Цель урока: привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием гуманность; привлечь внимание к поступкам исторических личностей. Продолжить знакомство с жизнью замечательного писателя и человека А.И.Куприна; работа по содержанию рассказа “Чудесный доктор”.
Задачи урока:
- воспитывающая: воспитывать культуру этических и нравственных чувств, влияющих на все поведение учащихся;
- обучающая: непосредственное общение с художественным произведением. Сформировать целостное впечатление от него, затрагивающее личные переживания; научить работать с текстом;
- развивающая: развивать культуру художественного восприятия, умение слушать и читать. Развивать художественную зоркость.
“Таланты (как и люди) бывают добрые и злые, веселые и грустные, светлые и мрачные. При мысли о Куприне сразу хочется сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой вот бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью “ко всему живому – к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу”.
Олег Михайлов.
Методы: репродуктивный, поисковый.
Приемы: выразительное чтение, пересказ, беседа.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
- Ребята, с произведениями А.И.Куприна мы уже знакомы. Сейчас, на сегодняшнем уроке, мы снова встретимся с замечательным писателем. Я думаю, что это не последняя встреча с этим прекрасным человеком. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Олега Михайлова. Послушайте их, пожалуйста.
А.И.Куприн, ребята, жил в иное, чем мы, время, знал совсем другой мир, многое из которого безвозвратно ушло. Но чувства, какие волновали его героев – молодых офицеров, цирковых артистов, неунывающих бродяг, просоленных морем летчиков – волнуют в той же степени сегодня и нас. И в этом разгадка популярности Куприна у читателей. Он открыто защищал слабых, воспевал святую любовь, бескорыстную дружбу, он учил быть лучше, красивее, благороднее даже в самых трудных житейских обстоятельствах. И не беда, что нет сегодня ни юнкеров, ни бродячих артистов, ни городовых, ни писцов в казенной палате . Ведь честность и ложь, отвага и трусость, благородство и низость, добро и зло по-прежнему ведут между собой непримиримую борьбу.
И все так же безостановочно течет в своих берегах “река жизни” (так называется у Куприна один из рассказов), требуя от нас ежедневного решения и выбора: “за” или “против”. И здесь, ребята, наставником и старшим другом нашим остается А.И.Куприн.
Александр Иванович Куприн родился в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Мать дворянского происхождения, принадлежала к старинному княжескому татарскому роду. Отец его умер, когда мальчику не исполнилось и года. Мать вынуждена была поселиться в московском вдовьем доме. Когда мальчику исполнилось 6 лет, мать определила его в Разумовский сиротский пансион, где он прожил 4 года. В 1880 году он поступил во вторую московскую военную гимназию, которая через 2 года была преобразована в кадетский корпус. Тягостная жизнь “казенного мальчика” была изображена им впоследствии в повести “На переломе”. Позже Куприн сотрудничает в газетах, становится профессиональным литератором. В 1919 году Куприн уехал за границу, постоянно тосковал по России. В 1937 году вернулся в родную Москву. “Даже цветы на родине пахнут по-иному”,-говорил он.
А.И.Куприн был человеком, обладающим громадной жизненной силой. Эта сила делала его зорким, любопытным, любознательным. Он как-то сказал, что хотел бы на несколько минут стать каждым человеком, встреченным им, каждым животным, мухой или растением, чтобы знать, что они думают, что чувствуют.
Ребята, вот, что рассказывала о Куприне его дочь Ксения. Когда писатель писал рассказ о лошади ( “Изумруд”), он все время проводил в конюшне и даже однажды, к ужасу жены Куприна, привел лошадь в спальню на несколько дней, чтобы следить за тем, как она спит, и узнать, видит ли она сны. Когда дочь Куприна была маленькой девочкой, у них завелись тараканы. Александр Иванович решил понаблюдать за ними. Они нескольких отметили разной краской, дали им имена. И потом, сидя на корточках, терпеливо наблюдали за этими насекомыми.
Все животные: собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи- были членами семьи А.И. Куприна.
Куприн писал: “Животные отличаются своей памятью, рассудком, способностью различать время, пространство, цвета и звуки. У них бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность, признательность, верность, радость и горе, гнев, смирение, хитрость, честность и забитость.”
Очень часто друзья Куприна, смеясь, говорили, что он приписывает животным чувства и ум, а у них только условные рефлексы. Но Куприн твердо верил, что это не так. Недаром рядом с названием рассказа “Завирайка” в скобках он поставил “Собачья душа”. Писатель очень сильно любил животных.
Он всегда участвовал в детских спектаклях, которые устраивала его дочь Ксения. Горячился, спорил, как ребенок.
Куприн любил цирк, веселых, храбрых, ловких, трудолюбивых людей и цирковых зверей. Был храбрым человеком, всегда хотел испытать на себе то, о чем писал. Он поднимался на высоту 1200 метров на воздушном шаре, летал на первых деревянных аэропланах в начале 20 века, когда полеты были в диковинку; опускался в скафандре на морское дно. Однажды он даже вошел в клетку с тиграми. Потом писатель сознался, что это было самое страшное из всего испытанного им, что он ничего не помнит из своих ощущений, кроме красного тумана перед глазами.
Доброму, любознательному глазу писателя все было интересно. Куприн легко находил общий язык с “младшими братьями” человека – животными. Он понимал, как нуждается животное в помощи и защите человека.
- Какие рассказы Куприна о животных, птицах вы читали?
В рассказе “Скворцы” он обращается прямо к детям: “Попробуйте бросать птице червяков или крошки хлеба сначала издалека, потом все уменьшая расстояние. Вы добьетесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо. Только не обманывайте его доверия. Разница между вами обоими только та, что он маленький, а вы большой”. А.Экзюпери в своей сказке “Маленький принц” устами принца сказал такую фразу: “Мы в ответе за тех, кого приручили”
3. Анализ рассказа.
- Ребята, Куприн в своих рассказах обращался не только к теме о животных, темы его произведений многообразны. Волновал писателя и человек. Очень часто в рассказах А.И. есть волшебство, всегда добро побеждает зло, детям и взрослым, нуждающимся в помощи, всегда помогают другие честные, порядочные, чудесные люди. Куприн учил видеть в человеке человека.
- Ребята, еще об одном рассказе, в котором происходят чудеса, мы поговорим на сегодняшнем уроке. Рассказ называется “Чудесный доктор”.
- Подберите однокоренные слова к слову “чудесный” (чудо, чудак, чудачество, чудесно, чудик, чудной, чудный, чудище).
- Как вы понимаете значение слова “чудесный”? (словарное определение слова чудесный: 1) являющийся чудом, волшебный, сверхъестественный;
2) проникнутый фантастикой, полный чудес, удивительный, необычный;
3)чудный, замечательный.)
- Ребята, в какое время года происходит действие в рассказе?
- Что увидели мальчики на витрине магазина?
- Чем вы можете объяснить впечатление, которое произвела “великолепная выставка” витрины на мальчиков?
- А как вы относитесь к праздникам?
- Какие чувства вы испытываете при их приближении?
- Ребята, а могла ли семья Мерцалова надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни?
- Где жили Мерцаловы?
- Расскажите, что произошло в семье?
- Почему они оказались в подвале и жили в таких ужасных условиях?
- Какая обстановка, атмосфера царила в доме Мерцаловых? (Зачитайте, приведите примеры).
- Пытался ли Мерцалов достать денег?
- Почему все, к кому обращался Мерцалов за помощью, отказывали ему?
- Что он предпринимал?
- Почему уходит из подземелья Мерцалов?
- Куда он идет? (Зачитать).
- В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем? (Им овладело отчаяние, потому что ему неоткуда было ждать помощи, он не мог рассчитывать на сострадание окружающих)
- Как вы понимаете высказывание современного ученого Ильи Шевелёва: “Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее”? К кому из персонажей рассказа вы могли бы применить эти слова?
- Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым?
- Почему он не ушел после “озлобленных криков” Мерцалова? (Потому что видел, что человек в отчаянном положении, и незнакомец принадлежал к тому числу людей, которые от жизненных неудач становятся милосерднее). Какую помощь оказывает незнакомец семье Мерцалова? Кто он по профессии?
- Почему незнакомец, уходя от Мерцаловых, не назвал своего имени? (Был скромным человеком)
- Почему не дал деньги открыто? (Потому что боялся поставить в неловкое положение, не хотел обидеть или как-то оскорбить хозяев)
- Определите, пожалуйста, как в тексте проявляются оттенки значения слова “чудесный”?
- Что было “чудесного” в поступках незнакомца?
- Знаете ли вы что-нибудь о Николае Ивановиче Пирогове?
(1810-1881г. Хирург, анатом, педагог, основоположник военно-полевой хирургии, способствовал подготовке сестёр милосердия в России в период военных действий в Крыму в 1853-1856 годах. Позже это общественное движение получило название Красного креста.)
- Скажите, пожалуйста, изменила ли эта встреча с чудесным незнакомцем жизнь Мерцаловых?
- Ребята, какова основная мысль рассказа? (Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком)
- Чему он нас учит?
4. Итог. Вывод.
- Итак, я хочу в заключение нашего урока прочитать афоризм Джона Рескена. И хотелось бы, чтобы вашим добрым начинаниям помогали рассказы замечательного писателя А.И.Куприна. Верьте в чудеса, и чудо обязательно произойдет. Старайтесь в любой ситуации быть честными, добрыми, порядочными, чудесными людьми.
5. Домашнее задание.
Приходилось ли вам или кому-то из членов вашей семьи оказывать помощь попавшим в сложную ситуацию? Подготовьте рассказ об этом классу.
Написать свою памятку “Как стать добрым человеком?”