор?

Приведите примеры.

3. Работа с репродукциями картин.

Определить настроение в картине (Константина Юона “Мартовское солнце”). Какими средствами художник достигает этого? Как изображено солнце? Какого цвета снег? Какую роль в создании настроения играют предметы, изображенные на картине?

Работа выполняется с помощью презентации.

На слайдах показывается таблица, репродукции картин, словарные статьи, варианты текста и задания.

4. Работа с текстом

Выразительно прочитайте текст. 

Уже пахнет весной. Едва уловимые приметы рождают чувство близкой весны.

За два зимних месяца глаза привыкли и к монотонности снега, и к угрюмому небу. И вдруг – голубые окна с молочно-золотистой порошей, со снегом, рожденным не в тучах, а в этой голубизне. Снег в феврале обретает краски. Приглядитесь в солнечный день: то золотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тенях. А в лунную ночь плывет над снегами опаловый свет.

В городе вот-вот начнут продавать мимозы. На крышах в солнечный день вырастают штыки сосулек.

Однако февраль – зимний месяц. Еще и морозы крепки, и отсыревшие ветры приносят метели. А иной раз совсем хоронит февраль дорогу под снегом. Но чуть умолкла метель, чуть зазевался мороз – являются новые приметы весны.

(По В. Пескову)

Задания:

  1. Найдите ключевые слова, передающие настроение. Назовите их. Обоснуйте свою точку зрения.
  2. Придумайте заглавие тексту. Что содержит в себе ваш вариант заглавия: тему или основную мысль?

Приметы весны.

(С ключевыми словами.)

Уже пахнет весной. Едва уловимые приметы рождают чувство близкой весны.

За два зимних месяца глаза привыкли и к монотонности снега, и к угрюмому небу. И вдруг – голубые окна с молочно-золотистой порошей, со снегом, рожденным не в тучах, а в этой голубизне. Снег в феврале обретает краски. Приглядитесь в солнечный день: то золотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тенях. А в лунную ночь плывет над снегами опаловый свет.

В городе вот-вот начнут продавать мимозы. На крышах в солнечный день вырастают штыки сосулек.

Однако февраль – зимний месяц. Еще и морозы крепки, и отсыревшие ветры приносят метели. А иной раз совсем хоронит февраль дорогу под снегом. Но чуть умолкла метель, чуть зазевался мороз – являются новые приметы весны.

(По В. Пескову)

Задания:

  1. Назовите тему и основную мысль текста.
  2. Определите тип речи и стиль текста. Обоснуйте свою точку зрения.
  3. Найдите и обозначьте в тексте эпитеты, метафоры, олицетворения.

Объясните их роль в тексте. Какой образ февраля создает автор?

  • Тип речи – описание, потому что передается изображение природы, используются эпитеты, рисующие пейзаж в ярких тонах.
  • Стиль текста художественный, потому что с помощью эпитетов, метафор, олицетворений создается образ февраля, который можно представить благодаря яркому описанию.

Текст с выделенными изобразительно-выразительными средствами.

Уже пахнет весной. Едва уловимые приметы рождают чувство близкой весны.

За два зимних месяца глаза привыкли и к монотонности снега, и к угрюмому небу. И вдруг – голубые окна с молочно-золотистой порошей, со снегом, рожденным не в тучах, а в этой голубизне. Снег в феврале обретает краски. Приглядитесь в солнечный день: то золотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тенях. А в лунную ночь плывет над снегами опаловый свет.

В городе вот-вот начнут продавать мимозы. На крышах в солнечный день вырастают штыки сосулек.

Однако февраль – зимний месяц. Еще и морозы крепки, и отсыревшие ветры приносят метели. А иной раз совсем хоронит февраль дорогу под снегом. Но чуть умолкла метель, чуть зазевался мороз – являются новые приметы весны.

(По В. Пескову)‏

Задание:

Напишите импровизированное эссе с названием

“В ожидании весны”.

В процессе работы, после выполнения очередного задания, каждый ученик сверяет свой вариант с вариантом на слайде: текст с выделенными ключевыми словами, с изобразительно-выразительными средствами, с определением типа речи и стиля текста.

После написания эссе ребята по желанию читают свои работы одноклассникам, а слушатели отвечают на следующие вопросы:

1. Какое настроение отражено в сочинении одноклассника?
2. Какими словами оно передается?
3. Можно ли представить картину по такому описанию и какую?
4. Какими изобразительно-выразительными средствами пользовался одноклассник?
5. Как выражена авторская позиция в сочинении?
6. Что особенно удалось товарищу?

Дайте оценку работе.

Домашнее задание:

Пользуясь изобразительно-выразительными средствами, опишите первый или последний месяц осени.

Приложение: презентация к уроку.