Тип интегрированного урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Форма урока: проблемный урок, урок творчества.
Цели урока.
Образовательные:
- Закрепить умения и навыки работы с натюрмортом.
- Активизировать познавательную активность учащихся.
- Совершенствовать навыки речемыслительной деятельности учащихся.
Воспитательные.
- Воспитывать интерес к предмету.
- Формировать гуманные качества личности учащихся, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
Развивающие.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Совершенствовать навыки анализа произведения живописи (натюрморта).
- Развивать умение строить ответ в определенной композиционной форме, исправлять, дополнять, совершенствовать написанное.
Основные формы и виды работы на уроке: наблюдение, анализ изображенного на картине, работа над образными средствами языка, подбор рабочих материалов.
Оборудование: Репродукции картин В.Н.Гаврилова, план описания картины.
Перед уроком была проведена предварительная работа: приготовлены на уроках ИЗО натюрморты В.Н.Гаврилова “Последние васильки”, сообщения по творчеству художника, стихотворения о васильках.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, цели, особенности урока.
Учитель русского языка.
- Ребята, сегодня мы будем описывать натюрморт. Наш урок необычен: вести его будем я и учитель изобразительного искусства, Людмила Романовна. Мы хотим, чтобы вы увидели связь между уроками русского языка, литературы и изобразительного искусства, научились правильно описывать натюрморт в соответствии с заданным планом.
III. Основная часть.
Учитель ИЗО.
Сегодня речь пойдет о замечательном русском художнике Гаврилове Владимире Николаевиче. Гаврилов Владимир Николаевич - лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина, выдающийся художник, пейзажист, жанрист, человек яркой творческой мысли. Полотна Гаврилова просты по сюжету, художник создавал произведения, в основном, о своем времени, в едином эмоциональном ключе, которому автор подчинял все изобразительные средства, и прежде всего цвет.
(Знакомство с картинами художника).
Далее краткую справку о художнике продолжат ребята, заранее подготовившие свои сообщения.
Учитель ИЗО.
- Писал художник и поэтические натюрморты, например, “Ночное окно”.
Давайте вспомним, что такое натюрморт?
(Отвечают ученики) – Термин “натюрморт” - в переводе с французского означает “мёртвая натура”. Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов, размещённых в единой среде и организованных в группу.
Учитель ИЗО.
- Хочу добавить, что мир вещей в натюрморте призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Возник натюрморт в период развития реализма в. В XVII веке он определился как самостоятельный жанр.
Натюрморт – очень удобная во всех отношениях натура: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой внешний облик. Даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.
На выставке в Государственной Третьяковской галерее представлена одна из последних работ художника, - натюрморт “Последние васильки” (1970 г.), по которой вы будете писать свои сочинения.
IV. Беседа по картине.
Учитель ИЗО.
- Докажите, что перед вами действительно представлен натюрморт.
(Ответы учащихся: На картине изображены неодушевлённые предметы: букет васильков, а также, веточки калины или рябины.)
Учитель ИЗО.
- Натюрморт может быть вписанным в любую геометрическую фигуру: овал, круг, квадрат, прямоугольник и т.д. Композицию можно развернуть по горизонтали, вертикали, диагонали.
- В какую форму вписал натюрморт В.Н.Гаврилова и как художник развернул композицию? (Натюрморт вписан в прямоугольную форму и развёрнут по вертикали.)
Учитель ИЗО.
- Расположение предметов в натюрморте называется композицией.
- Что такое композиция?
Ученики: (Композиция — это гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в картине.)
- Предметы в натюрморте должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга. Предметам не должно быть тесно на плоскости.
Учитель ИЗО.
- В композиции должен быть композиционный центр. Что поместил художник в центре картины?
Ученики: (В центре картины находится букет васильков, основной, центральный предмет.
Учитель ИЗО.
- А что помогает передать настроение в натюрморте? (Цвет и колорит)
- Какие цвета преобладают в картине, теплые или холодные, и что этим автор передает?
Ученики: (В картине преобладают теплые цвета и контрастный колорит, этим художник передает свой восторг, хорошее настроение.)
Учитель ИЗО.
- Верно, цвет для художника, как и звук для музыканта или слово для писателя – мощное средство выразительности. В написании натюрморта “Последние васильки” В.Н.Гаврилова и мы в своих рисунках использовалитеплые и контрастные цвета. Ваши работы получились яркими, красивыми.
Учитель ИЗО.
- А какую роль играет в картине солнечный свет?
Ученики: (Солнечный свет, освещая предметы, делает их, с одной стороны, светлыми, а с другой стороны – темными (тень).
Учитель ИЗО.
- Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.
Теперь вам осталось только запечатлеть все, о чем мы с вами говорили в своих сочинениях. Слово я передаю Людмиле Ивановне.
V. Работа над созданием сочинения. Речеведческая деятельность.
Учитель русского языка.
- После такого подробного анализа натюрморта с точки зрения живописи у вас, я верю, получатся замечательные сочинения.
Учитель русского языка.
- Надо сказать, что не только художники, но и поэты восхищались красотой нежных полевых васильков. Предлагаю вам прослушать стихотворение о васильках, написанное поэтом Владимиром Кокаревым.
Выразительное чтение стихотворения о васильках.
(Ученица читает стихотворение “Васильки” Вадима Кокорева.)
- Вдохновленные таким прекрасным лирическим стихотворением, приступим к написанию сочинения по данной картине. Чтобы ярче себе представить картину, созданную автором, давайте закроем глазки и мысленно перенесёмся туда, прислушаемся к звукам, почувствуем запахи, окунёмся в чарующий мир природы, созданный автором.
(Под сопровождение легкой музыки дети представляют себе картину, созданную художником.)
Учитель русского языка.
- Откроем глазки, “выйдем” из картины. Что вы услышали и увидели? Что почувствовали?
Ученики: (Приблизительные ответы учеников: “Окунувшись в мир картины, я услышал пение птиц, их весёлое чириканье. Посреди бескрайнего поля золотых колосьев пшеницы, словно кораблик в море, виднеется маленький деревенский домик, а через распахнутое окно, утопая в лучах солнца, стоит прекрасный букет полевых васильков. Воздух пропитан запахом спелой пшеницы и полевых цветов”.)
Учитель русского языка.
- Замечательно! Вот теперь можно приступать к описанию картины.
Скажите, ребята, какой тип речи мы будем использовать в своих работах и почему? (Описание)
- А какие типы речи вы ещё знаете? (Повествование, рассуждение)
- В каком стиле мы будет выполнять свои работы? ( В художественном)
- Какие вы знаете средства выразительности, которые характерны для художественного стиля речи и необходимы для нашего сочинения? (Эпитеты, метафоры, синонимы, антонимы)
- Чтобы сочинение отличалось логической стройностью, составим план сочинения.
Учитель русского языка.
Составление плана сочинения.
- Скажите, из каких частей состоит сочинение? (Из вступления, основной части и заключения)
- О чем мы напишем во вступлении? (О художнике картины)
- Как мы озаглавим первый пункт плана? (1. В.Н.Гаврилов - тонкий колорист и мастер композиции)
- О чем мы должны будем сказать в основной части в первую очередь? (О букете васильков)
- Какие ещё предметы изображены на натюрморте? (Веточки калины)
- Должны мы будем описать окно и что за окном? Как можно озаглавить следующие пункты? (Распахнутое окно, Янтарная пшеница)
- Укажем, какой колорит использовал художник, чтобы передать свое настроение? (Теплый колорит)
- Основная часть завершена. И что ещё остается? (Заключение)
- Какие у вас есть варианты заключительной части? Небольшая подсказка – как называется натюрморт? О чем говорит это название?
(3. Последние васильки – прекрасное напоминание о лете.)
- Теперь перейдём к подбору рабочих материалов.
- Во вступлении мы должны будем сказать несколько слов о художнике.
- Какие словосочетания вы предложите для характеристики художника?
I. В.Н.Гаврилов - тонкий колорист и мастер композиции – выдающийся художник, прекрасный пейзажист.
II. 1. Букет васильков - пышный букет, ярко-синие васильки, стоящие на дубовом столе, тонкие лепестки, зеленые листочки.
2. Веточки калины - ярко-красные ягоды, в коричневом глиняном горшочке.
3. Распахнутое окно - видна ширь русских полей, бескрайнее небо.
4. Янтарная пшеница - янтарно-желтая, спелая, густая пшеница, пышные колосья.
5. Теплый колорит - тёплые и светлые цвета, яркие, солнечные, сочные краски.
III. Последние васильки – прекрасное напоминание о лете; картина передает и восторг, и умиление, и восхищение; пленительная красота природы.
VI. Написание чернового варианта сочинения.
Учитель русского языка.
- Теперь разделим черновик на две части: одна – для будущего сочинения, другая – для редактирования. Далее, следуя алгоритму написания сочинения по картине, пишем сочинение.
(Можно сопроводить написание сочинения под лёгкую музыку, затем прослушать 3-4 работы учащихся, провести анализ и редактирование ученических сочинений.)
VII. Учитель предлагает в качестве образца прослушать следующее сочинение. (Сочинение, написанное учителем).
Гаврилов Владимир Николаевич - выдающийся художник, пейзажист, тонкий колорист и мастер композиции.
В центре картины крупным планом художник изобразил пышный букет васильков, стоящих на дубовом столе в белой, уже не новой кастрюле. Ярко-синие васильки, словно кусочек небесной чистоты, заполняют картину свежестью и какой-то сказочностью. Подставляя навстречу ярким лучам солнца нежные головки, васильки сливаются с первозданной красотой русской природы. В небесной синеве васильков утопают тонкие стебельки и зелёные листочки. Своей синевой васильки заполняют всю картину.
Справа от букета васильков автор изобразил несколько ярко-красных веточек калины, скромно стоящих на белом стуле в коричневом глиняном горшочке.
Предметы настолько объемны, что, кажется, протяни руку и почувствуешь нежность васильков, упругость спелых ягод, тепло летнего дня.
Через распахнутое окно видна ширь русских полей, утопающих в густой, янтарно-желтой пшенице. Над пышными колосьями пшеницы кружатся неугомонные птицы, и их звонкий щебет разливается по всей округе.
В картине преобладают тёплые и светлые цвета, яркие, солнечные, сочные краски. Этим автор передал свой восторг и внутреннее настроение.
Глядя на картину “Последние васильки”, испытываешь и восторг, и умиление, и восхищение. Какая пленительная песнь красоте и великолепию природы содержится в этом натюрморте! Любого человека, кто умеет любить, радоваться, грустить, кто всем сердцем ощущает красоту природы, натюрморт В.Н.Гаврилова “Последние васильки” не оставит равнодушным. Последние васильки – это прекрасное напоминание о лете.
- Понравилось вам это сочинение? Я надеюсь, что и ваши работы будут такими же интересными, яркими и образными. В своих сочинениях вы можете использовать отдельные фразы из этого сочинения.
VIII. Подведение итогов урока.
Оценить участие ребят на уроке, отметить наиболее активно работавших учеников.
IX. Рефлексия.
- Какие впечатления произвел на вас этот не совсем обычный урок? Что понравилось вам?
- Какой цвет вы выбрали бы, если бы вам довелось создать картину урока?
X. Домашнее задание – творчески оформить работы, с рисунками, на листах формата А-4.
Список литературы
1. М.М.Разумовская. Учебник. Русский язык. 6 класс. М., Просвещение, 2010 г.
2. Картина В.Н.Гаврилова “Последние васильки”.
3. Русская Галерея Искусств - Художник Гаврилов Владимир Николаевич.
4. Артхив / Художники / Владимир Николаевич Гаврилов.artchive.ru›artists/vladimir_nikolaevich_gavrilov…
5. В.Н. Гаврилов. За родную землю. - Художники о Великой Отечественной...ursa-tm.ru
Приложения 1 – Тезисы к уроку.
Приложение 2 – Данные об авторах.
Приложение 3 – Слово о художнике В.Н.Гаврилове.
Приложения 4 – Образец сочинения по картине В.Н.Гаврилова “Последние васильки”.
Приложение 5 – Стихотворение “Васильки”. В.Кокорев
Презентация 6 – Памятка. Алгоритм написания сочинения по картине.